Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Адут Светлана Ивановна

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрезентация  с  помощью  проектора  - для  визуализации  образа  Ветра,  Морской  пучины  и  финальной  сцены  с  колокольным  звоном - М.П. Мусоргский    опера  "Борис  Годунов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_samogo_sinego_morya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 музыкально – драматической  

                         фантазии

     по  сказкам   А.С. Пушкина

для  детей  подготовительной  группы

с  использованием  ЭОР  (презентация)


Оборудование:  

  • музыкальный  центр
  • проектор
  • экран
  • прожекторы

Подготовлена  и  использована  презентация  по  сказкам  А.С. Пушкина

Оформление  зала:

  • На  заднем  плане Морской  берег  и  Дуб
  • На  переднем  плане  кресло  и  стол  с  лампой
  • Портрет  А.С. Пушкина

Действующие  лица:

Взрослые:  Ученый  Кот

                     Мама  

Дети:           Леночка

Старик

Старуха

Рыбки

Елисей

Бесёнок

Балда

Князь  Гвидон

Царица

Витязи  морские

Белочка

Царевна  Лебедь

Коршун

Использована  классическая  музыка:

  • Оркестр  «Рондо  Венециано»:  композиция «Сан-Марко»
  • П.И. Чайковский:  музыка  из  балета  «Щелкунчик»,  
  • Н.В.  Римский – Корсаков  «Садко»  и  «Сказка  о  царе  Салтане»,
  • М.П. Мусоргский  «Картинки  с  выставки»  и  «Колокольный  звон»  из  оперы  «Борис  Годунов»

Сценарий  составлен   по  материалу  одноименной   пьесы  Л. Олифировой  

и  журнала  «Музыкальный  руководитель»  

Звучит  музыка  «Я  танцевать хочу» Ф. Лоу .  Выходят  Ведущие– воспитатели.

Вед. - Добрый  день,  уважаемые  мамы  и  папы,  дедушки  и  бабушки,  дяди  и  тёти!

           Мы  рады  снова  приветствовать  вас  в  нашем  уютном  осеннем  зале.

   Красавица  Осень  разбрызгала  краски:

   Небесная  просинь,  как  будто  из  сказки,

   Лиловая  липа  и  пламень  осины,

   Прощальные  крики  семьи  журавлиной!

   Листает  октябрь  золотые  страницы,

   А  белым  берёзкам – зима  уже  снится…

            Сегодня  мы  начинаем  не  просто  Осенний  праздник.  

            Сегодня  наши  с  вами  дети  открывают  свои  прощальные  гастроли  в  детском  саду,  

            где  каждый  день  и  каждый  час – были  неповторимы,  и  где  каждый  праздник  этого  года

            будет – прощальным!  Прощальная  Осень,  прощальный  Новый  год,  прощальная  Весна…

            Так  давайте  же  запомним  каждое  мгновение  уходящего,  беззаботного,  дошкольного

            детства  наших  малышей!  

            И  давайте  поддержим  юных  артистов  своими  щедрыми,  сердечными  аплодисментами!

Звучит  музыка  «Сан – Марко»  (Оркестр  «Рондо  Венециано»),  появляются  дети  с  листочками  и  исполняют  перестроение…  

  1.   Быстро  лето  улетело

Перелётной  птицей  вдаль.

Осень  чудно  расстелила

Увядающую  шаль.

  1.   Вмиг  заворожила  взоры

Огневой  своей  листвой,

Колоском,  созревшим  в  поле,

Пожелтевшею  травой.

  1.   Так  давайте  славить  осень

Песней,  пляской  и  игрой.

Будут  радостными  встречи.

Все:       Осень,  это  праздник  твой!

Музыка  продолжается,  врывается  Ветер…

Ветер:     Я  осенний  буйный  ветер,

                Я  лечу,  лечу,  лечу!

                Я  срываю  листья   с  веток

                В  вихре  яростно  кручу!

  1.     Веселее,  веселее!  Время  танцев  у  листвы!

                Для  осеннего  круженья  нет  прекраснее  поры!

         

  1.      Раз-два-три,  взлетайте  дружно!

                 На  носочках,  вверх  и  вниз!

                 Разучить  нам  срочно  нужно

                 Новый  танец:  «Вальс – Каприз»!

Под  продолжение  «Вальса»,  Листья  танцуют,  кружась,  вокруг  Ветра…

  1.      Солнышко  с  тучками  в  прятки  играло,

                 Солнышко  тучки-летучки  считало:

  1.      Серые  тучки,  и  чёрные  тучки,

                 Лёгких – две  штучки,  тяжёлых – три  штучки.

  1.      Солнышко  спряталось,  Солнца – не  стало.

                 Тучка  заплакала – дождиком  стала!

Дети  исполняют  песню  «Осень  золотая» Е. Ранда  

  1. Белая  берёзка  проснулась  на  рассвете,

Последние  листочки  унёс  бродяга – ветер!

Падают  снежинки,  землю  укрывая,

Заискрились  льдинки,  хрусталём  сверкая!

Припев:

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  капают  дождинки

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  превращаясь  в  льдинки,

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  ка-тятся  слёзки

Кап,  кап,  кап,  кап,  плачет  берёзка!

(проигрыш )

  1. Ягоды  рябинки  огоньком  пылают,

Птички  с  облаками  к  югу  улетают,

Кружатся  листочки,  с  ветерком  играя,

Осень  золотая  снова  расцветает!

Припев:

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  капают  дождинки,

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  превращаясь  в  льдинки,

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  катятся  слёзинки

Кап,  кап,  кап,  кап,  плачет  рябинка!

(проигрыш  2 раза)

  1. Осень  золотая,  скучно  нам  немножко,

Потому,  что  лето  унеслось  в  окошко!

Но  ведь  ты  красива,  Осень  золотая!

Землю  украшаешь,  красками  играя!

Припев:

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  капают  дождинки,

Кап,  кап,  кап-кап-кап,  превращаясь  в  льдинки…

(проигрыш  2 раза)

  1.  Не  грусти,  берёзка,  не  грусти,  рябинка!

Скоро  вы  уснёте  под  снежною  простынкой!

Солнышко  разбудит  вас  теплотой  и  лаской,

Лето  к  вам  вернётся  новой  доброй  сказкой!

Проигрыш:

…..

Пабада  ба-дам,  пабада,  ба-дам,

Пабада, дам-дам-дам,  дам, дам…

  1.   В  день  осенний,  яркий,  светлый

Осень  в  гости  к  нам  идёт

Вместе  с  музыкой  рассветной

Чудо – сказку  принесёт!

  1.   Не  весёлую  сказку,  не  печальную,

Очень  светлую  и  музыкальную.

Так  что  слушайте  и  наслаждайтесь,

Все:      Смотрите  все  и – удивляйтесь!

Звучит  композиция  «Сан – Марко»,  дети  перестраиваются  и  убегают  на  места…

Закрываются  кулисы…  На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа. Занавес опущен. Выходит Леночка с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную (импровизация). С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.

Девочка.  Мамочка! Ты  все свои дела закончила?

Мама.       Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.

Девочка.  Ну, мамочка! Ну еще чуть-чуть.

                  Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала  почитать...


Мама.      Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка, напомни, какие сказки Пушкина мы читали.

Девочка. О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и о работнике его Балде... (задумывается).

                 А еще, а еще...

Мама.      Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. "Белка песенки поет..."


Девочка.  "Да орешки все грызет!" Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!


Мама.       Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Александра Сергеевича, которая называется

                 "Руслан  и  Людмила",  а  начинается  она  вот  таким  волшебно – сказочным  

                  вступлением:    "У лукоморья  дуб  зеленый..."


Девочка.  Мама, а что такое "лукоморье"?


Мама.      Это  морской  берег,  но  не  прямой  и  ровный,  а  с  изгибами.  

                  В  этом  живописном месте  Пушкин  поселил  героев  своих сказок.  

                  Он  придумал  его,  создал  в  своем  воображении.     Александр  Сергеевич

                  очень любил море и посвятил ему чудесные стихи... Вот послушай:

У лукоморья дуб зеленый    (звучит музыка);
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны...    
Раздается телефонный звонок. 

Мама.        Доченька,  посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.  Мама  уходит. 

Девочка перелистывает книгу.

Звучит "Колыбельная" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. Лена засыпает.

Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой. Лена открывает глаза.

Кот уч.     Мур-р-р-р!  Здравствуй,  девочка!   

                  Я  тот  самый  Кот,  который  живет у  лукоморья  и знает  много  сказок.  

                  А  ты  хочешь  побывать  у самого синего моря и увидеть героев  любимых  сказок,  

                  которых   придумал   Александр  Сергеевич  Пушкин?


Девочка.  Конечно,  хочу!  Только  мама,   наверное,  будет  волноваться.


Кот.          Что ты! Мы мигом:  туда и обратно.  Мама даже не заметит.

                 Давай руку, закрой глаза и  ничего  не  бойся.

Открывается занавес. Звучит музыка.    Кот  и  Девочка  подходят  к  дубу  и  садятся.  

Появляются  рыбки,  танцуют…

К  морю  идёт Старик, чешет затылок, потом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.

Старик (растерянно).

Я сегодня поймал было рыбку.
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,  
Дорогою ценою откупалась:
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.

Старуха.            Дурачина ты, простофиля!  
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.  
(Старуха  уходит…)

Кот.                    Вот пошел он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.    
(Музыка. Море волнуется.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила...


Рыбка.               Чего тебе надобно, старче?

Старик.              Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.

Рыбка.               Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.


Старик уходит. Рыбки уплывают.

Кот.                    Что  скажешь,   девочка?  Узнала  героев  этой  сказки?

Лена.                  Конечно, это же старик, его жадная  и  вредная  жена и волшебная золотая рыбка.

Кот.                    Умница! А теперь смотри и слушай.   Кто-то приближается к синему морю.

                             Похоже, что он кого-то ищет...

Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей.

Елисей.              Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.

Ветер.                 Постой,-

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.

Елисей  медленно,  опустив  голову,  уходит.    Девочка плачет, трёт глаза. 

Кот.                    О чем ты плачешь, девочка?

Девочка:           Царевну жалко.

Кот.                    Разве  ты  забыла,  что  в  сказке  о  мертвой  царевне  

                            любовь  и   преданность   Елисея  спасут,  оживят  его  невесту,  

                            и  закончится  сказка  свадебным пиром.  

                            Помнишь,   какой  весёлый  конец   у  этой  сказки?

Девочка:    (улыбается). Я там был, мёд, пиво пил,
                            Да усы лишь обмочил.


Кот.                    Тсс-с!  Смотри:  поп   Балду  к  чертям  за  оброком  прислал.

Звучит "Трепак" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. К морю выходит Балда с веревкой на плече. Начинает крутить веревку. Из моря появляется Бесенок.

Бесенок. Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Чтобы  впредь  не  было  никому  горя:
Кто  скорее  из  нас  обежит  около  моря,
Тот  и  бери  себе  полный  оброк,
Между  тем,  нам  приготовят  мешок.

Балда.     Где  тебе  тягаться  со  мною,
Со  мною,  с  самим  Балдою?
Экого  послали  супостата!

                 Подожди-ка  моего  меньшого  брата.

Балда и Бесенок уходят за кулисы в разные стороны.

Девочка:   Я  знаю,  Балда  пошел  в  лесок   зайцев  ловить,  чтобы  Бесенка  перехитрить.

                   Он двух зайчишек поймает...

Кот.           Тише, тише, смотри:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Звучит вступление ко 2-му действию оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова. По морю "плывет" бочка, в ней - царица и князь Гвидон.

Гвидон.         Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Кот.                И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько...      
Из бочки выходят царица и Гвидон.

Царица.         Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.

Гвидон. ...     Добрый ужин
                      Был бы нам, однако, нужен.

Гвидон  и  Царица,  не спеша,  уходят…

Лена.             Это самая прекрасная сказка на свете! Сказка о царе Салтане.

Кот.              А что тебе больше всего в ней нравится?

Лена.            Ну, конечно, чудеса всякие: белочка с золотыми орешками,  витязи морские и

                      прекрасная царевна Лебедь.

Звучит  р.н.м.  «Во  саду  ли  в  огороде»,  появляется  Белочка  с  орешком,  танцует,  убегает…

Звучит тема "33 богатыря" Из моря выходят Витязи.

Дядька.      Лебедь нас к тебе послала.
                   И наказом наказала
                   Славный город твой хранить…

Вместе:     И дозором обходить!

Витязь.     Так увидимся мы вскоре,
                  А теперь пора нам в море:

Вместе:     Тяжек воздух нам земли. 

Снова звучит музыка из оперы "Сказка о царе Салтане" ("Три чуда"), витязи уходят. 

Лена.         Какие  красивые,  храбрые!  А  где  же  царевна – Лебедь?

Кот.           Смотри, вот и она по волнам плывёт.

Звучит вновь тема Одетты из "Лебединого озера". Появляется Лебедь, за ней гонится Коршун. Звучит музыка из балета "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (тема Одетты из 2-го действия). Борьба Лебедя и Коршуна решена в плане танцевально-пластической импровизации. Вновь появляется Гвидон и стреляет из лука в Коршуна.

Лебедь.      Ты,  царевич,  мой  спаситель,
Мой  могучий  избавитель!
Ты  не  Лебедь  ведь  избавил,
Девицу  в  живых  оставил;
Ты  не  Коршуна  убил,
Чародея  подстрелил.
Ввек  тебя  я  не  забуду:
Ты  найдёшь  меня  повсюду.

Раздается колокольный звон. На сцене появляются  все участники представления,  хороводом  проходят  вокруг  Гвидона  и Лебеди,  перестраиваются  в  ручеёк…

между  ними  проходят  Кот  и  Девочка,  прощаются. Занавес закрывается.  Кот ведет Девочку по авансцене, сажает в кресло.  Уходит. Лена  засыпает  снова.  Появляется мама.

Мама.          Девочка  моя,  да  ты  совсем  спишь.  Давай,  я  отнесу  тебя  в  кровать.

Лена.           Мамочка,  ты  даже  представить  себе  не  можешь,  где  я  была!

Мама.         Очень  интересно.  Где  же  это?

Лена.          У  самого  синего  моря,  под  большим  дубом,  вместе  с  котом.

Мама.        Каким  еще  котом?

Лена.         Ну  тем  самым,  который  и  днём  и  ночью  всё  ходит  по  цепи  кругом.

Мама.       Да?  Пойдем  спать,  Леночка.  Уже  очень  поздно.  Ох  уж  эти  детские  фантазии!

Звучит  музыка,  все  дети  выбегают  врассыпную  по  залу…

Вед.1:     Наш праздник подошел к концу.
               Все что знали и умели
               Станцевали и пропели.


Вед.2:     Наступил и час прощанья,
               Скажем дружно:

Все:        «До свиданья!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

Стихотворение "По жизни с Пушкиным" материал для сценария праздника, посвященному А.С.Пушкину.

Ко дню 177-летия со дня гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина....

Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

Сценарий праздника, посвящённого А.С.Пушкину "Пушкин в нашем сердце навсегда".

Сценарий прздничного мероприятия, посвящённого великому русскому поэту с использованием ИКТ....

Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».

Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...

«А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С.Пушкина»

А.С. Пушкин - великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С. Пушкина. ...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...