Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
загадка и познавательное развитие | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и результат своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством нравственно-патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?.. Загадки в концентрированной, почти в символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм.
Загадка вызывает у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.
Загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение.
Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом – красками, формами.
В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Ритмико-методическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества – сказками, песнями, пословицами.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа. Даже, если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).
Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей»
Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир....
Консультация "Дидактическая игрушка – матрешка как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
консультация...
Консультация для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка означает...
Консультация для родителей и педагогов "Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов и родителей...
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...