Составление рассказа по картине "Весной в парке"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Краснодемская Тамара Георгиевна

   Способствовать развитию представлений о весне; изменениях  в  живой

   и неживой природе весной; умения устанавливать причинно-следственные   

   связи. Развивать  умение рассматривать и составлять  связный,

     последовательный рассказ  по сюжетной картине; при описании

     событий   указывать место и время действий;  использовать  разные

     типы  предложений.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №12»

                         Конспект занятия

                         по развитию речи                                                                                      

                          в старшей группе

              составление рассказа по картине

                           «Весной в парке»          

                         

                                                                       

                                                              Воспитатель: Краснодемская Т.Г.

                                                             

                           Программные задачи.

  1. Способствовать развитию представлений о весне; изменениях  в  живой

   и неживой природе весной; умения устанавливать причинно-следственные  

   связи.

 2.Развивать  умение рассматривать и составлять  связный,

     последовательный рассказ  по сюжетной картине; при описании

     событий   указывать место и время действий;  использовать  разные

     типы  предложений   (простые   распространённые и сложные);

    - понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках;

    - обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы

     окружающего мира, глаголами,  прилагательными, характеризующими  

    свойства и качества предметов;

  -  отвечать на вопросы полным ответом,

     в грамматически правильной форме.

 3. Воспитывать бережное отношение к природе.

 4. Развивать зрительное восприятие предметов сложной формы,

    восприятие цвета, фиксацию взора, ориентировку в пространстве.

Оборудование: четыре картины серии «Времена года»;  шкатулка;  фишки, по 5 шт.  на каждого ребёнка;  картинка с изображением контура подснежников в вазе пунктирными линиями.

Методические приёмы:  вопросы;  объяснения; художественное слово;  рассматривание картины; план рассказа; наглядность.

Организационный момент.  

    Картины развешаны в разных частях групповой комнаты.  Дети стоят

по кругу.  

     Воспитатель.

- Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

 У нас сегодня много гостей, давайте  поприветствуем их.

 Мотивация.

      Ребята, вчера я перелистывала детские журналы и нашла там интересную загадку и  четыре картины,  на одной из них отгадка на загадку.  Поможете её отгадать?

Основная часть.

                             Загадка:     На полянке, у тропинки

                                                  Пробиваются травинки.

                                                  С бугорка ручей бежит,

                                                  А под ёлкой снег лежит.

                                                                                         

Как вы думаете, что это? (Весна). Найдите картину отгадку на эту загадку.                                                    (Находят картинку отгадку, подходят к ней.) 

 Как догадались, что это весна. (  Тает  снег, бегут ручейки, появляется молодая нежная травка,  ...).  

     Правильно, это весна.  Ребята, у нас с вами есть шкатулка, где живут разные слова, но  в ней  ещё нет весенних слов, может быть, мы соберём весенние слова и пополним нашу шкатулку?  Посмотрите на картину, она подскажет вам эти слова.

 ( Дети  называют слова на весеннюю  тематику, за каждое правильно названное слово получают фишку, после того как все слова названы ,кладут фишки- слова в шкатулку).

    По ходу называния слов, воспитатель работает над смысловым значением новых слов  (что такое проталинка;  почему  цветок подснежник так называют; какие цветы зацветают первыми; как их называют; почему весной бывает капель,  откуда появляются сосульки..).   Вот   сколько весенних слов мы положили в нашу шкатулку.

   Молодцы ребята, кто-то из вас вспомнил слова сам, а кому-то из вас помогла картина вспомнить весенние  слова.

Рассматривание картины.

Вопросы.

-Ребята, а кто изображён на картине?  

  (На картине нарисована  мама с дочкой).

- Как одета  мама и дочка?  Почему?   (Пальто,  сапожки, шапочка, 

  тёплый   свитер – весенняя одежда).

-Какой  день изобразил художник на картине?

- Где гуляли девочка с мамой?

- Что увидели  они в парке (лесу)?

- Почему девочка, так внимательно смотрит на цветы?

- Какого цвета подснежники выросли на проталинке?

- Что ещё можно сказать о них, какие они?

  (маленькие, нежные, красивые, весенние…)

- Что ещё видели мама с девочкой в парке?

-Какие деревья растут в парке (лесу)?

- Что лежит на ёлочках  (лапах елей)?

-На что похож оставшийся снег?

А как можно назвать картину?    (Весенняя прогулка; Весной в лесу; Подснежники).

Зрительная гимнастика.  Луч – указка.   «Какие птицы на проталине?»

-  Ой, ребята, посмотрите, на проталинку слетелись птицы. Идите скорее, посмотрим, какие птицы прилетели.

(Показывает  луч-указкой  картинки птиц, дети называют их).

Физминутка:    « Грачи прилетели!»

Как-то раннею весной                                    Стоят по кругу.

На опушке  на лесной

Появилась стая птиц:                                   Бегут на носочках,

Не скворцы и не синицы,                            подражая полёту птиц.

А большущие грачи                                      Поднимают руки вверх.

Цвета чёрного, как ночь.                             Приседают, закрывают глаза руками.

Разбежались по опушке,                             Бегут в разные стороны,

Прыг-скок, крак-крак!                                   Прыгают, наклоняются вперёд,

Тут жучок, там червячок.                              назад.

Крак-крак-крак!

    Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали  придумать

 рассказ о том, что изображено на картине? Попробуем?

Не забудьте сказать:                      

- Когда происходило действие?  Какой был день?

- Где всё происходило?  

- Что они там интересного видели?

-  Чем всё закончилось.

 Девочке можно дать имя.

       Рассказы детей (3 -4 ребёнка)

 ( Был ясный, солнечный день. Мама со своей дочкой Машей пошли гулять в парк.  В парке  они увидели много деревьев, но они были ещё голые, только ёлочки  стояли зелёные. На ёлочках, словно кусочки ваты, лежал последний снег.

    Вдруг на проталинке девочка увидела красивые  беленькие и

 синенькие  цветочки.    

- Это подснежники,  они растут под снегом и расцветают, как только  растает снег, - сказала ей мама.

 Долго любовались Маша с мамой этой красотой.

Домой вернулись мама с девочкой в хорошем настроении. На следующий день,  они снова решили сходить в парк полюбоваться подснежниками.)

  Воспитатель даёт оценку рассказам детей, обращает внимание на интересные  предложения, полноту рассказа.

     Вы теперь много знаете о весне.

 А как вы думаете, почему март называют капельником и протальником?

Как вы понимаете поговорку:   Скворец весны гонец.  Почему так говорят?

Какие пословицы о весне знаете?  (Грач на горе – весна на дворе;  Весна красна цветами, а осень пирогами). Объясните их.

 Заключительная часть.

Весна – это удивительно сказочное время года, когда оживает природа, всё распускается и цветёт. Об этом времени года написано много картин, рассказов, стихов.  

  Ребята,  а чем  занимались на занятии мы?

 Чей рассказ понравился больше? Почему? Сегодня придёте домой,  и расскажите свои рассказы мамам, папам, бабушкам, дедушкам,

 порадуете их.

        А вы хотели бы собрать  букет подснежников, поставить их дома и любоваться ими?   А как вы думаете, что будет, если каждый человек сорвёт по цветочку, а если по два, по три? Так нужно ли рвать цветы? Как лучше поступить?  Я приготовила для вас  сюрприз.  Хотите узнать какой?   Может быть, кто уже догадался, что я для вас приготовила?  (Показывает  картинку с букетом подснежников).

     Вы узнаете, если прорисуете  картинку по точкам и раскрасите её.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Занятие: Рассматривание картины «Поздняя осень в парке» и составление рассказа

Занятие: Рассматривание картины «Поздняя осень в парке» и составление рассказа...

Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи по  теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Составление рассказа "В зимнем парке" по сюжетной картине.

Занятие по развитию связной речи в старшей логопедической группе....

конспект занятия по составлению рассказа вторая младшая группа (картина "В осеннем парке")

конспект поможет педагогам работающим по разделу: "Развитие связной речи" грамотно  провести занятие с учетом требований ФГОС ДО...

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"

Конспект НОД пр развитию речи для детей средней группы Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"Провела воспитатель средней группы Габдельгазизова И.В. В детском саду №6 Кро...

Конспект ННОД в старшей группе «Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» с использованием мнемотехники

Развитие связной речи при составлении  рассказа по картине с использованием мнемотехники....