Приобщение дошкольников к русской и кубанской праздничной культуре!
статья по развитию речи по теме

катенева наталья михайловна

опыт работы по приобщению дошкольников к русской и кубанской праздничной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_doshkolnikov_k_prazdnichnoy_kulture.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников
          к русской и кубанской праздничной культуре!

«Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить народные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением может освоить традиционную культуру своего народа» (Г. Науменко).

Как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, исполнять танцы, игры, доступные их исполнению? Для успешного преодоления трудностей, необходимо знание детского восприятия, мышления, возрастных особенностей детей, особенностей развития музыкальных и творческих способностей, знание условий успешного их развития.

Формировать базовую культуру ребенка, его личность надо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с детства понимал, что он является частью своего народа, что у каждого человека есть Родина, дорогие и близкие ему места, его родные люди.

В последние годы в системе дошкольного образования Кубани

активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре своего народа, работа по воспитанию любви к своей малой Родине – Кубани.  Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима, так как духовные традиции содержат нравственную опору, живительный источник человека.

С 2011 года МБДОУ д/с № 8 «Огонёк» работает над задачей «Приобщение дошкольников к русской, кубанской праздничной культуре».

Чтобы работа была более плодотворна, мы заключили соглашения о сотрудничестве с Отцом Дмитрием, с музыкальной школой, библиотекой, школой № 8, ДК ст. Благовещенской. Мы активно сотрудничаем в различных формах, проводим совместные праздники, беседы, экскурсии, творческие выставки, привлекаем родителей к совместному творчеству, проведению традиционных народных праздников.

Цель данного направления работы – создание у детей представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества и русского народа в целом, как средства нравственно – гражданского, социально-личностного воспитания, как способ познания об организации жизни народа в различных жизненных ситуациях, выражающихся в материальной, духовной формах.

Традиция (в переводе с латинского - передача) обозначает передачу сформировавшихся на протяжении жизни многих поколений форм культуры, обычаев, ритуалов, языка, досуга и т.д. от старшего поколения к младшему с целью сохранения во времени. В формировании кубанского казачества  основную роль сыграли русский и украинский народы, в то же время сложившиеся традиции кубанского казачества имеют свои характерные особенности – это традиционные занятия, орудия труда, предметы быта, костюм, пища, обычаи и обряды, все виды народного творчества, язык, диалекты и говор.

Чем отличается традиционная народная культура от нетрадиционной? У традиционной народной культуры нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась от старших к младшим. Традиционной народной культуре свойственны доброта, вера, взаимопомощь, сострадание, служение своему народу, Родине. А нетрадиционная культура, создателями которой являются писатели, поэты, композиторы, инженеры и т.п.

Работу мы начали со знакомства детей с ремеслами, фольклором, говором традиционными праздниками.

В русской праздничной культуре имеет место детский музыкальный фольклор – это многообразный и оригинальный пласт музыкального народного творчества. Ещё в группе раннего развития ребенок соприкасается с потешками, прибаутками, сказками, колыбельными песнями, играми. Через детский музыкальный фольклор ребенок познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком. Освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества.

Музыкальный фольклор Кубани – уникальное средство воспитания преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам, как средство воспитания духовности.

Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития у них  образного мышления и воображения, самоутверждения, эмоциональной сферы, ценностного отношения к миру. Для полноценного воспитания ребенка необходим мир фольклора, в котором он гармонично живет с природой, с героями песен, игр, сказок, которые составляют естественную художественную почву. Малые жанры фольклора учат добру и чуткости, любви к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, всему, без чего человек жить не может. Народное искусство близко восприятию ребенка, понятно ему благодаря простоте, завершенности формы, обобщенности образа. Народное искусство несет в себе эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу справедливости и добра, огромный духовный заряд, приобщает детей к духовной культуре своего народа.

В окружающем детей мире, общаясь с взрослыми, дети слышат в речи и особенно в песнях непонятные слова, «кубанский говор».  Не понимая смысла слов, им становится смешно от такого необычного произношения. Чтобы помочь детям понимать смысл и значение услышанных слов, мы создали картотеку «Казачий словарь» - в котором  кубанский диалект переводится на русский язык и поясняется смысл каждого слова для того, чтобы педагоги, родители могли пояснять, что так говорят казаки на своем кубанском диалекте.  Язык сам по себе - форма воспитания, способ преемственности поколений, мощный хранитель традиций.

Помня о воспитательном и образовательном значении слова, фольклора, наши педагоги тщательно отбирают музыкальный материал, произведения устного народного творчества, предметов декоративно-прикладного искусства, которые отвечают региональным особенностям, его богатству и разнообразию. Дети быстро усваивают и запоминают яркие, простые, образные произведения музыкального и устного народного творчества, они даются детям на высоком художественном уровне, на положительных эмоциях. Постепенно наши дети начинают петь правильно, их движения становятся свободнее, ориентировка в пространстве смелее, речь чище и выразительнее. Педагоги используют народное творчество в общении с детьми, на занятиях музыкальной, изобразительной деятельности, развитию речи, самостоятельной художественной деятельности, праздниках и развлечениях, и индивидуальной работе. Таким образом, традиционная народная праздничная культура органично входит в повседневную жизнь детей, становится неотъемлемой частью их жизни.

В 2011 году мы приняли участие в выставке методических материалов по патриотическому воспитанию (ДОУ № 14), в выставке детских работ и методического материала в рамках зонального совещания руководителей ДОУ к 75-летию основания Краснодарского края в г. Славянск-на-Кубани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ№15 станицы Новоивановской Новопокровского района Краснодарского края Опыт работы Кравченко Л.В. по теме «Музей «Казачья хата» в ДОУ как средство приобщения дошкольников к русской и кубанской культуре»

Внедрение регионального компонента «Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с Кубанью»  имеет важное значение в воспитании у подрастающего поколения нравственно-патриотически...

Программа « Приобщение дошкольников к русской национальной и якутской культуре»

Ознакомление с отдельными направлениями народного творчества: с устным, песенным, народными играми, обрядовыми праздниками, народными промыслами....

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...