Игра-путешествие "По страницам сказок А.С.Пушкина"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Закрепить и обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина, о его сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 101.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра–путешествие «По страницам сказок Александра Сергеевича Пушкина»
(в подготовительной к школе группе)
Цель: обобщить знания детей по проекту «По страницам сказок А.С.Пушкина», создать условия для применения ранее полученных знаний на практике.
Задачи:
Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его сказках, закреплять умения называть сказки Пушкина и их главных героев, расширить кругозор детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, интерес к художественной литературе, внимание, мышление, память, речь.
Материал: волшебное зеркало, СД фрагменты сказок, ленты-лучики, предметы для игры (яблоко, собака, звезда, верёвка, стрела, петушок, зеркало, рыбка, заяц ), большой мешок, корзина, 3 коробочки с пазлами, канат, 5 замков, 5 ключей, книга «Сказки А.С.Пушкина».
Оформление зала: портрет А.С.Пушкина, выставка детских работ «Лукоморье», дуб, сундук с золотом, изба, «море», «пруд», камыши, мостик, ворота, трон для Царевны.
Сказочные герои
Дети:
Мальчик
Девочка
Старик
Старуха
Черти
Лучики солнца
Родители и воспитатели:
Кот
Царица
Солнце
Балда
Царевна
Предшествующая работа: проект «По страницам сказок А.С.Пушкина»
Ход мероприятия
Зал празднично украшен. Входят дети под музыку, встают в полукруг
В нашем зале есть гости. Давайте поздороваемся с гостями. Сегодня мы подводим итог литературного проекта «По страницам сказок А.С.Пушкина». В течение месяца вы и ваши родители принимали активное участие в проекте: искали информацию о семье и творчестве А.С.Пушкина, слушали его замечательные сказки, рисовали, делали аппликации и, конечно же, узнавали много нового. И сейчас вы все станете участниками игры, где покажите, что вы знаете и умеете. Итак, мы начинаем!
Вед:
У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
1: Ветер весело шумит,
Судно весело бежит,
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана.
2: Пошёл старик к синему морю,
Неспокойно синее море,
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
3: Жил-был поп, толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идёт, сам не знает куда.
4: Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
Вед: Кто же не знает этих строк. Ребята, а кто же написал эти замечательные строки? (дети отвечают, после ответа, читавшие стихи садятся в зал). А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 г. Нет человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений Пушкина, его называли «солнцем русской поэзии».
Вед: Посмотрите, какое большое дерево! Как называется это дерево? (Д: дуб) Верно, дуб. Но это дуб необычный. Смотрите, на нём есть цепь, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб?
Д: А.С.Пушкин
Вед: Да, верно. Скажу вам по секрету, что дерево это не простое, а волшебное. А хотели бы вы отправиться в путешествие по сказкам А.С.Пушкина? (отв.) Тогда давайте все вместе произнесём слова-заклинанья, повторяйте вместе со мной:
«У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...»
Муз. выход учёного кота.
Вед: Ой, да это же тот самый учёный кот.
Кот: Вижу вас, мои друзья,
Рад и благодарен я,
Творенья Пушкина прочтя,
Меня призвали вы сюда.
И мечта должна сегодня сбыться,
Путешествие в мир сказок Пушкина
Конечно, состоится!
Кот: Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Вед: Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданное дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело,
Говорить оно умело.
Под музыку выходит царица, у неё волшебное зеркало. Любуется.
Царица: Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
З: Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица: Ах ты, мерзкое стекло,
Это врёшь ты мне назло.
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше,
Обойди всё царство наше;
З: А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее.
Царица: Мне ль такой позор терпеть!
Падчерице лучше умереть.
Свесть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам! (уходит)
Вед: Дети, а в какую сказку мы с вами попали?
Д: «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»
Вед: Что же дальше приключилось? Что с царевною случилось?
Кот: Что с Царевной не скажу,
Лишь дорогу укажу,
Вместе мы её найдём,
В сказку мы её вернём!
Вед: Ну что, поможем учёному коту? (отв.)
Где ж искать её?
Кот: О ней, быть может, Солнце знает, оно поможет!
Выходит Солнце из-за двери. Танец Солнца с лучиками (лентами).
(после танца «лучики» садятся на места, выходят мальчик и девочка)
Мальчик: Свет наш Солнышко, скажи!
Ты ходишь круглый год по небу,
Сводишь зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Девочка: Аль откажешь нам в ответе,
Не видало ль, где на свете
Ты Царевны молодой?
Мы - друзья ей.
Солнце: Я – Царевны не видало.
Но дорогу укажу,
Испытаю вас сначала,
Вам задание скажу.
Вы ответьте без подсказок,
Как вы знаете героев сказок.
Вед: Давайте выполним задание Солнышка. Сейчас вы прослушаете фрагменты сказок Пушкина, потом вам необходимо ответить, какому сказочному герою принадлежат эти слова и из какой сказки этот герой. Давайте покажем Солнышку, что мы воспитанные дети, выкрикивать с места не будем, чтобы ответить, поднимайте руки.
Задание «Угадай-ка»
1. «Здравствуй, красная девица, будь же ты моя царица
И роди богатыря мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха»
(Царь Салтан «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)
2. «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу»
(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. «Кири – ку – ку. Царствуй лёжа на боку!»
(Золотой петушок «Сказка о золотом петушке»)
4. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,
Не боишься никого, кроме бога одного»
(Королевич Елисей «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
5. «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу»
(Балда «Сказка о попе и о работнике его Балде)
Солнце: Вот какие молодцы! Как хорошо справились с моим заданием. Придётся вам помочь. За горою, за высокой,
Море растеклось широко.
Там, за морем, есть избушка,
В ней живут старик, старушка,
Там Царевну вы ищите
Вед: Спасибо, Солнце!
Солнце: Поспешите! (муз. уход за дверь)
Вед: Уж не знаю, как нам быть,
Как нам море переплыть?
Кот: Мы же в сказочной стране. Дети, выходите сюда, вставайте в круг (выходят,делают круг, Старик и Старуха заходят переодеваться)
Давайте представим себе море...
Муз игра «Море»
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах!
Кот: Вот мы с вами и на месте (дети проходят на свои места). Здесь, у моря есть избушка, в ней живут старик, старушка.
Вед: Догадались, в какую сказку мы попали? (дети отвечают)
(Перед зрителями избушка, старуха сидит на лавке,, входит старик)
Старик: Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую, не простую;
По нашему говорила рыбка,
Домой в синее море просилась,
Дорогой ценой откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю,
Не посмел я взять с неё выкуп дорогой,
Попросил у рыбки корыто новое,
Наше-то совсем раскололось.
Старуха: Что? Дурачина ты, простофиля!
Не нужно мне корыто новое,
Хочу дворец, хочу стать владычицей морскою,
Чтобы рыбка у меня была на посылках!
А с тобой, дед, от скуки с ума сойдёшь!
Хоть бы кто зашёл к нам в гости,
Мы б с тобой размяли б кости.
Вед: Рады с вами поиграть.
Кот: Надо бы народ созвать.
Вед: Вам, ребята, не лень заплести плетень? (нет)
Вед: Давайте поиграем в рус. нар. игру «Плетень». 1 команда строится в линию вот здесь, 2 команда строится в линию напротив.
Русская народная игра «Плетень»
(во время игры начинает эта команда, русская пляска)
Вед: Вот какая плетень получилась, ровная, да крепкая. Молодцы! Садитесь на свои места.
(после дед и баба в центре зала, дети на свои места, мальчик и девочка на сцене)
Девочка: Сразу видно нам что тут,
Люди добрые живут,
С братцем мы зашли в светлицу,
Так как ищем мы девицу.
Старуха: Кто такая?
Мальчик: Царевна молодая!
Не у вас она?
Старик: Не знаем,
Про Царевну не слыхали,
Вот рыбку золотую – знаем!
А Царевны в доме нет.
Верно, бабка?
Старуха: Верно, дед!
Ты бы лучше не болтал,
А избу бы прибирал.
Посмотри, какой бардак...
Старик: Вечно всё тебе не так,
Мне, детишки, помогите,
Вещи в сказки все верните! (М. и Д. садятся на места)
Игра «Найди то, не знаю что»
Вед: Давайте поможем дедушке. Сейчас вы будете доставать из мешка предметы и атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Каждый берёт только один предмет. Ваше задание: сказать, что это за предмет и из какой он сказки.
Предметы, спрятанные в мешке:
Яблоко, месяц, собака, зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»
Муха, золотой орех, звезда, стрела – «Сказка о царе Салтане...»
Мешок, верёвка, заяц – «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Мешок, петушок – «Сказка о золотом петушке»
Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Вед: А теперь сложите предметы обратно в мешок(выполняют задание, Старик собирает все предметы в мешок ) Ну вот, дедушка, помогли тебе дети всё разложить по полочкам (Вед. берёт мешок и ставит его рядом с избушкой)
Старик: Вот спасибо за подмогу, помогу и вам немного,
К пруду вы сходите, там Балду найдите,
У него о Царевне спросите.
Старик со старухой садятся в зал. Выходит Балда, закидывает верёвку в пруд.
Балда: Ох, где же эти черти, а вот они!
Появляются черти.
Танец чертей
Чёрт: Зачем ты, Балда, к нам залез?
Балда: Да вот, верёвкой хочу пруд морщить,
Да вас, окаянное племя, корчить.
Чёрт: За что такая немилость?
Балда: Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока.
Чёрт: Коль и впрямь, Балда, такой ты сильный
Верёвку тяни, да не свались...
Балда: Чтоб тянуть мне было веселей,
Позову-ка я сюда своих друзей.
Эге-гей, ребята, пошли верёвку тянуть.
Игра «Перетягивание каната»
Чёрт: Да, Балда, делать нечего,
Собрали мы тебе оброк (тащат мешок)
Балда: Помоги-ка взвалить на плечо мешок (черт помогает, садится в зал)
Вед: А вот и Балда!
Кот: Нас старик к тебе послал
Ты всё знаешь, он сказал.
Вед: Ищем здесь мы молодицу –
Раскрасавицу девицу.
Балда: Чтоб подсказку вам отдать,
Должен я вас испытать.
Ну, скажите мне, друзья,
Из какой же сказки я? (дети отвечают)
Балда: Вот здесь, на столах, есть подсказки. Соберёте из частей целое и узнаете, в какую сказку дальше путь держать, где Царевну вам искать.
Вед: Ребята, давайте разобьёмся на три команды и подойдём к столам. Времени не будем зря терять, а начнём все вместе пазлы собирать.
(каждая команда собирает свою иллюстрацию)
Балда: Из какой же сказки эти картинки? (отв)
Вед: Молодцы, садитесь на места.
Кот: Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Вед: Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Балда: В море остров есть крутой,
Не привальный, не жилой,
Там стоит гора крутая,
Под горою тёмный вход,
Путь ворота преграждают,
На воротах пять замков
Отправляю вас туда,
Вам ни пуха, ни пера.
Свет гаснет, Балда уходит, перед детьми ворота с 5 замками.
Вед: Здесь томится свет-девица,
Надо нам её спасти,
Всем придётся потрудиться,
Подобрать к замкам ключи.
Кот: А помогут нам в этом замечательные Пушкинские строки.
Вед: Вам нужно продолжить сказочные строки. Я начинаю, а вы продолжаете.
(Вед. берёт 1 ключ, читает начало, дети продолжают сказочные строки, отдаёт ключ Коту, Кот прикрепляет ключ к замку ит.д.)
1 ключ: И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя.... | 33 богатыря, |
2 ключ: Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка и спросила: | «Чего тебе надобно, старче?» |
3 ключ: А Балда приговаривал с укоризной: | «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». |
4 ключ: Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка.... | Золотого петушка |
5 ключ: День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу, не скучно ей... | У семи богатырей |
Кот: Все подобраны ключи
Отворитесь все замки
(Музыка, открываются ворота, сидит Царевна, спит)
Вед: И Царевна ожила...
Царевна: Как же долго я спала (выходит в центр)
Я благодарна вам, друзья,
Что вы спасли меня от смерти.
Вед: Царевна – искали мы тебя
В волшебной сказок круговерти.
Царевна: Разрешите вас за помощь поблагодарить
И чудесную вам книгу подарить.
Мудростью и радостью наполнена она,
В ней – сказки Пушкина, друзья!
Кот: Пусть шелестят волшебные страницы
Здесь торжество добра над тёмным злом
Царевна: Читайте сказки Пушкина вы с упоеньем,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
(отдают книгу Вед.)
Вед: Дети, давайте поблагодарим сказочных героев за подарок и все вместе скажем... (спасибо)
Кот: Ну а нам пора прощаться.
Царевна: Был долог наших странствий свет
Кот и Царевна: Должны мы возвратиться в свой сюжет!!!
(Царевна и Кот уходят)
Вед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Я благодарю вас за отзывчивость, внимательность и хорошее знание сказок А.С. Пушкина. Когда мы перечитываем эти сказки, то становимся немного счастливее и благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда. Я верю, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы пушкинских сказок! А поможет вам в этом наш чудесный подарок.
МКДОУ «Малиновский детский сад»
Игра–путешествие
«По страницам сказок Александра Сергеевича Пушкина»
(в подготовительной к школе группе)
Воспитатель: Струговец М.А.
п. Малиновка
2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам сказок А.С. Пушкина
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "По страницам сказок А.С. Пушкина"
Цель: развитие познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина.Задачи:закреплять знания о прочитанных сказках А.С. Пушкина;развивать связную речь, умение пересказывать сюжет литератур...
Музыкально- поэтическое развлечение по страницам сказок А.С. Пушкина.
"Что за прелесть эти сказки"...