Методика работы со сказкой
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
К двум годам малыш уже уверенно ходит, обращается при помощи речи и активно интерисуется окружающими его предметами и живыми объектами. Задача взрослого-не упустить этот благоприятный возраст и поддержать спонтанный интерес ребёнка к окружающему миру, обогатить и расширить опыт ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_dlya_sayta.odt | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
К двум годам малыш уже уверенно ходит, обращается при помощи речи и активно интерисуется окружающими его предметами и живыми объектами. Задача взрослого-не упустить этот благоприятный возраст и поддержать спонтанный интерес ребёнка к окружающему миру, обогатить и расширить опыт ребёнка.
На каждом занятии решается целый комплекс задач: расширяется и уточняется представление детей об окружающем мире; развивается речь, внимание, мышление и память; развивается восприятие ребёнка(цвет, форма, величина), его тактильная чувствительность и фонематический слух; приобретаются изобразительные навыки и активизируется игровая деятельность. Но основная цель на данном возрастном этапе — увлечь детей занятиями, чтобы желание заниматься в дальнейшем переросло в устойчивый познавательный интерес, который ляжет в основу всего дальнейшего обучения. А для этого необходимо создать игровую мотивацию, чтобы ребёнок на занятии верил в то, что ему нужно помочь Машеньке из сказки расставить посуду, а не просто разложить предметы по форме, или надо накормить голодных птичек, а не выполнить задание на соотнесение цвета с заданным предметом.
Взрослый ведёт ребёнка от действия с предметами в условиях яркой наглядности(которые являются основой психического развития ребёнка раннего возраста -1-3 года) к сюжетной игре, где действия могут разворачиваться в воображаемой ситуации, по представлению. Воображаемая ситуация роднит игру со сказкой, поэтому на занятиях используются сказочные персонажи. Герои русских народных сказок знакомы и понятны ребёнку. С ними он проживает новые события и сопереживает их чувствам, перенимает опыт, накопленный веками.
Объём материала комплексного занятия дети должны усвоить за неделю. Занятия проводятся по частям-каждая часть как целое занятие в разные дни недели.
Чтобы детям было легче войти в контакт с педагогом и воспринимать материал, занятия вместе с педагогом «ведёт» игрушка, например мишка. Он организует начало и конец занятия: здоровается с каждым ребёнком за руку; в течение занятия оказывает помощь, «разговаривает» с детьми. Мишка появляется только на занятии, в другое время он должен быть детям недоступен. После выполнения задания необходимо похвалить каждого ребёнка или всех детей вместе. Важно положительное подкрепление детской деятельности, чтобы ребёнок захотел ещё и ёщё повторять свои успех.
Заинтерисовать детей помогает эмоциональность взрослого, проводящего занятия. В занятии динамично меняются виды деятельности: чередуются коллективные задания, когда дети занимаются около общего стола или фланелеграфа, передвигаются по комнате, и индивидуально, когда дети занимаются с раздаточным материалом за своими столами. Занятия проводятся в быстром темпе, что позволяет сохранить концентрацию внимания детей.
Первые четыре занятия адаптационные и не связаны между собой.
В дальнейшем каждые четыре занятия объединены одной сказкой. Последние восемь занятий помимо того, что знакомят с новыми темами, обобщают накопленный опыт детей; они не связаны между собой и проводятся каждое по своему сюжету.
Структура занятия:
1- занятия по сказке (развитие речи);
2-задания по теме занятия (ознакомление с окружающим);
3-задания по сенсорному развитию (математика);
4-подвижная минутка(развитие движений);
5-аппликация на закрепление темы(изобразительная деятельность);
6-сюжетно-игровая деятельность(реализация приобретённых знаний).
Содержание и некоторые вопросы методики по каждому разделу.
- Методика работы со сказкой. На занятие «приходит» игрушка-герой сказки. Педагог сообщает, что с ним произошло, то есть, рассказывает первую часть сказки и демонстрирует при помощи игрушек сказочное действие на общем столе. На следующем занятии появляется тот же герой и просит вспомнить, что с ним произошло. Педагог задаёт вопросы и показывает знакомых героев, дети вспоминают начало сказки. Потом слушают вторую часть и наблюдают показ следующего действия игрушек. На третьем занятии дети вспоминат сказку без наглядной опоры - по вопросам; слушают и смотрят продолжение. А на четвертом занятии дети вспоминают сказку по вопросам, слушают и смотрят её окончание. Далее педагог с детьми проигрывает сюжет сказки с игрушками, побуждая детей к игровым действиям. Рассказывая новую часть сказки, педагог всегда показывает новые игровые действия по сюжету. В процессе такой работы у детей обогащается игровой опыт, дети учатся отвечать на вопросы по сказке, составляют короткие рассказы по сюжету, используя опорные картинки.
2. Развитие сюжета сказки на каждом занятии задаёт тему по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятий близки и доступны детям.Это: животные и птицы, растения леса, овощи и фрукты.А также-особенности времен года, транспорт, посуда, мебель, одежда, гигиена и здоровье.
3. Врамках данной темы проводятся игры по сенсорному развитию: дети учатся ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, ребёнок знакомится с сенсорными эталонами, в помощь ему оформлено помещение для занятий. В занятия включены задания на развитие тактильной чувствительности. Шнуровка направлена на развитие мелкой моторики пальцев. Игры «угадай, кто позвал», «найди, что прозвучало» направлены на развитие фонематического слуха. В некоторых заданиях используются элементы экспериментирования для ознакомления с физическими свойствами предметов окружающего мира: воды, снега, магнитов и др.
4. Подвижные минутки обогащают двигательный опыт детей, дают возможность получить эмоциональную разрядку.
5. Для закрепления темы на каждом занятии проводится аппликация с элементами рисования. Манипулирование готовыми формами-доступный для детей 2-3-х лет способ изображения действительности. Аппликация развивает ассоциативно-образное мышление, умение комбинировать и организовывать детали в пространстве. Дорисовывание элементов развивает зрительно-двигательные умения и координацию руки. Способ выкладывания деталей аппликации и рисования педагог показывает на своём листе, дети повторяют в своих альбомах, учатся действовать по образцу.
- 6.Важным моментом является организация после занятия
сюжетной игры на игровой площадке. Сюжетная игра является процессом самореализации ребёнка, но и её нужно организовать и стимулировать взрослому. Педагог организует игровую среду: подбирает игрушки и атрибуты игр в соответствии с темойзанятия; демонстрирует образцы игровых действий в воображаемой ситуации. Инициативу в игровых действиях педагог постепенно передаёт ребёнку; поддерживает всё удачное и новое, что появляется в детской игре. Ребёнок сам выбирает игрушки, игровые действия, игровую роль. Кроме игр с игрушками педагог организовывает ролевые игры. Ребёнку надевают театральную шапочку героя, и ребёнок перевоплощается: если это птичка-летает, если доктор- лечит зверей.
Организация занятий.
В условиях детского сада занятия проводятся по подгруппам 6-8 детей. Пока воспитатель проводит занятие с одной подгруппой, остальные дети находятся на другом занятии или их деятельность организует помощник воспитателя в другом помещении. Затем подгруппы меняются. Продолжительность занятия в детском саду 10 минут, проводятся эти занятия 3 или 4 раза в неделю по усмотрению воспитателя. Рекомендуется в разных занятиях проводить задания по сказзке, сенсорному развитию и аппликации.
Организация пространства и материалы для занятий.
Во время занятия каждый ребёнок сидит за отдельным столом. На столе педагога стоит на подставках для книг фланелеграф-это плотный картон,обтянутый фланелью для демонстрации картинок.
На столе за фланелеграфом находятся игрушки и материалы, используемые во время занятия. Рядом со столом педагога находится общий стол-дополнительный детский стол. Здесь дети выполняют коллективные задания. На детском стульчике сидит большая мягкая игрушка, которая организует детей. Раздаточный материал на каждого ребёнка (фигуры,палочки и др.) удобно раздовать на одноразовых тарелочках. После индивидуальных заданий дети сами складывают материал в тарелочки, затем педагог их собирает. Для аппликации каждый ребёнок должен иметь альбом для рисования, фломастеры, клеящий карандаш и клеёнки, на которых дети намазывают клей. Педагог заранее вырезает из цветной бумаги для каждого ребёнка детали для наклеивания.
Стены помещения для занятий желательно украсить картинками-эталонами цвета формы. Например, эталон цвета: ёлка-зелёная, солнышко-жёлтое, большая туча-синяя, земляника-красная ит.д. Эталоны формы:колёса-круглые, вагоны-квадратные, паровоз-прямоугольный, ёлка из треугольников, а тучи похожи на овалы.
Демонстрационный материал:
- настольные игрушки-герои сказок «Алёнушка и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Маша и медведь», «Рукавичка», «У солнышка в гостях», «Заюшкина избушка»;
- предметные картинки по теме: одежда, посуда, мебель, дикие и домашние животные, птицы, экзотические животные ит.д.;
- сюжетные картинки по временам года и их фрагменты;
- опорные картинки для рассказывания;
- сюжетные игрушки; муляжи овощей и фруктов, деревянные грибы, мешочки двух размеров, корзинка ит.д.;
- деревянные кубики; пластмассовый конструктор с геометрическими телами;
- пособия «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизинера», «Логический куб»,лото;
- тактильный домик(коробка с двумя круглыми прорезями для рук), тактильные дощечки(на плотный картон наклеены материалы разной фактуры:зерна, мех, фольга, палочки ит.д.);
- магнитофон и аудиозаписи;
- игрушки для игровой площадки;
- театральные шапочки или полоска бумаги с прикреплённой к ней картинкой героя, которая надевается на голову ребёнку.
Раздаточный материал на каждого ребёнка:
- цветные фишки из мозайки; пластмассовые цветные геометрические фигуры с дырочками посередине или крупные бусены, цветные шнурки; цветные бочки-вкладыши, маленькие игрушки(домашние и дикие животные, птицы и др.);
- трёхцветные фигуры из картона(блоки Дьенеша);
- опорные картинки для рассказывания; разрезаные картинки из частей; изображения, составленные из геометрических фигур и детали для наложения, картинки для шнуровки, рисунки для наложения к палочкам Кюизинера;
- файлы для рисования, рисунки к ним, маркеры;
- природный материал(шишки,камни,крупа,луковицы и др.), а также прищепки, магниты, поделки из пластилина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы со сказкой в детском саду.
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русск...
МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Отбор литературного материала.В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина...
Сказкотерапия. Занятие по методике работы со сказкой из цикла «Зимние чудеса».
В настоящее время в педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия твор...
Методика работы со сказками в ДОУ
Принципы и методика работы со сказками в ДОУ по разным возрастам....
Методика работы со сказкой.
Этот материал будет полезен родителям средней группы....
Методика работы со сказками с детьми дошкольного возраста
Описание методики работы со сказками в ДОУ...
Консультация на тему: «Методика работы со сказкой».
Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Вли...