формирование образной речи
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Развозжаева Юлия Александровна

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ.

 

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает вес сложных и распространенных предложений, увеличивается количество обобщающих слов и рост придаточных предложений. К 5-6 годам у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведений, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания. Речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков».

Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, так и в ДОУ, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности в речи.

Наш язык богат образными оборотами. Образные средства оживляют речь, делая ее меткой, эмоциональной, гибкой. Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры. Развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. Общение – главное условие личностного развития.

 

Показатели сформированности образно – эмоциональной стороны речи.

 

  1. Умение строить связное высказывание на основе фактов, наблюдений, когда в нем передаются обдуманные мысли, употребляемые в малых фольклорных формах.
  2. Соблюдение последовательности, четкости высказываний, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
  3. Владение особенностями того или иного стиля в соответствии с определенным жанром высказывания.
  4. Умение использовать в речи образно – эмоциональные выражения для точности передачи авторского текста, употреблять сложные предложения, понимать смысл пословиц.
  5. Владение  образно – эмоциональной лексикой, интонационной выразительностью устной речи, отсутствие в речи грубых, просторечных слов и выражений.
  6. Хорошая дикция, владение логическим ударениями, соблюдение правил орфоэпии.

 

Существует много игр, помогающих дошкольникам узнавать значение новых слов, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и некоторые связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.

 

Игры для формирования образной речи:

 

«Что мы делали?»

Цель. Учить употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении.

«Кто играет с Таней?»

Цель. Учить называть признаки и действия предмета, пользоваться вежливой формой обращения, осмысливать значения слова гладить.

«Найди ручку»

Цель. Учить составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значения.

«Расскажи про ручку»

Цель. Учить составлять рассказы со словом ручка.

«Бывает – не бывает»

Цель. Учить вслушиваться в звучание слов и стараться мысленно представить, что они обозначают, уточнять значение слов.

«Кто сумеет похвалить?»

Цель. Учить употреблять прилагательные к существительным, согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

«Что это значит?»

Цель. Учить сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значениях слов.

«Речевые ситуации»

Цель. Побуждать к активизации представлений, заставляя в уме совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).

 

Развозжаева Ю.А., Гончаренко Н.И.

г. Балашов

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного

вида «Ласточка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....

К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой

В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет  значение в формировании образной речи дошкольников....

Особенности формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена особенностям формирования образной речи дошкольников....

Формирование образной речи дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Работа над образом слова начинается с раннего возраста и продолжается в течение всего дошкольного возраста....

Формирование образности речи у детей с нарушением речи.

В программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной особое место отводится развитию связной речи.По утверждению Е. Асоповой, речь – это с....

СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить выск...