Творческая работа для аттестации
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Мазепова Наталья Владимировна

творческая работа педагога-психолога"Система работы педагога-психолога по развитию познавательных процессов у детей, имеющих нарушения речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Управление образования администрации Выксунского

муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение          комбинированного вида №21 «Росинка».

Творческая работа

«Система работы педагога-психолога по развитию когнитивных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

                                                                              Выполнила:  педагог-психолог                          МДОУ №21

II квалификационной категории                                                                                  

           Мазепова Наталья Владимировна

Выкса

 2010 г.

Содержание

Введение - - ----------------------------------------------------------------------------стр.3

Глава 1. Литературный обзор

1.1. Особенности познавательных процессов старших дошкольников.---стр.5

1.2. Развитие познавательных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи. -----------------------------------------------------------------стр.7

Выводы ---------------------------------------------------------------------------------стр.9

Глава 2. Практическая часть

2.1. Организация и методы исследования.--------------------------------------стр.10

2.2. Анализ  результатов исследования.-----------------------------------------стр.10

2.3 Разработка и апробация программы по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.------------стр.11

Выводы --------------------------------------------------------------------------------стр.19

Заключение ---------------------------------------------------------------------------стр.20

Литература ----------------------------------------------------------------------------стр.22

Введение

                  Старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития речи, время овладения разными способами ее использования, разными функциями речи, время наибольшей чувствительности к языковым явлениям и активного словотворчества.

                В старшем дошкольном возрасте происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.

  Прослеживается тесная взаимосвязь развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста от того, насколько развита у них речевая деятельность.  

                    Одной из значимых проблем в нашем дошкольном учреждении является проблема обучения детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что расстройства речи у детей сопровождаются нарушением основных познавательных процессов.                  

Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста с неразвитыми функциями общения сказываются на их продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании, а также на ведущем виде деятельности дошкольника – игре. Словарный запас детей, страдающих речевыми нарушениями, отличается недифференцированностью: дети недостаточно точно понимают близкие по значению слова. Это определяется низкой познавательной активностью.

         Речь и общение – основа перестройки психических процессов. Дети с нарушениями речи лишены возможности более полно общаться, усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками, что затрудняет их обучение и воспитание, делает более сложным процесс перехода из детского сада в школу. Затрудняется полноценное формирование личности ребенка, возникают вторичные нарушения в коммуникативной, эмоциональной и интеллектуальной сферах. Совершенствование познавательной сферы дошкольников, имеющих речевые нарушения, приобрело особую актуальность в настоящее время в связи с модернизацией образования в нашей стране.                                                    

  В настоящее время эта проблема очень актуальна, т.к. результаты данной работы помогут решить дальнейшие проблемы развития детей с нарушениями речи. И чем раньше будет оказана помощь таким детям, тем легче они войдут в школьную жизнь. Детские дошкольные учреждения не только развивают ребёнка, но и борются с нарушениями речи. Поэтому развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте во взаимосвязи с речевым развитием особо актуально, так как без овладения определёнными способами общения невозможно нормальное психическое развитие ребёнка в школьные годы.

    Цель работы: изучение познавательных процессов старших дошкольников, имеющих речевые нарушения.

              Задачи:

1. Изучить особенности познавательных процессов старших дошкольников с ОНР.

2.Разработать и апробировать проект программу по развитию когнитивных процессов старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

3. Выявить результативность работы через повторное обследование.

 Объект исследования – познавательные процессы дошкольников старшего возраста( внимание, память, мышление).

База исследования: МДОУ комбинированного вида детский сад № 21,

 г. Выкса

Глава 1 Литературный обзор

1.1. Особенности развития познавательных процессов старших дошкольников

     Проблемой  изучения особенностей познавательной сферы старших дошкольников занимались многие педагоги и психологи.  У каждого из них было свое видение данной проблемы, и свои представления о том, как можно использовать полученные в процессе изучения данные. А.Н. Леонтьев отмечал, что в старшем дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразные формы обучения и общения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов.(8)

     Из теории Л.С.Выготского вытекает, что обучение в общении – это необходимое условие развития познавательной сферы. То, что ребёнку доступно в совместных со взрослым действиях, то в ближайшее время может преобразоваться в самостоятельные формы организации деятельности через познавательные процессы. (3)

    По мнению исследователей, внимание к разным аспектам интеллектуального развития старшего дошкольника обусловлено его предстоящей учебной деятельностью и уровнем познавательной активности.(1) 

     В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

       Познавательное   развитие   детей   6 – 7 лет   характеризуется   тем,      что накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания  детей 6-7 лет на: установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира; содержательное упорядочивание информации.   Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.(15)

        Обогащение и становление познавательной сферы.

        Умственное развитие - овладение понятиями «причина-следствие» не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

        Развитие психических навыков -  памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.(15)

                   Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерации возбуждения. Именно поэтому дети способны теперь сосредоточить внимание в течение 15 – 20 минут и более. Выработанные условнорефлекторные реакции менее поддаются внешнему торможению. Дети начинают читать, писать, рисовать, весьма активно познают внешний мир, окружающие предметы – стремятся все разобрать, отвинтить, сломать, заглянуть «внутрь», по-прежнему, задают много вопросов.(12)

    По мнению педагогов и психологов развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте является развитием способов и средств ориентации. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов.(13)

     Как отмечают психологи, внимание старшего дошкольника тесно связано с восприятием.    Н.Н. Палагина обращает внимание на то, что выделение ребенком предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. У старшего дошкольника начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер. У старшего дошкольника развиваются оба вида внимания: произвольное и непроизвольное. (14)

     По мнению М.В. Ермолаевой у старшего дошкольника в связи с усложнением его деятельности внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания состоит в том, что старшие дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого разные способы. (7)

  Исследуя память, М.В. Ермолаева указывает на то, что у старших дошкольников память становится в центр сознания, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие в этот возрастной период. Память ребенка в основном непроизвольна, старший дошкольник чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запоминать. И только к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное запоминание. (7)

     По мнению М.В. Поповой память старшего дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства. (17)

    Н.Н. Палагина обращает внимание на то, что в дошкольном возрасте развиваются и функционируют все три вида мышления: наглядно – действенное, образное и словесно – логическое. Старший дошкольник учится пользоваться схемами, что способствует большему развитию наглядно – схематической формы образного мышления. (14)

    По мнению М.В. Ермолаевой основу развития мышления старшего дошкольника составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Представления старшего дошкольника приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами. (7)

     Как указывала М.И. Лисина, к концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностное, которое положительно сказывается на развитии мышления.  Потребность в общении способствует развитию образного, логического мышления. Кроме общения со взрослыми Е.О. Смирнова отмечает, что для правильного развития речи ребенка необходимо общение со сверстниками, потому что оно более разнообразно по характеру контактов и по функциям, более эмоционально, расковано, создает условия для разных сторон речевого развития. (18)

    Таким образом, сложные способы познания выработаны прежними поколениями и усвоены ребенком в общении со взрослым, как носителем социального опыта. Но именно в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает их использовать самостоятельно, в активной познавательной деятельности, развивая свою познавательную сферу.(23)

1.2. Развитие познавательных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи

      Психическое развитие детей с общим недоразвитием речи имеет своеобразные особенности, которые в свою очередь определяют и развитие познавательных способностей.

     Несмотря на различную природу дефектов, у детей с речевыми нарушениями имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи.(6)

            Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.     При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

      При нарушении речи у детей имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т.д. особенно страдает вербальная память – произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. Вербальная память является специфической человеческой памятью в отличие от двигательной, образной, эмоциональной. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. (9)  

 В исследованиях, посвященных изучению мыслительной деятельности детей с нарушениями речи (И.Т. Власенко, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, И.Н. Садовникова, О.Н. Усанова и др.), отмечается, что у детей этой категории часто наблюдается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Целенаправленное изучение особенностей становления и формирования отдельных познавательных процессов и, в частности, мыслительных операций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что уровень сформированности операции обобщения у старших дошкольников с речевой патологией ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. (22)

        Р.Е.Левина отмечает, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи более трудно формируются мыслительные процессы, восприятие, внимание, память, а иногда и личность ребенка в целом. Недостаточно формируется абстрактное мышление, трудно формируется дифференцированное понимание и обозначение предметов и действий.          Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. У детей с общим недоразвитием речи выявляется несформированность ряда моторных и психических функций. У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность.(9)

       Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

     Вышеуказанные нами исследования деятельности детей старшего дошкольного возраста (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. и другие) прослеживают тесную взаимосвязь развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста от того, насколько развита у них речевая деятельность.

     

      Выводы по главе 1.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения познавательных процессов старших дошкольников можно сделать следующие выводы.

  1. Изучением познавательных способностей занимались многие психологи. Сложные способы познания выработаны прежними поколениями и усвоены ребенком в общении со взрослым, но именно в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает их использовать самостоятельно, в активной познавательной деятельности, развивая свою познавательную сферу.
  2. Анализ литературы показывает, что проблема изучения познавательных процессов у детей с ОНР недостаточно изучена. Познавательные процессы старших дошкольников, имеющих нарушения речи, имеют свои особенности и  характеризуются замедленным темпом развития, зависимостью от наглядности,  потребностью в помощи взрослого.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Организация и методы исследования

    Практическая часть данной работы посвящена:

1. Исследованию познавательных процессов старших дошкольников: памяти, внимания, мышления.

2. Разработке проекта программы для работы по развитию познавательной сферы.

3. Проведению повторного исследования познавательных процессов и анализу эффективности коррекционно-развивающих занятий.

     Был подобран комплекс диагностических  методик, позволяющих выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей .

 Методы исследования:

1. «Найди отличия» (М.И Ильина, Л.Г.Парамонова)

Методика направлена на изучение внимания;

2. «Картинки» (М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева)

Методика направлена на исследование уровня зрительной памяти;

3.«Запомни слова» (М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева)

Методика направлена на изучение уровня слуховой памяти;

4.«Четвертый лишний» (М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева)

Методика направлена на изучение уровня наглядно-образного мышления.

   Исследование особенностей познавательной сферы проводилась на базе МДОУ № 21 г. Выкса, Нижегородской области. В исследовании принимало участие 7 детей логопедической группы с общим недоразвитием речи.  Исследование детей проходило в индивидуальной форме.

2.2. Анализ  результатов исследования детей при поступлении в логопедическую группу

Результаты обследования детей представлены в таблице 1

                                                     

Таблица 1. Результаты обследования познавательных процессов старших дошкольников с ОНР, за 2009 год

уровни

 внимание

                 память

мышление

Зрительная

слуховая

Низкий

5 чел./ 70%

2 чел./30%

2 чел./30%

6 чел./85%

Средний

2 чел./ 30%

5 чел./70%

5 чел./70%

1 чел./15 %

Высокий

0 чел./0%

0 чел./0%

0чел./0%

0 чел./ 0%

Таким образом, из таблицы видно, что в целом дети имеют низкий уровень развития познавательных способностей. Дети, имеющие речевые нарушения отличаются низким уровнем внимания. Выполняя задание, прибегают к помощи взрослого.

Также у детей отмечается сниженная способность к запоминанию. Зачастую дети быстро называли несколько картинок, однако потом не предпринимали усилий, чтобы продолжить припоминание.

Результаты исследования мышления позволяют судить  о низком запасе знаний и представлений об окружающем. Дети зачастую действовали интуитивно или отвечали наобум. Дети обобщали предметы по признаку, не соответствующему тому, который предусматривался методикой. Т.е. обобщение делалось по несуществующим признакам, на уровне бытовых представлений, а не обобщающих понятий. По результатам наблюдений за детьми во время выполнения заданий можно отметить следующее: детей отличает поверхностный интерес к заданию, они с радостью готовы прекратить выполнение задания, если им предложат, т.е. отсутствует мотивация и  интерес к конечной цели, выполняемой ими деятельности. Для  стимулирования их деятельности активно использовались поощрения. Большинству детей требовалось повторение инструкции и разъяснение целей задания.

Таким образом анализ полученных данных по результатам обследования указал на необходимость разработки проекта программы на развитие когнитивных процессов ( внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, восприятия). См. приложение 1.  

2.3 . Разработка и апробация программы по развитию познавательных способностей старших дошкольников с ОНР.

Обследования детей с ОНР показали отставания в развитии познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Работа по развитию познавательных процессов велась со всеми субъектами образовательного пространства:

- с родителями

-  педагогами

-  детьми.

Содержание работы с педагогами и родителями заключалось в психологическом просвещении. Семья как один из важнейших институтов общества оказывает огромное влияние на воспитание полноценной личности. Необходимость участия семьи в развитии познавательной сферы очень важна при обучении детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим, система работы с родителями по повышению их компетентности должна быть частью комплексной программы воздействия по преодолению нарушений у детей с ОНР.

С родителями использовались такие формы работы:

1. Присутствие на  диагностике детей, беседы и рекомендации после диагностики;

2. Индивидуальные консультации 

( за два года: 12 консультаций)

В ходе консультаций выяснялся анамнез ребенка, его раннее развитие и при необходимости медикаментозное сопровождение.

3. Групповые консультации и подгрупповые консультации:

 -  « Особенность познавательной сферы детей с недостатками речевого развития» (см. приложение 2);

- « Организация познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях»

      (см. приложение 3);

 - «Развитие мышления» ( приложение 4);

 - « Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте»

     (см.приложение 5);

- « Психологическая готовность к школьному обучению»

     (см. приложение 6).

4. Семинары-практикумы:

- « Развитие познавательных способностей ребенка с помощью игры»

     (см. приложение 7);

- « Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка»

    ( см.приложение 8).

5.  Стендовая информация.

- «Развитие речи» ( см.приложение 9);

- «Внимание» (см.приложение 10);

- «Развитие зрительной памяти» ( см.приложение 11);

- «Слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста            (см.приложение 12);

- « Развитие слуховой памяти»

   (см.приложение 13)

С педагогами использовались следующие формы работы:

1. Консультации и лекции.

- « Развитие познавательных процессов у детей с ОНР»

(см.приложение 14);

- « Развитие памяти» (см.приложение 15)

- «Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте»

(см.приложение 16)

- «Развитие речи» ( см.приложение 17);

  1. ПТЗ с элементами тренинга на тему:

 «Межличностное взаимодействие. Приемы эффективного общения»

( см.приложение 18)

Вопросы межличностного общения являются актуальными для педагогов группы компенсирующей направленности.

Эффективность общения персонала с ребенком и его родителями зависит от их готовности принять обращенные к ним советы или замечания и адекватно на них реагировать. Воздействие только тогда будет успешным, когда педагогический коллектив, а в частности воспитатели группы, пользуются уважением и доверием со стороны родителей. Для детей, имеющих нарушения речи, педагоги являются примером речевого образца. Также навыки эффективного общения необходимы для осуществления индивидуального подхода к детям.

       Содержание работы с детьми заключается в реализации проекта-программы в течении двух лет, в форме специально организованных занятий.

       Целью данной программы было: развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения.

Структура занятий включала:

- приветствие;

- игры и упражнения на развитие познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление);

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутка;

- рефлексия.

Занятия включают в себя: игры и упражнения ( дидактические, словесные, подвижные) на развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления; физкультминутки для повышения работоспособности, релаксационные паузы; а также упражнения на развитие мелкой моторики рук.  На занятиях часто использовались загадки, с целью развития логического мышления. Использование физкультминуток и динамических пауз на занятиях обусловлено повышенной утомляемостью детей с ОНР. Занятия были разработаны в соответствии с единым тематическим планированием всех специалистов детского сада.

Занятия с детьми проводилось по подгруппам 1 раз в неделю в течении 2008 – 2009 , 2009-2010 учебного года.

На втором году обучения детей 6-7 лет незначительно изменилась структура занятий, были включены графические диктанты, включались беседы о школе, с целью повышения мотивации к школьному обучению. Время занятий  также увеличилось.


Организация системной помощи субъектам образовательного пространства

педагоги

дети

родители

        

Консультации

  коррекционно-развивающие

занятия

индивидуальные

консультации

Тренинг межличностного общения

индивидуальные   занятия

семинар-практикум

индивидуальные   конcультации

игры, упражнения   вне                                занятий

стендовая     информация                                                                                                                    

                                                                                                                                 

        

      пальчиковая гимнастика                                                                                                                                   

                                                                 

ПТЗ с элементами

тренинга

консультации

организация среды

               медикоментозное      

                  сопровождение                                                                                          

            анализ амнестических  

                данных                                                                        



После проведенной работы были отмечены позитивные изменения.

Результаты обследования при поступлении детей в логопедическую группу и при выходе представлены в таблице и на диаграммах 1-8.

Таблица 2. Сравнительные показатели познавательных процессов у детей, имеющих ОНР

уровни

      внимание

                  память

мышление

2009 г

2010 г

зрительная

слуховая

2009

2010

2009

2010

2009

2010

Низкий

5ч/70

    -

2ч/30%

  -

2ч/30%

  -

6ч/85%

  -

Средний

2ч/30%

5ч/70%

5ч/70%

3ч/40%

5ч/70%

5ч/70%

1ч/15%

5ч/70%

высокий

    -

2ч/30%

   -

4ч/60%

   -

2ч/30%

  -

2ч/30%

Уровень сформированности внимания до занятий и после занятий на диаграммах 1,2.

               Диаграмма 1  (2009г.)                                         Диаграмма 2(2010г.)

 

Конечное обследование показало значительное увеличение уровня внимания. У детей появился интерес к занятиям, стали меньше отвлекаться.

Результаты исследования зрительной памяти до занятий и после занятий представлены на диаграммах 3,4.

              Диаграмма 3                                           Диаграмма 4

                    2009 г.                                                           2010 г.

Уровень зрительной памяти также вырос, дети зачастую справлялись без помощи взрослого.

Результаты исследования слуховой памяти представлены на диаграммах 5,6.

             Диаграмма 4                                            Диаграмма 5

               2009г.                                             2010 г.

Как видно на диаграмме уровень слуховой памяти значительно вырос после реализации проекта программы, где детям предлагались различные игры и упражнения на развитие слуховой памяти.

На диаграммах 7,8 представлены результаты исследования образно-логического мышления.

           Диаграмма 7                                                Диаграмма 8

           до занятий                                                   после занятий

Как показывают результаты, вырос уровень мышления, дети стали более заинтересованы в ходе выполнения задания, стремились к положительной оценке своей деятельности. И хотя некоторым детям требовалось повторение инструкции, задания выполнялись быстрее и правильнее.

К концу второго года обучения отсутствует низкий уровень развития познавательных процессов, появились высокие показатели.

Все это говорит о том, что скоординированная деятельность педагогов привела к положительным результатам.

Выводы по главе 2.

  1. Исследование особенностей развития познавательных процессов старших дошкольников с ОНР при поступлении в логопедическую группу,  показало на сниженный уровень развития познавательных процессов: зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления.    Для детей, имеющих нарушения речи был характерен достаточно бедный запас знаний и представлений об окружающем мире. Также у детей отмечалось отсутствие мотивации к выполнению заданий.
  2.  Реализация проекта программы, в течении двух лет, с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, способствовала развитию познавательных процессов и увеличению средних и высокого уровней внимания, памяти и мышления.

 3  .Результаты конечного обследования позволяют судить об      эффективности работы, которая велась со всеми субъектами образовательного пространства.

 4.   Скоординированные действия родителей и педагогов способствовали преодолению трудностей обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Заключение

     Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста обусловливается сложным комплексом внутренних и внешних факторов.

Психическое развитие детей с ОНР имеет своеобразные особенности, которые в свою очередь определяют развитие познавательных способностей.

 Речевое недоразвитие оказывает существенное влияние на интеллектуальную, коммуникативную и личностную сферы ребенка. Недоразвитие речи и отставание в развитии высших форм мыслительной деятельности детей с речевыми нарушениями, представляет собой одну из наиболее важных, но недостаточно разработанных проблем.

Изучением данной проблемы занимались многие педагоги и психологи, такие как: Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Власенко И.Т., Левина Р.Е., Леонтьев А.Н., Кольцова М.М. и другие. По мнению этих исследователей у детей с недостатками речевого развития отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. В целом познавательная сфера таких детей характеризуется замедленным темпом развития, зависимостью от наглядности, потребностью в помощи взрослого.

Изучением особенностей познавательных процессов у детей с ОНР посвящена эта работа. Как показывают результаты обследования, у детей на начало года, снижен уровень внимания, наглядно-образного мышления, слуховой и зрительной памяти. В связи с этими особенностями был разработан проект программа. В ходе повторного обследования отмечены позитивные изменения.

В перспективе намечена разработка плана взаимодействия педагога-психолога с медицинским персоналом по сопровождению детей группы компенсирующей направленности. Так как общее недоразвитие речи не редко сочетается с рядом неврологических  и психопатологических синдромов. При тщательном  неврологическом обследовании у таких детей выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая о негрубом повреждении отдельных мозговых структур.

Литература

1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. – СПб., 2000.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М.: АПО, 1997.

3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб., 1997.

4. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., Воронеж, 2003.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: Просвещение, 1973.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, Екатеринбург, АРДЛТД, 1998.

7. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, 1997.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: 1981.

9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: 1968.

10. Лобанова Н.Е. Особенности операций обобщения у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Дефектология №6, 2006.

11. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2002.

12. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение 1985.

13. Немов Р.С. Психология, М.: Просвещение, 1995.

14. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Новая школа, 1996.

15. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников. Под ред. Венгера Л.А., М.: Просвещение, 2000.

16. Пузанова Б.П. Дефектология, Словарь – справочник. – М.: Новая школа, 1996.

17. Попова М.В. Психология растущего человека. – М.: 2000.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 1996.

19 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: 1973.33. Ушакова Т.Н. Психологические и психофизиологические исследования речи. – М.: 1985.

20. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, НГПУ, 1994.

21. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.

22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

23. Хрестоматия по детской психологии от младенчества до подростка. – М.: 2005.24. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М.: 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа для аттестации

В работе описана система работы педагога-психолога с детьми, имеющие нарушения речи, со всеми субъектами образовательного пространства...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЁТА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ.

Защита творческого отчёта  - одна из форм проведения  экспертизы профессиональной компетентности педагогических работников, позволяющая педагогу комплексно представить результаты своей...

Презентация из опыта работы "Работа по аттестации с педагогами ДОУ"

Процесс аттестации - сложный и поэтапный, ведётся постоянно......

План работы по аттестации на год.

В данном материале дан план поаттестации н каендарный год....

Презентация опыта работы на аттестацию "Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста на основе взаимодействия с родителями"

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

Творческая группа по аттестации педагогических работников

Творческая группа педагогов – эффективное добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной...

Творческая группа по аттестации педагогических работников

Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации...


 

Комментарии

Спасибо, Наталья Владимировна.