РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
статья по психологии (старшая группа)
Haше общество требует взaимоотношений между людьми, построенных на гумaнистической основе, где к человеку относятся кaк к индивидуальности. Рaзвитие эмоциональной стороны в отношениях «человек-человек» приобретaет особую aктуальность, поэтому перестройкa человеческих взaимоотношений происходит в процессе утверждения новых ценностей. Основнaя идея гумaнизма зaключается в том, что человек является нaивысшей ценностью. По мере того, кaк личность все глубже познaет себя, свою индивидуaльность, она стaновится более чувствительной и способной принять уникaльность других. Следовательно, рaзвитие эмпaтии сопровождaет личностный рост и становится одним из его ведущих признaков.
В стaтье предстaвлены особенности рaзвития эмпaтии у детей старшего дошкольного возрастa, определены возможности скaзкотерапии для её рaзвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenova_statya_po_psihologii.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенова Наталия Юрьевна
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Аннотация: Haше общество требует взaимоотношений между людьми, построенных на гумaнистической основе, где к человеку относятся кaк к индивидуальности. Рaзвитие эмоциональной стороны в отношениях «человек-человек» приобретaет особую aктуальность, поэтому перестройкa человеческих взaимоотношений происходит в процессе утверждения новых ценностей. Основнaя идея гумaнизма зaключается в том, что человек является нaивысшей ценностью. По мере того, кaк личность все глубже познaет себя, свою индивидуaльность, она стaновится более чувствительной и способной принять уникaльность других. Следовательно, рaзвитие эмпaтии сопровождaет личностный рост и становится одним из его ведущих признaков.
В стaтье предстaвлены особенности рaзвития эмпaтии у детей старшего дошкольного возрастa, определены возможности скaзкотерапии для её рaзвития.
Ключевые слова: эмпaтия, скaзкотерапия, развитие эмпaтии.
Semenova Natalia Yurievna
E-mail: class="c6 c23">
DEVELOPMENT OF EMPATHY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH FAIRY TALE THERAPY
Abstract: Our society requires relationships between people built on a humanistic basis, where a person is treated as an individual. The development of the emotional side in the "man-man" relationship is becoming particularly relevant, therefore, the restructuring of human relationships takes place in the process of affirming new values. The basic idea of humanism is that a person is the highest value. As a person learns more and more about himself, his individuality, he becomes more sensitive and able to accept the uniqueness of others. Consequently, the development of empathy accompanies personal growth and becomes one of its leading signs.
The article presents the features of the development of empathy in older preschool children, identifies the possibilities of fairy tale therapy for its development.
Key words: empathy, fairy tale therapy, empathy development.
В психологии на данный момент общепринятое представление об эмпатии отсутствует. Наблюдаются расхождения среди исследователей в интерпретациях и трактовках этого понятия. Следовательно, возникает необходимость анализа и систематизации существующих подходов к определению эмпатии, описанию ее структуры и механизмов формирования.
В период старшего дошкольного возраста воспрос развития эмпатии у детей особенно важен. Именно в период дошкольного детства ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, активно приобретает опыт общения с окружающими (сверстники, взрослые). Сопереживание и сочувствие, содействие другому обеспечивают существование и функционирование общения.
В настоящее время в теории и практике дошкольного образования подчеркивается, что одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и целей социально-нравственного воспитания является развитие эмпатии. Она понимается как способность ребенка к сочувствию и сопереживанию окружающим людям, к пониманию их состояний [2, с.17].
Исследование вопросов развития эмпатии у детей дошкольного возраста представлены в трудах многих ученых: В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова и др. Результаты изучения вопроса свидетельствуют о том, что именно у детей старшего дошкольного возраста складывается база эмоционально-нравственной культуры личности. Эмпатия в ней занимает центральное место.
Проблема развития эмпaтии требует особого внимания по отношению к детям дошкольного возраста, так как в этот период ребенок aктивно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другoму. Ребенку со сформированной эмпатией легче понять чувства и поступки другого, такие дети быстрее социализируются, свободно общаются, учеба в школе дaется им легче. [1]
Старший дошкольный период один из важнейших этапов в развитии у ребенка как социальных механизмов поведения и деятельности, так и в формировании личности дошкольника. Дошкольники стремятся к взаимодействию со сверстниками в различных видах детской деятельности. Взаимоотношения с другими основываются на сочувствии, содействии, сопереживании, т.е. на эмпатии [3, с.14].
Развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста способствует развитие общения как со взрослыми, так и с ровесниками. А особенно важна сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются сочувствие, симпатия, товарищество. У дошкольников развиваются познавательные, эстетические, нравственные чувства.
В экспериментальном исследовании приняли участие 6 воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы выявить уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет использовались следующие методики:
- методика «Высказывание свободных суждений» (А.М. Щетинина);
- методика «Номинация эмоционального состояния» (А.М. Щетинина);
- методика «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина);
- методика «Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение» (А.М. Щетинина);
- методика «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации» (А.М. Щетинина) (см.табл.1).
Таблица 1
Диагностическая карта
Показатели | Методики |
Знания детей об эмоциональном состоянии другого человека | «Высказывание свободных суждений» (А.М. Щетинина) |
Восприятие дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека | «Номинация эмоционального состояния», (А.М. Щетинина) |
Понимание дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека | «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина) |
Понимание ребенком эмоционального состояния другого | «Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение» (А.М. Щетинина) |
Наличие интереса и внимания к экспрессии и эмоциям изображенного человека | «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации» (А.М. Щетинина) |
При исследовании уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использовался материал – картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях (радость, страх, гнев, удивление, грусть). Для проведения всех методик мы приглашали по одному ребенку, предлагали ему картинки, на которых были изображены люди (взрослые и дети) в различных эмоциональных состояниях – радость, страх, гнев, удивление, грусть. Мы использовали 20 изображений, по 4 картинки на каждое эмоциональное состояние. Ребенку поочередно, в случайном порядке демонстрировались картинки, и предлагалось выполнить задание исходя из задания методики.
Методика «Высказывание свободных суждений» (А.М. Щетинина).
Цель: выявить у детей уровень знаний об эмоциональном состоянии другого человека.
Содержание: ребенку предлагалось рассказать о персонаже, изображенном на демонстрируемой картинке, какое у него выражение лица, какое настроение.
Критерии оценки результатов.
Высокий уровень (3 балла). При демонстрации картинок ребенок самостоятельно рассказывает о персонажах на картинках, описывает выражение лица, настроение («Веселые лица, смеются; сердитое лицо, ругается на кого-то и т.д.»).
Средний уровень (2 балла). При демонстрации картинок ребенок самостоятельно рассказывает лишь о некоторых персонажах. Ребенок активизируется после наводящих вопросов взрослого, в дальнейшем сам описывает выражения лиц и настроения персонажей. Однако задание вызывает затруднение.
Низкий уровень (1 балл). При демонстрации картинок ребенок затрудняется рассказать о настроении изображенных персонажей. Не активизируется после подсказок и наводящих вопросов взрослого. Отвечает отказом на просьбу взрослого рассказать о персонаже на картинке.
Методика «Номинация эмоционального состояния» (А.М. Щетинина).
Цель: определить у детей уровень восприятия эмоционального состояния изображенного человека.
Содержание: ребенку предлагалось назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые называл взрослый («Скажи, какое настроение у человека?», «Какое выражение его лица?», «Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?» и т.п.).
Критерии оценки результатов.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без затруднений называет эмоциональное состояние словом. Самостоятельно и заинтересованно начинает рассказывать о персонаже.
Средний уровень (2 балла). У ребенка вызывает затруднение определить настроение одним словом, однако после подсказки и наводящих вопросов взрослого дошкольник справляется с заданием.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется назвать эмоциональное состояние. Подсказки и наводящие вопросы взрослого не активизируют ребенка. После попыток активизации взрослый вслух проговаривает эмоцию.
Методика «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина).
Цель: определение у детей уровень понимания эмоционального состояния изображенного человека.
Содержание: ребенку предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных взрослым вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека («Что случилось с этим человеком?» или «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая на перекладине кувыркается?» и т.п.).
Критерии оценки результатов.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без затруднения воображает и самостоятельно описывает ситуацию, соответствующую состоянию человека, изображенного на картинке. В полной мере раскрывает причину состояния изображенного человека.
Средний уровень (2 балла). Ребенок после подсказки взрослого и наводящего вопроса, начинает описывать ситуацию, соответствующую состоянию человека, изображенного на картинке. Самостоятельно не раскрывает причину возникшего эмоционального состояния у изображенного человека.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется описать ситуацию на картинке, даже после подсказок и наводящих вопросов взрослого не активизируется.
Методика «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации» (А.М. Щетинина).
Цель: определить уровень понимания ребенком эмоционального состояния другого.
Содержание: ребенку предлагалось подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался конкретный случай (Например, мальчику Пете, нравилось играть в мяч, однажды, играя на улице, он потерял свой любимый мяч и т.п.).
Критерии оценки результатов.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно без затруднений, верно подбирает изображение человека, соответствующее рассказу.
Средний уровень (2 балла). Ребенок затрудняется подобрать необходимое изображение человека, либо неверное подбирает эмоциональное состояние. Однако после подсказки взрослого исправляет неточности.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок не может верно определить и подобрать изображение человека, соответствующее рассказу. После подсказок взрослого не меняет своего решения.
Методика «Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение» (А.М. Щетинина).
Цель: определить у ребенка наличие интереса и внимания к экспрессии и эмоциям изображенного человека.
Содержание: ребенку предлагалось указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние («Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?», «На что смотрел(а)?», «Как догадался(ась), что ему страшно?» и т.п.).
Критерии оценки результатов.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок, определяя эмоциональное состояние, указывает признаки, на которые ориентируется. Дошкольник рассказывает какие глаза, брови, губы, у изображенного человека.
Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно определяет эмоциональное состояние, но не может самостоятельно указать на признаки, на которые ориентируется, при определении эмоционального состояния. После подсказки взрослого, обращает внимание на особенности изображенного человека.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется в определении признаков, соответствующих эмоциональному состоянию изображенного человека. Даже после подсказок и наводящих вопросов взрослого отказывается объяснить, на что ориентировался при определении эмоционального состояния.
Полученные данные позволили сделать вывод, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно развита эмпатия:
– дети понимают настроения окружающих, однако сочувствуют и сопереживают в большей степени для привлечения внимания к себе;
– дети часто не могут раскрыть причину того или иного настроения у персонажа;
– дети затрудняются объяснить причину того или иного настроения персонажа, раскрыть подтекст, предположить, что предшествовало такому настроению.
Одними из средств развития эмпатии у дошкольников, на наш взгляд, является сказка. Эффективность сказки мы предполагаем проверить в следующей части нашей работы посредством чтения книг, бесед и игр.
Результаты диагностики показали, что уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии в целом находится в среднем и высоком уровнях. Исходя из результатов диагностирования, нами был разработан комплекс занятий, включающий три блока. Занятия каждого блока отвечали определенным целям.
Занятия были направлены на развитие умения распознавать настроение других, обогащение эмоционального словаря, создавались условия для формирования умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, понимание и чувствование друг друга, формировались навыки невербальной коммуникации в ситуации морально-этического выбора, возможности позитивного мировоззрения, развитие эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что система занятий с использованием сказкотерапии способствует развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Цели, поставленные нами, успешно реализованы в ходе исследования.
Список литературы /References
- Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] /Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. –1975. No2. –С. 147-168. Gavrilova, The concept of empathy in foreign psychology [Text] Gavrilova // Questions of psychology. -1975. No2. - pp. 147-168.
- Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности [Текст] / Т.А. Гайворонская. – М., 2007. – 144 с.Gaivoronskaya, The development of empathy in older preschoo lchildren in the atricalactivities [Text] / Gaivoronskaya. - M., 2007. - 144 p.
- Иган, Д.А. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Д.А. Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. – № 1. – С. 14-22. Igan, Basic empathy as a communicative skill [Text] / Igan // Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis. - 2000. - No. 1. - pp. 14-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Игровые упражнения. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди.Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть....
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Рассказывается о развитии эмоций детей при помощи сказкотерапии. Описаны методики, использованные при исследовании у детей эмоций. Дано определение сказкотерапии, даётся описание как проводилась...
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций челов...
Сказкотерапия как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Авторы раскрывают особенности развития эмпатии у детей 5-6 лет, влияние сказкотерапии на развитие эмпатии. А также представлен...
Презентация к занятию "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Сказка о Ёжике Вите"
Демонстрационный материал к занятию по мотивам терапевтической сказки "Сказка о Ёжике Вите"...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Занятие с использованием технологии "Сказкотерапия"...
Презентация к занятию "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Презентация к занятию для детей старшего дошкольного возраста...