Занятие - "Путешествие в осенний лес ".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Моисеева Наталья Васильевна

Программные задачи:

 

1.Воспитательные: Формировать любовь и бережное отношение к природе и ее обитателям.

 

2. Образовательные: Закрепить знания о деревьях ( березе, дубе, клене ). Продолжать знакомить с название деревьев по стволу и листьям.  Закрепить знания о съедобные и несъедобные грибы. Уточнить знания о том, чем питаются лесные животные и птицы. Упражнять детей в строительстве башен. Развивать  образное мышление, наблюдательность, память, творческие способности, познавательный интерес.

 

3. Речевые: Образование и согласование существительных с прилагательными  (береза – березовый, дуб – дубовый и т.д.). Обогащение словаря: Закрепление названий  съедобных и несъедобных грибов: белые грибы – боровики, лисички, подберезовики, грузди, поганки, мухоморы. Учить различать и называть кубики по цвету, размеру и месту нахождения: (коричневый, оранжевый, желтый); (большой, средний и маленький); (внизу, посередине, наверху). Заучивание стихов об осени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная работа:

 

  1. Рассматривание иллюстраций с деревьями (березы, дуба, клена). Чем эти деревья отличаются друг от друга. Уточнение воспитателем особенностей каждого дерева.

Игры:  «С какого дерева упал листочек»,

              «Собери  листочки в корзинку»,

              «Встань к дереву по сигналу».

Рисование листьев на дереве.

 

  1. Рассматривание съедобных и несъедобных грибов.

Лепка грибов (лисичек, белых грибов, мухоморов).

Аппликация: «Съедобные грибы».

Рисование «Грибы на полянке».  

Игра: «Собери съедобные грибы в корзинку».

 

  1. Чтение художественной литературы о лесных обитателях: белке, медведе, сове, дятле, сороке.

Игры: « У медведя во бору».

              « Сова – большая голова».

              « Сорока – белобока».

 

  1. Занятия по конструированию и сенсорике. «Построим башню». Обучение способам соотнесения предметов по величине, цвету, форме (медведю большой коричневый куб, белке – средний оранжевый, сове – маленький  желтый). Почему?

 

 

 

Техническая подготовка и оборудование.

 

 

 

Декорации:

 

Наряд осени для ведущей.

Ватманы с нарисованными детьми деревьями.

Картинки лесных птиц.

Объемные деревья  дуба с дуплом, клена , березы.

Берлога. Полянка с грибами (белыми – боровиками, лисичками, подберезовиками, груздями и мухоморами).

Корзинка для грибов.

Игрушки медведя, белки и совы.

Бочонок с медом.

Листочки березы, клена, дуба. Кузовки для листочков.

Три кубы разных размеров и цветов.

Картинки с изображением медведя, белки и совы.

Корзинка с угощением для детей.

    

 

 

 

Музыкальное сопровождение:

 

Композиция поезд. Звуки леса. Веселая мелодия для игры «У медведя во бору». Музыка для релаксации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход занятия.

 

   Звучит  красивая  спокойная музыка.

В. - «Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в осенний лес. За окном уже лежит снег, стало холодно. А мы вернемся немного назад, в более теплое время осени. Ну а поможет нам туда попасть волшебный поезд. Отправляемся?

Д. – Да.

В. – Тогда по местам. (звучит диск с записью  музыки «Поезд», дети  под музыку импровизируют:  собирают листочки и грибочки ; летают как птички; прыгают как зайчики, в зависимости от смены музыки. )

В. – Вот мы и приехали. (звучат  звуки леса ). Посмотрите, как красив осенний лес! Осень раскрасила листочки в разные цвета. А Лиза прочитает нам стихотворение «Осень – художница». (Чтение стихотворения).

В. – Замечательное стихотворение. Так в какие цвета раскрасила осень листочки?

Д. – Желтый, зеленый, красный.

В. – Молодцы! А какие деревья растут в этом волшебном лесу?

Д. –Дуб, береза, клен.

В. – Правильно, молодцы ребята! Вот только листочки ветер разбросал и перепутал. Давайте соберем их и  отнесем к тем деревьям, с которых они упали. Вот этот листочек, с какого дерева? (с березы). А называется он? (березовый) А

этот листик, с какого дерева? (с дуба). А называется он ? ( дубовый ).  Ну, а этот с какого дерева?  с клена). И

называется  он?.. (кленовый). (Дети собирают листочки в корзинки, а в это время звучит музыка).

В. – Молодцы, справились с таким трудным заданием. А сейчас я загадаю вам загадку. И вы узнаете, кто живет на этом дереве. (Загадка).

Д. – Белка.

В. – Правильно. А где живет белка? Как называется ее домик?

Д. – Дупло.

В. – Молодцы! Сейчас мы ее позовем. Белка, ты дома?

(беру белку за деревом). Ребята, белочка с вами здоровается. Давайте, тоже поздороваемся. Только тихо чтобы ее не испугать. Ой, ребята! Белочка мне говорит, что она сейчас занята запасами на зиму. И боится не успеть.

Давайте, ей поможем? А что любит белка?

Д. – Грибы, шишки, орехи, ягоды.

В. – Белка мне говорит, что шишки, орехи и ягоды она заготовила. А грибы не успела. Ваша помощь ей будет очень нужна. Вот только знаете ли вы,  какие грибы можно собирать, а какие нет?

Д. – Да. Есть съедобные и несъедобные.

В. – Назовите съедобные грибы, которые вы знаете.

Д. – Белый гриб, лисички, груздь.

В. – А несъедобные?

Д. – Мухоморы, поганки.

В. – Ну, тогда отправляемся за грибами. (читаю стихи , а дети собирают грибы. Приносят, мы их вместе рассматриваем  и уточняем название. Отдаем корзинку белке. Белка благодарит детей. Прощается.)

В. – А еще в этом лесу живет другой зверь, вот послушайте загадку. ( Загадываю загадку).

Д. – Медведь.

В.  – Правильно. А  где  же спит медведь?

Д. – В берлоге.

В. – Конечно. А вот и берлога. Есть кто дома?

М. – Это кто там, мешает мне к зиме готовиться?

В. – Это мы, ребята. Приехали посмотреть как звери и птицы к зиме готовятся. Вот ты, мишка что делаешь.

М. – Я берлогу утепляю, наедаюсь на зиму. Ведь всю зиму буду спать, лапу сосать.

В. – А может ты с нами сейчас поиграешь?

М. – Можно и поиграть.

Игра « У медведя во бору».

В. – Ребята, а что мишка любит есть ?

Д. –Мед, ягоды.

В. – Мишка, ты с нами так хорошо поиграл. Мы хотим тебя отблагодарить. Вот, угощайся! ( дарим бочонок меда ).

М. – Спасибо. До свидания.

В. – Ребята, а вы знаете, какие птицы водятся в лесу  и остаются на зиму.

Д. – Сорока, дятел, сова.

В. – А где же они живут?

Д. – В гнездах.

В. – Правильно, но зимой в гнездах холодно. Поэтому многие птицы зимуют в дуплах. Давайте посмотрим, кто спрятался в этом дупле. ( достаю из дупла сову ).

        Ребята, сова мне говорит, что голодно и холодно им зимой. А многим птицам даже негде укрыться зимой. Давайте построим с вами большую башню для наших зверей и птиц, которых мы встретили сегодня в лесу. А кого мы сегодня встретили?

Д. –Медведя, белку, сову.

В. – Где живет медведь?

Д. -  В берлоге.

В. – А где находиться берлога?

Д. – На земле.

В. – Берлога у медведя должна быть, какая?

Д. – Большая.

В. – Молодцы, а где живет белка? Как называется ее домик?

Д. – В дупле.  На дереве.

В. – А какой  дом у белки по размеру?

Д. – Средний.

В. – И находится он над берлогой медведя. А где же живут птицы?

Д. – В гнездах. В дуплах.

В. – И домики у них, какие по размеру?

Д. – Маленькие.

В. – И находятся они выше других. Сейчас Лера  построит башню для наших зверей. А затем другие ребята расселят туда наших жильцов. (дети выполняют задание.)

        Молодцы ребята! Прекрасную башню построили для наших лесных друзей. Ну, а нам пора возвращаться  в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими друзьями.

В. – Садитесь на коврик. Закрывайте глазки, а я вам спою колыбельную. (Звучит спокойная музыка, я пою колыбельную.)

Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие?

Д. – Да!

В. – А пока вы отдыхали наши лесные друзья принесли вам гостинцы. Сейчас мы  пойдем в группу,  помоем руки и попьем чай. А затем вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

  

 Художественное слово:

 

Стихотворение «Осень – художница».

 

Повязала осень пестрый фартук

И ведерко с красками взяла,

Ранним утром, проходя по парку

Листья позолотой обвила.

 

 

 

Загадки.

 

1.Кто по елкам ловко скачет

   И взлетает на дубы?

   Кто в дупле орехи прячет,

   Сушит на зиму грибы?

 

2.Он в берлоге спит зимой

   Под большущею сосной

   А когда придет весна

   Просыпается от сна.

 

Физ. Минутка.

 

Мы идем тропинками

Мы идем дорожками

Мы идем с корзинками

Мы идем с лукошками.

Ручеек по жердочке перешли

 

И ПОЛЯНКУ СВЕТЛУЮ МЫ НАШЛИ.

 

Игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ».

 

У медведя во бору

Грибы , ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит.

 

ПЕСНЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ.

 

ВА – 5 раз – спит трава

ТЫ – 5 раз – спят деревья , кусты

ШИ – 5 раз – спят все малыши

ШИ – 3 раза – усни и ты.

 

ДУ -5 раз – спит лягушка в пруду

ЛА – 5 раз – осень в лес пришла

ДИГИ – ДОН – 2 раза – пусть слетит сладкий сон – 2 раза.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия конспектов занятий "Путешествие в осенний лес"

Занятия по ФЭМП в разных возрастных группах. Занятия включают различные виды гимнастик, физминутки....

Конспект игра - занятие "Путешествие в осенний лес"

Целью этого конспекта является сформировать умение развивать произвольное внимание, пространственное восприятие и обогощать словарный запас детей....

Занятие "Путешествие в Осень" ,

Открытое занятие для средней группы.Цель:помочь детям  увидеть многоцветие , учить чувствовать и понимать крассоту окружающего мира , поэзию , живопись , музыку . Учить проявлять  свой эмоци...

Логоритмическое занятие "Путешествие в осенний лес"

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ« ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»(подготовительная группа) ЗАДАЧИ:   -  Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес. Танцующие осенние листочки»

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.ЦЕЛИ: Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать об...

Открытое занятие в средней группе Тема:Осень» Название занятия: «Путешествие в осенний лес»

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТРАШОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ. огадывние загадок на тему осень, приметы. подвижные игры....