Формирование временных представлений у детей с ОНР средствами художественной литературы.
презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) по теме
Презентация из опыта работы, где временные представления соединялись с художественной литературой, театрализованной деятельностью, дидактическими и словесными играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya vremennie predstavlenia | 2.93 МБ |
rech_k_slaydam.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи познания временных отношений у дошкольников с общим недоразвитие речи: - дать возможность ребенку обнаружить и закрепить последовательность действий или событий во времени при ознакомлении с художественной литературой; - активизировать словарный запас детей. Дети 5-6 лет части суток усваивают по явлениям природы. Один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название и порядковый номер. С детьми 6-7 лет закрепляют понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и необратимости. Знакомят с часами, учат определять время с точностью до часа.
Время – что это такое? Говорят, оно живое: Ходит, бегает, летит И на месте не стоит. Календарное время Части суток Времена года Дни недели
Чтение художественной литературы Познание Труд Коммуникация Художественное творчество Музыка Интеграция образовательных областей при проведении циклов непосредственно образовательной деятельности : «Круглый год», «Дни недели», «Измеряем время».
Художественная литература
Цель: закрепление понятий о временах года, днях недели. Непосредственно образовательная деятельность - развитие речи «Листок календаря».
Цель : закреплять название месяцев года, их последовательность. Театрализованная деятельность по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев »
Цель: уточнение представлений о частях суток (временах года), закрепление названий частей суток (времен года), их последовательности. Времена года Придумала мать дочерям имена , Загадка Вот Лето и Осень, Зима и Весна . Приходит Весна - зеленеют леса, Худеет с каждым днем толстяк И птичьи повсюду звенят голоса. И не поправится никак. А лето пришло - всё под солнцем цветёт , ответ : календарь И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады . П ословицы Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля . - Делу время, а потехе час. А.Кузнецова - Лучше поздно, чем никогда. - Года, что вода. Совместная деятельность педагога с детьми-словесная игра с использованием стихотворений «Когда это бывает?»
Дидактическая игра с использованием художественного слова «Который час?» Цель: Учить детей ориентироваться во времени, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах. Стрелка часовая Идет за часом час, Не спеша, не отставая, И ведет с собою нас.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги!
Я, Надточий Вера Николаевна, воспитатель дошкольного учреждения. Работаю в группе компенсирующей направленности, по программе Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Мои воспитанники - это дети с общим недоразвитием речи.
Хочу представить вашему вниманию опыт работы «Развитие временных представлений у детей с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы». Эту тему я взяла не случайно. После педагогической диагностика я выяснила, что именно этот раздел программы усваивается моими детьми с трудом. Я поставила перед собой цель, организовать повседневную работу - жизнь детей моей группы так, чтобы она включала в себя не только работу над формированием речевых навыков, но и способствовала развитию их временные представления.
Слайд 2 1 раз
Моей первой задачей было сформировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Так, как с раннего возраста «понятие времени» формируется на основе чувственного опыта и связывается только с конкретным действием, то сформировать его без наглядности сложно. Но в тоже время дети любят считалки, стихи, дразнилки, сказки и рассказы. Поэтому, подбирая материал для работы, я ориентировалась на художественное слово, в котором были использованы временные промежутки. В этом мне помогли:
-рассматривание картин и чтение художественных произведений
-дидактические игры и упражнения
-иллюстрация моделей и совместное моделирование
Так мне удалось дать возможность детям обнаружить и закрепить последовательность действий или событий во времени при ознакомлении с художественной литературой.
Слайд 3 1 раз
Даниил Борисович Эльконин говорил, что восприятие времени – это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности. Поэтому процесс восприятия и отражения времени у детей формируется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие детьми текучести времени я закрепляла, используя:
- наблюдения,
-приборы для определения времени,
-проблемные ситуации.
При этом использовала художественное слово.
Слайд 4 1 раз
Интегрированная деятельность имеет ярко выраженную практическую направленность. Она проявляется в определении и измерении времени с помощью доступных средств и способов действия. С этой целью проводится дополнительная работа по интересам детей. Она требует четкой последовательности и системы в использовании методов и приемов обучения с учетом особенностей восприятия времени ребенком и ориентировки в нем.
Требования к интегрированной образовательной деятельности.
-Систематичность;
-целенаправленность;
-доступность и постепенное усложнение материала;
- взаимосвязь разнообразных видов деятельности;
-взаимосвязь интегрированных циклов между собой;
-включение коррекционно – развивающей работы (развитие речи; развитие мелкой моторики пальцев рук; координация речи с движением; развитие зрительного и слухового внимания; развитие памяти)
Слайд 5 1 раз
Цель использования художественных произведений – стимулировать познавательную деятельность, развивать способности к самостоятельному мышлению. Произведения учат рассуждать, что так необходимо для детей с общим недоразвитием речи.
Используются лучшие образцы авторского и народного творчества. Это произведения С.Я.Маршака, В. И. Даль, Е. Шварц, А. Островский и др.
Слайд 6 1 раз
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
- Обогащение и активизация словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Развитие элементарного осознания языковых явлений.
- Развитие связной речи (особенно у старших дошкольников).
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для
наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Слайд 7 1 раз
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Их можно проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку. А умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, совершенствуются временные понятия.
Слайд 8 1 раз
К каждому времени года мною были подобраны загадки, стихи, пословицы, поговорки, народные приметы. Этот материал постоянно используется в работе с детьми и обновляется.
Слайд 9 1 раз
В своей работе я широко использую дидактические игры и игровые упражнения с художественными текстами. Это помогает детям на основе зрительного и словесного восприятия сформировать временные отношения.
Слайд 10
Спасибо за внимание! 2 раза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы
Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...
Презентация "Развитие временных представлений у детей с ОНР средствами художественной литературы"
Из опыта работы воспитателя Коровино О.В....
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций
Соременные дети живут и развиваются в период информационной цивилизации, новых компьютрных технологий. Актуальные требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания ...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Практическая значимость обусловлена разработкой серии занятий с использованием сказок, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, которая м...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....
Презентация "Формирование дружеских представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"
Презентация на тему: "Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"...