Анализ учебников «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой на наличие музыкальной терминологии
статья по развитию речи по теме
В данном материале представлен анализ учебников "Литературное чтение" на наличие музыкальной терминологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uchebnikov_literaturnoe_chtenie.doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Анализ учебников «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой,
М.И. Омороковой на наличие музыкальной терминологии
Исследование провела музыкальный руководитель и учитель музыки высшей квалификационной категории Моисеева Елена Евгеньевна
Изучив и проанализировав учебники «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой и произведения предлагаемые авторами можно с уверенностью сказать, что благодаря многим из них происходит обогащение словаря младшего школьника музыкальными терминами на протяжении всего курса обучения. У школьников появляется богатый словарный запас музыкальных терминов – это:
- песня (колыбельная, пестушка, хороводная, частушка и т.д.)
- былина – героическая песня
- инструменты (гусли, дудочка, балалайка, скрипка, барабан, шарманка и т.д)
- оркестр (состав оркестра)
- тембры голосов (тенор, бас, сопрано, дисконт)
- регистры (высокий и низкий)
- темп (быстрый, медленный и т.д.)
- концерт
Начиная с 1 класса и по 4 класс, происходит знакомство со сказками, и народными, и авторскими, где главные герои обязательно поют песни (музыкальный термин, детям дается понятие, что такое песня; песня - вокальное произведение для голоса, дитя музыки и поэзии, где стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз), например:
-«Лесной колобок – Колючий бок» р.н. сказка песенка Колобка:
«Я лесной Колобок – Колючий бок
Я по коробу не скребён,
По сусеку не метен,
На сметане не мешён…» - эта песенка повторяется на протяжении всей сказки главным героем Колобком (ёжиком), а также пени есть в сказках
- «Кот,петух и лиса» р.н. сказка (песенка лисы), «Дрозд Еремеич» р.н. сказка (песенка лисы).
В авторских сказках герои тоже поют свои песенки, например:
В «Сказке о царе Салтане……» А.С. Пушкина «…белка песенки поет, и орешки все грызет…»
В сказке братьев Гримм «Маленькие человечки» - «….они надели свои красивые костюмчики и сапожки, затанцевали и запели:
«Хороши у нас наряды
Значит, не о чем тужить!
Мы нарядам нашим рады
И сапог не надо шить!»
А в рассказе Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» сосны, которым одной триста пятьдесят пять лет, а другой триста девяносто три года поют песни под шум лесной бури: «Мы скованы стужей, мы в снежном плену!
Бушует и буйствует вьюга!..»
«Стоим, как бывало, крепки и стройны,…..
И смотрим два друга, две старых сосны,…..»
Далее у детей расширяются представления о песни, в разделе «Народная мудрость», они уже знакомятся с песнями – колыбельными, пестушками и героическими песнями – былинами.
Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первыми словами матери. Они наполнены ее любовью. Убаюкивая младенца, мать рассказывает в песнях о «ясном месяце, ветре, солнце», которые помогут уснуть ребенку. Эти песни спокойные, добрые. Они очень похожи на сказки. Младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. Примером могут быть колыбельные из сказки «Терешечка», которую поют старики, песенка - пестушка из сказки В.Даля «Снегурочка», народная колыбельная «Березонька скрип, скрип, моя дочка спит, спит…», колыбельная песня А. Майкова «Спи, дитя моё, усни! Сладкий сон к себе мани!», « Колыбельная» М.Ю. Лермонтова –
«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю! Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою»,
«Песня матери» А.Плещеева – В поздний вечер буря за окном шумела.
Мать, качая сына, тихо песню пела.
- Ах, уймись ты, буря! Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет сладко в колыбели.
Кроме колыбельных существуют песенки - потешки, хороводные и свадебные песни, с ними дети знакомятся на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Героические песни – былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование. Со второго класса дети начинают знакомиться с былинами – песнями о богатырях и исторических событиях, начиная с «Добрыни и Змея», «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и т.д. и продолжают в третьем «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» и в четвертом классе «Волх Всеславович» и героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
Порой песня становится, чуть ли не главным героем, например, в рассказе Н.Носова «Федина задача», где песня звучит на протяжении всего повествования, да еще знакомит детей с такими музыкальными понятиями (терминами) как низкий мужской голос – бас, и высокий мужской голос – тенор, т.е. тембр голоса. (О тембрах голосов дети уже имеют понятии, т.к. слушали сказку «Терешечка», где тембр голоса ведьмы отличается от матушкиного, или в славянской сказке «12 месяцев», где месяцы говорили свои заклички разными голосами, а писатель А. Сергеенко очень хорошо описал в рассказе «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» о смене регистра голоса – высоком и низком, когда Л.Н. Толстой рассказывал сказку).
И уж очень большое количество сказок, рассказов, стихов, где дети знакомятся и обогащают свой словарь знанием о музыкальных инструментов, это и «Муха-цокотуха» К.Чуковского («…тараканы прибежали, в барабаны застучали»), «Семеро храбрецов» и «Бременские музыканты» братьев Гримм( барабан, гитара, скрипка, балалайка), «Сказка о попе и работнике его балде» А.Пушкина (балалайка), «Работник Емельян и пустой барабан» Л. Толстого, «Ашик-Кериб» восточная сказка (инструмент «сазе» - турецкая балалайка), «Любовь к Родине или путешествие воробья» А.Платонова ( скрипка, музыкант – скрипач, футляр – чехол для хранения скрипки), и конечно же басня «Квартет» И.А.Крылова.
Таким образом, начиная с первого класса, ребенок обогащает свой словарный запас музыкальными терминами на уроках литературы и способствует этому умно и грамотно составленные учебники «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой,
М.И. Омороковой
Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом». Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урока первого класса, и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – М., Вентена-Граф, 2002
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебники для 2 класса в 2 ч. . – М., Вентена-Граф, 2000
3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебники для 3 класса в 2 ч. . – М., Вентена-Граф, 2000
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебники для 4 класса в 2 ч. . – М., Вентена-Граф, 2001
5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М., Вентена-Граф, 2001
6. Учебная хрестоматия для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М., Вентена-Граф, 2001
7. Википедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...
Терминология в гимнастике
Данный материал будет полезен студентам проходящим курсы профессиональной переподготовки, а также всем воспитателям, которые стремятся использовать грамотные термины в своей работе....
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма.
В статье освещаются вопросы правильного подхода к обучению дошкольников грамоте, выделяются основные этапы подготовки ребенка к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладен...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей (коррекционной) группе Тема «Звуки [к], [т] и буквы К, Т. Звуковой анализ, синтез, печатание, чтение слова КОТ»
· Учить четко произносить и давать характеристику звукам [т],[к] · закреплять понятие «согласный звук»; ·...
Определение наличия музыкальных способностей у ребенка
Консультация для родителей...