Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
методическая разработка на тему
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.
Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.
Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад «Солнышко»
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Выполнила:
воспитатель
Иванченко Е. А.
2017
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Введение.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что "целью дошкольного обучения должна быть амплификация , то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив".
Итак, амплификация. Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.
Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.
Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.
Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая "знаковая функция сознания". Дети оказываются в состоянии заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.
Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что "что без плана можно только бредить" и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу , как творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели , приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка - это развитие направленности воображения.
Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Различные программы воспитания и обучения детей, а именно программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера, доктора психологических наук даёт такую возможность. Однако в данных условиях, по объективным причинам, это не всегда удаётся. Режим дня школы "Дарование" предполагает организацию учебной деятельности по системе М. Монтессори до 11 часов дня. В дополнение, после дневного отдыха, то есть после 15-ти часов, дети занимаются с педагогами дополнительного образования. Строить работу по программе "Развитие", полностью сохраняя все занятия по различным разделам программы , не представляется возможным. Поэтому появилась потребность ввести частично элементы программы "Развитие", трансформируя их под местные условия. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.
Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её успешно.
Практический материал по развитию творческого воображения и формированию способности к наглядному моделированию.
Примерное перспективное планирование по использованию на глядных моделей и схем при ознакомлении детей с объектам явлениями органического и неорганического мира и составление описательных рассказов об объектах ближайшего окружения.
Месяц | 1-3 неделя | 2-4 неделя | ||
Сентябрь | Дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: "Логическая цепочка", "Исправь ошибку", "Вершки - корешки", "Чудесный мешочек", "Если знаешь - продолжаешь ...", "Разложи правильно"; придумывание вместе с детьми символов, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы (по ходу изучения нового мате риала в течение года придумываются символы, обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме). | |||
Октябрь | Составление рассказов об овощах, фруктах, используя схемы. | Составление рассказов об одежде, посуде, используя схемы. | ||
Ноябрь | Шифровка диких животных I, II, III, VI варианты, используя символику. | |||
Декабрь | Шифровка домашних животных I, II, III, VI варианты, используя символику. | |||
Январь | Составление описательных рассказов о посуде, одежде, используя схемы. | Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, используя схемы. | ||
Февраль | Шифровка домашних животных I, II, III, VI варианты, используя символику. | Игра "Рассели жителей" (закрепление признаков времён года). | ||
Март | Составление загадок об овощах, используя таблички-опоры . | Составление загадок о фруктах, используя таблички-опоры . | ||
Апрель | Составление загадок о явлениях неорганического мира, используя таблички-опоры. | Составление загадок о диких животных, используя таблички- опоры. | ||
Май | Составление загадок о домашних животных, используя таблички- опоры. | Игра "Рассели жителей", "Прочитай шифровку". |
Перспективное планирование с использованием наглядных моделей и схем, упражнений на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой.
Месяцы | I половина дня | II половина дня | |
Сентябрь | Игра "На что похоже" (кружки разных цветов). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку. | Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд. | |
Октябрь | Игра "На что похоже" (фигуры разной формы). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку. | Сказка "Лиса, заяц, петух" - сериационный ряд. Та же сказка - двигательное моделирование. | |
Ноябрь | Игра "Цепочка слов", игра "На что похоже" (фигуры разной формы и кружки разных цветов). | Сказка "Три медведя" Л.Н. Толстого - двигательное моделирование (по эпизодам). | |
Декабрь | Упражнение "Дорисуй картинку" (дорисовать к кружку, овалу и др. всё, что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка). | Упражнение "Расскажи сказку" (ребёнку называется определённый эпизод и предлагается его продолжить). | |
Январь | Игра "Говори наоборот" - выделение противоположностей. | Игра "Поможем художнику" - совместное дорисовывание деталей и придумывание историй: кто это и что с ним однажды случилось. | |
Февраль | Игра "Хорошо - плохо", "Кто без кого не может быть?" - понимание противоположностей. | Игра "Поможем художнику". Рисование домика - придумывание историй: кто в этом домике живёт и что с ними однажды случилось. | |
Март | Игра "Делаем зарядку", выполнение упражнений, используя схематическое изображение человека. Игра "Кто кем будет", развитие диалектического мышления. | Игра "Поможем художнику" (темы рисунков: "Мальчик и машина", "Девочка и цветок", "Котёнок и мышонок" и др.) | |
Апрель | Упражнение "Дорисуй картинку" (дорисовать к кружку, овалу и др. всё, что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка). | Упражнение на сочинение сказки по представлению (даются два, три кружка разных цветов). | |
Май | Игра "Цепочка слов" | Придумывание концовки сказки "А что было потом?". |
Игры на развитие воображения.
Игра "Укрась слово".
Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение , ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
НАПРИМЕР: | |
существительное | прилагательные |
платье | красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д. |
солнце | яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д. |
Игра "Выведение следствий".
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словес но-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
"Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?"
"Что произойдёт, если все животные начнут говорить человече ским голосом?"
"Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?"
"Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?"
"Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?"
"Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?"
"Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?"
Игра "Рисунок в несколько рук".
Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.
Игра "Волшебники".
Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", а другую в "злого" волшебника. Для девочек можно заменить "волшебников" на "волшебниц".
Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать "доброго" и "злого" волшебников, а также придумать, что совершил плохого "злой" волшебник и как его победил "добрый".
Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.
Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.
Игра "Танец".
Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует "что хочет". Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой.
Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика", "кошку", "лошадку", "утюг", "конфету", "молоток" и так далее.
Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.
Темы для второй части задания: станцуй "радость", "страх", "горе", "веселье", "удивление", "каприз", "счастье", "жалость".
Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.
Игра "Цепочка слов".
Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.
Заключение.
Таким образом, в процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений ещё не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. Поэтому предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, образного мышления и, в целом, творчества.
Список использованной литературы.
1. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.
2. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание", 1994.
3. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития", 1996.
4. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996.
5. Программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.
6. В.А. Милашевич, В.И. Дубрович, "Воспитатель: в чём секрет успеха", Витебск, 1995.
7.Журнал "Дошкольное воспитание", 4-94.
8. Журнал "Дошкольное воспитание", 7-97.
9. Журнал "Дошкольное воспитание", 1 - 97.
10. Журнал "Дошкольное воспитание", 6-97.
11. Журнал "Дошкольное воспитание", 8 - 98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребё...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...
Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»
Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в изобразительной деятельности.
В предлагаемом материале описаны задания, упражнения, которые являются прекрасными приёмами на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача ...
Методические разработки Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка....