Особенности работы по развитию речи в дошкольном возрасте.
материал по развитию речи по теме
Доклад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_po_razvitiyu_rechi_v_doshkolnom_vozraste.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы по развитию речи в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Речевое развитие дошкольника было и остаётся главной задачей в деятельности педагога ДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитием всех психических функций, с самовыражением, познанием других людей. Речь также является средством общения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимании: проводятся занятия по расширению словаря, звуковой культуре речи, формированию связной речи, обучение пересказу. Воспитатели развивают артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух, учат пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствуют четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков. Обогащают, уточняют и активизируют словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего детям окружения. Помогают детям избавляться от многочисленных лексических ошибок, ошибок в согласовании слов в предложении, обогащают речь детей за счёт новых грамматических форм, почерпнутых из речи педагогов.
В сентябре воспитатели проводят обследование речевого развития воспитанников группы, в мае проходит 2 этап диагностики, сравниваются результаты и оценивается эффективность педагогических воздействий на детей. Вся диагностика проходит в игровой форме, например, чтобы проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными. Воспитатель рассказывает, а ребёнок помогает, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.
«… Мяу! – мяукнула мама кошка, и к ней сразу же примчался рыжий… (котёнок, котёночек). За ним прибежали остальные (котята, котятки). Утка пересчитала своих… (утят, утяток). Не досчиталась одного (утёнка, утёночка). Пошла искать его. Чтобы проверить, как образуются существительные по аналогии: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо... (волчат). У медведицы двое… (медвежат)».
Анализ полученных данных записывается в таблицы и анализируются. Педагоги записывают сильные и слабые стороны речи каждого ребёнка, которые сравниваются с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаются индивидуальные стороны речи каждого ребёнка, намечаются пути работы в детском саду и семье. Дети определяются в три подгруппы: не готов – входят дошкольники с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития), которые требуют самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы. Вторая подгруппа: условно-готов, входят дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующих периодической работы. В третью подгруппу: готовые – входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество и «качество» не вызывают серьезных опасений. При подобном распределении детей оба педагога занимаются со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Так, с детьми первой подгруппы педагоги работают каждый день. Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяется самими педагогами в зависимости от результатов обследования речи детей. При построении коррекционно-педагогического процесса воспитатели учитывают все линии развития ребёнка, прежде всего общение и сотрудничество со взрослыми, а также закономерности психического развития нормально развивающихся детей. Коррекционное воздействие оно направленно не только на речевые нарушения, но и на коммуникативно-познавательную деятельность. Учитывая это, мы проводим дифференцированную коррекционно-педагогическую работу, которая состоит из трёх этапов: начальный, основной и завершающий. На каждом этапе решаются задачи речевого и познавательного развития. В течение года дети в подгруппах могут меняться, достигнув определённых положительных результатов, могут быть переведены во вторую и даже в третью подгруппу. Мы радуемся, когда в течение года количество детей в первой подгруппе уменьшается, а в третьей увеличивается. Воспитателями создается план коррекционной работы по развитию речи. Педагоги разрабатывают примерную схему распределения различных форм работы по речевому развитию. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям. Так индивидуальная работа переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно её организовывать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).
Речевые занятия должны быть интересны детям и построены таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять стихи, сказки и т.п. Для этого он должен научиться ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно при этом встаёт проблема развития воображения. Система творческих заданий позволяет решить эти задачи – у ребёнка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Например, «Сочини дальше». Воспитатель придумывает одну строчку стихотворного текста, дети сочиняют дальше.
Воспитатель: «В море плавает тюлень».
Ребёнок: По лугу бежит олень». Возможны варианты рифмовок в виде путаницы: «В море плавает олень, на лугу бежит тюлень».
В детском саду большое внимание уделяется обучение грамоте. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры. Для выработки практического деления слов на слоги с детьми проводятся дидактические игры: «Договори слово», «Кто больше?», «Магнитофон». Педагог произносит первый слог, а дети – второй (ШИ-НА, ШУТ-КА, СУМ-КА). В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (НЕЗА-БУДКА, дети – БУДКА, БАЛА-ЛАЙКА, дети – ЛАЙКА) или произносят слово, отсекая первый звук (СМЕХ – МЕХ, ЭКРАН – КРАН, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ, КОСА –ОСА). При становлении изучаемого звука в словах используются игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», развивающие фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формирующие умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что похожа, выложить её из счётных палочек, выпить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на магнитной доске. Игра «Кто больше придумает слов?» активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: грамотей (герой, море, тема, март, рот, гора). Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает, листопад – листья падают, пылесос – пыль сосёт) и т.д.
Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей место в речевой работе, является её связь со всеми видами деятельности дошкольника.. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. Для выявления понимания смысла (значения) слова им предлагаются разные задания. Например, ребёнку предлагают слова и задают вопрос: «Скажи, что значит слово…? В практике воспитатели используют составление предложений со словами синонимического ряда (большой – огромный – громадный). Дети составляют предложения: «У нас есть большая собака, можно сказать даже огромная. А вот громадная – про неё так не скажешь. Подбирают синонимы к словам в словосочетаниях (свежий хлеб – мягкий). Детей учат объяснять смысл словосочетания в целом (Хлеб только что испекли). Подбирают антонимы: высоко - низко. Составляют предложения с многозначными словами. Даются различные речевые ситуации, детям предлагаются правильные и неправильные словосочетания. Задаются вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Дети замечают неточности и дают свои варианты. Например: «Папа, иди шёпотом. Папа, иди молча.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знание и соблюдение языковых норм, но и умение использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность. Мы решаем задачу развития образности речи через ознакомление детей с особенностями художественного стиля речи, а также основными средствами образности (сравнение, эпитет, метафора).
Итак, организация разнообразных видов деятельности стимулирует активную речь. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.
Региональный семинар для учителей начальных классов
Тема: «Проблемы развития речи на разных ступенях образования»
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель: Михайлова А.Г.
г. Набережные Челны
26 апреля 2008 года
МОУ «СОШ № 13»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
Материал содержит игры с мячом для развития речи детей раннего, младшего и старшего возраста. Может быть использован педагогами детского сада и родителями воспитанников....
Игры с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
Игры для развития речи детей способствуют освоению новых слов ребенком. При этом малыш не только запоминает слова, но и осмысливает их звучание, старается установить тесную связь между словом и предме...
Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...
презентация "Моделирование как форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста"
В презентации представлены способы использования метода моделирования для развития связной речи дошкольников....
семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"
Цель: повысить уровень педагогическофй компетенции по использованию современных технологий...
Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Материал содержит информацию об актуальности проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, условия успешного речевого развития детей, аналитическую справку по результатам тематического контро...
Памятка для работы по развитию речи детей дошкольного возраста
Материал включает ключевые понятия по направлению "Речевое развитие"...