Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение слышать и выделять в тексте художественного произведения образные слова и выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pticy_sredney_polosy_rossii.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России"
с использованием ИКТ.
Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Познание", «Коммуникация".
"Чтение художественной литературы"
Задачи:
- Учить эмоционально воспринимать содержание стихотворения.
- Развивать у детей поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте средства художественной выразительности.
- Воспитывать любовь к художественному слову.
"Коммуникация"
Задачи:
- Закрепить умение называть обобщающие слова для группы предметов.
- Развивать навыки правильного грамматического строя речи.
- Помочь детям запомнить некоторые названия птиц.
"Познание"
Задачи:
- Расширить представление детей о птицах, проживающих в средней полосе России.
- Учить различать птиц насекомоядных и хищных.
- Закрепить знания о среде обитания птиц, проживающих в средней полосе России.
- Развивать умение дифференцировать слова различной лексической направленности.
Материалы и оборудование:
Экран, ноутбук, проектор, презентация к занятию: слайды с изображением хищных птиц (совы, ястреба, цапли), насекомоядных (синица, дятел, грач, сорока, воробей и т. д.); письмо с загадкам.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо от старика - лесовика. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки! Садитесь на свои места, а я сейчас загадаю вам загадки, и посмотрим, сумеете ли вы их отгадать правильно. (Воспитатель загадывает загадки и на экране последовательно появляются фотографии птиц, названия которых дети отгадали).
2. Отгадываем загадки:
* Непоседа птица эта, одного с березой цвета:
Верещунья, белобока, а зовут ее… (Сорока) Слайд № 1
* Плотник острым долотом строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!» (Дятел) Слайд № 2
* Чик – чирик! За зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Слайд № 3
* Всю ночь летает –мышей добывает. А станет светло –
спать летит в дупло. (Сова) Слайд №4
* Ты его узнаешь сразу: черноклювый, черноглазый.
* Он за плугом важно ходит, червяков, жуков находит. (Грач) Слайд № 5
* Птица сверху налетает, и цыплят внизу хватает. (Ястреб, сокол) Слайд № 6
* Синяя косынка, темненькая спинка.
* Маленькая птичка. Звать ее ... (Синичка) Слайд № 7
* Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет! (Цапля, журавль) Слайд № 8
3.Хищники или насекомоядные?
На экране отображены фотографии птиц, из отгаданных детьми загадок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть птиц.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Все загадки старика - лесовика отгадали! А как можно назвать одним словом все наши отгадки?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Старик - лесовик хочет узнать, что вы знаете о птицах?
Присмотритесь внимательно. Все ли птицы на экране одинаковые?
Дети: Нет, они все разные.
Воспитатель: Чем же похожи птицы?
Дети: Они умеют летать, их тело покрыто перьями.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Окраской, питанием, в разных местах живут.
Воспитатель: Где же живут эти птицы?
Дети: В лесу, на лугу, на болоте, в городе.
Воспитатель: Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги, шея и клюв. Как вы думаете, для чего?
Дети: Длинные ноги чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев.
Воспитатель: У них очень длинный клюв. Для чего?
Дети: Чтобы ловить рыбу, лягушек.
Воспитатель: Подумайте и ответьте, для чего сове нужны большие глаза?
Дети: Чтобы хорошо видеть ночью, ведь она охотится по ночам.
Воспитатель: А для чего сове нужен острый загнутый клюв и цепкие когти?
Дети: Ловить и съедать свою добычу. (Если дети самостоятельно затрудняются ответить на вопросы, воспитатель задает наводящие вопросы).
Воспитатель: Сова – хищная птица. Она питается другими животными (мышами, кротами, землеройками). А еще, какую хищную птицу мы сегодня называли в отгадке?
Дети: Ястреба или сокола, цаплю или журавля.
Воспитатель: А чем же питаются воробьи, дятлы, грачи, синицы сороки?
Дети: Мошками, червячками, личинками.
Воспитатель: Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова насекомоядные и хищники).
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас на прогулку в лес. Автобус уже ждет вас, занимайте свои места! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми отправляется в лес).
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Садитесь на травку, закройте глаза и послушайте пение птиц.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, какие чувства вызвало у вас пение птиц, что вы представили, в каком времени года очутились?
Ответы детей (кажется, будто сейчас лето, светит солнышко и весело поют птички).
4. Игра малой подвижности «Летает, не летает».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Летает, не летает». Я буду называть разные слова: например: сова, автобус, мячик, синичка, воробей и т.д. Если это название птиц – вы встаете со стульчиков и машете руками, если это другие слова – садитесь на стульчики.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая – хищная птица?
У совы у старой не глаза, а фары –
Круглые, большие, страшные такие.
А у птички у синички, у синички – невелички
Глазки, словно бусинки, малюсенькие.
И синички глазки смотрят без опаски
И на облака вдали, и на зернышко в пыли.
Днем сова не видит, значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права, в путь пускается сова.
Ее глаза огромные видят ночью темною.
А синица не боится, потому что спит синица.
Крепко спит она в гнезде, не видать ее нигде.
Воспитатель: Про каких птиц В. Берестов написал свое стихотворение?
Дети: Про сову и синичку.
Воспитатель: С чем автор стихотворения сравнивает глаза совы и почему?
Дети: С фарами, потому что они большие, круглые, желтые.
Воспитатель: А глаза синички с чем сравнил автор?
Дети: С бусинками.
Воспитатель: Почему днем сова плохо видит?
Дети: Потому что она хищная птица и охотится ночью.
Воспитатель: А когда себе пищу добывает синичка?
Дети: Днем.
6.Пальчиковая гимнастика.
Шла кукушка
(Дети сидят на ковре «идём» пальчиками по ковру на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка, (ладони соединяются "ковшом")
У неё была корзинка, (ударяем сомкнутыми ладонями по ковру, разъединяем руки)
А корзинка на пол - бух! (разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи)
Полетело много мух!
7. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились на занятии?
Дети: С воробьем, сорокой, совой, синицей, грачом, ястребом, цаплей, дятлом.
Воспитатель: Что нового узнали об этих птицах?
Дети: Птицы бывают хищные и насекомоядные.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пора нам возвращаться в группу. Садитесь в наш автобус. Поехали! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми возвращается в группу).
8. Изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все вопросы старика - лесовика правильно, совершили автобусное путешествие в волшебный лес. А теперь я вам предлагаю нарисовать птиц и отправить свои рисунки старик - лесовику.
Дети берут свои стулья и садятся за столы, на которых уже приготовлены листы для рисования, гуашь и кисти. Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.
В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки. Вы сегодня, хорошо занимались, и получаете от старика - лесовика угощение.
Список использованной литературы:
1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2008 г.
Использованные материалы из Интернет-ресурсов:
1. Берестов В. «Сова и синицах»: http://neznayka.ucoz.ru
2. Загадки о птицах: http://www.vsezagadki.ru
3. Аудиозапись детской песенки «Мы едем, едем, едем…»: http://www.pesni.net/text
4. Аудиозапись голосов птиц: http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml
5. Фотографии птиц для создания презентации: http://images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения
В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»
итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме: «Птица Счастья».
Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме: «Птица Счастья». Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-...