Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Домашние животные».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Домашние животные».

3. Графический материал по лексической теме «Домашние животные».

4. Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Домашние животные и их детеныши»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Домашние детеныши и их животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить и уточнить знания о домашних животных и их детенышах.
  • уточнить знания детей о внешних признаках домашних животных, чем питаются, где живут.
  • совершенствование навыка составления рассказов по картинкам.
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки.

Прыгать может высоко,

Пьет из блюдца молоко.

И, разлегшись у окошка,

Жмурит глазки наша…(Кошка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

Спереди  пятачок,

Сзади  крючок,

Посредине  спинка,

На спинке  щетинка. (Свинья)

Отгадать я помогу,

Кто пасется на лугу.

Чтобы были мы здоровы,

Молоко дают… (Коровы)


Я знаком давно тебе,

Говорю я: «Бе-бе-бе!»

У меня спиралью рожки,

В башмачках-копытцах ножки. (Баран)

Я скажу вам: «Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!» (Коза)

Не овечки, не коровки.

На ногах у них подковки.

Могут мчаться без оглядки.

Это  резвые… (Лошадки)

Он пушистый и глазастый,

Он ушастый и зубастый.

В клетке деревянный домик.

Кто живет в нем? Белый… (Кролик)

II. Основная часть:

Логопед: Отлично. Как можно назвать этих животных одним словом? (Домашние).

Почему? (Потому что они живут рядом с человеком и человек заботится о них).

А какую пользу приносят домашние животные? (Собака – друг хозяина, она охраняет дом, а еще из собачьей шерсти вяжут носки и варежки. Корова дает молоко и мясо. Баран дает шерсть и мясо. Лошадь катает людей и перевозит тяжелые грузы. Кошка ловит мышей).

Логопед: У кого из домашних животных есть рога? Отвечайте полным предложением.

Дети: Рога есть у коровы, козы, барана.

Логопед: У кого есть пятачок?

Дети: Пятачок есть у свиньи.

Логопед: У кого хвост крючком?

Дети: Хвост крючком у свиньи.

Логопед: У кого есть копыта?

Дети: Копыта есть у лошади, коровы, козы, барана, свиньи.

1. Массаж биологически активных точек

Как на пишущей машинке      постучать пальцами по лбу 

Две хорошенькие свинки        пожать нос

Всё постукивают,                      постучать пальцами по щекам

Всё похрюкивают:                    пожать уши

Туки-туки-туки-тук!                 похлопать по щекам

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!    пощипать щеки

2. Артикуляционная гимнастика

Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.

1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.

2. Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.

3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.

4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье, он наклонился и заглянул под крыльцо — тянем язык вниз. 

5. Котенок испугался и выгнул спинку — Язычок сделал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.

6. «Котика надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны.

7. Котенок стал лакать молоко — совершать соответствующие движения, а потом стал умываться — круговые движения язычком.

8. Довольный котенок потерся о ноги — верхними зубами погладить язык.

9. Потом они вместе катались на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.

Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?

3. Физкультминутка

Поросёнок Пятачок

Отлежал себе бочок.

Встал на ножки, потянулся,

А потом присел, нагнулся.

И на ножках поскакал.

А потом опять прилёг,

Но уже на правый бок. (Дети выполняют движения по тексту)

4. Игра «У кого кто?»

Ребята, а вы уже знаете, как называются детеныши у разных домашних животных? Давайте поможем каждой маме найти своего детеныша.

У кошки – котенок. У лошади – жеребенок. У собаки – щенок. У коровы – теленок. У овцы – ягненок. У свиньи – поросенок. У козы – козленок. У крольчихи – крольчонок. У осла – осленок.

5. Игра «Ребята-зверята»

Котенок лакает, а котята... (лакают).

Теленок мычит, а телята... (мычат).

Щенок бежит, а щенки... (бегут).

Козленок скачет, а козлята... (скачут).

Поросенок ест, а поросята... (едят).

Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают).

Ягненок жует, а ягнята... (жуют).

6. Игра «Правда или неправда».

Ребята, это правда, что когда котенок вырастет, то он станет кошкой? Да

А правда, что когда жеребенок вырастет, то он станет свиньей? Нет. А кем он станет? Лошадью.

Правда, что когда козленок вырастет, он станет козой? Да.

А правда, что когда щенок вырастет, то он станет коровой? Нет. А кем он станет? Собакой.

Правда, что когда ягненок вырастет, он станет бараном? Да.

А правда, что когда поросенок вырастет, он станет быком? Нет. А кем он станет? Свиньей.

Правда, что когда осленок вырастет, он станет ослом? Да.

А правда, что когда теленок вырастет, он станет лошадью? Нет. А кем он станет? Коровой.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете домашних животных и их детенышей!

7. Игра «Назови ласково»

Назовите ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.                          

Кот — …, кошка — …, котенок — …  

Кролик — …, крольчиха — …, крольчонок — …

Пес — …, собака — …, щенок — …    

Бык — …, корова — …, теленок — …

Козел — …, коза — …, козленок — …      

Баран — …, овца — …, ягненок — …

8. Игра «Кто как голос подает?»

Корова и теленок — «му-у» (корова мычит).

Кошка и котенок — «мяу» (кошка мяукает).

Собака и щенок — «гав» (собака лает, гавкает).

Свинья и поросенок — «хрю» (свинья хрюкает).

Лошадь и жеребенок — «иго-го» (лошадь ржет).

Овца и ягненок — «бе-е» (овца блеет).

Осел и осленок — «иа-иа» (осел кричит).

9. Игра «Кто где живет»

корова живет в коровнике,

свинья — в свинарнике,

лошадь — в конюшне, (в стойле),

овца — в овчарне (в хлеву),

коза – в хлеву,

собака — в конуре (в будке),

а где живет кошка? (в комнате).

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких животных мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 132-153


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Домашние животные и их детеныши»

Цель: закрепление представлений о домашних животных и их детенышах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить описательному рассказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Стихи-обманки. 

Не спешите рифмовать, постарайтесь угадать!

Громко лает у ворот

На людей лохматый… кот? (пёс)

Мышь домой вчера принёс,

Наш пушистый рыжий… пёс? (кот)

Роет землю у крыльца

Пятачком своим… овца? (свинья)

Блеет так, что режет слух

Утром рано наш… петух? (козел)

Распевается спросонок

На насесте… поросёнок? (петух)

Замычали утром рано

На дворе у нас… бараны? (коровы)

«И-го-го» кричать привык

И стучать копытом… бык? (конь)

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек

Как на пишущей машинке      постучать пальцами по лбу

Две хорошенькие свинки        пожать нос

Всё постукивают,                      постучать пальцами по щекам

Всё похрюкивают:                    пожать уши

Туки-туки-туки-тук!                 похлопать по щекам

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!    пощипать щеки

2. Артикуляционная гимнастика

Проснулся утром Язычок-фермер, открыл дверь (широко открыть рот), вышел на улицу (высунуть язык), увидел лошадку и решил на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

На лугу он увидел корову, которая жевала траву (имитация пережёвывания пищи с закрытым ртом).

А рядом паслась коза. Язычок хотел ее погладить, но коза бодается! (напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то у правую щеку).

Возле будки он увидел, как собака грызет кость (кусаем язычок зубами).

Поросенок набил полный рот сена и пережевывает его (хомячок).

А маленький котенок лакает молоко из мисочки (кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь рта).

Язычок тоже решил позавтракать, и стал печь блинчики (блинчик).

Блинчики он кушал с малиновым вареньем (варенье).

И запивал коровьим молоком из чашки (чашечка).

Вот такое утро у Язычка на ферме! (большой палец вверх).

3. Физкультминутка

Раз – присядка, два – присядка.

Это кроличья зарядка. (приседать)

Поросята, как проснутся,

Любят долго потянуться, (потягиваемся)

Повернуться на бочок,

Покрутить свой пятачок. (наклоны влево-вправо)

А козлята спинку выгнут

И немножечко подпрыгнут. (попрыгать)

А теленок неуклюжий

Утром топает по лужам (топать)

Ставит он копытца вместе,

Долго топчется на месте. (ходить на пятках)

А кому зарядки мало –

Начинают все сначала!

4. Составление рассказа о домашних животных

Схема: Кто это? Внешний вид (цвет, части тела, какой шерстью покрыто). Какой голос? Чем питается? Где живет? Как называют детёнышей? Какую пользу приносит?

Корова – домашнее животное. Корова бывает коричневого, белого и черного цвета. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. У коровы короткая жесткая шерсть. Корова мычит «му-у». Корова питается травой и хлебом. Живет в коровнике. Детеныш коровы – теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.

Лошадь – домашнее животное. Лошадь бывает коричневого, рыжего, белого, черного цвета. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь покрыта короткой жесткой шерстью. Лошадь ржет «иго-го». Лошадь питается овсом и травой. Живет в конюшне. У лошади детеныш – жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.

Свинья – домашнее животное. Свинья розового цвета. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья покрыта щетиной. Она хрюкает. Свинья питается кашами, мясом, хлебом. Живет в свинарнике. Детеныш свиньи – поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.

Кошка – домашнее животное. Кошки бывают разных цветов. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошки покрыты мягкой шерстью разной длины. Они мяукают. Кошка питается молоком и рыбой. Живет в доме вместе с хозяином. Детеныш кошки – котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.

Собака – домашнее животное. Собаки бывают разных цветов. У собаки чуткий нос, на лапах когти, длинный хвост. Собаки бывают с длинной и короткой шерстью. Они лают. Собака питается косточкой и мясом. Живет в будке или в доме вместе с хозяином. Детеныш собаки – щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом и составляет компанию человеку.

Коза – домашнее животное. Козы бывают белые, рыжие, коричневые и черные. У козы длинные рога, есть бородка, на ногах копыта. Коза покрыта густой жесткой шерстью. Она блеет «ме-е». Коза питается травой и хлебом. Живет в хлеву. Детеныш козы – козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Овца – домашнее животное. Овцы бывают белые, рыжие, коричневые и черные. У овцы тонкие ноги, на ногах копыта. Овца покрыта густой кудрявой шерстью. Овцы блеют «бе-е». Овца питается травой и хлебом. Живет в овчарне. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Кролик – домашнее животное. Кролики бывают рыжие, серые, белые, черные и коричневые. У них длинные уши, длинные задние лапы, маленький хвостик. Кролики покрыты мягкой шерсткой. Они фырчат. Кролики питаются травой и фруктами. Живут в крольчатнике. Детеныш кролика – крольчонок. Кролик приносит людям пользу, он дает мясо и шерсть.

5. Игра «Назови ласково».

Корова – коровка, коза – козочка, овца – овечка, бык – бычок, козел – козлик, баран – барашек, собака – собачка, пес – песик, кошка – кошечка, кот – котик, свинья – свинка, лошадь – лошадка.

6. Игра «Один, два, пять».

У собаки один щенок, два щенка, пять щенков.

У коровы один теленок, два теленка, пять телят.

У лошади один жеребенок, два жеребенка, пять жеребят.

У свиньи один поросенок, два поросенка, пять поросят.

У овцы один ягненок, два ягненка, пять ягнят.

У кролика один крольчонок, два крольчонка, пять крольчат.

У кошки один котенок, два котенка, пять котят.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких животных мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 132-153


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\orig_2dedcd446abfb74d51847fcdcc487f46.jpg


C:\Users\User\Desktop\1619452127_53-oir_mobi-p-domashnie-zhivotnie-i-ikh-detenishi-zhivot-57.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Игра «У кого кто?»

Вспомни, как называются детеныши у разных домашних животных. Давай поможем каждой маме найти своего детеныша.

У кошки – котенок. У лошади – … У собаки – … У коровы – … У овцы – … У свиньи – … У козы – … У крольчихи – … У осла – …

2. Игра «Назови ласково»

Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.                          

Кот – котик, кошка – кошечка, котенок – котеночек.  

Пес – …, собака – …, щенок – …    

Бык – …, корова – …, теленок – …

Козел – …, коза – …, козленок – …      

Баран – …, овца – …, ягненок – …

3. Игра «Один, два, пять».

У собаки один щенок, два щенка, пять щенков.

У коровы один …, два …, пять …

У лошади один …, два …, пять …

У свиньи один …, два …, пять …

У овцы один …, два …, пять …

У кролика один …, два …, пять …

У кошки один …, два …, пять …

У осла один…, два…, пять…

4. Назови и раскрась домашних животных.C:\Users\User\Desktop\коллекция-мультфильма-домашних-животных-на-белом-фоне-книжка-204450071.jpg

Домашнее задание

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Игра «У кого кто?»

Вспомни, как называются детеныши у разных домашних животных. Давай поможем каждой маме найти своего детеныша.

У кошки – котенок. У лошади – … У собаки – … У коровы – … У овцы – … У свиньи – … У козы – … У крольчихи – … У осла – …

2. Игра «Назови ласково»

Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.                          

Кот – котик, кошка – кошечка, котенок – котеночек.  

Пес – …, собака – …, щенок – …    

Бык – …, корова – …, теленок – …

Козел – …, коза – …, козленок – …      

Баран – …, овца – …, ягненок – …

3. Игра «Один, два, пять».

У собаки один щенок, два щенка, пять щенков.

У коровы один …, два …, пять …

У лошади один …, два …, пять …

У свиньи один …, два …, пять …

У овцы один …, два …, пять …

У кролика один …, два …, пять …

У кошки один …, два …, пять …

У осла один…, два…, пять…

4. Назови и раскрась домашних животных.C:\Users\User\Desktop\коллекция-мультфильма-домашних-животных-на-белом-фоне-книжка-204450071.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...