ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
статья по развитию речи по теме

В настоящее время  доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышая работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Пальчиковая гимнастика, проведённая в середине занятия стоя, послужит сразу двум целям и не потребует много времени.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_fizminutok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ


   В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей  и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Мы предлагаем проводить их логопеду на некоторых занятиях без речевого сопровождения.

   Однако учитывая важность проблемы, а также большую плотность всех занятий, в эксперименте попробовали возложить эту работу на воспитателей. Они сначала занимались с детьми индивидуально в сводное от занятий время. Но такая эпизодическая деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя.

   Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышая работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

   Однако традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной,  а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Это вызвало необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал наш опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

В логопедических группах были поставлены следующие задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работ по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
  3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.
  4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
  5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

   Известно, что длительность физкультминутки в одном занятии составляет 2-3 минуты. Следовательно на трех занятиях будет затрачено время для развития пальцевой моторики 6-9 минут в день. Целесообразно проводить физкультминутки в середине занятий.

Текст физкультпаузы должен содержать большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. В начале работы у большинства детей наблюдается ряд трудностей: пальцы малоподвижны, их движения не точны, темп даже самых легких упражнений замедлен. Уже через четыре месяца дети овладели самыми сложными упражнениями. Дети быстрее овладели правильным произношением звуков. При обучении элементам письма дети продемонстрировали лучший  нажим, вели «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон,  уверено справлялись с требованиями по изобразительной деятельности.

   Физкультминутки дают возможность детям «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты, дети изображают собак, кошек, деревья.

Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Разученные упражнения-сценки дети по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Включая, упражнения на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. По нашему предположению такой подход позволяет:

  1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
  3. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Вот примеры некоторых физкультминуток, используемых для развития пальцевой моторики у детей с нарушением речи.

                                      Д р у ж б а

  

Дружат в нашей группе девочки и мальчики     ( пальцы рук соединены в

                                                                                    «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики       (ритмичное касание

                                                                                   одноименных пальцев рук).

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ                        (поочередное касание одно-

                                                                                  именных пальцев).

Начинай считать опять. РАЗ,ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

Мы закончили считать                                           (руки вниз, встряхнуть

                                                                                    кистями).

                                      В   г о с т и

В гости к пальчику большому                      (выставляются вверх большие

                                                                           пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому                              («дом» двумя руками)

Указательный и средний                                (поочередно называемые пальцы

                                                                            соединяются с большими одно-

                                                                           временно)

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок                                (пальцы сжаты в кулак, вверх

                                                                           выставляются мизинцы)  

Постучался на порог                                       (кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики – друзья                              ( сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

                                      Д о м и к

Раз, два, три, четыре, пять

       (разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять

       (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять

        (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак,

         начиная с мизинца),

В домик спрятались опять    (ритмичное сжимание всех пальцев

                                                  Одновременно).

Некоторые упражнения полезно сочетать с традиционными (динамическими)

Физкультминутками, чтобы обеспечить высокую двигательную активность.

                                         П р о г у л к а

( При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и  ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук)

Пошли пальчики гулять     (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы

                                               опущены вниз и как бы прыжками двигаются

                                                по столу)

А вторые – догонять            (ритмичные движения о столу указательных паль-

                                                 цев)

Третьи пальчики – бегом     (движение средних пальцев быстро)

А четвертые – пешком          (медленное движение безымянных пальцев по

                                                  поверхности стола)

Пятый пальчик поскакал      (касание стола мизинчиками)

И в конце пути упал.              (хлопок кулаками по поверхности стола).

                                        Ч е л о в е ч к и

Побежали вдоль реки          (движение указательных и средних пальцев

                                                по поверхности стола от себя к краю)

Дети наперегонки.                (повторить несколько раз)

Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия.

                                 

                            З а с о л к а   к а п у с т ы

Мы капусту рубим               (резкие движения прямыми кистями рук)

Мы морковку трем               (движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим                (имитация посыпания солью из щепотки)

Мы капусту жмем                 (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними.

                                        З а м о к

На двери висит замок.             (пальцы рук соединены в «замок»)

Кто открыть бы его смог.        (повторение движений)

Потянули                                   (руки тянут  одну, потом в другую сторону)

Покрутили                                 (сцепленные пальцы к себе от себя)

Постучали                                 (основаниями ладоней постучали друг о друга)

И открыли.                                (пальцы расцепить, ладони в стороны)

Некоторые упражнения  связаны с изображением растений, животных и птиц.

                                       З а й ц ы

Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой)

Под высокой сосной («дерево» правой рукой)

Под другою сосной  («дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй («зайчик» левой рукой)

                                     Ц в е т о к

Вырос высокий цветок на поляне (цветок с закрытыми лепестками),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание  (ритмичные движения пальцами вместе

                                                               и врозь)

Дружно дают под землей корешки.   («корни»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.

Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...

Статья:«Игры на развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи»

Для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Страдает как общая моторика, ребенок неловок, не уверен несколько в себе, неточно вып...

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у детей логопедической группы.

 В  своей  работе  по  развитию  пальцевой  моторики  я  поставила  следующие  задачи:1. Сочетать  игры  и  упражнения...

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...

Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Важным фактором  успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.

В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ у...