Развитие речи на основе сказок.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Развитие речи на основе сказок.

Выполнила        воспитатель

МБДОУ детского  сада  №108

Сенчихина Лилия Ибрагимовна

 

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится, формирование у них связной речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Сказка, как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особенность сказок.

Сказки - являют особую фольклерную форму, основанную на реальности и фантастики.

Сказки лучше рассказывать, чем читать. Знакомя детей со сказкой, воспитатель должен знать, что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана.

Произведения русских народных сказок, нужно подбирать таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности.

Есть три разновидности сказок:

  • бытовые;
  • волшебные;
  • сказки о животных.

Начинать можно с любой разновидности сказок. В старшей группе, например, с русских народных сказок о животных. Далее можно брать волшебные. Дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделите ее основные эпизоды.

К.Д. Ушинский пишет: «Родное слово … объясняет ребенку природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей.

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

Для детей  подготовительной группы нужно выбирать сказки посложнее, но также повторять в свободное время сказки пройденные. Вносить соответствующие игрушки.

Устраивать конкурсы рисунков "Моя любимая сказка".

Важно иметь в группе набор ряжения и костюмы сказочных героев.

Рекомендуется также прослушивание сказок в грам. записи.

После рассказывания сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  • донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
  • воспитание любви ко всем людям и природе;
  • расширение кругозора и представления о мире;
  • закладывание нравственных основ и начал;
  • развитие связной речи.

Существует множество приемов.

Я использую вопросы, так как считаю их наиболее эффективными в беседах по сказкам.

Вопросы если они разнообразны по своей направленности, помогают точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь почувствовать детям главную идею сказки.

При рассказывании сказок любимый прием у детей – рассматривание иллюстраций.

Предлагаю задание на дом: придумать и рассказать, какие бы картинки они нарисовали к данной сказке.

Использование сказки в системе логопедических занятий дает:

  • коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребенка на занятии;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество воспитателя с детьми и друг с другом;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклеру.

В ходе занятий, я помогаю детям найти, открыть основные эпизоды сказки.

Например: "Репка". Вспомнить и назвать персонажей сказки, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматриваем иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладываем мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыгрываем сказку в театрализованной деятельности, используя настольный театр или костюмы, можно атрибуты.

Всем знакома сказка "Заяц-хваста".

Знакомя детей со сказкой, предварительно помещаю в книжный уголок книжку или отдельные иллюстрации к сказке. При рассматривании иллюстрации определяем, что это (рассказ или сказка), о чем она.

Для обыгрывания сказки подбираю игрушки имеющие отношение к этой сказке, рассматриваем их, отмечаем особенности.

Еще прием: делаем или отбираем разные геометрические фигуры одинакового цвета, соотносим их с героями сказки. Дети без труда рассказывают сказку, используя двигательный вид моделирования.

Огромное значение имеет предварительная работа, поэтому уже с сентября прошлого года (когда дети приходят в группу) использовала игры и упражнения: "На что похоже?", "Кто как голос подает?", "Угадай и назови".

Разучивали с детьми потешки, заклички, совместно с детьми (например, в летний период) пересказывали маленькие знакомые сказки: "Курочка Ряба", "Мороз и солнце", "Заяц-хваста", "Теремок", "Репка", "Вершки и корешки" и т.д.

Выбирала и знакомила с зачинами сказки: "жили были", "в некотором царстве, в некотором государстве", "у леса на опушке", "близко ли далеко", "давным-давно"...

Объясняла смысл концовки: "вот и сказке конец, а кто слушал молодец", "стали они жить, поживать и добра наживать", "и устроили они пир на весь мир".

Так же использую такой прием - изменение сказки: "покатился колобок по дорожке и прикатился в детский сад". Дети должны придумать различные варианты.

Особое внимание уделяю развитию нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

Существительные: великан, весна, добро, друг, дружба, мороз, награда, нужда, полдень, радость, грусть, горе, свет, счастье, труд, ..........., скромность, зло, порок, холод, стужа, урод, ссора, чужбина, полночь, ложь, обман, неволя, трусость, план, лень, лодырь, неудача.

Прилагательные: вежливый, высокий, дорогой, здоровый, горячий, любимый, мудрый, легкий, огромный, полезный, румяный, сильный, смелый, хитрый, хороший, низкий, холодный, старый, глупый, фальшивый, вредный, плохой, скупой, старый.

Глаголы: брать, веселиться, встречать, жить, запрещать, кричать, скучать, хвалить, грустить, огорчать, бранить, плакать, стыдить, унижать, исчезать, уважать, провожать, медлить.

Наречия: быстро, вперед, много, нежно, поздно, громко, пусто, умно, ясно, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно, врозь, порознь.

При изучении народных сказок, использую слова антонимы в игре "Скажи наоборот".

Например:

Существительные: весна – осень, восход – закат, встреча – разлука, голова – хвост, день – ночь, друг – враг, зима – лето, красавец – урод, правда – ложь, радость – горе, смелость – трусость, счастье – горе, труд – безделье, утро – вечер, храбрость – трусость, ложь – правда, жар – холод.

Прилагательные: громкий – тихий, вежливый – грубый, здоровый – больной, горячий – холодный, молодой – старый, полезный – вредный, сытый – голодный, толстый – тонкий, чистый – грязный, хороший – плохой, высокий – низкий, мудрый – глупый, дорогой – дешевый, живой – мертвый и т.д.

Глаголы: брать – отдавать, веселиться – грустить, впускать – выпускать, встречать – провожать, говорить – молчать, кричать – шептать, хвалить – бранить, хохотать – плакать, забывать – вспоминать.

Наречия: быстро – медленно, вместе – отдельно, вперед – назад, легко – трудно, много – мало, можно – нельзя, нежно – грубо, поздно – рано, тепло – холодно, умно – глупо.

В структуре занятия использую:

1. Организационный момент – загадку об изучаемой сказке.

2. Пальчиковую гимнастику.

3. Чтение или рассказывание сказки воспитателем.

4. Игры: «Один - много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова - друзья», «Слова - наоборот».

5. Театр «пальчиков», «театр зверей».

6. Пересказ по вопросам, совместный пересказ ребенка и воспитателя, пересказ по частям, по картинкам.

7. Игра - драматизация.

8. Инсценировка сказки.

9. Итог занятия – делаем вывод по сказке.

В процессе воспитательно-образовательной работы, стараюсь при прохождении лексических тем использовать народные и авторские сказки.

Лексическая тема

Русские народные и авторские сказки

1

«Осень», «овощи»

«Репка», «Мужик и медведь»

2

«Хлеб»

«Колосок»

3

«Домашние животные»

«Волк и семеро козлят»

4

«Дикие животные»

«Заяц – хваста»

5

«Домашние птицы»

«Петушок и бобовое зернышко»

6

«Посуда»

«Лиса и журавль»

7

«Мебель»

«Три медведя»

8

«Зимние забавы»

«Снегурочка»

9

«Зима»

«Морозко»

10

«Семья»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речи. Сказка – как сокровищница народной мысли способствует формированию связных высказываний детей, имеющих речевые нарушения.

Речевое развитие в группе отличается неравномерностью. В группе есть дети с достаточно развитой речью, с хорошим словарным запасом: Егор, Глеб, Вика, Саша Е., Алеша.

В течение проведения занятия эти дети активны, включаются быстро, с интересом. Чтобы настроить детей на эмоциональный фон, читаю детям начало сказки. Это помогает детям вспомнить сюжет. Однако есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития: Карина, Арина, Даша, Вова.

Учить рассказывать – это значит формировать связную речь. Овладение связной речью – это длительный и сложный процесс.

Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.

Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые навыки и умения.

Моя задача – научить правильно начинать сказку, передавать ее живо, интересно, логически, последовательно.

Большую роль и значение имеет тесный контакт с родителями. Вместе с родителями оформляли выставку рисунков по пройденным сказкам.

Давала задания домой на выходные, родители откликались, им нравилось вернуться в мир детских сказок, вспомнить и свою любимую сказку, помочь своему ребенку понять смысл их любимых сказок, выразить это творчески в рисунках.

Благодаря системе в проведении занятий, в организации театрализованной деятельности, использованию наглядного материала и других эффективных приемов у детей повышен интерес к сказкам, желание слушать и драматизировать, рассказывать родителям, другим детям, хорошо развита фантазия и творческое воображение, в речи появились образные выражения, сравнения и эпитеты.

Занятия на основе сказок требуют хорошей подготовки, творческий подход воспитателя к составлению занятий, придумыванию наглядных пособий, сюжета и мотиваций. Произведения русских народных сказок стараюсь подбирать таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Например, сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимической выразительности. В свободное время рисовали эпизоды из сказок, лепили зайца, лису, волка, медведя.

Важно использовать и такой прием, как моделирование. Придумать фигурки или предметы-заместители, разного цвета и формы. Еще можно использовать рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Большинство детей без труда рассказывали часть сказки, глядя в соответствующую рамочку.

Я пришла к выводу, что детям сказки интересны и полезны. Занятия проходят в более оживленной форме, дети выполняют игровые упражнения, драматизируют, принимают участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотят рассказывать сказку, стали более активны, внимательны друг к другу. Но таким детям как Вова, Арина, Максим требуется индивидуальная работа. Остальные дети стали более активными, используют в речи антонимы, синонимы, прилагательные, сравнения. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки.

Выстраивая картинки в определенной последовательности, применяла следующий способ: дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует воображение детей, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями. Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам. Например, читаю или рассказываю народную сказку «Заяц - хвастун» до слов: «Увидел заяц как собаки ворону треплют, и думает…». О чем именно подумал заяц, рискнул он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, если не помог, то как потом оправдывался – все это сочиняли дети. И только после этого я читаю концовку сказки.

Или рассказывая детям ненецкую народную сказку «Кукушка» до слов: «Братья, братья, смотрите, улетает наша мать птицей» - закричал старший сын». Потом предложить детям продолжить сказку.

Можно сочинить концовку к сказке Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски». Дети придумывают, где тигренок искал полоски, кого просил одолжить их ему или нарисовать, чем закончилось его приключение. А сказки Дж. Родари, у которых три конца «Собака, которая не умела лаять» и др. – хороший дидактический материал, ориентирующий на творческое рассказывание.

Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок на литературные тексты.

Предлагала темы:

  • «Сказка о том, как медвежонок ловил Луну»;
  • «Сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло»;
  • «Сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали»;
  • «Сказка о том, как зайчик храбрости набрался».

В планы занятий включаю:

  • викторины (Из каких сказок это отрывки?);
  • драматизации небольших отрывков;
  • выступления поющих героев (при участии музыкального руководителя):

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати.

(русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  • чтение отрывков из сказок, по просьбе детей;
  • конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Винни-пуха, Царевны-лягушки и т.д.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» предложить изобразить жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Вывод: русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Сочинение сказок по загадкам, стихам»

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Проект по развитию речи на основе авторских сказок В. Сутеева

Предлагаю вам поэтапное распределение работы по развитию речи на основе сказок В. Сутеева...

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект НОД по развитию речи "В мире сказок"

Конспект по развитию речи для дошкольников средней группы...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебная книга сказок"

Конспект занятия с использованием метода "сказкотерапия". Учить детей придумывать новую сказку с известными сказочными героями....