Работа с одаренными детьми.
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Мои методы и способы работы по развитию способностей с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Именно в дошкольном возрасте у детей проявляется необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребенка, а не передача ему знаний, умений, навыков.
Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что они успешно познают не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В старшем дошкольном возрасте можно сформировать способности к начальным формам абстракции, обобщение, умозаключение.
Для того, чтобы добиться активности дошкольников в процессе познания, сделать его эмоционально насыщенным, необходимо помнить о показателях активной мыслительной деятельности: способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности, умение сравнивать , обобщать, группировать; наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения; умение мыслить в различных направлениях; умение выдвигать новую познавательную задачу; умение замечать и исправлять ошибки у себя и сверстников.
Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развития каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет воспитанникам погрузиться в творческий процесс познания и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
В образовательном процессе развитие ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. Я использую в своей работе с детьми следующие формы работы:
- разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссию;
- игры.
Очень важны:
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность воспитанникам выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Я уделяю повышенное внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный.
С помощью этих методов я решаю следующие задачи в работе с детьми:
1.Развиваю предпосылки диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. Например, при ознакомлении детей подготовительной группы с условиями, необходимыми для жизни растений, большое значение имела постановка собственных экспериментов. Дети наблюдали разное состояние растений при разном водном режиме, убеждались в различии разных потребностей в воде, тепле и свете у растений разных климатических зон и экологических ниш.
2. Развиваю собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). Например, Процесс развития любого растения дети моделируют (т. е. воспроизводят) с помощью условных символов ( семечко, росток, корень , стебель, листья , цветок . т. д.)
3.Расширяю перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. ( Чтобы определить наличие воды в растении, дети ставили в подкрашенную воду срезанный побег комнатного растения- фуксии. Они увидели, что цвет побега постепенно изменяется. А как вода попадает внутрь растения, дети уже сами сделали вывод: через тонкие канальцы в стебле фуксии. Они их увидели на срезе. Весь этот процесс Был ими впоследствии смоделирован с помощью условных символов).
4.Поддерживаю у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Что будет, если полить растения грязной водой или оставить их на какое-то время без воды? Ставим срезы фуксии в два сосуда . В одном- вода смешанная с глиной. Растение в нем постепенно вянет. Почему? Дети делают вывод: канальцы забились грязью. Какой водой нужно поливать комнатные растения? Воспитанники тут же отвечают, что только чистой. Предлагаю детям оставить срезы на несколько часов без воздуха. Они вянут. Почему? Дети приходят во время дискуссии к выводу, что в канальцы попал воздух.
Таким образом, в поисковой деятельности детей наиболее эффективны методы наблюдения и экспериментирования. Главное его достоинство в том. Что они дают ребенку реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Следствием является не только ознакомление с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Н. Н. Поддьяков, обобщая собственный богатый фактический материал, сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
При ознакомлении детей с миром растений я взяла за основу метод экспериментирования - как наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов в умственном воспитании. Ведь все изменения развивающихся объектов носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. При этом изменение может рассматриваться как процесс смены состояний одного и того же объекта, как процесс перехода одного объекта в другой. Экспериментальное воспроизведение, моделирование существенных сторон процесса изменения дает более глубокие знания как о самом процессе, так и о меняющемся объекте. В конце года диагностическое исследование развития мыслительных способностей в процессе ознакомления детей с миром растений показало повышение уровня ( по сравнению с началом года) на 40%.Этому способствовала систематическая работа по поисковой деятельности в мире растений на познавательных занятия(«Для чего растениям нужен воздух?» , «Роль воды в жизни растений», «Почему растения любят солнце?), проводимые опыты и эксперименты, наблюдения и труд в уголке природы и на участке, изготовление поделок из природного материала.
Методы поиска и эксперимента я применяю во всех видах образовательной деятельности дошкольников. В групповой комнате оборудован уголок экспериментирования «Играем в ученых». Здесь мы проводим опыты и эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. воздухом( Например, эксперимент «Как заставить вареное яйцо само залезть в бутылку?».В бутылке сгорает помещенная внутрь бумага, при этом объем воздуха внутри уменьшается, и атмосферное давление вталкивает яйцо в бутылку. Дети делают правильный вывод, заранее зная, что горение происходит только при наличии воздуха)
Таким образом, Я пришла к выводу: чтобы получить одаренного школьника в будущем, необходимо формировать зачатки одаренности уже в дошкольном возрасте, активно используя методы поисковой деятельности в образовательном процессе воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...