Серия игр и упражнений по теме проекта «Что такое Космос?»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Юрасова Ольга Николаевна

Представлены авторские игры с речевым содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_teme_kosmos.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Серия игр и упражнений по теме проекта

«Что такое Космос?»

Разработала Юрасова О.Н.

Новые игры

«Помоги Лунтику собрать звезды»

Цель: Учить детей образовывать цепочку однокоренных слов.

Ход: Детям к предложенной картинке подбирают цепочку однокоренных слов. За каждое слово они получают звезду. Выигрывает тот кто соберет больше звезд.

Космос- космонавт, комический, космонавтика, космодром.

Луна- лунный, Лунтик, луноход, лунатики…

Марс- марсиане, марсоход,..

Планета- инопланетяне, инопланетный, планетарий.

Солнце- солнышко, солнечный, солнцеворот

Метеорит- метеоритный, метеор

Звезда- звездный, звездочка, звездочет, звездолет

Материал: картинки с изображением предметов по теме, разноцветные звезды.

«Что пропало с карты солнечной системы?»

Цель: Учить детей употреблять категории родительного падежа единственного и множественного числа. Обогащать словарь.

Ход: Детям предлагается игровая ситуация- злые инопланетяне с другой галактики прислали карту солнечной системы, чтобы сбить с курса наши ракеты. Детям необходимо назвать каких предметов не хватает и восстановить карту, помочь ракетам долететь до земли.

Материал: карта солнечной системы, картинки с изображением планет, спутников, комет, метеоритов…

«Объяснялки»

Цель: Учить детей образовывать сложные слова. Формировать  умение строить простые и сложные предложения. Развивать объяснительную речь.

Ход: Детям предлагают угадать, образовать  как называется слово из предложенных слов.

Ходит по луне- луноход

Ходит по марсу –марсоход

Аэродром для космических кораблей- космодром

Человек, который считает звезды –звездочет

Машина, летящая к звездам- звездолет

«Скажи какая, какой?»

Цель: Учить детей образовывать прилагательные от существительных. Обогащать и активизировать словарь.

Ход: Вниманию детей предлагаются картинки по теме «Космос» (звезды, разнообразные планеты, спутник, метеорит, ракета…). Дети должны образовать прилагательные (звездный, комический, лунный, спутниковый…)

Материал: картинки с изображением планет, спутников, комет, метеоритов…

«По следам инопланетян»

Цель: Учить детей звукобуквенному анализу слов (подбирать картинку к схеме, определять место звука в слове, составлять схему к изображению предмета).

Ход: внимание детей обращается на странные, цветные, загадочные следы инопланетян. Детям предлагается расшифровать следы, подобрав нужное слово и картинку.

Варианты игр и схем:

По количеству слогов

По положению звука в слове

По расположению и составу звуков

«Где спрятались инопланетяне?»

Цель: Формировать умение детей строить предложения с предлогами (в, на, под, за, у, из-за…). Активизировать словарь. Воспитывать устойчивость внимания.

Ход: Детям предлагается рассмотреть картинку-панно и рассказать где спрятались инопланетяне? Можно предложить образец высказывания. (инопланетянин выглядывает из-за спутника. Необходимо найти всех героев.

Материал: карта солнечной системы, с изображением планет, спутников, комет, метеоритов…, маленькие инопланетяне.

«Космическое путешествие»

Цель: Учить детей образовывать глаголы с приставками (в, на, под, у, за, пере…)

Ход: Детям предлагается отправиться в космическое путешествие на ракете., рассказывая, что делает его ракета, что встречает на пути, как преодолевает препятствия. За правильный ответ дети получают звезду

Материал: макет солнечной системы, ракеты.

«Помоги марсианам сосчитать»

Цель: Закреплять порядковый счет в пределах 10. Учить детей образованию порядковых числительных. Упражнять в согласовании слов в предложении.

Ход: Детям предлагается разложить планеты на карте солнечной системы  по своим местам, и определить, сколько их, какая по счету та или иная планета? В каком порядке отправятся в космос летательные аппараты? (ракета –первая, спутник- второй..)

«Помоги астроному найти одинаковые предметы»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить сходства, различия. Учить выражать в речи результаты сравнения. Упражнять в употреблении предложений с союзом –а-.

Ход: Вниманию детей предлагается карта звездного неба, галактики. Дети должны найти два одинаковых предмета, рассказать, чем они похожи, чем отличаются другие предметы (планеты, созвездия, космические корабли, спутники)

«Расскажи, что ты видишь в телескоп?»

Цель: Учить детей употреблять правильные падежные окончания.

Ход: детям предлагается выбрать какой-либо объект солнечной системы, который они видят в телескоп и закончить предложение:

- Я вижу –спутник, звезды

-Долго не было- спутника, звезд

-Мы рады появлению –спутника, звезд

-Мы слышали рассказ -о спутнике, о звездах

-Мы любуемся –спутником, звездами

«Спрячь слоги в ладошки»

Цель: Учить детей делить слова на слоги, определять их количество.

Ход:

Буду я сейчас водить

Слова вслух произносить.

Слова нужно повторить,

И на части разделить.

Воспитатель произносит слова по теме, а дети хлопками делят их на слоги

«Исправь ошибку- компьютера»

Цель: Учить детей произносить слова с правильным ударением.

Ход: Воспитатель произносит слова со смещенным ударением, а дети должны исправить ошибку в ударении.

«Поможем жителям другой планеты. Что с чем?»

Цель: Учить детей употреблять категории творительного падежа.

Ход: Детям приходит письмо с другой планеты, где ее жители просят помощи. Педагог предлагает закончить предложение.

Земля с- луной

Сатурн с-кольцом

Ракета с- космонавтом

Комета с –хвостом…

«Подбери ключ к ракете»

Цель: Учить детей выделять на слух определенный звук из ряда слов. Развивать фонематический слух.

Ход: Детям предлагается послушать ряд слов, выделить общий звук и подобрать соответствующую букву. Схема буквы будет служить ключом к ракете.

Марс, Венера, Уран.

Спутник, космос, комета

Сатурн, космос, солнце

«Напишем письмо Лунтику»

Цель: Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам. Упражнять в построении простых и сложных предложений.

Чистоговорки

Та-та-та- вот зеленая планета

На-на-на- спутник у Земли –Луна

Це-це-це- облетим мы солнце

Лет-лет-лет- мы готовимся в полет

Ос-ос-ос- интересный космос

Ик-ик-ик- в небе виден спутник

Оп-оп-оп- мы смотрели в телескоп

Чу-чу-чу- на ракете полечу

Ром-ром-ром- все летим на космодром

Пад-пад-пад- вот красивый звездопад

Жу- жу-жу- все планеты покажу

Чу-чу-чу- космонавтом стать хочу

Се-се-се- побывали в космосе

Та-та-та- вот летит комета

Урн –урн-урн- мы увидели Сатурн

Ай-ай-ай- все планеты сосчитай

Цо-цо-цо- на Сатурне есть кольцо

Ход-ход-ход- по марсу ходит марсоход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.Задачи проекта: Познакомить детей с устройством русской избы;Познакомить с многообразием...

серия игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша

подборка игр и упражнений с слогическими блоками дьенеша...

Серия игр и упражнений по теме "КОСМОС"

Серия игр и упражнений по теме "КОСМОС"...

недельное перспективное планирование Тема проекта: «Что такое зима?» Дата: 29.11.2021 – 03.12.2021 Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного запаса детей. Задачи. Способствовать формирова

Тема проекта: «Что такое зима?» Дата: 29.11.2021 – 03.12.2021Цель.  Создание социальной ситуации развития  для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного за...

Игры и упражнения по теме "Зима. Зимующие птицы" (серия "Занимаемся дома")

Предложенный материал поможет взрослым в игровой форме закрепить с ребенком лексику по теме "Зима. Зимующие птицы". Пусть общение и совместные занятия доставляют ребенку радость и удовольств...

Консультация для родителей на тему проекта "Что такое мнемотехника и мнемотаблицы".

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами....

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...