Консультация для педагогов "Моделирование в развитии математических представлений дошкольников"
консультация на тему
В консультации представлены методические рекомендации о видах моделей, которые можно использовать в работе по развитию математических способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_pedagogov.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование в развитии математических представлений дошкольников
консультация для педагогов
Введение в практику дошкольного образовательного учреждения различных форм и методов математического развития детей требует современный подход к дошкольному образованию. Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей дошкольного возраста является метод моделирования.
Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть моделью может сделать любой объект доступный познанию.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Оно является одним из средств познания действительности.
В современной педагогике над данной темой работают многие ученые педагоги, психологи и математики такие как А.К.Бондаренко, В.Я.Воронова, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая, Е.А.Флерина, Стожарова М.Ю. и др.
Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.
Система моделирующих действий ребенка должна быть направлена как на формирование начальных математических представлений, так и на формирование общей способности к моделированию изучаемых объектов.
Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:
- во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;
- во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Методологическим обоснованием концепции моделирования является выбор в качестве ведущего метода обучения детей математическому содержанию моделирования, с преимущественным использованием на каждом возрастном этапе того вида моделирования, который более всего соответствует возрастным особенностям развития мышления и других познавательных процессов. В возрасте 3-5 лет - это конструирование (вещественное моделирование), в возрасте 6-7 лет - это сочетание конструирования с графическим моделированием с постепенным перенесением акцента на второе. Такой подход к выбору ведущего метода обучения обеспечивает эффективное развитие практико-ориентированной интуиции в применении математических знаний, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и таких качеств математического мышления как гибкость, критичность, активность, целенаправленность и др.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей. В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты. В результате такой работы появляются математические игры, пособия, модели, которые можно использовать в игротеках (как в ДОУ, так и дома - игротека для родителей), при создании коллекций в ДОУ, на математических и познавательных занятиях.
Планируется также и работа с родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.
Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:
- развитие продуктивного творчества детей;
- развитие высших форм образного мышления;
- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
- закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;
- создание условий для делового сотрудничества;
- активизация математического словаря детей;
- развитие мелкой моторики руки;
- получение новых представлений и навыков в процессе работы;
- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.
Опыт практической реализации метода моделирования показал его высокую эффективность при организации математического развития детей с различными природными данными.
Титова И.Ю., воспитатель МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида №1 «Березка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль развивающей игры в развитии математических представлений дошкольников"
laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть ...
Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
Статья описывает использование в сказках математических персонажей....
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...
Консультация для родителей "Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников "
Консультация для родителей...
консультация для воспитателей на тему: " Подходы к использованию игры для развития математических представлений дошкольников."
Игра, учение, общение, труд являются основными ступенями восхождения ребенка. В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре сохраняется и занимает...
Консультация для педагогов и родителей «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников»
Консультация «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников» ...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников».
Консультация для родителей«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников»...