Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»
методическая разработка на тему
Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар для воспитателей | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»
подготовила:
старший воспитатель
ГБОУ Школа лицей № 1420 корпус 10
Тимошина Е.В.
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего. Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что "целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив".
Итак, амплификация. Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит, прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И
не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.
Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что "что без плана можно только бредить" и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу, как творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка - это развитие направленности воображения.
Изучая особенности смысл образования, психолог В.К. Вилюнас обнаружил, что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная - её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной, эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций - ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче - условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель, развивать познавательную мотивацию, познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленная ребёнком, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.
Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Например, изучая тему "Домашние и дикие животные" можно предложить детям ситуацию, что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому, предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И, наконец, даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо, закрыть лишний, ненужный признак.
В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно, познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний, умений и навыков.
Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные, которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она становится его собственной. Как добиться того, чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь - использование тех видов деятельности, которые привлекают ребёнка, соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности, в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой, ознакомление детей с природой, занятия по рисованию.
Практический материал по развитию творческого воображения и формированию способности к наглядному моделированию. Примерное перспективное планирование по использованию наглядных моделей и схем при ознакомлении детей с объектам явлениями органического и неорганического мира и составление описательных рассказов об объектах ближайшего окружения.
Месяц | 1-3 неделя | 2-4 неделя | |||
Сентябрь | Дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: "Логическая цепочка", "Исправь ошибку", "Вершки - корешки", "Чудесный мешочек", "Если знаешь - продолжаешь "Разложи правильно"; придумывание вместе с детьми символов, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы (по ходу изучения нового материала в течение года придумываются символы, обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме). | ||||
Октябрь | Составление рассказов об овощах, фруктах, используя схемы | Составление рассказов об одежде, посуде, используя схемы | |||
Ноябрь | Шифровка диких животных I, II, III, VI варианты, используя символику. | ||||
Декабрь | Шифровка домашних животных I, II, III, VI варианты, используя символику. | ||||
Январь | Составление описательных рассказов о посуде, одежде, используя схемы. | Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, используя схемы. | |||
Февраль | Шифровка домашних животных I, II, III, VI варианты, используя символику. | Игра "Рассели жителей" (закрепление признаков времён года). | |||
Март | Составление загадок об овощах, используя таблички-опоры. | Составление загадок о фруктах, используя таблички-опоры. | |||
Апрель | Составление загадок о явлениях неорганического мира, используя таблички-опоры. | Составление загадок о диких животных, используя таблички-опоры. | |||
Май | Составление загадок о домашних животных, используя таблички-опоры. | Игра "Рассели жителей", "Прочитай шифровку". |
Перспективное планирование с использованием наглядных моделей и схем и упражнений на развитие воображения при ознакомлении с
художественной литературой.
Месяцы | половина дня | II половина дня | |
Сентябрь | Игра "На что похоже" (кружки разных цветов). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку. | Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд. | |
Октябрь | Игра "На что похоже" (фигуры разной формы). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку. | Сказка "Лиса, заяц, петух" - сериационный ряд. Та же сказка - двигательное моделирование. | |
Ноябрь ■ | Игра "Цепочка слов", игра "На что похоже" (фигуры разной формы и кружки разных цветов). | Сказка "Три медведя" Л.Н. Толстого - двигательное моделирование (по эпизодам). | |
Декабрь | Упражнение "Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку, овалу и др. всё, что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка). | Упражнение "Расскажи сказку" (ребёнку называется определённый эпизод и предлагается его продолжить). | |
Январь | Игра "Говори наоборот" - выделение противоположностей. | Игра "Поможем художнику" - совместное дорисовывание | |
деталей и | |||
придумывание | |||
историй: кто это и что | |||
с ним однажды | |||
случилось. | |||
Февраль | Игра "Хорошо - | Игра "Поможем | |
плохо", "Кто без кого | художнику". | ||
не может быть?" - | Рисование домика - | ||
понимание | придумывание | ||
противоположностей. | историй: кто в этом | ||
домике живёт и что с | |||
ними однажды | |||
случилось. | |||
Март | Игра "Делаем | Игра "Поможем | |
зарядку", выполнение | художнику" (темы | ||
упражнений, | рисунков: "Мальчик и | ||
используя | машина", "Девочка и | ||
схематическое | цветок", "Котёнок и | ||
изображение человека. | мышонок" и др.) | ||
Игра "Кто кем будет", | |||
развитие | |||
диалектического | |||
мышления. | |||
Апрель | Упражнение "Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку, овалу и др. всё, что захочется, но чтобы получилась картинка). | Упражнение на | |
сочинение сказки по | |||
представлению | |||
(даются два, три | |||
кружка разных цветов). | |||
Май | Игра "Цепочка слов" | Придумывание концовки сказки "А что было потом?". |
Игра "Укрась слово"
Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
НАПРИМЕР: | |
существительное | прилагательные |
платье | красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д. |
солнце | яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д. |
Игра "Выведение следствий".
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Список примерных вопросов:
- "Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?"
- "Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?"
- "Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?"
- "Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?"
□ "Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?"
□ "Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?"
□ "Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?"
Игра "Рисунок в несколько рук".
Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы. Игра "Волшебники".
Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", а другую в "злого" волшебника. Для девочек можно заменить "волшебников" на "волшебниц".
Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать "доброго" и "злого" волшебников, а также придумать, что совершил плохого "злой" волшебник и как его победил "добрый".
Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.
Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.
Игра "Танец".
Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует "что хочет". Ребёнок должен выразить танцев какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам, при затруднении можно помочь ему подсказкой. Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика", "кошку", "лошадку", "утюг", "конфету", "молоток" и так далее.
Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.
Темы для второй части задания: станцуй "радость", "страх", "горе", "веселье", "удивление", "каприз", "счастье", "жалость".
Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.
Игра "Цепочка слов".
Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную
реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы,
ассоциации, воспоминания, представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово -
вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой.
Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) -
мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё
может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми,
выставляется вагончик.
Заключение.
Таким образом, в процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений ещё не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. Поэтому предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, образного мышления и, в целом, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности"
Развитие воображения является одной из главных направлений умственного развития....
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлению с художественной литературой"и
Соблюдать последовательность сказки помогут модели....
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлению с природой".
Важно, чтобы дети замечали и выделяли закономерности в природе....
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...
Консультация для воспитателей Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности.
Использавние моделей и схем в НОД....
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребё...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...