Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:
1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Домашние животные».
2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Домашние животные».
3. Графический материал по лексической теме «Домашние животные».
4. Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико-грамматических категорий Домашние животные | 22.88 КБ |
Связная речь Домашние животные | 26.07 КБ |
Графическая схема Домашние животные | 264.7 КБ |
Домашнее задание Домашние животные | 90.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Домашние животные и их детеныши»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Домашние детеныши и их животные».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и уточнить знания о домашних животных и их детенышах.
- уточнить знания детей о внешних признаках домашних животных, чем питаются, где живут.
- совершенствование навыка составления рассказов по картинкам.
- совершенствование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже).
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать у детей умение составлять предложения;
- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
- воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать интонационную выразительность речи;
- создать положительную мотивацию к занятию.
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент. Загадки.
Прыгать может высоко,
Пьет из блюдца молоко.
И, разлегшись у окошка,
Жмурит глазки наша…(Кошка)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
На спинке – щетинка. (Свинья)
Отгадать я помогу,
Кто пасется на лугу.
Чтобы были мы здоровы,
Молоко дают… (Коровы)
Я знаком давно тебе,
Говорю я: «Бе-бе-бе!»
У меня спиралью рожки,
В башмачках-копытцах ножки. (Баран)
Я скажу вам: «Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!» (Коза)
Не овечки, не коровки.
На ногах у них подковки.
Могут мчаться без оглядки.
Это – резвые… (Лошадки)
Он пушистый и глазастый,
Он ушастый и зубастый.
В клетке деревянный домик.
Кто живет в нем? Белый… (Кролик)
II. Основная часть:
Логопед: Отлично. Как можно назвать этих животных одним словом? (Домашние).
Почему? (Потому что они живут рядом с человеком и человек заботится о них).
А какую пользу приносят домашние животные? (Собака – друг хозяина, она охраняет дом, а еще из собачьей шерсти вяжут носки и варежки. Корова дает молоко и мясо. Баран дает шерсть и мясо. Лошадь катает людей и перевозит тяжелые грузы. Кошка ловит мышей).
Логопед: У кого из домашних животных есть рога? Отвечайте полным предложением.
Дети: Рога есть у коровы, козы, барана.
Логопед: У кого есть пятачок?
Дети: Пятачок есть у свиньи.
Логопед: У кого хвост крючком?
Дети: Хвост крючком у свиньи.
Логопед: У кого есть копыта?
Дети: Копыта есть у лошади, коровы, козы, барана, свиньи.
1. Массаж биологически активных точек
Как на пишущей машинке постучать пальцами по лбу
Две хорошенькие свинки пожать нос
Всё постукивают, постучать пальцами по щекам
Всё похрюкивают: пожать уши
Туки-туки-туки-тук! похлопать по щекам
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! пощипать щеки
2. Артикуляционная гимнастика
Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.
1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
2. Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.
3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.
4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье, он наклонился и заглянул под крыльцо — тянем язык вниз.
5. Котенок испугался и выгнул спинку — Язычок сделал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.
6. «Котика надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны.
7. Котенок стал лакать молоко — совершать соответствующие движения, а потом стал умываться — круговые движения язычком.
8. Довольный котенок потерся о ноги — верхними зубами погладить язык.
9. Потом они вместе катались на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.
Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?
3. Физкультминутка
Поросёнок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, потянулся,
А потом присел, нагнулся.
И на ножках поскакал.
А потом опять прилёг,
Но уже на правый бок. (Дети выполняют движения по тексту)
4. Игра «У кого кто?»
Ребята, а вы уже знаете, как называются детеныши у разных домашних животных? Давайте поможем каждой маме найти своего детеныша.
У кошки – котенок. У лошади – жеребенок. У собаки – щенок. У коровы – теленок. У овцы – ягненок. У свиньи – поросенок. У козы – козленок. У крольчихи – крольчонок. У осла – осленок.
5. Игра «Ребята-зверята»
Котенок лакает, а котята... (лакают).
Теленок мычит, а телята... (мычат).
Щенок бежит, а щенки... (бегут).
Козленок скачет, а козлята... (скачут).
Поросенок ест, а поросята... (едят).
Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают).
Ягненок жует, а ягнята... (жуют).
6. Игра «Правда или неправда».
Ребята, это правда, что когда котенок вырастет, то он станет кошкой? Да
А правда, что когда жеребенок вырастет, то он станет свиньей? Нет. А кем он станет? Лошадью.
Правда, что когда козленок вырастет, он станет козой? Да.
А правда, что когда щенок вырастет, то он станет коровой? Нет. А кем он станет? Собакой.
Правда, что когда ягненок вырастет, он станет бараном? Да.
А правда, что когда поросенок вырастет, он станет быком? Нет. А кем он станет? Свиньей.
Правда, что когда осленок вырастет, он станет ослом? Да.
А правда, что когда теленок вырастет, он станет лошадью? Нет. А кем он станет? Коровой.
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете домашних животных и их детенышей!
7. Игра «Назови ласково»
Назовите ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.
Кот — …, кошка — …, котенок — …
Кролик — …, крольчиха — …, крольчонок — …
Пес — …, собака — …, щенок — …
Бык — …, корова — …, теленок — …
Козел — …, коза — …, козленок — …
Баран — …, овца — …, ягненок — …
8. Игра «Кто как голос подает?»
Корова и теленок — «му-у» (корова мычит).
Кошка и котенок — «мяу» (кошка мяукает).
Собака и щенок — «гав» (собака лает, гавкает).
Свинья и поросенок — «хрю» (свинья хрюкает).
Лошадь и жеребенок — «иго-го» (лошадь ржет).
Овца и ягненок — «бе-е» (овца блеет).
Осел и осленок — «иа-иа» (осел кричит).
9. Игра «Кто где живет»
корова живет в коровнике,
свинья — в свинарнике,
лошадь — в конюшне, (в стойле),
овца — в овчарне (в хлеву),
коза – в хлеву,
собака — в конуре (в будке),
а где живет кошка? (в комнате).
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких животных мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 132-153
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
«Домашние животные и их детеныши»
Цель: закрепление представлений о домашних животных и их детенышах, развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
- Учить отвечать полным ответом;
- Учить описательному рассказу по схеме.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
- Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент. Стихи-обманки.
Не спешите рифмовать, постарайтесь угадать!
Громко лает у ворот
На людей лохматый… кот? (пёс)
Мышь домой вчера принёс,
Наш пушистый рыжий… пёс? (кот)
Роет землю у крыльца
Пятачком своим… овца? (свинья)
Блеет так, что режет слух
Утром рано наш… петух? (козел)
Распевается спросонок
На насесте… поросёнок? (петух)
Замычали утром рано
На дворе у нас… бараны? (коровы)
«И-го-го» кричать привык
И стучать копытом… бык? (конь)
II. Основная часть:
1. Массаж биологически активных точек
Как на пишущей машинке постучать пальцами по лбу
Две хорошенькие свинки пожать нос
Всё постукивают, постучать пальцами по щекам
Всё похрюкивают: пожать уши
Туки-туки-туки-тук! похлопать по щекам
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! пощипать щеки
2. Артикуляционная гимнастика
Проснулся утром Язычок-фермер, открыл дверь (широко открыть рот), вышел на улицу (высунуть язык), увидел лошадку и решил на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
На лугу он увидел корову, которая жевала траву (имитация пережёвывания пищи с закрытым ртом).
А рядом паслась коза. Язычок хотел ее погладить, но коза бодается! (напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то у правую щеку).
Возле будки он увидел, как собака грызет кость (кусаем язычок зубами).
Поросенок набил полный рот сена и пережевывает его (хомячок).
А маленький котенок лакает молоко из мисочки (кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь рта).
Язычок тоже решил позавтракать, и стал печь блинчики (блинчик).
Блинчики он кушал с малиновым вареньем (варенье).
И запивал коровьим молоком из чашки (чашечка).
Вот такое утро у Язычка на ферме! (большой палец вверх).
3. Физкультминутка
Раз – присядка, два – присядка.
Это кроличья зарядка. (приседать)
Поросята, как проснутся,
Любят долго потянуться, (потягиваемся)
Повернуться на бочок,
Покрутить свой пятачок. (наклоны влево-вправо)
А козлята спинку выгнут
И немножечко подпрыгнут. (попрыгать)
А теленок неуклюжий
Утром топает по лужам (топать)
Ставит он копытца вместе,
Долго топчется на месте. (ходить на пятках)
А кому зарядки мало –
Начинают все сначала!
4. Составление рассказа о домашних животных
Схема: Кто это? Внешний вид (цвет, части тела, какой шерстью покрыто). Какой голос? Чем питается? Где живет? Как называют детёнышей? Какую пользу приносит?
Корова – домашнее животное. Корова бывает коричневого, белого и черного цвета. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. У коровы короткая жесткая шерсть. Корова мычит «му-у». Корова питается травой и хлебом. Живет в коровнике. Детеныш коровы – теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.
Лошадь – домашнее животное. Лошадь бывает коричневого, рыжего, белого, черного цвета. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь покрыта короткой жесткой шерстью. Лошадь ржет «иго-го». Лошадь питается овсом и травой. Живет в конюшне. У лошади детеныш – жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
Свинья – домашнее животное. Свинья розового цвета. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья покрыта щетиной. Она хрюкает. Свинья питается кашами, мясом, хлебом. Живет в свинарнике. Детеныш свиньи – поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.
Кошка – домашнее животное. Кошки бывают разных цветов. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошки покрыты мягкой шерстью разной длины. Они мяукают. Кошка питается молоком и рыбой. Живет в доме вместе с хозяином. Детеныш кошки – котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
Собака – домашнее животное. Собаки бывают разных цветов. У собаки чуткий нос, на лапах когти, длинный хвост. Собаки бывают с длинной и короткой шерстью. Они лают. Собака питается косточкой и мясом. Живет в будке или в доме вместе с хозяином. Детеныш собаки – щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом и составляет компанию человеку.
Коза – домашнее животное. Козы бывают белые, рыжие, коричневые и черные. У козы длинные рога, есть бородка, на ногах копыта. Коза покрыта густой жесткой шерстью. Она блеет «ме-е». Коза питается травой и хлебом. Живет в хлеву. Детеныш козы – козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Овца – домашнее животное. Овцы бывают белые, рыжие, коричневые и черные. У овцы тонкие ноги, на ногах копыта. Овца покрыта густой кудрявой шерстью. Овцы блеют «бе-е». Овца питается травой и хлебом. Живет в овчарне. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Кролик – домашнее животное. Кролики бывают рыжие, серые, белые, черные и коричневые. У них длинные уши, длинные задние лапы, маленький хвостик. Кролики покрыты мягкой шерсткой. Они фырчат. Кролики питаются травой и фруктами. Живут в крольчатнике. Детеныш кролика – крольчонок. Кролик приносит людям пользу, он дает мясо и шерсть.
5. Игра «Назови ласково».
Корова – коровка, коза – козочка, овца – овечка, бык – бычок, козел – козлик, баран – барашек, собака – собачка, пес – песик, кошка – кошечка, кот – котик, свинья – свинка, лошадь – лошадка.
6. Игра «Один, два, пять».
У собаки один щенок, два щенка, пять щенков.
У коровы один теленок, два теленка, пять телят.
У лошади один жеребенок, два жеребенка, пять жеребят.
У свиньи один поросенок, два поросенка, пять поросят.
У овцы один ягненок, два ягненка, пять ягнят.
У кролика один крольчонок, два крольчонка, пять крольчат.
У кошки один котенок, два котенка, пять котят.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких животных мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 132-153
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 1. Игра «У кого кто?» Вспомни, как называются детеныши у разных домашних животных. Давай поможем каждой маме найти своего детеныша. У кошки – котенок. У лошади – … У собаки – … У коровы – … У овцы – … У свиньи – … У козы – … У крольчихи – … У осла – … 2. Игра «Назови ласково» Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного. Кот – котик, кошка – кошечка, котенок – котеночек. Пес – …, собака – …, щенок – … Бык – …, корова – …, теленок – … Козел – …, коза – …, козленок – … Баран – …, овца – …, ягненок – … 3. Игра «Один, два, пять». У собаки один щенок, два щенка, пять щенков. У коровы один …, два …, пять … У лошади один …, два …, пять … У свиньи один …, два …, пять … У овцы один …, два …, пять … У кролика один …, два …, пять … У кошки один …, два …, пять … У осла один…, два…, пять… 4. Назови и раскрась домашних животных. | Домашнее задание ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 1. Игра «У кого кто?» Вспомни, как называются детеныши у разных домашних животных. Давай поможем каждой маме найти своего детеныша. У кошки – котенок. У лошади – … У собаки – … У коровы – … У овцы – … У свиньи – … У козы – … У крольчихи – … У осла – … 2. Игра «Назови ласково» Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного. Кот – котик, кошка – кошечка, котенок – котеночек. Пес – …, собака – …, щенок – … Бык – …, корова – …, теленок – … Козел – …, коза – …, козленок – … Баран – …, овца – …, ягненок – … 3. Игра «Один, два, пять». У собаки один щенок, два щенка, пять щенков. У коровы один …, два …, пять … У лошади один …, два …, пять … У свиньи один …, два …, пять … У овцы один …, два …, пять … У кролика один …, два …, пять … У кошки один …, два …, пять … У осла один…, два…, пять… 4. Назови и раскрась домашних животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...