Статья:«Игры на развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи»
статья по логопедии по теме
Для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Страдает как общая моторика, ребенок неловок, не уверен несколько в себе, неточно выполняет движения, не соблюдает заданный темп недостаточно координирован- особенно это отчетливо проявляется на специальных занятиях с логопедом, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции, так и мелкая/ ребенок недостаточно свободно владеет пальцами рук/.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_na_razvitie_paltsevoy_motoriki_u_doshkolnikov_s.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Игры на развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи»
Учитель-логопед Таратонова Галина Петровна
Развитие движений пальцев рук.
Для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Страдает как общая моторика, ребенок неловок, не уверен несколько в себе, неточно выполняет движения, не соблюдает заданный темп недостаточно координирован- особенно это отчетливо проявляется на специальных занятиях с логопедом, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции, так и мелкая/ ребенок недостаточно свободно владеет пальцами рук/.
Не случайно, человек не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. А ребенок, сосредоточенно пишущий, непроизвольно высовывает язык, помогая себе. Это говорит о взаимопонимании нервных связей. Развивая одно до более высокого уровня, мы невольно подтягиваем и развитие другое. Развивая мелкую моторику пальцев мы развиваем речь.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
В коре головного мозга зона речи и зона движений расположены рядом.
Воздействуя на одну мы, по законам физиологии «разогреваем» и соседние. Поэтому очень важно уделять как можно больше внимания развитию мелкой моторики.
Воздействуя на руки мы воздействуем на мозг, речь.
Дружба.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики /пальцы рук соединяются ритмично в замок 4 раза/ ; Раз, два ,три, четыре, пять /поочередно касание одноименных пальцев, начиная с мизинца/;
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять; Мы закончили считать /руки вниз, встряхнуть кистями/.
В гости
В гости к пальчику большому / выставляются вверх большие пальцы обеих рук /;
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний / поочередно называемые пальцы соединяются с большим на обеих руках одновременно/.
Безымянный и последний –
Сам мизинчик и последний –
Сам мизинчик – малышок / пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы /
Постучался на порог - / кулачки стучат друг о друга /.
Вместе пальчики – друзья /ритмичное сжимание пальцев в кулаки /,
Друг без друга им нельзя.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять /разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого/.
Вышли пальчики гулять /ритмические разжимание всех пальцев одновременно/.
Раз, два, три, четыре, пять /сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца/.
«Прогулка»
При выполнении этого упражнения ребенок сидит за столом и ритмично, поочередно, скачками двигает по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук/.
Пошли пальчики гулять /пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу/.
А вторые – догонять /ритмичные движения по столу указательных пальцев/.
Третьи пальчики – бегом, /движение средних пальцев в быстром темпе /,
А четвертые - пешком / медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола /,
Пятый пальчик поскакал /ритмическое касание поверхности стола мизинцем /, /хлопок кулаками по поверхности стола /.
«Человечки»
Побежали вдоль реки /движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю /.
Дети - наперегонки. /Повторять несколько раз /.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим / резкие движения прямыми кистями рук вниз вверх/,
Мы капусту мнем / движение кулаков к себе и от себя /,
Мы капусту солим / движение пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки/,
Мы капусту жмем /интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/.
«Замок»
На двери весит замок /ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»
Кто открыть его бы мог? /повторение движений/
Потянули /пальцы сцеплены в «замок», руки потянуты в одну, потом другую сторону/,
Покрутили /движения кистями рук, со сцепленными пальцами от себя к себе/.
Постучали /пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга/
И- открыли/пальцы расцепить; ладони в сторону/!
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит/ «дом»/,
Ну , а вход в него закрыт/ «ворота»/.
Мы ворота открываем /ладони разворачиваются параллельно друг другу/,
В этот домик приглашаем / «дом»/
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне/ «цветок с закрытыми лепестками»/,
Утром весенним раскрыл лепестки /развести пальцы рук/.
Всем лепесткам красоту и питание /ритмичные движения пальцами вместе и врозь/
Дружно дают под землей корешки/ «корни»/.
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке / «стол»/
Рядом стульчик у окошка/ «стул»/
Два бочонка под столом / «бочонки» обеими руками/
Вот такой я видел дом / «дом»/.
Литература:
- Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. СПб: Паритет,2002.
- Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М: Олма-Прес,2002.
- Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. М: Карапуз,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детя...
Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.
Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...
Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе
Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Важным фактором успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.
В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ у...
Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи....