конспект заняия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. "Заучивание стихотворения методом мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Битяйкина Людмила Петровна

Формирование УУД - это одно из основных требований ФГОС.  Используя технологию мнемотехники, я стараюсь научить детей быстро запоминать любой предложенный материал, не тратя время на механическое заучивание. Занятие построено интересно, увлекательно. Дети саи ведут себя от одной  его части к другой.А знакомство с писателями и поэтами приучает детей к тому, что любое произведение они  видят, как труд другого человека  и научаются соглашаться с его позицией или оспаривать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_r.rechi_.doc374.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим

                                                                                                                    Старшая группа

                                                                                                                    Составила Битяйкина Л.П.

Знакомство с  русским поэтом И. Суриковым. Заучивание стихотворения Н. Матвеевой «Нерешительные» с использованием мнемотехники.

Цель:

Продолжать знакомство детей с русскими  поэтами и писателями.

Развивать речь детей. Совершенствовать умение владеть  устной речью.

Задачи:

 Учить узнавать  на портретах авторов знакомых произведений. Познакомить с русским поэтом Иваном Захаровичем Суриковым.

Продолжать учить детей  пользоваться приемами мнемотехники при чтении и заучивании наизусть. Развивать память, внимание.

Упражнять детей в умении сочетать существительное с прилагательным, изменять слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс, составлять предложения с заданным словом.

Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас будет необычное занятие. Потому что подсказывать мне, что нужно делать дальше будете вы сами. Согласны? Тогда начнем!

  1. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором размещены портреты знакомых детям писателей и поэтов. Вам знакомы эти люди? Кто они? (Правильно писатели, поэты).

Сейчас я буду читать отрывки из произведений, а вы будете отгадывать, кто это написал и находить портрет автора, выставлять его на доске.

Читает отрывки:

-  «Вы в танкисты не годитесь, в танке вы не поместитесь

    И в пехоту негодны, из окопа вы видны…

  - Я на флот служить пойду, если ростом подойду!»

Конечно это Сергей Михалков «Дядя Степа». А что еще он написал?  - Стихи для гимна России,  «На прививку» и др.  Дети находят его портрет.

- «У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон.  – Откуда? – От верблюда…»

  «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять…»  

Правильно. Это Корней Иванович Чуковский. А какие сказки он еще написал?

Находят и выставляют его портрет.

-«Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Жили они тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу.

Старуха пряла свою пряжу…»

Угадали – это А.С. Пушкин.  Какие сказки Пушкина мы еще знаем? Находим и выставляем портрет.

 - Воспитатель показывает портрет Агнии Барто. Кто это? Какие произведения А. Барто мы с вами знаем?

Остался еще один портрет.  Мы ребята об этом поэте уже слышали, а сегодня я вам о нем расскажу.

  1. Рассказ воспитателя о поэте И.З. Сурикове

Суриков, Иван Захарович – русский поэт родился в маленькой русской деревне Новоселово много лет назад.  Когда ему исполнилось 8 лет, родители переехали в Москву, где он помогал отцу, работавшему в мелочной лавке. С детства, научившись грамоте, стал писать стихи.  Суриков очень много писал о русском народе, о детях (помните, я вам читала «Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой…») Многие его стихи стали любимыми песнями русского «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» (в народной обработке – «Степь да степь кругом») и другие .   Он очень любил русскую природу и много писал о ней.

 В каждом времени года он видел все самое лучшее и писал об этом в своих стихах («Весна», «Летом», «Осенью», и, конечно,  «Зима»).

  1. А теперь посмотрите на эту  таблицу и скажите, что же мы будем дальше делать?

       Правильно Мы будем с помощью этой таблицы читать наизусть отрывок из стихотворения    

       Ивана Сурикова «Зима»

              Чтение наизусть отрывка:  -  Стали дни коротки                      

                                                                 

                                                                Солнце светит мало  

                                                                Вот пришли морозы    

       

                                                                И зима настала  

Сейчас мы немножко пошалим: « Я переставлю условные обозначения. Читаем

               -  Вот пришли морозы

                   И зима настала

                   Стали дни коротки

                   Солнце светит мало     -  поиграли! Это я аккуратно переставила строчки и поэтому стихотворение сохранилось. А если бы мы расставили значки вот так, то… слушаем:

И зима настала.   Вот пришли морозы.  Солнце светит мало. Стали дни коротки. – рассыпалось стихотворение, почему?  Потому что не рифмуются слова. Молодцы!

  1. Переходим к другому столу. На столе какая-то схема предложения из 5ти слов

. Ну, подсказывайте, что мы дальше должны делать? -  Составлять предложение .Верно – составлять предложение с помощь. картинок.  РАЗНОЦВЕТНОЕ  КОРОМЫСЛО ЧЕРЕЗ РЕКУ ПОВИСЛО.

              Сколько слов – 5.       Правильно.  Так  что  обозначает слово «Разноцветный»

              (это предмет,  раскрашенный в разные цвета – их много)

  1. А  что обозначает слово - храбрый, умный, веселый, нерешительный?   Дети объясняют значение слов. Воспитатель дополняет их ответы.
  2. Вы очень хорошо подсказывали мне в течение всего  занятия. Осталось одно задание. О нем скажу я. Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением. Его написала Новелла Матвеева.  Она написала очень много красивых стихов, многие ее стихи стали песнями.  Я вам о ней обязательно расскажу. А наше стихотворение называется «НЕРЕШИТЕЛЬНЫЕ» И как всегда помочь запомнить его нам помогут условные обозначения (картинки, схема)

Воспитатель читает стихотворение:

По речке —

не лодка, не плот,

А старая бочка плывёт.

Вскочили на бочку лягушки.

Зачем? Для чего?

Для просушки!

И снова попрыгали с бочки.

Зачем? Для чего?

Для промочки!

Не могут лягушки решить:

В воде или в сухости жить?

Обращается к условным обозначениям, уточняют их значение. Вместе читают стихотворение

Читают отдельные строчки – вразброс.

Дети читают наизусть

  1. Итог занятия. Чем понравилось? А мне понравилось тем, что вы мне очень помогали.

Спасибо! Воспитатель оставляет схему стихотворения на доске.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект заняьия по развитию речи

Конспект заняьия по развитию речи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов.

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе   «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов....

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...