Перспективный план проведения дидактических игр и словесных упражнений по формированию грамматического стоя речи детей во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения, заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 70
Перспективный план проведения дидактических игр и словесных упражнений по формированию грамматического стоя речи детей во второй младшей группе № 7 МДОУ № 70
Составила :
воспитатель гр. № 7
Моисеева С.А
месяц | Неделя | Тематический цикл (раздел) | Цели | Наглядный материал | Название, содержание д/игр и упражнений |
сентябрь октябрь Ноябрь декабрь январь Февраль март Апрель май | 1 неделя 2 неделя 3 - 4 неделя 1-2 неделя 3-4 неделя 1 – 2 неделя 3-4 неделя 1-2 неделя 3-4 неделя 1-2 неделя 3-4 неделя 1-3 неделя 4 неделя 1-2 неделя 3-4 неделя | «Овощи» «Фрукты» «Овощи – фрукты» «Осень» «Деревья» «Одежда» «Обувь» «Зима» «Части тела» «Домашние животные и их детеныши» «Дикие животные и их детеныши» «Домашние птицы и их детеныши» «Посуда» «Продукты питания» «Мебель» «Транспорт Д/игры по всем разделам на закрепление | Обогащать словарный запас детей. Учить употреблять предлоги «в» и «на» ; составлять сложноподчиненные предложения с противительным союзом «а». Обогащать словарный запас. Учить употреблять предлоги «на», «в», «под», «возле»; составлять сложноподчиненные предложения с противительным союзом «а». Способствовать сенсорному развитию. Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи – фрукты». Закрепить речевой материал по теме. Учить составлять предложения с предлогами «в» и «возле». Обогащать словарный запас детей. Учить внимательно рассматривать сюжетные картинки («Осень»), отмечать детали. Способствовать усвоению слов – антонимов. Обогащать словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы. Формировать умение согласовывать числительные с существительными Обогащать словарный запас детей. Учить различать и называть детали одежды; комментировать свои действия. Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями. Учить детей правильно употреблять окончание существительных в родительном падеже множественного числа. Учить в согласовании личных местоимений с существительными Учить различать глаголы «одеть» и «надеть» Обогащать словарный запас детей. Учить составлять предложения, опираясь на образец воспитателя; правильно употреблять существительныев родительном падеже, в уменьшительно – ласкательной форме; дифференцировать понятия «левый – правый». Формировать навык составления предложений с предлогом «на», опираясь на предметные картинки и вопросы воспитателя. Учить согласовывать количественные числительные с существительными. Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа глаголов. Учить строить предложения из четырех слов с предлогом «около», учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «а», именами существительными в форме единственного числа и множественного числа. Упражнять в употреблении глаголов в речи. Употребление предлога «в». Упражнять в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа. Учить правильно употреблять существительные в уменьшительно – ласкательной форме. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «а», простые предложения с предлогом «около»; употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа. Упражнять в образовании форм глаголов в повелительном наклонении. Учить понимать и соотносить с движениями глагольные формы( прячься, спрячемся, попрячемся) Учить использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; предлог «около». Учить составлять распространенные предложения. Формировать навык составления сложноподчиненных предложений. Способствовать усвоению категории родительного падежа множественного числа. Учить употреблять предлоги «для», «за», «под». Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями. Учить образовывать глаголы с разными приставками; согласовывать числительное с существительними. | Овощи, корзинка Фрукты или картинки - изображение, мел или карандаши, лист бумаги, тарелка. Фрукты, овощи, картинки с их изображением, корзина, ваза. Сюжетная картинка «Осень», осенние листья. Картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок; осенние листья. Предметы одежды, картинки с их изображение м, кукла, одежда для куклы. Кукла , одетая в сорочку, платье, на ногах носочки и туфельки. Предметы обуви, картинки с их изображением. Предметные и сюжетные картинки по теме. Кукла, картинки с изображением частей тела Кукла Оля Картинки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с кругами (один или несколько кругов) Картинки с изображением диких животных и их детенышей. Плюшевый мишка – «говорящая» игрушка Картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, игрушки. Предметы посуды, картинки с их изображением, кукла, кукольная посуда, картинки с изображением продуктов питания. Картинки с изображением предметов мебели, игрушки. Картинки с изображением разных видов транспорта, машина, кукла. | «Назови овощи» На столе перед детьми 5 овощей (морковка, помидор, картошка, лук, свекла). Воспитатель сообщает, что их все можно назвать одним словом «овощи». Дети повторяют название овощей. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Сколько овощей лежит на столе? Где растут овощи? Какого цвета помидор? И т. д. « Где лежат овощи?» Воспитатель кладет один овощ на стол, другой в корзинку и просит рассказать детей , где лежат овощи. Дети рассказывают: «Помидор лежит в корзинке, лук на столе» и т.д. «Назови фрукты» На столе 5 фруктов: яблоко, груша, апельсин, банан, лимон. - Это фрукты. - Сколько фруктов на столе? Где растут фрукты? Какого цвета? Лимон сладкий или кислый? И т.д. «Фрукты под деревом» На доске силуэт дерева. - Фрукты растут на дереве, а когда созревают падают на землю. - Яблоко лежит под…(деревом) - Груша …, апельсин…, и т. д. «Где лежат фрукты» Часть фруктов на тарелке, а часть – возле тарелки. - Где лежит яблоко? А где слива? (Яблоко лежит в тарелке, а слива возле тарелки) и т. д. «Мы едем в сад» Мы едем сегодня в сад, Там фрукты висят. На носочки мы встаем И яблочки достаем. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. «Где растет?» На доске дерево и грядка. - Где растут фрукты и овощи? «Где лежат овощи и фрукты?» На столе корзина для овощей и ваза для фруктов. Овощи и фрукты лежат в отдельной емкости. Педагог кладет любой овощ в корзину. - Где лежит помидор, огурец …? (в корзине) Педагог вынимает овощ из корзины и кладет его возле корзины. - Где лежит помидор, огурец…? (возле корзины). Аналогично с фруктами. «Отгадай загадку» педагог загадывает загадку, дети отгадывают и показывают картинку с изображением овоща или фрукта. «Мы едем в огород» «Мы едем в сад» «За окошком посмотри» Раз – два – три, раз-два-три! За окошком посмотри: Наступила осень Ветер листья носит, Ветер их срывает. На землю бросает. Рассказ детей о том, что бывает осенью. «Дуем на листок» Дуем , дуем на листок, Получаем ветерок! Действия сопровождаются словами. «Угадай слово» Летом солнышко греет сильно а осенью…(слабо). Летом ветер теплый, а осенью…(холодный0. Летом листья зеленые, а осенью…(желтые, красные) и т.д. «Сравни листочек» Сравнение листочков по величине, цвету. «Проговори чистоговорку» У-у-у – я на улицу пойду. У-у-у - я листочек найду. У-у-у – я листочек принесу. « Назови картинку» Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок. Малыши по просьбе педагога называют картинки. Затем он убирает картинки и просит повторить детей их названия. «Сосчитаем листочки» На полу разложены листочки. Сосчитать, сколько листочков «упало» с дерева. (один, много) «Вверху – внизу» Воспитатель поднимает руки вверх, то опускает вниз и говорит: «Листья вверху на деревьях. Листья внизу на земле» «Что прячется в шкафу?» Игра проводится в раздевалке. В этом шкафчике «прячутся» шапка, колготки, пальто, варежки. Как назвать одним словом эти предметы? (одежда). Где покупают одежду? Для чего нужна одежда? В процессе одевания детей на прогулку нужно стараться как можно чаще употреблять слова «оделся – одеваться» «Что с чем?» Рассматривание рубашки. Из каких частей состоит? ( У Вани рубашка с карманами, с воротником. Рукавами, манжетами, пуговицами…) Аналогично с другими предметами одежды. «Стираем и вешаем белье» Дети стирают одежду для кукол и вешают ее на веревку. (маечку, платьице, юбочку, брючки и т.д.) «Чего нет у Тани?» - Таня, какие вещи мы надеваем на прогулку? (пальто , туфли, ботинки, колготки, носки, рейтузы) А Таня приготовила только шарф? Чего ей не хватает? (носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто) «Чья вещь?» Мое пальто, мои колготки, моя шапка и т. д. «Вот какая мама» Куколка только что проснулась. Ее надо одеть, обуть. Что надеть? Кого мы одели? Что надели? Стихотворение Е.Благининой «Вот какая мама» служит иллюстрацией к игре. «Что прячется в шкафу?» Игра проводится в раздевалке. «Что носят ножки? (сапожки, ботинки, туфельки, тапочки). Каким словом можно назвать все эти предметы? (обувь). Для чего нужна обувь? Где покупают обувь?» В процессе одевания детей на прогулку нужно стараться как можно чаще употреблять слова «обулся – обувается» «Чего не стало?» На полу предметы обуви. Воспитатель убирает по одному предмету и спрашивает у детей, чего не стало. (сапога, тапочки, ботинка, валенка, сандалии) «Что у меня, а что у вас?» У меня сапоги, а у вас (сапожки). У меня туфли, а у вас (туфельки) и т.д. «Левый – правый» Этот сапог левый, а этот правый; эта туфелька левая, а эта правая и т. д. «Сапожки потерялись» Закричали ножки: - Где мои сапожки? Ну – ка, детки, помогите И сапожки отыщите. Один сапог в углу, А другой сапог в шкафу. Кто такой неаккуратный? Ведь сапожкам неприятно! «Зимушка – зима» Раз-два-три, раз-два-три, За окошком посмотри: В гости к нам зима пришла, Много снега принесла. Все в снегу - земля, дома. Здравствуй зимушка – зима! - Какой снег (белый, пушистый, мокрый и т. д.) «Где лежит снег?» Картинка по теме. - Где лежит снег? ( на земле, на машинах, домах, деревьях, горке, дорожке и т. д.) «По сугробам мы шагаем» По сугробам мы шагаем, Ножки вверх мы поднимаем, Спинки вниз мы наклоняем И сапожки очищаем. (движение в соответствии с текстом) « На чем катаются дети?» На коньках, на санках, на лыжах, на снегокате и т. д. «Один – много» - У Тани один лоб, один нос, один рот, один живот; одна голова, одна шея. У Тани два глаза, два уха, две руки, две ноги. У Тани много зубов, много пальцев, много ресничек, много волос. «Мы делаем зарядку» Левой ручкой – по плечу, Правой ручкой покручу, На носочках и на пятки – Вот и кончилась зарядка! (движение в соответствии с текстом) «Олины помощники» - Вот кукла идет. Это что? (ноги). Что они делают? (ходят, танцуют, прыгают, бегут, катаются, тормозят, едут). Руки…(берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, наклеивают). Зубы…(жуют, кусают, грызут). Глаза… (смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся). Уши… (слушают). А как о них сказать ласково ( ножки, ручки, зубки, ушки, глазки) «Кто как ест?» Собака кость (что делает?) грызет. Собака воду (что делает?) пьет. Кошка молоко (что делает?) лакает, пьет. Корова траву (что делает?) щиплет, ест, жует. «Кто где живет?» Корова живет (где?) в коровнике, в сарае. Свинья… в свинарнике, в хлеву, в сарае. Лошадь… в овчарне, в хлеву. Коза… в хлеву. Кролик… в клетке, в крольчатнике. Собака… в конуре, в будке, в доме. Кошка… в доме, в квартире. «Где находится детеныш?» Котенок стоит (лежит, сидит) около кошки. Аналогично с другими животными. «Дружная семья» У овцы и барана – ягненок, ягнята. У коровы и быка – теленок, телята. У козы и козла - козленок, козлята. У свиньи и кабана – поросенок, поросята. У кобылы (лошади) и коня (жеребца) – жеребенок, жеребята и т. д. «Один – много» Корова – коровы, много коров. Лошадь – лошади, много лошадей. Овца – овцы, много овец. Коза – козы, много коз. Собака – собаки, много собак. Кошка – кошки, много кошек. Теленок – телята, много телят. Поросенок – поросята, много поросят. Жеребенок – жеребята, много жеребят. И так далее. «Назови ласково» Собака – собачка, кошка – кошечка, корова – коровка, коза – козочка и т.д. «Закончи предложение» Медведь большой, а зайчик…(маленький). Волк злой, а зайчик…(добрый). Ежик колючий, а лиса… (пушистая) и т. д. «Большой – маленький» Медведь большой, а медвежонок …(маленький) Заяц большой, а зайчонок …(маленький) и т. д. «Спрячь слова в ладошки» Лис – лиса – лисенок, еж – ежик – ежонок и т. д. «Один – много» Лиса – лисы, много лис. Еж – ежи, много ежей. Медведь – медведи, много медведей. Заяц – зайцы, много зайцев. Волк – волки, много волков. И т. д. «Где находится детеныш?» Медвежонок стоит (лежит, сидит) около медведя. Волчонок стоит около волка. И.т.д. «Много – один» Медвежата – медвежонок; Лисята – лисенок; Бельчата – бельчонок; Зайчата – зайчонок; Волчата – волчонок и т.д. «Мишка, ляг!» В гости пришел медвежонок. - Медвежонок умеет выполнять поручения. - Мишка, ляг на бочок. Ляг на спинку. Ляг на животик. Можно давать и другие задания мишке: «Поезжай (с горки)», «Поскачи» , «Попляши» и т.д. Подвижная игра «Волк и зайцы» Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать: Всюду ходит волк, волк, он зубами щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься заинька и ты, Ты .волчище, погоди! Как попрячемся, иди! «Что есть у птицы?» У курицы есть голова, клюв, туловище, крылья (два крыла), хвост, лапки (две лапки), когти, перья – перышки (много перьев, перышек). И так далее. «Мама и детки» Вот курица с цыплятами. Курица мама , а цыплята … (детки). Курица большая, а цыплята… ( маленькие). Курица белая, а цыплята… ( желтые)У них есть маленькие…(лапки, клювики, хвостики, крылышки). «Непослушные цыплята» - Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Так мне жить нелегко. Где мои цыплятки? Где мои ребятки? Я не буду вас ругать, Буду с вами я играть, Буду вас оберегать. Вы бегите все сюда, Вот вам зернышки, вода! «Скажи ласково» Цыплята – цыплятки. Гусята – гусятки. Утята – утятки Индюшата – индюшатки. «Птицы и их птенцы» Курица, петух – цыпленок. Утка, селезень – утенок. Гусь (гусак), гусыня – гусенок. Индюк, индюшка – индюшонок. «Чего много на столах?» Много тарелок, вилок, ложек, блюдец, стаканов с салфетками, чашек. «Что нет у куклы?» У куклы нет тарелки, ложки, вилки, салфетки, чашки, блюдца и т.д. «Что кладут в…» В сахарницу…(сахар), мясорубку… (мясо), хлебницу…( хлеб) и т.д. «Волшебный мешочек» В мешочке много конфет (баранок, шоколадок, сухарей, яблок…) «Части предмета» У стола есть сиденье, спинка и четыре ножки. У стола … , у дивана…, у шкафа… «Куда спряталась игрушка?» Кукла под кровать, а матрешка –за стул и т.д. Игра – инсценировка «Комната куклы Кати” У Кати новая мебель (шкаф, диван, кресло, стол, стул) Что есть у дивана? Для чего он нужен? Аналогично с другими предметами мебели. «Чего не стало?» Не стало стула, стола, шкафа, дивана, табурета и т.д. «Назови ласково» Стул- стульчик, диван – диванчик, стол – столик и т. д. «На чем ездят люди?» Люди ездят на трамвае( автобусе, машине, грузовике, велосипеде, мотоцикле, троллейбусе). «Сосчитай колеса» У машины четыре колеса. У велосипеда два колеса. У поезда много колес. «Один – много» Одна машина – много машин. Одно колесо – много колес. Один грузовик – много грузовиков. И т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей в подборе определений к существительным, антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Выступление на педагогическом совете «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
Выступление на педагогическом совете «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...