Занятие по валеологии "Мои помощники"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

 

Цель:

•   продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

•   обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;

•   работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;

•   продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

•   развивать быстроту мышления, творческое воображение;

•   продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

•   воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Дружить с физкультурой

    Чем старше ребёнок, тем больше времени в течение дня он проводит в активном состоянии. Поэтому родителям так важно направить его активность в полезную для него деятельностью

    Наиболее благоприятные условия для развития движений и формирования интереса к занятиям физическими упражнениями можно создавать на прогулке. Пребывание детей на воздухе в сочетании с целесообразно организованной двигательной деятельностью является мощным фактором укрепления здоровья и улучшения физического развития малыша.

    Собираясь на прогулку, родителям необходимо захватить с собой игрушки или некоторые физкультурные пособия, которые будут побуждать детей двигаться. Летом это мячи, скакалки, велосипед, самокат; зимой – санки, лыжи.

    На прогулке целесообразно организовать индивидуальные или совместные с родителями (или со сверстниками) подвижные игры и развлечения – «Салки», «Пятнашки», «Прятки», «Замри-отмри», «Лапта», игры с использованием спортивного инвентаря (мячи, бадминтон, настольный теннис, скакалка)  и др.

    В условиях семьи желательно поддерживать у детей интерес к физической культуре. А этого можно достичь тогда, когда сами взрослые привлекают детей к ежедневному проведению утренней гимнастики, к спортивным занятиям, в том числе ходят на лыжах, катаются на коньках, ездят на велосипеде. Ко всему этому приобщают ребёнка. Начиная с младшего дошкольного возраста.

    Для того чтобы ребёнку было интересно делать физзарядку, целесообразно использовать при этом различные приметы – ленты, флажки, игрушки, сопровождать выполнение упражнений соответствующего содержания припевками, потешками, музыкой. Физические упражнения периодически следует менять примерно через 7-10 дней с тем, чтобы у ребёнка поддерживался постоянный интерес к ним. Чем с большим желанием ребёнок будет выполнять комплексы гимнастических упражнений, тем надежнее будет их благотворное влияние на организм – поддержание у малыша хорошей физической формы, закрепление правильной осанки, развитие разнообразных двигательных навыков. В течение года упражнения для утренней гимнастики должны постепенно усложняться.

    Объём двигательной активности детей как важнейший показатель физиологической потребности организмов движении определяется многими факторами – возрастом, особенностями нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от культурных традиций семьи, а также климатических и погодных условий. Значительно обогащает двигательную деятельность ребёнка наличие в доме необходимого набора физкультурного и спортивного инвентаря (например, комплекс «Домашний мини -стадион»).

    Как показывает опыт, в настоящее время во многих дворах имеются детские площадки, оборудованные станционарными пособиями – лесенками, горками, качелями.

    Все это желательно использовать, чтобы приучать ребёнка не бояться скатиться с горки, пройти по бревну, лазать по лесенке вначале с помощью взрослого, затем и самостоятельно. Конечно, при этом нужно учитывать возраст ребёнка, и его развитие, и его двигательные умения.

    Особенно важны для надежной закалки детского организма занятия плаванием. И дело здесь отнюдь не в моде. Просто это единственный вид «детского» спорта, положительное воздействие которого ни у кого не вызывает сомнений. Дети, плавающие с первых месяцев жизни, намного быстрее развиваются физически и умственно. Занятия плаванием грудничков можно проводить в обычной домашней ванне.

    Хорошим средством физкультуры для укрепления здоровья с самого раннего возраста является и ходьба на лыжах. Приучают малыша к этому, как правило, с 3-4 лет. Но можно и раньше, с 2-летнего возраста. Сделать из малыша «лыжника» - дело непростое, тут потребуется терпение и настойчивость. Очень хорошо, если вместе с ребёнком на лыжи встанут и родители, а со временем в выходные дни – всей семьёй на лыжную прогулку!

    Родителям необходимо помнить о том, что детям дошкольного возраста нельзя навязывать выполнение физических упражнений и игр, принуждать делать то, что им не хочется. Занятия должны строиться в форме игры, заинтересовавшей ребёнка.

    Маленькие дети любят подражать и соревноваться с папой, мамой, братом или сестрой. Поэтому так важно организовывать совместные занятия и игры родителей и детей. Они приносят радость общения и одновременно развивают у детей силу, ловкость. Гибкость.

    Регулярные занятия физическими упражнениями и подвижные игры следует проводить не раньше чем через 30-40 минут после еды и , конечно, нельзя их использовать непосредственно перед приемом пищи.

    Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок занимался популярными видами спорта (например, художественной гимнастикой, фигурным катанием, горными лыжами) и научился играть в футбол, хоккей или теннис. Прежде чем начинать такие занятия, необходимо проконсультироваться с врачом детской поликлиники. Он порекомендует. Какой спортивной дисциплиной можно по состоянию здоровья заняться ребёнку, с какого возраста и какова должна быть для него нагрузка в процессе таких занятий (их продолжительность, время в течение дня, количество занятий в течение недели, их сочетание с другими видами деятельности).

    Желательно, чтобы врач периодически наблюдал при этом ребёнка, отмечая характер влияния на его организм занятий, наличие или отсутствие положительных сдвигов в его развитии. Об этом свидетельствуют совершенствование физического и двигательного развития ребёнка, улучшение общего состояния малыша – преобладание у него бодрого настроения, улучшение аппетита, качества сна, сохранения желания заниматься физкультурой и интереса в разнообразной двигательной деятельности.

 

                       Детский уголок в семье

    Если у малыша есть своя комната, то все, что ему нужно для интересного доступа, для занятий и игр, нужно разместить на доступных его росту полках шкафов, стеллажей.

    В общей комнате ребёнку необходимо выделить свой уголок, где он может уединиться, поиграть в любимую игру, порисовать.

    В уголке следует поставить стол и стул, их размеры должны соответствовать росту ребёнка. Это необходимо для того, чтобы во время игры, сидя за столом, он мог принять удобную для себя позу, исключающую возможные нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения.

    Книги и игрушки в детском уголке могут храниться на подвесных полках, высота которых должна быть доступна ребёнку.

    В своём уголке ребёнок может заниматься раскрашиванием картинок, вырезанием, конструированием, рисованием как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Поэтому «рабочая» поверхность стола, как и весь уголок, должны быть хорошо освещены. Стол лучше всего поставить таким образом, чтобы дневное освещение было левосторонним, а расстояние от окна – не менее 1-1,5 метров. В темное время суток уголок ребёнка должен освещаться искусственным светом. Лучше всего в качестве светильника использовать бра или какой-нибудь другой подвесной источник света с тем, чтобы не занимать место на столе. Искусственное освещение должно быть равномерным и рассеянным.

    Необходимо приучать ребёнка поддерживать порядок в своём уголке, убирать на место книги, игрушки после окончания занятия. Родителям же нужно следить за тем, чтобы эти занятия не были слишком длительными и чередовались с подвижной деятельностью.

    В зависимости от возраста спокойные занятия за столом не должны превышать по длительности 10-25 минут.

    Спокойные игры и занятия лучше всего проводить незадолго до укладывания ребёнка и перед дневным сном.

    Как показывает опыт, ребята с большим удовольствием проводят время на снарядах универсального спорткомплекса «домашний министадион», который можно разместить даже в небольшой квартире.

    Элементы спорткомплекса подобраны в соответствии с потребностями детей в определенных движениях: лазанье, вращении, катании, висах и т.д. здесь есть и лилиана–качели, и наклонная лесенка, и батут, и кольца.

    Просмотр детских телевизионных передач и видеофильмов рекомендуется организовывать не более 2-х раз в день, в первую и вторую половину дня, длительность в пределах 20 минут (для детей от 3 до 5 лет – 10-15 минут).

    Экран телевизора должен находиться на уровне глаз сидящего ребёнка или чуть ниже. В зависимости от величины экрана ребёнок находится от него на расстоянии от 4 до 6 метров.

    В вечернее время при просмотре телепередач должно быть включено местное освещение, например настольная лампа, бра, торшер.

                          Навыки опрятности

    Опрятность и аккуратность не менее важны, чем нравственные и моральные качества личности. Неряшливость – процесс необратимый. Приучая своих детей к гигиене и порядку, вы закладываете фундамент благополучия взрослой жизни, как говорят, «посеешь привычку – пожнешь характер».

    Аккуратности и привычке заботиться о своей чистоте следует приучать активно с самого младенчества, с самых первых дней рождения. На первом году жизни можно приучить малыша к комфортному ощущению чистоты при помощи несложных процедур. Прежде всего, начинать утро для ребёнка следует с умывания, приговаривая детские потешки типа «Водичка, водичка, умой моё личико». Прохладная водичка бодрит и веселит. Не может повредить ребёнку и ежедневное купание с добавлением пены или отваров трав.

    Мыть лицо и ручки малышам следует и до еды, и после. После каждого приема пищи необходимо протирать ротик смоченным ватным тампоном.

    Осваивать кружку малыш обычно начинает в 6-8 месяцев, когда уже умеет самостоятельно сидеть. Использовать ложку ребёнку ещё трудно из-за слабой пока координации движений.

    До года можно начинать приучать детей к горшку. Почти все дети к полутора или к двум годам сами просятся на горшок.

    Чистота детской одежды- ещё одна постоянная забота родителей.

    Недопустимо, чтобы ребёнок долго оставался мокрым в пеленках или влажных памперсах. Грязное бельё, рубашечки, платье нужно тотчас же менять.

    С 1-1,5 лет ребёнок вполне может убирать на место небольшие игрушки: уложить кукол спать, положить кубики на полку. Увлекательные игры помогают приучать ребёнка к порядку в комнате.

    С малых лет детей следует обучать навыкам самообслуживания. Причем приучать к чистоте малышей следует активно и личным примером. Но следует помнить, что ребёнок к двум годам многие действия взрослого лишь копирует, понимание цели действия складывается позднее.

    Маленькие дети в возрасте от года до 3-х лет очень активны и хотят делать то же, что и взрослые. Здесь важно, чтобы родители не делали за ребёнка то, что ему по силам и предъявляли к нему посильные требования.

    Для воспитания навыков самообслуживания важно определить место игрового уголка и стола для занятий ребёнка, сделать специальную вешалку, чтобы он знал, где находится его одежда, и вешать её туда.

    Практика показывает, что с самого начала нужно правильно показывать действия, например, в какой последовательности надо одеваться на прогулку, или какую одежду лучше надевать для активных игр и труда.

    Самая главная опасность для родителей в этом нелегком деле - это перестараться. В условиях чрезмерной требовательности родителей к соблюдению чистоты дети начинают бояться запачкаться, когда лепят или рисуют, бегают или играют во дворе.  

                       

                     Предупреждение нарушений осанки у детей

    Хорошее здоровье детей во многом определяет хорошая, правильна осанка. Она обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем. Человек с хорошей осанкой строен и красив. Что же это такое?

    Осанка – это привычная поза, естественное, непринужденное положение тела в пространстве. При хорошей осанке голова держится прямо. Плечи должны быть на одном уровне и слегка развернуты назад, позвоночник находится на прямой линии и все его изгибы в норме, лопатки на одинаковом расстоянии от позвоночника, живот подтянут, равные линии талии с двух сторон, ноги ровные, стопы должны иметь хорошо выраженный внутренний свод.

    Формирование осанки происходит с первого года жизни ребёнка, когда он начинает сидеть, стоять, ходить. Для формирования осанки необходима организация режима дня, который обеспечивает ритмичность процессов бодрствования и отдыха.

    Значительная роль принадлежит размеру мебели, позе за столом при рисовании, рассматривании книги, другим занятиям.

  1. Высота стола для занятий должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. Высота стула не должна превышать высоту голени.
  2. Очень важно, чтобы родители настойчиво добивались от детей умения держаться прямо за столом. Стопы должны стоять на полу. Если ноги не достают до пола, следует поставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.
  3. Нельзя допускать, чтобы дети сидели, скрестив ноги или зацепив их за ножки стула.
  4. Расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см, голова слегка наклонена вперёд. Расстояние  от глаз до стола не менее 30-35 см. При обучении письму тетрадь надо класть под углом 30 градусов. При обучении чтению предплечья должны быть симметричны.
  5. Сидеть ребёнок должен симметрично, с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

Следует быть внимательными к позам детей во всех других видах их жизнедеятельности: во время сна, при стоянии, ходьбе и пр.

Например, ухудшают осанку долгое стояние на ноге, чтение лёжа на спине или на боку.

      Важным средством предупреждения нарушений осанки в семье являются физические упражнения. Они должны систематически включаться в распорядок дня и многократно повторяться в виде утренней гимнастики, подвижных игр, гимнастики для мышц шеи, спины, туловища, ног.

      Таким образом, здоровье ребёнка зависит от многочисленных условий, сопровождающих всю его разнообразную деятельность и отдых в семье.

                       

                             Выступление на педсовете

                             на тему:

      «Некоторые аспекты повышения уровня знаний родителей по укреплению здоровья детей»

   

                                         Воспитатель ГОУ д/с №404

                                         Орлова Г.М.

                     

 

                         Москва, 2009г.

    Как показали исследования в последние годы, в семье условия воспитания детей в большинстве случаев не способствуют охране и укреплению здоровья детей, что проявляется в отсутствии рационального уклада жизни. Так, анализ результатов  анкетного опроса родителей выявил следующее: у 66.5% детей в дни, свободные от посещения детского сада, отсутствует дневной сон (при укороченном дневном); в 76% случаев не проводится закаливание; в 82 % семей дети не выполняют утреннюю гимнастику; 88,5% детей ежедневно смотрят телевизионные передачи более продолжительное время, чем рекомендуется по возрасту.

    Во многих семьях не уделяется должного внимания физическому воспитанию дошкольников, отсутствуют условия для занятий физической культурой.

    Обследование показало почти у четверти детей, пришедших в детский сад из семьи, низкие показатели двигательной подготовленности и неблагоприятные сердечно – сосудистые реакции на дозированную физическую нагрузку.

    Всё это не содействует физическому совершенствованию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни.

    Создание условий для укрепления здоровья невозможно без учета показателей здоровья детей и факторов здорового образа жизни.

     Из многочисленных составляющих воспитания здорового ребёнка родителям важно обратить особое внимание на основные:

- оценка психофизиологических показателей нормального роста и гармонического развития ребёнка;

- обеспечение ребёнка правильным режимом дня, ритмичностью биологических процессов в детском организме как основам организации жизнедеятельности и полноценного развития малыша;

- для укрепления здоровья ребёнка в семье – комплекс мероприятий по закаливанию (начинать закаливание ребёнка в семье – необходимо как можно раньше);

- с раннего возраста соблюдение ребёнком основных элементов здорового образа жизни: выполнение правил гигиены, дружба с физкультурой, осознанное отношение к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.

    При проведении разных форм работы с родителями необходимо использовать рекомендации для родителей. Родителям предлагается краткое содержание рекомендаций по данным проблемам.

                             Здоровье на всю жизнь

    Заботы родителей в процессе воспитания ребёнка должны быть направлены, прежде всего, на укрепление здоровья. Именно в первые годы жизни ребёнка закладывается фундамент его здоровья.

    Здоровье – это не только отсутствие заболевания. Но способность организма противостоять воздействию вредных влияний внешней среды, в том числе и многим заболеваниям, что обусловлено в первую очередь нормальным функционированием иммунной системы.

    Здоровье – это и способность организма приспосабливаться к изменениям условий жизни – к перемене климата, места жительства. К новому коллективу сверстников, окружению взрослых.

    С физиологической точки зрения здоровье человека характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма. Их своевременным развитием.

    Здоровый ребёнок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным. Эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Как правило, он отличается уравновешенным поведением, легко засыпает, не страдает отсутствием аппетита, любит играть в коллективе сверстников, доброжелателен в общении с другими детьми и взрослыми. Только здоровый ребёнок обладает способностью воспринимать и усваивать необходимые знания и навыки, то есть все то, чему его учат родители и педагоги.

    Воспитать здорового ребёнка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего развития:

- ребёнку необходим правильный режим дня;

- ежедневное и достаточное по времени пребывание на воздухе (до 4-5 часов в день в холодный период года, в тёплое время – максимальная продолжительность нахождения на воздухе);

- полноценное сбалансированное и регулярное питание;

- обстановка психологического комфорта, исключающая негативные переживания малыша, конфликтные ситуации и различные неудобства.

    Всё это в конечном счете, позволяет сохранить и укрепить здоровье дошкольника и заложить основу для его полноценного развития в дальнейшем. Только здоровый ребёнок способен воспринимать и усваивать необходимые знания и навыки. То есть все то, чему его учат родители или воспитатели детского сада.

    Формирование здоровья детей необходимо рассматривать в единстве с их физическим развитием – развитием движений, физических качеств и способностей (скорости, гибкости, чувства равновесия, общей выносливости, координации).

    Чтобы в семье ребёнок окреп и вырос здоровым, необходимо привлекать его к таким занятиям, как оздоровительная гимнастика, плавание, народные забавы и развлечения, спортивные упражнения и игры на прогулке (лыжи, настольный теннис, бадминтон, езда на велосипеде), танцы, походы, досуги и др.  

 

                                        Закаливание

    Для укрепления здоровья ребёнка важно использовать комплекс мероприятий по закаливанию.

    Закаливание – это способность организма приспосабливаться к изменениям внешней среды: к резким перепадам погоды, перемена климата, к изменениям погодных условий, к воздействию неблагоприятных факторов, ведущих к простудным заболеваниям.

    Закаленный ребёнок защищён и от многих инфекционных болезней, а если и заболевает, то быстрее выздоравливает, легче переносит болезнь.

    По сравнению со взрослыми дети особенно чувствительны к тепловому дискомфорту. Они одинаково легко и переохлаждаются и перегреваются. И то и другое состояние приводит к нарушению теплового баланса организма, что может послужить предрасполагающим условием к заболеванию.

    Основные средства закаливания организма – природные факторы. Это воздух, вода, солнечные лучи, которые используются главным образом в комплексе, в разных сочетаниях и дозировках. Использование для закаливания ребёнка в семье или в дошкольном учреждении разнообразных средств и методов способствует тренировке сосудов, улучшает обмен веществ, деятельность органов дыхания и сердца, повышает мышечный тонус.

    Правильное осуществление закаливания основывается на следующих принципах:

- принимать во внимание реакцию организма ребёнка на воздействие закаливающего фактора;

- постепенно усиливать воздействие средств закаливания (снижение температуры воды или температуры воздуха, повышение длительности обливания, купания и т.п.);

- осуществлять закаливание по возможности непрерывно. Прервать его можно лишь при неблагоприятной реакции организма малыша на закаливание или в случае его заболевания;

- создать у ребёнка в процессе закаливания положительной эмоциональный настрой с тем, чтобы он принимал в этом участие с удовольствием;

- начинать закаливание лучше всего летом с помощью воздушных ванн во время движений: зарядки, ходьбы или упражнений;

- при проведении водных закаливающих процедур температура воздуха в помещении для дошкольников не должна быть ниже +20 С. При общих обливаниях (душ) – не ниже + 23 С.

    Выбор средств и методику закаливания должен помочь сделать детский врач поликлиники или дошкольного учреждения; в дальнейшем он будет следить за правильностью закаливающих средств и их оздоровительной эффективностью.

    Начинать закаливание необходимо с «малого» - с использования его элементов в повседневной жизни. Следует постепенно приучать ребёнка мыть руки до локтя (лицо, шею) не теплой, а прохладной водопроводной водой; ежедневно на ночь мыть ноги водой с постепенным снижением её температуры до + 22 С - + 18 С (при хорошем самочувствии малыша).

    Важно регулярно проветривать помещение - открывать фрамугу или форточку каждый час на 5 минут. Такое проветривание можно проводить и в присутствии ребёнка. Дневной и ночной сон малыша также должен проходить в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года – при открытой фрамуге.

    Для закаливания ребёнка важно организовать ежедневную прогулку. Как считают ведущие отечественные педиатры: день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья.

    Желательно, чтобы прогулка проходила в экологически благополучных местах – на территории озелененных дворов, в скверах или ближайших к дому парках. Общее количество времени ежедневного пребывания ребёнка на воздухе в холодное время года – до 4-5 часов. Дошкольники могут гулять при температуре воздуха до -15, -20 (в средних широтах). В теплое время года с учетом погодных условий малыш может находиться на воздухе значительно более длительное время.

    Родителям следует по возможности чаще выезжать с ребёнком за город, устраивать с ним совместные пешие прогулки на доступные ему расстояния. Во время прогулки ребёнка родители могут организовать совместные с детьми интересные игры и занятия. Например, зимой это – катание на санках, ходьба на лыжах; летом – игры в мяч, езда на велосипеде и др.

    Не следует забывать и об одежде детей. Дома при нормальной температуре воздуха в помещении (+20 + 21 С) малыш должен быть одет в облегченную одежду – два слоя, включая бельё. Приучать к этому его нужно постепенно.

    Характер одежды на улице зависит от конкретных условий – температуры, влажности воздуха, силы и направления ветра. При благоприятной погоде одежда ребёнка состоит из 3-4 слоев (температура воздуха до -10 С);

При морозной погоде – свыше -10-15 С –его одежда состоит из 4-5 слоев.

    Нельзя допускать не только охлаждения, но и перегревания ребёнка во время прогулки. А это зависит как от характера одежды, так и от преобладающей деятельности его на прогулке, объема двигательной активности.

    Родителям необходимо регулировать игровую деятельность малыша, избегая её однообразия. Не следует поощрять ребёнка в процессе игры в длительной малоподвижной позе. Необходимо стимулировать потребности ребёнка чередовать относительно спокойные и подвижные игры.

    Это основные условия, при которых каждая прогулка будет приносить пользу – способствовать укреплению здоровья и улучшению общего развития. Родителям следует применять мало известные и не используемые в массовой практике интенсивные методы закаливания, например купание в водоеме в зимнее время, хождение босиком по снегу, обливание холодной водой и др. все эти методы не имеют медицинского обоснования и могут послужить причиной заболеваний ребёнка.

    Одним из способов профилактики заболеваний ангиной является ежедневное, 1-2 раза в день, полоскание горла питьевой водой комнатной температуры; это можно рекомендовать детям, начиная с 3-4 лет.

              Режим дня – основа здоровья ребёнка

    Так же, как и изменения в природе – смена времен года, дня и ночи, в организме ребёнка все физиологические процессы происходят ритмично. Днем они протекают на более высоком уровне, вечером и ночью их активность снижается, а течение становится замедленным; снижается обмен веществ, работоспособность, двигательная активность.

    В течение дня происходит чередование сна и бодрствования, различных видов деятельности и отдыха, спокойных занятий и подвижных игр. Ритмичность основных жизненно важных процессов диктует необходимость для организации для ребёнка правильного режима дня, соответствующего физиологическим возможностям и потребностям.

    Что собой представляет рациональный режим дня ребёнка в семье?

    Построение рационального режима дня – обеспечение его соответствия ритмическим изменениям биологических процессов в организме малыша. Чем младше ребёнок, тем большее количество часов в его жизни занимает сон (до 12,5 – 11 часов в сутки), тем чаще его нужно кормить и тем короче период его активного бодрствования.

    Важнейшим компонентом режима дня является достаточная продолжительность дневного сна. Во время сна восстанавливается нормальная деятельность мозга и всех жизненно важных систем организма, а это в свою очередь позволяет ребёнку во время бодрствования сохранять высокую работоспособность. Для ребёнка дошкольного возраста обязателен дневной сон – 1,5 – 2 часа. Только один ночной сон не может удовлетворить физиологическую потребность малыша в полноценном отдыхе.

    Во время подготовки к дневному сну необходимо обеспечить спокойную обстановку, ребёнок должен ложиться спать в одно и то же время. В помещении, где спит ребёнок, воздух должен быть свежим и чистым. В яркий, солнечный день окна необходимо закрыть шторой.

    Регулярность и постоянство чередования сна, бодрствования, приема пищи – главное условие хорошего аппетита у ребёнка, его психологического комфорта, плодотворной деятельности.

    Ребёнка нужно приучать понимать значение режима дня для здоровья, преимущество здоровья перед болезнью и стремиться сделать все, чтобы не болеть.

    Правильный распорядок дня сохраняет здоровье малыша, создает предпосылки для повышения устойчивости его организма к воздействию вредных факторов, воспитывает и приучает к порядку. Выполнение режима дня содействует повышению способности ребёнка – дошкольника к творческой, познавательной, двигательной деятельности; предохраняет нервную систему от перенапряжения, способствует своевременному развитию и адаптации к условиям жизни.

                   Элементы здорового образа жизни

    Важно, чтобы ребёнок понимал необходимость быть здоровым и стремиться выполнять все, что этому способствует.

    Начиная с раннего возраста, необходимо приучать ребёнка к выполнению элементарных правил личной гигиены – мыть руки с мылом перед едой, после пользования туалетом, после игры, прогулки и любого загрязнения.

    В дошкольном возрасте следует поощрять детей к самостоятельному, без напоминания гигиенических правил, которые уже несколько усложняются. Ребёнок дошкольного возраста может самостоятельно и ежедневно

мыть ноги прохладной водой, принимать душ.

    С 2- 2,5 лет малыш сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно чистит зубы мягкой зубной щёткой и детской зубной пастой утром и вечером. В этом возрасте дети следят за опрятностью своей одежды, умеют пользоваться носовым платком, расческой. Во время приема пищи они стремятся есть аккуратно, пользоваться салфеткой и столовыми приборами.

    Необходимо приучать ребёнка не бояться свежего воздуха, воспитывать у него потребность ежедневно выходить на прогулку и организовывать там свою игровую деятельность.

    Он должен также понимать, как важно, чтобы в доме всегда было чисто прибрано, чтобы различные игрушки и другие предметы находились на своем месте. Малышей следует постепенно приучать помогать взрослым в уборке помещения, поручая им посильную работу.

    Например, убрать на место свои игрушки, обувь, одежду. Девочки могут постирать кукольное белье; мальчики – помочь папе при разных видах домашней работы.

    Важно, чтобы дети умели заботиться о собственной безопасности:

- осторожно обращались с острыми предметами – ножницами, столовыми ножами, вилками;

- избегали падений во время подвижных самостоятельных игр, при спрыгивании с предметов, при спуске с лестницы и подъеме;

- выполняли правила дорожного движения при переходе улицы;

- не контактировали с незнакомыми людьми и животными;

- ограничивали тесные контакты с заболевшими детьми и взрослыми.

    Постоянное соблюдение всех необходимых правил должно сопровождать многие другие действия ребёнка. Эти правила, в конечном счете, становятся привычными для него и составляют важные элементы здорового образа жизни. В дальнейшем умения ребёнка будут совершенствоваться, станут более разнообразными и сложными в зависимости от изменения жизненных ситуаций.

 



Предварительный просмотр:

"Как быть здоровым. Витаминные домики"

Конспект досуга-викторины из цикла

м.А-зоутка здоровья малышам" для детей S-*7 лет

Провела воспитатель ГОУ д/с №404 Орлова Г.М


Программное содержание:

Закрепить и обобщить знания детей о витаминах А, В, С, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для организма человека. Продолжить знакомить детей с функциями чувств человека: глаза, уши, нрос, рот. Закрепить знания детей о лекарственных травах и их назначении. Побуждать детей отвечать на вопросы, упражнять делать выводы и умозаключения, находить решение в предложенных ситуациях. Развивать внимание, мышление, воображение.

Материал: дидактические игры по валеологии "Витаминные домики", "Зернотерапия", "Органы чувств", кассета; засушенные травы: ромашка, подорожник, зверобой, душица; игрушки: лиса, заяц, медведь; декорация леса; лимон, яблоко, чипсы, кока-кола, сок, апельсин, груша, морковь, конфеты, карточки с вопросами.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах питания. Игры "Витаминные домики", "Органы чувств", "Зернотерапия". Рассматривание иллюстраций: "Прогулка по лесу", "Игры на дороге", "Дети в транспорте". Беседа с детьми о том, что фрукты и овощи содержат витамины А, В, С.


Ход занятия.

Группа детей разделена на две команды: "Витаминки" и "Улыбки".

Ведущий: "Здравствуйте, дорогие друзья! Мы часто слышим: "Будьте здоровы", "Не болейте", "Желаю здоровья". Часто ли мы задумываемся о своем здоровье? Что мы делаем для того, чтобы быть здоровыми?

Ведущий выслушивает ответы.

Ведущий: "Ответить на этот вопрос нам помогут игроки. Итак, мы начинаем игру: "Как быть здоровыми". Встречайте! Команда "Витаминки" и команда "Улыбки".

Игроки садятся за два стола. Ведущий представляет жюри.

Ведущий: "Итак, мы начинаем. Уважаемые игроки. Вам предстоит пройти 3 тура и блиц-турнир (по 5 вопросов каждой команде).

  1. тур. "Витаминные домики"

Мы знаем, что в овощах и фруктах содержатся витамины А, В, С. Надо разместить карточки с овощами и фруктами в тот домик, какой витамин в нем содержится.

  1. тур. "Зернотерания" Звучит спокойная музыка.

Выложить из зерен картину по заранее очерченному контуру. Пояснить, какие зерна были использованы.

На выполнение задания дается 7 минут (используются песочные часы, чтобы дети могли видеть, сколько осталось времени до окончания задания).

Музыкальная разминка.

"Песенка про зарядку"

(звучит музыка из мультфильма)

Поднимайтесь поскорей,        выход детей, построение по залу

Рассчитайтесь по порядку. Приглашаем всех зверей На веселую зарядку.

Упражненье началось:


Ноги вместе,

Руки врозь.

Раз, два, три, четыре,

Ноги выше, руки шире.

Кто придумать бы помог Если нет ни рук, ни ног Что поставить шире?

Как к вопросу подойти? Ноги вместе - это три,

приставные шаги пожимание плечами

развести руками руки в стороны

на одной ноге наклон

Или все четыре?

Всем занять свои места, Рассчитаться по порядку Есть зарядка для хвоста И для хобота зарядка.

перестроение врассыпную

имитация имитация

Пусть удавий длинный хвост Выгибается как мост. Раз, два, три, четыре,

имитация

Хобот выше, уши шире.

  1. тур.

Ведущий: "Каждой команде предложена ситуация. Как вы ее решите. Выбор ситуации решит жребий. Я прошу капитанов команд выбрать карточку".

Ситуация N1. В лесную больницу к доктору Айболиту пришли пациенты. Как вы думаете, что у них болит? Какими лекарственными травами их можно вылечить? (детям предложена декорация леса; игрушки: лиса - забинтована лапка, она ее ушибла; медведь - перевязано горло, у него ангина; заяц - у него кашель; на столике лежат лекарственные травы: душица, шалфей, подорожник, ромашка). Ситуация N2.

Ведущий: "Приглашаем вас в гости к Мишке. Он часто болеет, но очень хочет быть здоровым. Помогите ему. Какие полезные продукты вы возьмете ему? (на выбор даются: яблоко, лимон, апельсин, чипсы, конфеты, сок, груша, морковь, кока-кола). Расскажите Мишке, как нужно себя вести, чтобы быть здоровыми".

  1. тур. "Блиц - турнир".

Поочередно каждой команде задается пять вопросов.

Можно ли грызть сосульки? Почему? (нет, она грязная, холодная, заболит горло)

Для чего надо делать зарядку?


(чтобы быть здоровыми, бодрыми, сильными)

Что нужно сделать, если ты вспотел? (надо переодеться в сухую одежду)

Можно ли дразнить на улице собак? Почему? (нет, они могут покусать)

Полезно ли по утрам обтираться влажным полотенце? Почему? (да, это закаливает организм)

Когда собираешься на прогулку, на что надо обратить внимание? Для чего? (надо обратить внимание на погоду, чтобы правильно одеться?

Можно ли целый день смотреть телевизор?

(нет, это вредно для зрения. Надо двигаться, ходить на прогулки)

Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?

(надо есть овощи, фрукты. Больше гулять на свежем воздухе)

Можно ли играть в мяч на проезжей части? (нет, можно попасть под машину)

Вы пришли в лес. Как надо себя вести? Что нельзя делать в лесу? (в лесу хорошо гулять, дышать свежим воздухом, любоваться природой, слушать пение птиц. Нельзя кричать, слушать громкую музыку, разжигать костер, рвать цветы, ломать ветки, разорять гнезда птиц).

Жюри подводит итоги.

Ведущий: "На этом наша игра закончена. Мы сегодня узнали много полезного и важного о том, как быть здоровым".

Выходят 5 детей, поют частушки.

Вам мальчишки и девчушки, Приготовили частушки. Слушайте внимательно, Мы споем старательно.

Если наш совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет


Вы потопайте - нет, нет!

Постоянно нужно есть, Для здоровья важно: Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.        (дети хлопают)

Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем невкусный. Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.       (топают - нет, нет)

Зубы вы почистили И идите спать. Захватите булочку

Сладкую в кровать.        (топают - нет,



Предварительный просмотр:

Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, внимания у детей; выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.

 Материал: цифры, схемы, картинки с овощами, фруктами, ягодами, лабиринты, схема кораблика, геометрические фигуры, картинки к сказкам.

Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие болельщики и гости. Сегодня мы собрались на необычный праздник – праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Команды обходят зал.

У нас присутствует жюри, которое будет оценивать конкурсы.

Итак, команды готовы:

Первая команда -  “ ___________”, капитан команды –_________ .

Вторая команда – “__________”, капитан команды – _________.

Вбегает Карлосон

Ведущий: Здравствуй, Карлосон!

Карлосон: Ой, здравствуйте! А куда я попал?

Ведущий: На интеллектуальный конкурс «Знай - ка».

Карлосон: Как здорово. Мне-то вы и нужны. Это вы скоро пойдете в школу? А я хочу узнать, готовитесь ли вы в школу  и приготовил вам задания.

Ведущий Ребята! Покажем Карлосону какие мы смышленые?

Конкурс №1

Задание 1 .

  1. Продолжи ряд.

  1. Дорисуй справа так, как слева.

  1. Исключи лишнее. Объясните почему?

А сейчас нужно ответить на вопросы:

  1. Какое сейчас время года? Какое время года было перед этим? Какое будет после этого?
  2. Какое число пропущено (на слух)? 1234578910.

Задание 2.

А теперь отгадайте загадки:

  1. Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?
  2. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?
  3. Сколько меду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
  4. Над лесом летели три рыбки.  Две приземлились. Сколько улетело?
  5. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит два килограмма. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?
  6. Свинка купила воздушные шарики и все их раздарила: два шара она подарила зебре и столько же зайцу. Сколько шариков купила свинка?

Ведущий.  А вы  любите русские сказки.

Конкурс №2

Сейчас Карлосон раздаст  вам карточки с сюжетами из сказки. Вам нужно определить, что это за сказка, расставить картинки последовательно, определить на какой картинке начало, а на какой конец сказки. Карлосон проверяет правильность выполнения.

Ведущий. А сейчас ответьте на мои вопросы.

После этого, каждой команде задается вопрос по сказкам:

Кого позвала на помощь внучка?

Кто из зверей первым нашел потерянную дедом рукавичку?

Кто помог зайцу выгнать лису из избушки?

Как волку удалось попасть в дом козы?

Как медведи узнали о присутствии девочки в их доме?

Как Маше удалось вернуться домой?

Почему плакали дед и баба?

Что случилось с Колобком при встрече с лисой?

Кто пришел к теремку предпоследним?

Ведущий. Молодцы, ребята! Отлично знаете русские сказки и их героев! А еще я хочу узнать, насколько вы грамотные.  

Конкурс №3

Задание 1.

Какое слово длиннее?  (конь или жеребенок, червяк или уж)

Задание 2.

Какое слово спряталось в слове…? (радуга, шарф, скрипка, рыбак)

Задание 3.

Скажи коротко

  1. Остаться на зиму…(зимовать)
  2. Остаться на ночь…(заночевать)
  3. Мелкий дождь…(дождик)
  4. Капля дождя…(дождинка)
  5. Маленькая лошадка…(пони)
  6. Человек с бородой…(бородач)

Задание 4. Назови слова наоборот. Слон большой, а мышка… Подушка мягкая, а стол …  Огонь горячий, а лед…  Баба Яга злая, а Иванушка…  Река широкая, а ручеек…  Куст низкий, а дерево…   Буратино веселый, а Пьеро…

Ведущий. Молодцы ребята, а теперь посмотрим, какие вы внимательные.

Конкурс №4

Конкурс капитанов «Лабиринты». Нужно пройти лабиринт,  начиная от стрелок.

Карлосон.

Конкурс №5

А сейчас поиграем  в игру “Так бывает или нет?” Скажите, какие фразы правильные, а какие нет?

Поезд летит по небу.

Волк бродит по лесу.

Яблоко соленое.

Человек вьет гнездо.

Кошка гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу.

Ведущий.

Конкурс №6

 А вы любите природу? Тогда ответьте на мои вопросы:

  1. В какое время года снегопад?
  2. В какое время года листопад?
  3. В какое время года ледоход?
  4. В какое время года появляются на деревьях листочки?
  5. В какое время года появляются птенцы?
  6. В какое время года бывает иней?
  7. В какое время года появляются подснежники?
  8. В какое время года птицы улетают на юг?
  9. В какое время года у клестов появляются птенцы?
  10. В какое время года у медведицы рождаются медвежата?
  11. В какое время года появляются комары?
  12. В какое время года желтеют листья?
  13. В какое время года собирают урожай?
  14. В какое время года сажают семена?
  15. В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?

Карлосон.

Конкурс №7

– А теперь, ну-ка, кто быстрее всех сможет построить кораблик? (Раздает листы - основы и конверты с деталями, деталей должно быть больше). Внимательно смотрите на мою схему. У вас есть несколько флагов, найдите среди них – флаг России, прикрепите его на мачту корабля, – наши корабли поплывут под российским флагом!  

Карлосон. Какие вы ребята все умные и сообразительные, я так горжусь вами, всем в городе расскажу о вас.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш турнир, вы очень достойно представляли себя и свои группы. Вы – самые настоящие будущие ученики! Жюри пришлось нелегко, но все мы с нетерпением ожидаем услышать результаты. Слово предоставляется жюри!

Жюри оглашает итоги. Награждаются участники турнира. Всем вручаются сладкие призы (Карлосон помогают жюри).

Ведущий. Мы говорим вам до свидания, расставания не для нас, до новых встреч – вы ждите нас!

Использованная литература:

  1. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет. - М.: Изд-во Эксмо,  2005.
  2. Светлова И.Е. Логика. – М.: Изд-во Эксмо,  2006.
  3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ№: «Премьера»: «Аквариум», 1999.

 

                                                                                                          Подготовила и провела

                                                                             воспитатель ГОУ д/с №404

                                                                             Орлова Г.М

                                       Зеленоград,2009г.



Предварительный просмотр:

«Математическое путешествие».

Цель:

  1. Закреплять знания детей о частях суток.
  2. Закреплять знания о порядковом счете.
  3. Закреплять знания о кривой, ломанной и прямой линиях.
  4. Развивать логическое мышление, память, речь.
  5. Тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов.
  6. Определять пространственное расположение предметов.
  7. Ориентироваться на листе бумаги.
  8. Группировать предметы по цвету, форме или размеру
  9. Определять предыдущее и последующее число по отношению к данной цифре.
  10. Учить согласовывать свои действия с действия партнеров  при решении поставленных задач.

Материал: Игрушка белка, карточки с логическими  заданиями, знаки – «+» и «-», геометрические  фигуры: треугольники, круги, квадраты разных цветов и размеров.

      Показатель успешности проведения занятий: Дети были заинтересованы, с  

       интересом выполняли задания.

       Возраст детей: 5 – 6 лет.

                        Ход занятия

Дети слушают фрагмент песни «Утро начинается, начинается….»

Воспитатель. О какой части суток идет речь?

Дети. Утро.

Воспитатель. Следом за утром приходит…

Дети. День.

Воспитатель. А потом?

Дети. Вечер.

Воспитатель. А затем?

Дети. Ночь.

Воспитатель. Ребята, нас пригласили в гости, а чтобы узнать нужно, разложить все цифры по порядку и прочитать слово, и тогда узнаем, кто же нас пригласил.

1

2

3

4

5

Б

Е

Л

К

А

   А на каком транспорте поедем? Мы узнаем, когда соединим все цифры по порядку.

 

 А по какой дороге мы поедем?

Приглашаю вас в автобус.  Для этого нужно получить билет. Чтобы получить билет надо выполнить задание (каждому ребенку предлагается задания).

  1. Какая цифра должна стоять вместо знака? Почему?
  1. 2 4 ? 8 10
  2. 1 3 ? 7 9
  1. Каких цифр не хватает?

2

4

5

6

8

9

  1. Какая фигура лишняя? Почему?

  1. Найди и покажи на рисунке  треугольники. Сколько их?

  1. Из каких геометрических фигур состоит рисунок.

  1. На листе расположены геометрические фигуры опишите их расположение.

  1. Что изменилось?

Все заняли места в автобусе!

А давайте споем песенку:

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем.

И в песенке поется

О том, как мы живем.

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания, какая!

Сколько всего пассажиров ехало?

Вот мы и приехали в гости к белке на лесную поляну. Ой, ребята, белка, почему то грустная. Она не может попасть на свою полянку, давайте ей  поможем.

* Расположите елку в середине картинки, над елкой солнце, справа пенек, на елке бабочка, слева цветок, перед елкой зайца.

  1. А проказница сорока утащила фигуру из таблицы, посмотрите внимательно, найдите закономерности и помогите белке.

  1. А еще у нее перепутались все геометрические фигуры, и белка не может их объединить по признакам, давайте поможем.

(детям предлагается разные фигуры: треугольники, круги, квадраты разных цветов и размеров и  дети объединяют их, например, по цвету или по размеру, или по фигурам).

  1. Круги Эйлера. (Начертите на листе два круга: красного и черного цвета. Так, чтобы они пересекались друг с другом).

Возьмите три пуговицы и положите их так, чтобы:

  1. в красном круге было 2 пуговицы, а в черном 1;
  2. в красном круге было 1 пуговица, а в черном 2;
  3. в красном круге 3, и в черном 3;
  4. в красном 2, и в черном 2.

Белка осталась очень довольна, что вы приехали к ней в гости, помогли ей  и желает вам, чтобы вы были всегда такими добрыми, находчивыми, смекалистыми и дружными.

               

                                                                                              Провела:

                                                                       воспитатель ГОУ № 404

                                                                       Орлова Г.М

             

                              Зеленоград, 2009г.                                



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по валеологии

Провела воспитатель ГБОУ д/с №404 Орлова Г.М


Цель:

  • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
  • обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;
  • работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
  • продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
  • развивать быстроту мышления, творческое воображение;
  • продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Предварительная работа:

  • беседы об органах чувств у животных и человека;
  • чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Неболейка» И.Семеновой;

-сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кабинет окулиста».

Материал и оборудование:

  • шарф для завязывания глаз, книга, «чудесный мешочек», набор мелких предметов;
  • ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой,
  • поднос с ароматизированными предметами, салфетка.


Воспитатель: Дети, послушайте загадку: Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят (глаза)

Воспитатель:

-Ребята, а зачем человеку глаза? Дети:

-Чтобы видеть Воспитатель:

-Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? Дети:

-Нам бы пришлось очень тяжело. Воспитатель:

-Как называют человека, который не видит?

Дети: -Слепой

Воспитатель:

-Как можно помочь этому человеку? Дети:

-Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы. Воспитатель:

-Послушайте стихотворение:

Разберемся вместе, дети, Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас На лице две пары глаз? Чтоб текла из них слеза? Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко, Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно-Ничего вокруг не видно. Нужно помнить каждый час,

Ход занятия.


Как важны глаза для нас!

Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:

Воспитатель:

  • Скажи, что у меня в руках? (ребенок не знает)

Воспитатель:

  • А что я делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия.). (Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может).

Воспитатеь:   Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза? (ответ ребенка; его дополняют другие дети).

Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: Нам пришлось бы плохо.

Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях — глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием — веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз. Воспитатель: А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз?

Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Сереже глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался запомнить их расположение.

Воспитатель: А теперь Сережа выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее.

(Сережа легко выполняет задание).

Воспитатель: Видите, ходить по комнате не мог, а мимо рта не проносит.

Далее воспитатель проводит игру «Чудесный мешочек»

(ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет).


Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.

Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики акцентирует внимание детей на следующем этапе занятия. Задает вопросы:

Воспитатель:

  • Чем мы слышим?

Дети:

-Ушами Воспитатель:

  • Сколько ушей у человека?

Дети: -Два

Воспитатель рассказывает:

У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.

Воспитатель:

  • Как называют человека, который не слышит?

Дети:

  • Глухой

Воспитатель:

-Как ему можно помочь?

Дети:

-Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке. Воспитатель:

-Для чего еще нужны человеку уши? Дети:

-Для того, чтобы научиться говорить.


Затем воспитатель предлагает объяснить поговорку: «В одно ухо влетело, а из другого вылетело».

Потом проводит игру «Услышь меня». (Выбирается ребенок, которому предлагаются различной громкости слова. Сначала ребенок должен услышать их двумя ушами, затем одним ухом, потом попробовать услышать их двумя закрытыми ушами.) Игра повторяется 2-3 раза.

Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей. Воспитатель:

- А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке

детского сада).

Вывод: Какие хорошие у вас уши.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу).

Дети должны каждый раз определить источник звука.

После игр воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:

Есть в большом лесу избушка

Стоит задом наперед (наклоны с поворотом вокруг себя) В той избушке есть старушка Бабушка Яга живет, (приседания с хлопками) Нос крючком, (показ руками вперед себя) Глаза большие,

(круговые вращения рук в стороны)

Словно искорки горят,

(сжимание и разжигание пальцев в кулаки)

Уши старые, глухие,

Но подслушать все хотят.

(наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей) А под печкою кузнечики куют-куют-куют, Словно песенку веселую поют-поют-поют, (удары кулачками по кругу перед собой) Хлоп - туда, хлоп - сюда,


(хлопки вправо, влево с поворотом) Нет особого труда.

(прыжки на месте, руки на поясе)

Потом дети садятся на свои стульчики.

Воспитатель задает вопрос: -Что на лице у нас одно?

Дети: -Нос

Воспитатель:

- Для чего человеку нужен нос? Дети:

-Чтобы дышать, нюхать запахи.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

«Зачем носик малышам?» Ю.Прокопович

Есть прямые носики,

Есть носики - курносики...

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он каков

Запах маминых духов,

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы сон, когда придет,


Тихо спать, закрывши рот. Еще можно пожелать: Пальцем в нос не залезать. Днем на солнце не сидеть-Носик может обгореть. А зимой, в большой мороз Не высовывать свой нос! Ну, теперь понятно вам, Зачем носик малышам?

Далее воспитатель рассказывает про нос:

  • Некоторые считают, что нос - это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь, ты, нос задрал!» или «Ну, что, ты, нос повесил?» Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Воспитатель проводит игру «Определи по запаху». На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (фрукты, овощи). Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.

После игры раздается стук в дверь. В группу входит Незнайка:

  • Здравствуйте, ребята! А что вы здесь делаете? (ответ детей)

Незнайка:   А давайте с вами поиграем. Я знаю игру, которая называется «Покажи части тела».

Дети встают в круг. Незнайка сначала называет и показывает части тела правильно, затем - неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Незнайка показывает такие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, глаза, рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д. После игры Незнайка хвалит детей и прощается.

Воспитатель подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Наши верные помощники"

Занятие с дидактическими играми...

Презентация к конспекту занятия "Наши верные помощники"

Программное содержание: - Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;- Продолжать формирования интереса к познанию своего тела;- Работать...

Занятие "Мои умные помощники"

Знакомство детейо важности и значимости органов  чувств,...

Конспект интегрированного занятия "Наши верные помощники"

·       Формировать доброжелательное отношение к домашним животным·       Продолжать формировать обобщенные представления о домашних животны...

Открытое занятие по лепке "Помощники Айболита" старшая группа

Открытое занятие по лепке "Помощники Айболита"...