Приемы развития творческого воображения по ТРИЗ
презентация на тему

Анжела Николаевна Иванова

Теоритические основы развития творческого воображения по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_tehnologii_teoriya.docx142.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приемы    развития творческого

воображения       по ТРИЗ»

Учитель логопед:

Иванова А.Н.                                     

   

           Теория решения  

     изобретательских задач

   ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.  ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

    Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер  — изобретатель и писатель-фантаст.

     Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

 Метод фокальных объектов (МФО)

Цель метода: расширение представлений о возможных вариантах развития любого объекта.

Сущность метода - в переносе свойств и признаков случайных объектов на фокальный (усовершенствуемый) объект.

Алгоритм работы по методу:
1. Выбрать объект, который надо изменить (фокальный объект).
2. Сформулировать цель изменения.
3. Назвать несколько случайных объектов.
4. Составить перечень признаков и свойств этих случайных объектов.
5. Найденные признаки и свойства перенести на фокальный объект.
6. Оценить полученные идеи и выбрать из них наиболее полезные для реализации.

Примечание

При выборе идеи исходить в первую очередь из её полезности, не обращая внимания на проблемы реализации.

 Морфологический анализ 

Цель метода: изобретение или усовершенствование какого–либо предмета.

Сущность метода – в подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизирован-ном получении их сочетаний (комбинировании).

Алгоритм работы по методу:

1. Построить многомерную таблицу (морфологический ящик)

2. Выделить основные характери-стики рассматриваемого объекта и записать возможные   варианты по каждой оси.

3. Обработать полученные данные (общее количество вариантов в морфологическом ящике равно произведению чисел элементов на осях).  

4. Отобрать наиболее удачные

варианты.

Метод числовой оси (МЧО)

Цель метода: расширение представлений об изменениях объекта в результате изменения его параметров.

Сущность метода - в анализе последствий предельных изменений выбранного параметра.

Алгоритм работы по методу:

  1. Выбрать объект анализа
  2. Выбрать изменяемый параметр этого объекта.
  3. Уменьшить значение параметра. Проследить последствия.
  4. Продолжать уменьшение до 0. Рассмотреть предельные последствия.
  5. Увеличить значение параметра. Проследить последствия.
  6. Продолжать увеличение до бесконечности. Рассмотреть предельные последствия.
  7. Рассмотреть влияние изменений на другие объекты.

Чаще всего изменяют такие параметры как РАЗМЕР, ВРЕМЯ, СТОИМОСТЬ.
Этот вариант Метода числовой оси получил название
Оператор РВС.

Личная аналогия (эмпатия)

Цель метода: отождествление себя с рассматриваемым или  представляемым объектом.

Сущность метода - войти в роль кого-либо или чего-либо пытаясь выяснить возникающие при этом чувства,  ощущения.

Алгоритм работы по методу:

1.При знакомстве детей с  худо-жественными произведениями,  обратить внимание на то, какими словами герои выражают свои чувства.

2. Предложить детям поставить себя на место героя сказки или рассказа.

3. В начале работы можно использовать элементы костюма.

4. Научить детей описывать чувства, которые переживает их герой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого...

Буклет "Приемы развития творческого воображения по ТРИЗ"

В буклете представлены методы и приемы развития творческого воображения по технологии ТРИЗ с описанием их сущности и алгоритма работы....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...

Сборник технологических карт, образовательной деятельности с использованием приемов развития творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста

В учебно-методическом пособии представлены технологические карты для  развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Чтобы развить творческое воображение, упражнения должны...