Буклет "Приемы развития творческого воображения по ТРИЗ"
материал по развитию речи по теме
В буклете представлены методы и приемы развития творческого воображения по технологии ТРИЗ с описанием их сущности и алгоритма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
«Приемы развития творческого
воображения по ТРИЗ»
Воспитатель: Рудакова Н.Н.
Теория решения
изобретательских задач
ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер — изобретатель и писатель-фантаст.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Метод фокальных объектов (МФО)
Цель метода: расширение представлений о возможных вариантах развития любого объекта.
Сущность метода - в переносе свойств и признаков случайных объектов на фокальный (усовершенствуемый) объект.
Алгоритм работы по методу:
1. Выбрать объект, который надо изменить (фокальный объект).
2. Сформулировать цель изменения.
3. Назвать несколько случайных объектов.
4. Составить перечень признаков и свойств этих случайных объектов.
5. Найденные признаки и свойства перенести на фокальный объект.
6. Оценить полученные идеи и выбрать из них наиболее полезные для реализации.
Примечание
При выборе идеи исходить в первую очередь из её полезности, не обращая внимания на проблемы реализации.
Морфологический анализ
Цель метода: изобретение или усовершенствование какого–либо предмета.
Сущность метода – в подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизирован-ном получении их сочетаний (комбинировании).
Алгоритм работы по методу:
1. Построить многомерную таблицу (морфологический ящик)
2. Выделить основные характери-стики рассматриваемого объекта и записать возможные варианты по каждой оси.
3. Обработать полученные данные (общее количество вариантов в морфологическом ящике равно произведению чисел элементов на осях).
4. Отобрать наиболее удачные
варианты.
Метод числовой оси (МЧО)
Цель метода: расширение представлений об изменениях объекта в результате изменения его параметров.
Сущность метода - в анализе последствий предельных изменений выбранного параметра.
Алгоритм работы по методу:
- Выбрать объект анализа
- Выбрать изменяемый параметр этого объекта.
- Уменьшить значение параметра. Проследить последствия.
- Продолжать уменьшение до 0. Рассмотреть предельные последствия.
- Увеличить значение параметра. Проследить последствия.
- Продолжать увеличение до бесконечности. Рассмотреть предельные последствия.
- Рассмотреть влияние изменений на другие объекты.
Чаще всего изменяют такие параметры как РАЗМЕР, ВРЕМЯ, СТОИМОСТЬ.
Этот вариант Метода числовой оси получил название Оператор РВС.
Личная аналогия (эмпатия)
Цель метода: отождествление себя с рассматриваемым или представляемым объектом.
Сущность метода - войти в роль кого-либо или чего-либо пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения.
Алгоритм работы по методу:
1.При знакомстве детей с худо-жественными произведениями, обратить внимание на то, какими словами герои выражают свои чувства.
2. Предложить детям поставить себя на место героя сказки или рассказа.
3. В начале работы можно использовать элементы костюма.
4. Научить детей описывать чувства, которые переживает их герой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ
В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого...
«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»
Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффекти...
Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...
Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"
Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...
"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"
Консультация для родителей Представьте себе на минуточку, что у человека не было бы фантазии. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусс...
Приемы развития творческого воображения по ТРИЗ
Теоритические основы развития творческого воображения по ТРИЗ...