Выступление на педагогическом совете «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
консультация (средняя группа) на тему
Выступление на педагогическом совете
«Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Колокольчик».
Управления образования администрации г.о. Коломна
Выступление на педагогическом совете
«Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
16 февраля 2016 г.
средняя группа
Скребец А.Г.,
Воспитатель.
«Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
( 2 слайд) Основная цель речевого развития: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Основными задачами речевого развития в соответствии с ФГОС ДО являются:
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Принципы развития речи:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития,
- принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи,
- принцип развития языкового чутья,
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка,
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности,
- принцип обеспечения активной языковой практики.
(3 слайд) Методы развития речи
Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Основным методом нашей работы является игровой, а именно, метод использования дидактических игр и дидактических упражнений.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно смысла и значения, он в игре «открывает» то, что давно известно взрослому.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, кроме игры. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры даже при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
Игра – средство воспитания, когда она включена в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом.
( 4 слайд) Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
При наличии систематической, целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдет повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки к школе.
Но есть условия, которые должен помнить и соблюдать каждый педагог:
1. Игра должна соответствовать возрасту ребенка и его развитию. Не спешите делать из ребенка вундеркинда.
2. Игра не должна поучать, а действительно оставаться игрой.
3. Игра не должна утомлять ребенка.
Если дети устали, необходимо отвлечь их внимание чем-то другим. И последнее, играть с детьми надо постоянно, усложняя при этом постепенно правила или заменять старые игры на более сложные, новые.
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.
Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи дидактические игры, составление рассказов по картинке, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, чтение потешек, мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление. Ведущими приёмами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение.
( 5 слайд) Основные направления работы по развитию речи детей с помощью дидактических игр:
1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Д/и «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, сквер — скверик, двор — дворик, адрес — адресок.
Д/и «Горит – не горит»
Цель: формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря.
Д/и «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова-антонимы.
Д/и «Кто больше знает вежливых слов?»
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
( 6 слайд) Д/и «Кто где живет?»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
(7 слайд) 2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по 2 основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи)
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкая дикцая и прочее)
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально - ритмических движений, решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и т. Д
(8 слайд) 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование.
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном ёё назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В младшем возрасте кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи следует использовать игры-драмматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.
С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.
Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Скажи наоборот» (образование антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.
( 9 слайд) 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
(10 слайд) 5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Формы чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей ,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания , но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.
(11 слайд) Систематически играя с детьми в дидактические и словесные игры, убеждаемся в том, что дидактические игры способствуют формированию грамматически правильной речи детей, а также обогащают словарный запас, активизируют мышление, развивают интеллект.
Спасибо за внимание!
Литература:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М: Академия, 1997. – 400с.
2. Макшанцева. Е. Д. Издательство: М.: АРКТИ,1998 «Скворушка»: сборник музыкально речевых игр для дошкольного возраста.
3. Шорохова О. Н. «Играем в сказку» Издательство: ТЦ «Сфера»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы развития речи Наглядные : Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам) Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические : дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
1.Развитие словаря: Д/и «Назови ласково» Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, сквер — скверик, двор — дворик, адрес — адресок. Д/и «Горит – не горит» Цель: формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря. Д/и «Скажи наоборот» Цель: учить детей подбирать слова-антонимы. Д/и «Кто больше знает вежливых слов?» Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме. Д/и «Кто где живет?» Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Воспитание звуковой культуры речи: «Снег идет» Цель: формирования плавного длительного выдоха, активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты. Ход игры: педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминая детям про зиму. - Представьте, что на улице зима, идет снег. Давайте подуем на снежинки. Взрослый показывает как на вату, дети повторяют. Игра повторяется снова. (можно придумать похожие игра с осенними листьями, бабочками и т. д.) «Веселые шарики» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: легкий пластмассовый шарик. Ход игры: Прочертите на столе линию, возьмите шарик и положите его на середину стола (на линию). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны от шарика. - Надо дуть на шарик так, чтобы он перекатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее, начали. Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола. Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях
Формирование грамматического строя: « Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.
Развитие связной речи: «Придумай сказку» Цель : развитие монологической и связной речи. Инструкция: перед ребенком ставится задача: а) рассказать старую сказку на новый лад; б) придумать и назвать свою сказку; в) угадать название сказки и найти лишнего героя. Игра «Так бывает или нет? » Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть» Игра «Похож – не похож». Цель. Учить детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию. Упражнение «Сравни картинки». Цель. Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки. Игра «Что было, а что будет». Цель. Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Воспитание любви к художественному слову:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план проведения дидактических игр и словесных упражнений по формированию грамматического стоя речи детей во второй младшей группе
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения, заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....