Конспект ситуации игрового взаимодействия для детей старшей группы на тему "Школа"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В данной сюжетно-ролевой игре вы можете не только играть в игру "Школа", но и развивать функции словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ситуации игрового взаимодействия
с детьми старшей логопедической группы
на тему: «Школа»
С использование дидактических игр
по развитию словообразования.
Задачи:
- Развивать функции словообразования существительных: с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффикса «ИЩ», названий детенышей в единственном и множественном числе, приставочных глаголов, совершенного вида, прилагательных в сравнительной степени, относительных, притяжательных.
- Развивать воображение, память, речь.
- Формировать интерес к окружающему, совместным играм. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Игровые цели:
- Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы.
Оборудование и атрибуты:
Школьные принадлежности, доски, журналы, указки, дневники, тетради, портфели, картинки животных и их детенышей, картонные баночки с изображением в них ягод и фруктов, пары картинок животных.
Ход игры:
Педагог:
Первое сентября.
Нежарким солнышком согреты,
Леса, еще листвой одеты,
У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты: - До свиданья, лето.
И радуешься: - Здравствуй школа.
Эдуард Успенский
Педагог: - Когда дети идут в школу?
- Кто работает в школе?
- Зачем нужен учитель?
Педагог предлагает отгадать загадки и взять с собой в школу те предметы, которые нужны.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные. (портфель)
Белый камушек растаял
На доске следы оставил. (мел)
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (дневник)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я . (резинка)
В чудесном домике живут
Веселые друзья,
Их всех по именам зовут
От буквы А до Я. (букварь)
Тоя в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать, что такое я ? (тетрадь)
Педагог: - Как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности)
- Давайте назовем их ласково?
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Педагог:
- В каждой школе имеется буфет, чтобы кормить учеников на перемене. Так же в школе есть медкомната, в которой работает врач.
- У нас сегодня будут уроки: экология и физкультура.
( каждый ребенок занимает свое место, в соответствии с заранее распределенными ролями)
Звенит звонок.
Урок 1: «Экология»
(Учитель входит в класс, начинается урок.)
Учитель: - Урок начинается, руки положите на парту, спину выпрямите, слушайте внимательно. У нас урок экологии, мы будем делать разные задания. И первое задание про родителей и их детенышей, их может быть много и один, назовите их.
- Дидактическая игра: «Один и много»
Учитель: - Все животные, которые нас окружают разные, давайте их сравним.
- Дидактическая игра: «Кто выше?»
Учитель: - В лесу живет зверь, его зовут – медведь, он дикий, ходит медведь по лесу в поисках еды, он есть ягоды, мед, насекомых, любит особенно рыбу, а когда совсем голодно, и траву и мох. Нашему медведю повезло он, гуляя по лесу, кое-что нашел.
Дидактическая игра: «Жил – был мишка в лесу»
В конце урока учитель подводит итог.
Звенит звонок.
Перемена. Ученики идут в буфет, а расплачиваются с буфетчицей, отвечая на ее вопросы.
Буфетчица:
- У меня есть компоты, вы должны назвать какой компот и только после правильного ответа дам вам конфету.
- Компот из персиков, какой компот? (за правильные ответы буфетчица дает конфеты)
Дидактическая игра: «Сварили компот»
Звенит звонок.
Урок 2. «Физкультура»
Учитель: - Встаньте прямо, руки опустите вниз, слушайте внимательно.
- Первое упражнение Д. И. :«Покажи и назови».
- Второе упражнение Д. И.:«Что сделали?»
- Третье упражнение Д. И.: «Мы большие»
Учитель сообщает, что урок закончен, хвалит детей.
Звенит звонок.
Педагог: - На сегодня уроки закончены, но в школе есть и другие уроки, и в них мы поиграем потом.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни.
Терпенью, чтенью, счету и письму
И верности к родной отчизне.
Приложение для игровой ситуации: «Школа».
Дидактическая игр: «Назови ласково»
Цель:
Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры:
Детям предлагаются школьные принадлежности, и они дают ласковое название предмета.
Образец ответа: Пенал – пенальчик.
Речевой материал:
Портфель - …….портфельчик
Мел - …….мелок
Дневник - ……дневничек
Резинка -……. Резиночка
Букварь -……букварик
Тетрадь - ……тетрадочка
Дидактическая игра: «Один и много»
Цель:
Развивать умение образовывать названия детенышей в единственном и множественном числе.
Ход игры:
Игра проводится с опорой на наглядность, дети глядя на картинки дают названия единственного и множественного числа детенышей.
Образец ответа: Волчонок – волчата.
Речевой материал:
Гусенок – гусята
Ежонок – ежата
лосенок – лосята
Лисенок – лисята
Кот – котенок – котята
Тигренок – тигрята
Дидактическая игра: «Кто выше?»
Цель:
Развивать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени.
Ход игры:
Игра проводится с опорой на наглядность.
Божья коровка маленькая, а муравей ……меньше
Уж длинный, а питон……длиннее
Лягушка большая, а жаба……больше
Лошадь высокая , а жираф ……..выше
Змея короткая, а червяк…..короче
Дидактическая игра: «Жил - был мишка в лесу.»
Цель игры:
Развивать умение образовывать приставочные глаголы.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям придумать продолжение истории про медведя, который жил в лесу. Ведущий начинает историю: «Жил-был медведь в лесу….». дети продолжают предложение с опорой на наглядность.
Речевой материал:
Миша по лесу….(шел). Миша на полянку леса….(пришел). На полянке леса он малинник …(нашел). С начало, к малиннику ….(подошел). А потом вокруг малинника …..(обошел). В самую гущу ….(зашел). И самую крупную ягоду…. (нашел). Медведь съел много ягод, и из малинника….(вышел). И в лесную чащу…..(ушел) [24].
Дидактическая игра: «Сварили компот»
Цель игры:
Развивать умение образовывать относительные прилагательные развивать диалогическую речь, обогащать словарь.
Ход игры:
Предлагаются картинки - банки с фруктами и ягодами, дети с опорой на наглядность дают названия компота.
Образец ответа: Компот из апельсинов – апельсиновый компот.
Речевой материал:
Компот из яблок – называется яблочный
Компот из груш - грушевый
Компот из персиков - персиковый
Компот из слив - сливовый
Компот из вишни – вишневый
Компот из малины – малиновый
Дидактическая игра: «Покажи и назови»
Цель игры:
Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры:
Дети повторяют движения за ведущим, дают правильные определения, отвечая на его вопрос.
Образец ответа: Это клыки собаки – собачьи клыки.
Речевой материал:
Это уши зайца (дети прикладывают ладони к голове)
Чьи уши?......заячьи
Это крылья вороны (дети размахивают руками)
Чьи крылья?....вороньи
Это голова совы (дети качают головой из стороны в сторону)
Чья голова?..…совиная
Это копыта лошади (дети поочередно поднимают ноги)
Чьи копыта?.....лошадиные
Дидактическая игра: «Что сделали?»
Цель игры:
Развивать умение образовывать глаголы совершенного вида.
Ход игры:
Дети повторяют движения за ведущей , и дают словами правильные определения.
Образец ответа: Мы качаемся, что сделали – покачались.
Речевой материал:
- Мы прыгаем (дети прыгают, затем останавливаются), что сделали? (попрыгали)
- Мы ходим (дети ходят, останавливаются), что сделали? (походили)
- Мы бегаем (дети на месте бегут, останавливаются), что сделали? (побегали)
Мы машем руками (машут руками, останавливаются), что сделали? (помахали)
Дидактическая игра: « Мы большие»
Цель игры:
Развивать умение образовывать существительные с суффиксом «ИЩ»
Ход игры:
Дети встают в круг, повторяют движения за ведущей и заканчивают предложение начатое ей.
Образец ответа: Волосы, а длинные волосищи.
Речевой материал:
- Это руки (дети поднимают руки верх), а очень большие……ручищи
- Это глаза (дети показывают глаза), а очень большие……глазищи
- Это нос (дети прикладывают ладони одну к другой и к носу), а большой……..носище
- Это ноги (дети встают на носочки), а очень большие……ножищи
Наглядный материал к игре: «Сварили компот»
Цель: развивать умение образовывать относительные прилагательные, развивать диалогическую речь, обогащать словарь.
Ход игры: Буфетчица показывает картинки с ягодами и фруктами, называет, что нарисовано и задает вопрос: «Какой компот?» В конце игры педагог группирует банки на две группы, и задает детям вопросы: Если компот сварен из ягод, то какой компот? Если компот сварен из фруктов, то какой компот?»
малиновый
яблочный
вишневый
персиковый
грушевый
сливовый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465055-1405776155.jpg)
Конспект совместного игрового досуга для детей старшей группы и их родителей «Вода – это жизнь!»
Итоговое мероприятие проекта "Вода - это жизнь!"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465055-1405776155.jpg)
Конспект совместного игрового досуга для детей старшей группы и их родителей «Хлеб - всему голова!»
Итоговое совместное мероприятие по проекту "Хлеб - всему голова!"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465055-1405776155.jpg)
Конспект совместного игрового досуга для детей старшей группы и их родителей «Петербургский бал для мам»
Досуг для детей и их родителей ко ДНЮ МАТЕРИ. В основе досуга - закрепление изученного материала по ознакомлению с родным городом....
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»
Мероприятие в рамках кружка "Учиться надо весело"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-807519-1509465738.jpg)
Конспект образовательной ситуации по математике для детей старшей группы "Замок дружбы"
Цель: формирование представлений о геометрических фигурах и формах предметов.Задачи:-создание условий для совершенствования умения соотносить цифру с количеством;-поддержание инициативы к способности ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-1017045-1519817466.jpg)
Старшая группа Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»
Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/10/picture-1476870-1686387485.jpg)
Игровые обучающие ситуации по экологии для детей старшей группы
ИОС с Игрушечной черепахой Дидактическая задача: уточнить знания детей о насекомых, их местах обитания и особенностях жизни. Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на пришедшего к ним гос...