Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
план-конспект урока по развитию речи по теме

Рязанцева Нина Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx16.38 КБ
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи                           в средней группе

Тема: Пересказ рассказа «Купание медвежат»                     (по В. Бианки)

Цель:
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение
с природоведческим содержанием.
Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами
енок - онок.
Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь
на схемы.
Расширять представления детей о диких животных.
Методические приемы:
Чтение произведения, беседа, пересказ; лексико-грамматическое упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; дидактическая игра «Близко далеко»; сюрпризный момент, рассматривание картины, загадывание загадки, угощение детям. 
Оборудование:
Предметные картинки с изображением диких животных: заяц, лиса, белка, медведь; открытка-оригами «Медведи в лесу»; фигуры животных оригами: заяц, лиса, белка, медведь; два медведя-матрешки, наборное полотно, схемы, сундучок, ширма. Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Отгадывание загадок о медведе.
Объяснение значения слов
шиворот, окунать.
Лексический материал:

Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания,
мышления.
Педагог: Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? (В лесу живут волки, белки,
лисы, мед веди.)
А как называются эти звери? (Эти звери называются дикие.)
2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.
У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит открытка. А вы знаете, почему
она так называется?
(Если ее открыть, то появится картинка или рисунок.)
- Хотите узнать, кто изображен на нашей открытке? (Да, хотим.)
Тогда попробуйте отгадать.

 

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существите льные 

шлепок, шиворот

медведица, медвежонок, шлепок, шиворот

Глаголы

окунать, надавала

испугался, догнала, купание, надавала

 

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Догадались, что это за звери? (Это мед вед и.)
Давайте, проверим правильно это или нет?
Педагог открывает сундучок и достает открытку <‘Медведи в лесу. Открывает ее.
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат».
Чтение адаптированного текста.
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду. Медвежата остались довольны.
4. Словарная работа.
Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.)
Давайте, Аня будет медведицей, а это ее маленький медвежонок.
Педагог показывает игрушку медведя.
Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? Ребенок
демонстрирует.
Ребята, что сделала Лия? (Аня взяла медвежонка за шиворот,)
А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Покажите на себе «мама надавала шлепков». дети демонстрируют выражение
на давала шлепкою.
Сережа, покажи, как мама окунала медвежат? Ребенок демонстрирует действие
окунать.
- Все вместе давайте покажем, как мама окунала медвежат. дети демонстрируют
действие.
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи
. дети отвечают полным
предложением.
Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами)
Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватим * медвежонка за
шиворот.)
- Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала
медвежонка.)
Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал]
Чего надавала мама медвежонку? (Мама на давала медвежонку шлепков.)
Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны
купанием.)
б.
 ,Дидактическая игра <‘Близко далеко>. Развитие слухового внимания, остроты
слуха.
Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькое матрешкой. Дети
по силе звучания определяют размер животного (медведь или медвежонок
,).
Здесь спрятались два медвежонка, один большой, а другой маленький. Они хотят
с вами поиграть. Медвежата будут топать, а вы должны угадать, кто из них топает.

7. Упражнение Найди и назови одинаковых животных. Совершенствование
лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного внимания, мышления
. 
давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит?
Педагог открывает сундук и достает предметные картинки животных: заяц,
лиса, белка, медведь.
Эта игра, ребята, очень интересная. Здесь надо найти детенышей животных.
Дети находят на столе детенышей животных, называют их.
8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной
слухо-речевой памяти.
Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а помогут мне в этом схемы.
Во время чтения педагог выставляет схемы.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке или индивидуально.
10. Итог занятия.
С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом ((Купание
медвежат>.)
Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки.)
Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке еще что-то лежит.
Педагог открывает сундук и достает угощение.
Закрепление изученного материала вне занятия:
• Упражнять детей в выстраивании графической
мнемодорожки -плана рассказа.
• Повторить дидактическую игру «Большой
маленький».
• Повторить игру «Найди и назови двух одинаковых животных».

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цугольский детский сад «Малыш»

Конспект

занятия по развитию речи

в средней группе  

«В гости к  Мухе – цокотухе».

Воспитатель: Рязанцева Н.В

   

Программное содержание:

   1.Познакомить детей с интересными историями из биографии

 К. И. Чуковского.

    2.Закрепить название и содержание произведений

 К. И. Чуковского.

    3.Развивать эмоциональную выразительность речи, умение имитировать голоса и повадки героев произведений.

    4.Воспитывать доброту, дружбу, умение приходить на взаимопомощь.

   Предварительная работа:

   Чтение произведений К.И. Чуковского и беседа по их содержанию.

   Активизация словаря: термометр, кочерга, ушат.

      Ход занятия:

Ребята, мы много читали произведений Корнея Ивановича Чуковского. Родился Корней Иванович 125 лет назад в г. Санкт – Петербург. Потом его семья переехала в Одессу. В этом городе он учился в гимназии до 5 класса. А остальные годы он прожил в Московской области в селе Переделкино. Корней Иванович много читал, любил проводить свободное время в библиотеках. Сначала Чуковский работал в журнале и писал для взрослых. А для детей стал писать случайно. Однажды заболел маленький сын Корнея Ивановича. Они ехали в поезде и, желая облегчить страдания малыша, стал сочинять и рассказывать ему сказку про Крокодила Крокодилыча. А знаменитый <<Мойдодыр>> появился от того, что вдруг маленькая дочка заупрямилась и не захотела умываться.

  Его книги 100 лет дарят радость детям. Даже малыши не умеющие читать знают произведения Чуковского. В них происходят небылицы и чудеса. Его забавные, весёлые стихи можно распевать, пританцовывать, а сказки читать и с удовольствием перечитывать. Все знакомые писатели, друзья считали за честь подарить свои книги в библиотеку

 К. И. Чуковского, которую создал для ребят  в поселке Переделкино. Эта библиотека работает и сейчас. Книжек там собралось больше несколько тысяч.  Мы тоже собрали небольшую библиотеку произведений К. И. Чуковского и с удовольствием читаем его книги.

А сегодня мы с вами встретимся с героями сказки дедушки Корнея

«Муха –Цокотуха».Ведь сегодня у нас именины.

Вед. Муха – Цокотуха

 Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(влетает муха)

Муха: я Муха - Цокотуха

Позолоченное брюхо

Я сегодня жду гостинца

Я сегодня именинница.

Я ходила на базар

И купила самовар

Угощу друзей чайком

Пусть приходят вечерком

У меня для гостей

Много вкусных сладостей.

(накрывает на стол)

Вед. Узнали лесные букашки и полетели к Мухе поздравлять её с праздником. (Входят блоха и пчела)

  1. Здравствуй Муха - Цокотуха

Позолоченное брюхо!

Пчела: я соседка Пчела

Тебе меда принесла!

Ах, какой он чистый,

Сладкий и душистый.

(отдает мед)

Муха: спасибо, спасибо мои дорогие

Садитесь за стол

Самовар готов!

Блоха: Ты прими от Блошки

Вот эти сапожки,

А сапожки не простые

В них застёжки золотые.

(отдает сапожки)

Муха: Спасибо, спасибо!

Сапожки на диво

Садитесь вот тут

Скоро гости придут.

(усаживает)

Вед: Пришла к Мухе Бабочка – красавица поздравить с именинами.

(влетает бабочка)

Я бабочка – шалунья

Веселая летунья

Порхаю по полям,

По рощам, по лугам.

Прилетела в гости к вам

Поздравляю, поздравляю

Счастья, радости желаю

Вот вам цветочки

Собрала их на лужочке.

Муха: Спасибо, спасибо

Букет красивый

Очаровательный, замечательный

Прошу за стол садиться

Чайку напиться.

Вед: Вдруг, какой – то старичок паучок

Нашу Муху в уголок поволок

Хочет бедную убить

Цокотуху погубить.

(влетает паук и хватает Муху)

Муха: Дорогие гости, помогите,

Паука злодея прогоните.

Вед: Что случилось?

 Ах, какое несчастье.

Паук: Я – злой паучище,

Длинные ручищи.

Я за Мухой – Цокотухой пришел.

Вед: Отпусти её!

Паук: Ха – ха – ха! Я отпущу её в том случае, если вы мне поможете.

Вед: В чем дело?

Паук: Я люблю читать стихи и сказки К. И. Чуковского.

Загадки я тоже люблю, только разгадать не могу.

Вед: Все понятно, ребята, мы поможем пауку разгадать загадки, а он отпустит нам Муху – Цокотуху.

(загадывание загадок)

Ребята, а отгадки – то откуда сбежали? (из сказки <<Айболит>>).

Паук: Вот спасибо, ребята!

Только я всех вас обманул, Я – злой Паучище, я погублю всех мух.

Вед: Вдруг откуда – то летит

Маленький Комарик,

А в руке его горит

 Маленький фонарик.

Комар: Я Комар – храбрец,

Удалой молодец.

Где Паук? Где злодей?

Не боюсь его когтей.

(борется с Пауком, Паук прячется)

Комар: Я злодея победил,

Я тебя освободил.

Муха: Ты меня от смерти спас

Прилетел ты в добрый час.

(усаживает комара за стол)

Вед: Вдруг из подворотни

Страшный великан

Рыжий и усатый таракан.

Таракан, таракан, тараканище.

(входит таракан, гости все прячутся)

Таракан: Погодите, не спешите

Я вас мигом проглочу.

Проглочу, проглочу, не помилую,

Если не поиграете со мной.

Вед: Ну что же, ребята, поможем ещё раз Мухе – Цокотухе и её гостям.

Таракан: Ну, хорошо, слушайте внимательно. У меня в мешке находятся разные вещи. Вы должны мне сказать, из какой они сказки и прочитать отрывок из этих произведений.

(телефон, мыло, блюдце, калоша, термометр).

Таракан: Молодцы, все вы знаете. Можно мне сесть с вами на праздничный стол.

Муха: Прошу садиться за стол.

Ешьте, ешьте, не стесняйтесь,

Угощайтесь, угощайтесь.

Посмотрите, какие я испекла пироги

Тут и сливки и конфеты

И чего тут нету!

Мармеладки, шоколадки,

И орехи, и помадки.

(все пьют чай)

Комар: А теперь душа девица

Будем вместе веселиться.

Вед: Бом – бом – бом – бом!

Пляшет муха с комаром.

Веселится народ

Пляшет, песни поёт

Нынче Муха – Цокотуха именинница!

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Обеспечивающий успех.

Вот настал момент прощания.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы “До свидания”

До счастливых новых встреч.

(вручение сладких призов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Образовательная область "Речевое развитие" непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи» Тема: «Золотая осень»

Образовательная область "Речевое развитие"непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи»Тема: «Золотая осень»(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти  до сем...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...