Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Посредством использования игровых методов и приемов развиваются психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи
с использованием игровых методов
и приёмов при обучении детей
в старшей логопедической группе
«Хрюша в гостях у ребят»
Цель: | Посредством использования игровых методов и приемов развивать психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление. Уточнить произношение звука [O] в изолированном виде, словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Отрабатывать дикцию; закреплять умение говорить замедляя или убыстряя темп. Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
Материал и оборудование: | Игрушка - поросёнок Хрюша; индивидуальные зеркала, цветные фломастеры, листы чистой белой бумаги, трафареты круга (для каждого ребенка); наборное полотно с изученными разрезными буквами; картинки, иллюстрирующие скороговорки. |
Предварительная работа: | Повторение звука [O], работа с зеркалами, разучивание скороговорок и пальчиковой гимнастики. |
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии
(стук в дверь)
к нам кто-то пришел, сейчас посмотрю
(вносит игрушку Хрюшу)
Ребята, кто к нам пришел!
Хрюша: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Хрюша!
Хрюша: Ребята, я так торопился, бежал… (тяжело дышит)
Воспитатель: Хрюша, ты так запыхался, даже дышишь с трудом, тебе надо успокоить свое дыхание.
Хрюша: А я не умею.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Хрюше, научим его восстанавливать дыхание. Смотри и делай как мы.
Упражнение на речевое дыхание
(медленный вдох через нос и выдох через рот)
Воспитатель: Хрюша, ты уже ровно дышишь, молодец! А теперь расскажи нам, что случилось.
Хрюша: С утра у меня заболел живот. Я, конечно, сам виноват, потому что ел одни конфеты и на ужин и на завтрак. И я пошел к врачу. Было так больно «О-о-о!».
Воспитатель: Бедный, Хрюша, нельзя есть одни конфеты! Так ты даже стонал?
Хрюша: Да! О-о-о!
Воспитатель: Ребята, а не кажется ли вам, что в стоне Хрюши мы слышим знакомый звук?
Дети: Звук [O].
Воспитатель: Конечно, Хрюша, мы уже изучили этот звук и знаем его. Дети, а давайте вместе с Хрюшей правильно произнесем его.
Работа с зеркалами
Воспитатель: Посмотрим в зеркало. Когда мы произносим звук [O] , губы вытягиваются в широкую трубочку, язык свободно лежит за нижними зубами. Воздух выходит плавно, свободно. Как стонал Хрюша? О-о-о, молодцы!
Хрюша: Вот так звук! А я у вас тут видел буквы (обращает внимание на наборное полотно, на котором выставлены изученные детьми буквы). А какая же из них «О»?
Воспитатель: А сейчас тебе дети покажут.
(Ребенок достает букву «О» и показывает Хрюше)
Хрюша: (рассматривает букву) Какая она! Ох, какая! Круглая!
Воспитатель: Действительно, Хрюша, буква «О» похожа на какую фигуру, дети?
Дети: На круг!
Воспитатель: Правильно! И я предлагаю всем поиграть!
Игровое упражнение «Дорисуй предмет из круга»
Воспитатель: Послушай, Хрюша, дети расскажут, что нужно сделать.
Ребенок: Надо обвести круглый трафарет, получится круг, а потом дорисовать любой предмет из этого круга.
Воспитатель: А сегодня задание усложняется: надо не просто дорисовать предмет из круга, а такой предмет, в названии которого есть звук [O].
Дети рисуют. Воспитатель вместе с Хрюшей рассматривают работы и спрашивают каждого ребенка.
Хрюша: Что ты нарисовал?
Ребенок: Светофор, потому что здесь есть звук [O].
Хрюша: А зачем он нужен?
Ребенок: Чтобы помогать машинам правильно ездить по дорогам.
Хрюша: Что ты нарисовал?
Ребенок: Ножницы, тоже со звуком [O].
Хрюша: А для чего они нужны?
Ребенок: Чтобы резать.
И так далее. Опросив всех детей Хрюша выясняет, что они нарисовали солнце, кольцо, цветок, воздушные шары, яблоко, колобок, мороженное, паучок, человек (схематично).
Хрюша: Молодцы, ребята, никто не ошибся!
Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку.
Физкультминутка
(проводит ребенок)
Я хрю-хрюшка Я хрю-хрюшка Я купаю в луже брюшко Было розовым оно А теперь черным - черно | Движения руками вправо, влево сжимая и разжимая ладони Руки на пояс, вращательные движения туловищем Руки развести в стороны Поочередное похлопывание по животу |
Хрюша: Здорово! А я вот хочу рассказать вам стихотворение
И.Токмакова
Невпопад.
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать – опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.
Хрюша: (огорчено) Ну вот, хотел прочитать вам стихотворение, а ничего не получилось.
Воспитатель: Хрюша, ты очень волновался и торопился, поэтому все перепутал. Но не огорчайся. Мы знаем хороший способ научиться говорить правильно и четко произносить слова. Что это за способ? Это скороговорки! Мы знаем столько скороговорок! Даже придумали игру. Вот смотри это картинки. Выбирай любую и показывай детям, а они тебе в соответствии с картинкой прочитают скороговорку.
Дидактическая игра «Назови скороговорку».
Хрюша: Как здорово, я тоже хочу научиться.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе с Хрюшей разучить новую скороговорку. А раз мы сегодня повторяли звук [O], выучим скороговорку в словах которой встречается этот звук.
Зоя везла на возу
Козленка, козла и козу.
Хрюша, слушай и повторяй вместе с нами. Сначала медленно, четко проговаривая каждое слово, затем всё быстрее и быстрее.
Заучивание скороговорки.
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю поиграть! Сделаем бинокли из кулачков и поиграем. (Подносит кулаки к глазам). С помощью моего необычного бинокля можно увидеть только один предмет, а с помощью ваших биноклей – много.
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель Я вижу розу сливу арбуз ягоду плод мост куст иву шар дуб апельсин лимон | Дети Я вижу розы сливы арбузы ягоды плоды мосты кусты ивы шары дубы апельсины лимоны |
Воспитатель: Хрюша, а ты любишь сказки?
Хрюша: Конечно, люблю!
Воспитатель: Тогда слушай. Мы тебе не только расскажем, но и покажем!
ИТОГОВАЯ СКАЗКА
(При чтении сказки дети на каждое выделенное слово показывают соответствующую фигуру из пальцев)
Жил был человечек и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы и собирали цветочный сок.
Человечек жил один-одинёшенек и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!» Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.
Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человечком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го,- сказала лошадка, - давай с тобой дружить, человек, я буду тебе перевозить тяжёлые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человечек и лошадка.
Шли-шли, а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака. Идут и видят – коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».
Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке а переправиться через неё не могут: мостика нет. Поострили они тогда все в месте мостик, перешли на другой берег и увидел человечек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человечек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить поживать и друг другу помогать: человечек, лошадь, собака, коза и кошка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"
Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Как звери весну встречали"
Развитие лексико-грамматических средств языка...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...