Формирование образности речи у детей с нарушением речи.
консультация (старшая группа) на тему
В программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной особое место отводится развитию связной речи.
По утверждению Е. Асоповой, речь – это с.ложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_obraznoy_rechi.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Формирование образности речи у детей с нарушением речи.
В программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной особое место отводится развитию связной речи.
По утверждению Е. Асоповой, речь – это с.ложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Рассмотрим понятие развития речи А. Н. Смирновой. Она считает, что развитие речи - это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, который включает в себя три этапа:
На первом, довербальном этапе складываются предпосылки развития речи в процессе общения с детьми первого года жизни.
На втором этапе происходит переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.
На третьем этапе совершенствуется речь как ведущее средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение, формируется образная речь.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образная речь – это не только эмоциональная окрашенность звучания, но и образность слова.
Во многих сферах человеческой деятельности, образная речь необходима. Так, в НЛП (нейролингвистическом программировании) представления об образной речи имеют важное значение. Образность достигается с помощью тропов и фигур речи.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, образно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Умение образно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.
Таким образом, под образной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Для воспитания выразительной речи используется прежде всего чувственный опыт детей. Гуляя в разные времена года с детбьми в природе можно предложить поиграть в словестные игры; «Кто лучше скажет?», «Четвертый лишний» Дети подбирают эпитеты к предметам, составляют предложения с включением в них образных слов и выражений.(Пестрое лето, разноцветное и т. д.)
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления».
Главная цель развития образной речи состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать образность речи как интегративную особенность речи, появляющуюся в целесообразном выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Образность речи позволяет дошкольнику эффективно проявить себя на вербальном и невербальном уровнях, оказывая влияние на коммуникативную культуру личности.
Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная образность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.
Словарная работа значима и актуальна в наши дни. Многие дети не могут самостоятельно овладевать языковыми обобщениями в силу ряда причин. Им необходима помощь педагога. Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т. е. с эстетическим воспитанием.
Формирование образной речи у детей с нарушением речи не ограничивается накоплением в словарь детей ярких эпитетов, однородных членов предложений и т. д. Развитие образности речи предполагает умение подобрать нужное, яркое, эмоциональное словосочетание.
У детей с нарушением речи всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в развитии образной речи.
Преодоление образной речи у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр. Холмогорова Л.В.
Учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи....
К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой
В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет значение в формировании образной речи дошкольников....
Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...
Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...
Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.
При проведении логопедических занятий хочется разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей н...
«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных спос...
"Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи"
Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...