Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
план-конспект урока по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: Пересказ рассказа «Купание медвежат» (по В. Бианки)
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение
с природоведческим содержанием.
Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами
– енок - онок.
Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь
на схемы.
Расширять представления детей о диких животных.
Методические приемы:
Чтение произведения, беседа, пересказ; лексико-грамматическое упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; дидактическая игра «Близко — далеко»; сюрпризный момент, рассматривание картины, загадывание загадки, угощение детям.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением диких животных: заяц, лиса, белка, медведь; открытка-оригами «Медведи в лесу»; фигуры животных оригами: заяц, лиса, белка, медведь; два медведя-матрешки, наборное полотно, схемы, сундучок, ширма. Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Отгадывание загадок о медведе.
Объяснение значения слов шиворот, окунать.
Лексический материал:
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания,
мышления.
Педагог: Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? (В лесу живут волки, белки,
лисы, мед веди.)
— А как называются эти звери? (Эти звери называются дикие.)
2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа. У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит открытка. А вы знаете, почему
она так называется? (Если ее открыть, то появится картинка или рисунок.)
- Хотите узнать, кто изображен на нашей открытке? (Да, хотим.)
— Тогда попробуйте отгадать.
Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существите льные | шлепок, шиворот | медведица, медвежонок, шлепок, шиворот |
Глаголы | окунать, надавала | испугался, догнала, купание, надавала |
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
— Догадались, что это за звери? (Это мед вед и.)
Давайте, проверим правильно это или нет?
Педагог открывает сундучок и достает открытку <‘Медведи в лесу. Открывает ее.
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
— Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат».
Чтение адаптированного текста.
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду. Медвежата остались довольны.
4. Словарная работа.
— Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.)
Давайте, Аня будет медведицей, а это ее маленький медвежонок.
Педагог показывает игрушку медведя.
Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? Ребенок
демонстрирует.
— Ребята, что сделала Лия? (Аня взяла медвежонка за шиворот,)
А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
— Покажите на себе «мама надавала шлепков». дети демонстрируют выражение
на давала шлепкою.
— Сережа, покажи, как мама окунала медвежат? Ребенок демонстрирует действие
окунать.
- Все вместе давайте покажем, как мама окунала медвежат. дети демонстрируют
действие.
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. дети отвечают полным
предложением.
— Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами)
— Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватим * медвежонка за
шиворот.)
- Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала
медвежонка.)
— Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал]
— Чего надавала мама медвежонку? (Мама на давала медвежонку шлепков.)
— Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны
купанием.)
б. ,Дидактическая игра <‘Близко — далеко>. Развитие слухового внимания, остроты
слуха.
Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькое матрешкой. Дети
по силе звучания определяют размер животного (медведь или медвежонок,).
— Здесь спрятались два медвежонка, один большой, а другой маленький. Они хотят
с вами поиграть. Медвежата будут топать, а вы должны угадать, кто из них топает.
7. Упражнение Найди и назови одинаковых животных. Совершенствование
лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного внимания, мышления.
— давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит?
Педагог открывает сундук и достает предметные картинки животных: заяц,
лиса, белка, медведь.
Эта игра, ребята, очень интересная. Здесь надо найти детенышей животных.
Дети находят на столе детенышей животных, называют их.
8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.
— Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а помогут мне в этом схемы.
Во время чтения педагог выставляет схемы.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке или индивидуально.
10. Итог занятия.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом ((Купание
медвежат>.)
— Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки.)
— Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке еще что-то лежит.
Педагог открывает сундук и достает угощение.
Закрепление изученного материала вне занятия:
• Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки -плана рассказа.
• Повторить дидактическую игру «Большой — маленький».
• Повторить игру «Найди и назови двух одинаковых животных».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цугольский детский сад «Малыш»
Конспект
занятия по развитию речи
в средней группе
«В гости к Мухе – цокотухе».
Воспитатель: Рязанцева Н.В
Программное содержание:
1.Познакомить детей с интересными историями из биографии
К. И. Чуковского.
2.Закрепить название и содержание произведений
К. И. Чуковского.
3.Развивать эмоциональную выразительность речи, умение имитировать голоса и повадки героев произведений.
4.Воспитывать доброту, дружбу, умение приходить на взаимопомощь.
Предварительная работа:
Чтение произведений К.И. Чуковского и беседа по их содержанию.
Активизация словаря: термометр, кочерга, ушат.
Ход занятия:
Ребята, мы много читали произведений Корнея Ивановича Чуковского. Родился Корней Иванович 125 лет назад в г. Санкт – Петербург. Потом его семья переехала в Одессу. В этом городе он учился в гимназии до 5 класса. А остальные годы он прожил в Московской области в селе Переделкино. Корней Иванович много читал, любил проводить свободное время в библиотеках. Сначала Чуковский работал в журнале и писал для взрослых. А для детей стал писать случайно. Однажды заболел маленький сын Корнея Ивановича. Они ехали в поезде и, желая облегчить страдания малыша, стал сочинять и рассказывать ему сказку про Крокодила Крокодилыча. А знаменитый <<Мойдодыр>> появился от того, что вдруг маленькая дочка заупрямилась и не захотела умываться.
Его книги 100 лет дарят радость детям. Даже малыши не умеющие читать знают произведения Чуковского. В них происходят небылицы и чудеса. Его забавные, весёлые стихи можно распевать, пританцовывать, а сказки читать и с удовольствием перечитывать. Все знакомые писатели, друзья считали за честь подарить свои книги в библиотеку
К. И. Чуковского, которую создал для ребят в поселке Переделкино. Эта библиотека работает и сейчас. Книжек там собралось больше несколько тысяч. Мы тоже собрали небольшую библиотеку произведений К. И. Чуковского и с удовольствием читаем его книги.
А сегодня мы с вами встретимся с героями сказки дедушки Корнея
«Муха –Цокотуха».Ведь сегодня у нас именины.
Вед. Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(влетает муха)
Муха: я Муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо
Я сегодня жду гостинца
Я сегодня именинница.
Я ходила на базар
И купила самовар
Угощу друзей чайком
Пусть приходят вечерком
У меня для гостей
Много вкусных сладостей.
(накрывает на стол)
Вед. Узнали лесные букашки и полетели к Мухе поздравлять её с праздником. (Входят блоха и пчела)
- Здравствуй Муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо!
Пчела: я соседка Пчела
Тебе меда принесла!
Ах, какой он чистый,
Сладкий и душистый.
(отдает мед)
Муха: спасибо, спасибо мои дорогие
Садитесь за стол
Самовар готов!
Блоха: Ты прими от Блошки
Вот эти сапожки,
А сапожки не простые
В них застёжки золотые.
(отдает сапожки)
Муха: Спасибо, спасибо!
Сапожки на диво
Садитесь вот тут
Скоро гости придут.
(усаживает)
Вед: Пришла к Мухе Бабочка – красавица поздравить с именинами.
(влетает бабочка)
Я бабочка – шалунья
Веселая летунья
Порхаю по полям,
По рощам, по лугам.
Прилетела в гости к вам
Поздравляю, поздравляю
Счастья, радости желаю
Вот вам цветочки
Собрала их на лужочке.
Муха: Спасибо, спасибо
Букет красивый
Очаровательный, замечательный
Прошу за стол садиться
Чайку напиться.
Вед: Вдруг, какой – то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок
Хочет бедную убить
Цокотуху погубить.
(влетает паук и хватает Муху)
Муха: Дорогие гости, помогите,
Паука злодея прогоните.
Вед: Что случилось?
Ах, какое несчастье.
Паук: Я – злой паучище,
Длинные ручищи.
Я за Мухой – Цокотухой пришел.
Вед: Отпусти её!
Паук: Ха – ха – ха! Я отпущу её в том случае, если вы мне поможете.
Вед: В чем дело?
Паук: Я люблю читать стихи и сказки К. И. Чуковского.
Загадки я тоже люблю, только разгадать не могу.
Вед: Все понятно, ребята, мы поможем пауку разгадать загадки, а он отпустит нам Муху – Цокотуху.
(загадывание загадок)
Ребята, а отгадки – то откуда сбежали? (из сказки <<Айболит>>).
Паук: Вот спасибо, ребята!
Только я всех вас обманул, Я – злой Паучище, я погублю всех мух.
Вед: Вдруг откуда – то летит
Маленький Комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
Комар: Я Комар – храбрец,
Удалой молодец.
Где Паук? Где злодей?
Не боюсь его когтей.
(борется с Пауком, Паук прячется)
Комар: Я злодея победил,
Я тебя освободил.
Муха: Ты меня от смерти спас
Прилетел ты в добрый час.
(усаживает комара за стол)
Вед: Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый таракан.
Таракан, таракан, тараканище.
(входит таракан, гости все прячутся)
Таракан: Погодите, не спешите
Я вас мигом проглочу.
Проглочу, проглочу, не помилую,
Если не поиграете со мной.
Вед: Ну что же, ребята, поможем ещё раз Мухе – Цокотухе и её гостям.
Таракан: Ну, хорошо, слушайте внимательно. У меня в мешке находятся разные вещи. Вы должны мне сказать, из какой они сказки и прочитать отрывок из этих произведений.
(телефон, мыло, блюдце, калоша, термометр).
Таракан: Молодцы, все вы знаете. Можно мне сесть с вами на праздничный стол.
Муха: Прошу садиться за стол.
Ешьте, ешьте, не стесняйтесь,
Угощайтесь, угощайтесь.
Посмотрите, какие я испекла пироги
Тут и сливки и конфеты
И чего тут нету!
Мармеладки, шоколадки,
И орехи, и помадки.
(все пьют чай)
Комар: А теперь душа девица
Будем вместе веселиться.
Вед: Бом – бом – бом – бом!
Пляшет муха с комаром.
Веселится народ
Пляшет, песни поёт
Нынче Муха – Цокотуха именинница!
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивающий успех.
Вот настал момент прощания.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы “До свидания”
До счастливых новых встреч.
(вручение сладких призов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Образовательная область "Речевое развитие" непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи» Тема: «Золотая осень»
Образовательная область "Речевое развитие"непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи»Тема: «Золотая осень»(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти до сем...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...