Консультация на тему: «Методика работы со сказкой».
консультация по логопедии

          Сказка является одним из самых доступных средств для духовно­нравственного развития ребенка, ко­торое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

на тему: «Воспитание   дошкольников, используя художественную литературу».

Мусатова Татьяна Владимировна, учитель-логопед МБДОУ № 59 г. Салавата.

Выступление на тему: «Методика работы со сказкой».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Цели:

  • Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
  • Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки.
  • Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
  • Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

. Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из важных условий рассказа сказки – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Здесь педагог берёт на себя функцию образца. При рассказе от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Педагог во время чтения  или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

Сказка рассказана. После чтения необходимо побеседовать с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. На этом этапе педагог берёт на себя функцию фасилитатора. Планируя вопросы для беседы, педагог стремится помочь ребёнку разобраться в образе и высказать своё отношение к нему.

Вместе с детьми он обсуждает героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта.

     Завершающим моментом работы со сказками, является их драматизация. При этом рассматриваем драматизацию как один из видов театрализованной (театрально-игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью, которой является раскрепощение каждого вовлечённого в неё ребёнка как актёра. Драматизация проявляется  в самых разнообразных формах: как импровизация сценок по содержанию сказки, как инсценирование готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, т. е. театральная постановка сказки. В любом случае, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли

. сказочных персонажей, действуют в их образе.

Современные дети плохо слушают чтение художественной литературы. Их трудно удивить даже яркими актерскими постановками, при прослушивании сказок на CD. Дети быстро забывают название сказки, не могут вспомнить действующих персонажей, с трудом понимают мораль сказки, затрудняются понять суть отношений между героями и в речи выразить свою оценку их поступкам. У детей много отвлекающих от книг факторов (телевизор, компьютеры). Как следствие, речь развивается медленнее.

Выводы: литературные произведения надо преподносить детям наглядно, театрально, образно, ярко.

Цветная сказка.

 Представляю несколько вариантов погружения детей в сказку с постепенным увеличением активности участия ребенка в совместном с воспитателем занимательном действии – театр дошкольникам.

Театрализованная деятельность.

Рассмотрим на примере сказки «Заюшкина избушка».

  1. Вводная беседа. (2-3 мин.) – главная цель заинтересовать.

Воспитатель предлагает открыть волшебный сундучок, где находятся главные герои сказки (зайчик, лиса, собака, волк, медведь, петух).

Загадки:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы?        (заяц)

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.        (лиса)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.        (собака)

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.        (волк)

Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.        (медведь)

Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья — пух!
И зовут его …        (петух)

Воспитатель: Вот и опустел сундучок, какая же сказка ждет с нами встречи?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель: Правильно «Заюшкина избушка»

2. Чтение произведения (10-12 мин) воздействие на чувства детей.

Чтение происходит с использованием настольного театра (декорации: домик, мостик, деревья; герои из сундучка).

Воспитатель во время чтения сказки использует мимику, эмоциональность. Правильно выбранная интонация , выразительность чтения облегчают детям усвоение содержания произведения, развивают устойчивость внимания, вырабатывают правильное отношение к персонажам сказки.

Пользоваться приемом многотонности: основной тон – повествовательный; зайчик говорит грустно, медленно; лиса – хитренько, напевно; волк, собака, медведь – низким голосом, хриплым; петушок – бойко, звонко, быстро.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

3. Работа с текстом (5-8 мин.) – расширение знаний и представлений детей о межличностных отношениях.

Воспитатель:

- Какой герой сказки вам понравился? Почему?

- Кого вам стало жалко?

- Кто в сказке самый храбрый?

- В каком месте сказки вы волновались?

- Почему петух победил лису?

- Какой герой вам не понравился?

4. Заключение (2-3 мин)  закрепить знания детей о прочитанном.

Воспитатель:

- С какой сказкой мы познакомились?

Перечисляем всех героев сказки, дети дают им свою характеристику, убираем персонажей в сундучок).

Ответы детей:

- Зайчик доверчивый, слабый, несчастный.

- Лиса хитрая, злая, коварная.

- Петушок храбрый, смелый, добрый.

В последующие дни проходят разнообразные занимательные совместные с воспитателем занятия, в ходе которых ставятся опыты, например,  рисуются изображения избушки,  герои сказки.

Опыт «Льдинка тает» - почему растаяла избушка лисы?

Содержание опыта: с помощью пластмассовых формочек изготавливаем льдинку – домик. После превращения воды в лёд, вносим формочку в группу, вынимаем домик на тарелочку и наблюдаем что происходит со льдом. Почему лёд тает? Почему растаяла избушка лисы. Где можно увидеть ледяные постройки? Длительность наблюдения зависит от быстроты таяния.

  1. Художественное творчество – рисование лубяной избушки. Объяснение педагога «лубяная» - из коры дерева.
  2. Игра «Перевоплощение» - дети идут по кругу под музыку, по сигналу бубна делают поворот и превращаются в лису, зайку, медведя, собаку, петушка. Во время игры соблюдаем последовательность появления героев, как в сказке.
  3. Использование серии картинок для опорного пересказа по сказке.
  4. Чтение перед сном. Дети любят слушать сказку еще несколько раз.
  5. Моделирование сюжета.

Организуется выставка в книжном уголке иллюстрированных книг. «Заюшкина избушка» разных изданий, с разнообразными иллюстрациями.

На втором этапе используются различные творческие задания:

- Придумайте начало сказки на свой лад.

- Измените повествование сказки в середине.

- Поменяйте концовку.

Такое сочинительство способствует развитию связной речи детей, их воображения и фантазии. Решаются следующие образовательные задачи:

- уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе;

- закрепить знания о свойствах воды и льда;

- расширяются представления о внешних особенностях животных, их повадках.

Решаются воспитательные задачи:

- воспитывается чувство справедливости;

- желание помогать обиженным и слабым;

- формируется представление о победе добра над злом.

На третьем этапе сказку можно проиграть в масках героев. На этом этапе роль воспитателя должна снижаться, уходит на торой план, помогает детям, направляет их действия, диалоги. Важно: провести предварительную работу. Рассмотреть маски, вспомнить всех героев. Выделить начало сказки, цепную композицию (последовательность проникновения лисы в жилище зайца, и появление новых героев друг за другом) и концовку.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию, образное мышление. Дети учатся быть справедливыми, защищать обиженных и слабых, наказывать злых. Особое внимание следует обратить на нестандартный метод - проведение опытов. Таким образом, воспитанники решают проблемные ситуации, становятся активными участниками действия, обогащают свою речь терминологией присущей русским народным сказкам, расширяют активный словарный запас. В предложенной методике есть традиционные и нестандартные формы, методы, приемы работы со сказкой. Каждый воспитатель, исходя из условий (наличие атрибутов, специфики детского коллектива), может выбрать доступные и более близкие ему варианты организации занимательной деятельности с использованием художественных произведений.

Главная цель – воспитать любовь к сказкам, формировать нравственные качества детей.

Дидактические игры:

  • «Будьте внимательны и найдите ошибки»
  • «Кто лишний»
  • «Кого не хватает?»
  • «Из какой сказки фраза?»
  • «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
  • «Придумаем новое название, окончание сказки»
  • «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
  • «Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за которых торчат только части животных, например хвосты)
  • «Попробуй на вкус»
  • «Узнай по контуру»
  • «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
  • «Сложи из частей»
  • «Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко»...)
  • «Отгадай сказку по отрывку»
  • «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
  • «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
  • «Назови ласково»
  • «Есть или нет»
  • «Подбери рифму»

Работа с родителями:

  • Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
  • Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
  • Совместное участие родителей и детей в них.
  • Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
  • Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).



Предварительный просмотр:

«Игры и игровые упражнения с песком для развития речи детей старшего дошкольного возраста»,

Родители и педагоги всё больше интересуются нетрадиционными методами обучения и развития дошкольников. Один из них — игры в домашней песочнице и рисование песком на световом столе.

Песок удивительный материал! Он легок в использовании. Игра с песком носит терапевтический эффект: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым.

Всё это позволяет проводить в вашей домашней песочнице и на световом столе необыкновенно эффективные игры, способствующие психоречевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Для домашней песочницы нужна большая плоская коробка или небольшой надувной бассейн. Для светового стола — прозрачная пластиковая коробка с крышкой: внутрь положите ёлочную гирлянду, проделав сбоку небольшое отверстие для шнура. Всё просто! Покупной песок можно использовать сразу, уличный — сначала прокалите.

Вот 5 направлений работы по развитию речи, которыми можно заниматься в домашних условиях.

1. Учимся самоконтролю

Суть — в изучении правил игры с песком, а именно:

  • игра проводится только в песочницы;
  • песок нельзя есть, кидать, рассыпать вне рабочего пространства;
  • нельзя ломать чужие работы;
  • необходимо мыть руки по завершению игр в песочнице.

Эти правила важно повторять перед каждым использованием песочного стола. Для этого используется «ритуал входа», во время которого мы можем знакомиться с персонажами будущих игр. Например:

«Королева-ящерица». К вам в гости приходит волшебная ящерица. Она приветствует юных путников и предлагает посетить её в песчаную долину! «Но, чтобы в неё попасть, нужно правила узнать!» — и здесь вы объясняете ребёнку правила.

«День-ночь». Отправляйтесь в путешествие в волшебную страну! Наступает день, когда песочница открыта, а на ночь она закрывается. Поздоровайтесь с песком: погладьте его сначала одним пальчиком, затем всей ладонью. Обсудите с ребёнком, приятен ли песок. Напомните, что в стране нужно быть очень осторожным, чтобы не наступила вечная ночь! Какие для этого надо соблюдать правила?

При несоблюдении правил, описанных выше, волшебная страна «закрывается на замок», «прячется», «исчезает в песках», — взрослый закрывает её крышкой.

Это помогает сформировать у ребёнка самоконтроль, что способствует образованию новых нейронных связей в лобных долях головного мозга ребёнка. И это косвенно способствует и улучшению регуляции речемыслительной деятельности.

Любые игры в песочнице советую и завершать, используя «ритуал выхода», когда ребёнку предлагается попрощаться с героем, с волшебной страной — погладить песок и закрыть крышку.

2. Развиваем мелкую моторику

Это полезно для более успешного освоения устной речи. Какая связь между речевой функцией и развитием моторных функций пальцев рук? Двигательная и речевая зоны головного мозга близко расположены: стимулирование одной ведёт к развитию другой.

Занятия с песком уже задействуют нужные зоны, а направленное обучение детей разным способам рисования по песку (или песком) повышает эффективность. Получить изображение можно, рисуя кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, одновременно несколькими пальцами или симметрично двумя руками, и высыпая песок из кулака. Рисование может сопровождаться музыкой.

«Минутка свободного рисования». Позволяйте в конце любой игры в песочнице просто порисовать, как захочется.

«Буквы». Изучайте буквы, изображая их на песке. Используйте различные приемы для рисования, выкладывайте их из камушков или ракушек на песке.

«Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. Следите, чтобы ребёнок вел линию безотрывно. Вот как можно играть с дорожками:

  • Помогите герою пересечь пустыню. Проведите прямую дорожку от бортика к бортику.
  • Зыбучие пески! Чтобы героя не затянуло, оправьте его на самолёте в полёт! Проведите волнообразную дорожку от центра к бортику.
  • Для игры около одного бортика выставите 2−3 игрушки животных, а у другого еду (фрукты/овощи). Накормите животных, проведя дорожку к еде. Каждое животное бежит по своей дорожке: кто-то по прямой, а кто-то по волнистой.

«Три дороги — три транспорта». Для игры понадобятся машина, корабль, самолёт и три героя. Они потерялись на острове. Помогите им добраться до суши! Постройте мост, высыпая песок на световой стол. Нарисуйте ребром большого пальца симметричные линии дугообразной формы — море. Симметрично двумя руками изобразите облака, и отправляйтесь в путь. Обсудите с ребёнком, кто поплывет, кто полетит, а кто поедет.

3. Расширяем представления об окружающем мире

Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то вкратце рассказываете о герое или о природном явлении.

Но можно выделить игры, которые направлены на закрепление конкретного материала, помогают «разбудить» любознательность у детей.

«Тайны жизни песка». Практические опыты с песком и сравнение его с другими материалами: глиной, манкой. Залейте песок водой, слепите куличики и сравните их с куличиками из глины. Порисуйте сначала песком, а затем манкой. Сравните ощущения, рисуя изображения солнца или цветка одновременно двумя руками с разными материалами в каждой!

«Знакомство с природными материалами». Откапывание камней, ракушек, палочек в песке с их последующим описанием.

«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.

«Сбор урожая». В песочнице заранее рисуются изображения садовых деревьев и грядок. Выкладываются фрукты и овощи. Ребенок собирает «урожай», проговаривая со взрослым названия предметов, обозначая их обобщающим понятием «фрукт/овощ», и рассказывает, откуда сорвал/выкопал этот предмет. Более трудный вариант -- «Что напутал художник?», когда фрукты и овощи раскладываются хаотично, и ребёнку нужно сначала правильно разместить игровой материал, а затем его собрать.

4. Обогащаем словарный запас

Прежде всего ребёнок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней. Какие?

Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня, засуха, ливень, дюны, барханы, караваны, ландшафт, оазис, путник, странник, светило.

Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, лить, мочить, сыпать и др., а так же их производные.

Aтpибyтивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий, золотистый, влажный, мокрый, золотистый, зыбучий, таинственный, неизведанный, горячий, пылающий и многие другие.

Рисуя с ребёнком, ставя опыты, обыгрывая приключения героев используйте разнообразную лексику, проговаривайте и задавайте «правильные» вопросы (используя слова, которые вы хотите, чтобы ребенок повторил). Всё это обогатит речь малыша.

Ещё одно направление — игры и задания по лексическим темам.

«Поиск сокровищ!» Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища!

«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.

«Что забыл нарисовать художник?» Нарисуйте на песке животных, птиц, посуду, мебель. В каждом изображении чего-то не хватает (ручки у чашки, клюва у птицы, хвоста у собаки). Пускай ребёнок назовет каждое изображение и скажет, чего не хватает. Затем дорисуйте часть предмета, используя прием рисования пальцем «по песку».

5. Учимся говорить связно

Главный показатель речевого развития — возможность составлять развернутые предложения и тексты. При нормотипичном развитии ребёнок старше трёх лет уже способен рассказать небольшую историю, произошедшую с ним, используя фразу из 4−5 слов.

Работа на световом столе или песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Три медведя» и др. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации.

Со временем взрослый может начинать историю, а ребёнок её заканчивает. Лучший вариант заключительного этапа этой работы —самостоятельное повторение рассказа взрослого ребёнком, с использованием готовых декораций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы со сказкой в детском саду.

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русск...

Методика работы со сказкой

К двум годам малыш уже уверенно ходит, обращается при помощи речи и активно интерисуется окружающими его предметами и живыми объектами. Задача взрослого-не упустить этот благоприятный возраст и ...

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Отбор литературного материала.В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина...

Сказкотерапия. Занятие по методике работы со сказкой из цикла «Зимние чудеса».

В настоящее время в педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия твор...

Методика работы со сказками в ДОУ

Принципы и методика работы со сказками в ДОУ по разным возрастам....

Методика работы со сказкой.

Этот материал будет полезен родителям средней группы....