ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЛЫБКА»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЛЫБКА»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_ulybka.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЛЫБКА»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнили: Гайдарова Н.Ю.- воспитатель МДОАУ «Солнышко»
Дмитриева С.Н.- воспитатель МДОАУ «Солнышко»
Светлинского района
Морозова Г. В., воспитатель МДОАУ №3 «Тополёк»
г. Ясного
Туйкова Г. С., воспитатель МДОАУ № 4 «Золушка»
г. Ясного
Лангофер Е. А., воспитатель МДОАУ № 4 «Золушка»
г. Ясного
Башкатова И. Ф., воспитатель МДОУ №19 «Берёзонька»
г. Новотроицка
Качалкина Р. М. воспитатель МДОУ № 26 «Теремок»
п. Новорудный, г. Новотроицка
Руководитель:
Насибулина А.Д. – к.п.н. доцент
г. Оренбург
2011
Пояснительная записка
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. В целом, по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах являлись предметом изучения многих исследователей (М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.). В исследованиях ученых отмечается, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
Как показал анализ теории и педагогической практики эффективной формами детской деятельности, способствующими формированию связной речи дошкольников, являются творческие игры, которые проходят под руководством воспитателя.
В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Одним из эффективных средств развития связной речи старших дошкольников является театрализовано – игровая деятельность. Вопросы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности рассматривались в исследованиях таких ученых и педагогов-практиков, как Л. Бочкарева, Н. Карпинская, И. Медведева, А. Николаичева, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович и др.
Театрально-игровая деятельность осуществляется в работе с дошкольниками через организацию и проведение таких видов творческих игр, как театрализованные и игры-драматизации, источником для которых служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события.
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, заявленная проблема далека от своего практического разрешения.
Эти и другие причины обусловили разработку дополнительной образовательной программы «Улыбка», направленной на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Новизна заявленной программы обусловлена использованием системно – деятельного и комплексного подходов к развитию связной речи средствами театрально – игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию связной речи;
- учить строить диалог;
- учить словесно передавать содержание сказки, рассказа, картинки и впечатлений из личного опыта;
Развивающие:
- развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;
- развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- воспитывать культуру общения (вежливость, уважительность, честность, сострадательность, совестливость, скромность, дружелюбие)
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5- 6 лет).
Сроки реализации: 1 год.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 2 раза в неделю в первой половине дня. Длительность занятий – не более 25 - 30 минут. Перерыв между занятиями – не менее 10 минут.
Формы образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, творческие встречи с артистами, театрализованные игры, творческие конкурсы, взаимодействие с родителями, диагностирование, ситуативные разговоры, беседы и т. д.
Ожидаемые результаты: Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
- владеет диалогической речью и конструктивными способностями взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается и т.д.);
- способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками;
- Любознательный, активный:
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире и своем внутреннем мире;
- способен действовать самостоятельно;
- в случаях затруднения обращается к взрослым.
- Эмоционально отзывчивый:
- откликается на эмоции близких людей. Сопереживает персонажам сказки, рассказа, истории;
- реагирует на красоту мира.
- Способность управлять своим поведением:
- планировать свои действия;
- соблюдать общепринятые нормы и правила.
- Овладевший универсальными предпосылками образовательной деятельности:
- умение действовать по образцу;
- овладевший умениями и навыками необходимыми для детской деятельности;
- имеющий предпосылки образовательной деятельности.
- Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы:
- может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
- может преобразовать способы решения задач;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе, сказке, в театрализованной деятельности.
Форма подведения итогов. Работа по развитию связной речи через театрализованную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста заканчивается циклом занятий театральной мастерской и подготовкой театральной постановки. Театральная мастерская содержит игры и специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию физических функций и процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения), развития речевых и неречевых средств общения, творческих способностей детей и формирование креативных качеств личности в процессе обогащения знаний и представлений дошкольников о театре, театральных профессиях, самостоятельной подготовки спектакля.
Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют. Это творчество воспитанников, нужное и понятное самим детям. Подбор средств изображения, изготовление костюмов, бутафории и декораций дают повод для изобразительного и технического творчества детей. Именно тогда вся эта образовательная деятельность приобретает личностный смысл как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сам спектакль завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Тематическое планирование
Был составлен тематический план на год.
Тематический план работы по развитию связной речи старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности дан в таблице 1.
Таблица 1
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Тема | Количество часов |
1 | Слуховые представления.(6 часов) |
| 3 часа3 часа |
2 | Речевые игры(7 часов) |
| 2 часа3 часа |
3 | Учимся родному языку (5 часов) |
| 3 часа4 часа |
4 | Развитие мелкой моторики(6 часов) |
| 3 часа3 часа |
5 | Музыкально – театральное образование(6 часов) |
| 3 часа3 часа |
6 | Развитие творческой самостоятельности(6 часов) |
(подвижная игра с атрибутами) | 3 часа3 часа |
Итого: 36 часов
Содержание программы.
Раздел «Слуховые представления»
Развитие культуры восприятия художественного слова. Развитие умений выражать свои впечатления словом, мимикой, жестом, движением. Формировать умения отмечать особенности в передаче тех или иных образов. Использовать полученный опыт в игровой практике.
Раздел «Речевые игры»
Совершенствовать работу над дикцией. Формировать умение изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в словах, фразах. Формировать умение выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
Раздел «Учимся родному языку»
Способствовать участию в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления. Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы.
Раздел «Развитие мелкой моторики»
Стимулировать развитие речи, памяти. Создавать благоприятную атмосферу на занятии. Развивать умение подражать взрослому. Понимать смысл речи.
Раздел «Музыкально-театральное образование»
Развитие эстетического вкуса. Развитие интереса к различным видам искусства. Формируется представления о различных театральных профессиях. Знакомит с культурой поведения в театре и на концерте.
Раздел «Развитие творческой самостоятельности»
Способствует развитию творческих способностей (мышление, воображение, память и т.д.). Обогащение детей театральными впечатлениями. Усиливаются мотивации и интересы ребенка к театральному творчеству.
Мониторинг образовательного процесса.
Для определения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста была использована диагностическая методика У.С. Ушаковой ( Приложение 4).
Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи, умение ребенка отвечать на вопросы взрослого, используя практически все части речи, простые предложения, предложения с однородными членами.
Диагностика позволяет выявить уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста, что дает возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении программы каждым ребенком и, соответственно, целенаправленно и продуктивно организовать фронтальную и индивидуальную коррекционную работу.
Для определения уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста предлагается методика Н.Ф.Сорокиной,Л. Г. Миланович (Приложение 4).
Цель: выявить уровень развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации.
Данная методика дает возможность выявить положительные и отрицательные стороны в развитии актерских способностей детей старших дошкольников и направить свою работу на устранение недостатков в театрально-игровой деятельности.
Методическое обеспечение
Содержание программы реализуется с использованием таких методов и приемов развития связной речи, как: (см. Приложение 1)
- игры – ситуации;
- игры – имитации;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- экскурсии в театр;
- беседы о театре, о разных о разных жанрах театрально – игрового искусства, об истории театра перед игрой, о работе артиста, режиссёра, театрального художника, дирижёра, после просмотра спектаклей;
- игры – драматизации;
- игры – превращения;
- игровое упражнение на развитие детской пластики;
- игровое упражнение по дикции;
- игровые упражнения по развитию интонационной выразительности;
- театрально – игровые постановки;
- дидактические игры;
- конкурсы.
Программа также предусматривает использование аудиовизуальных средств:
- просмотр детских телевизионных передач и фильмов (музыкальные сказки и т.п.);
- диски с видеозаписями театрально – игровой деятельности детей старшего возраста;
- компьютер и диски для показа иллюстраций во время бесед, театральных постановок, игр – ситуаций и др.;
- магнитофон, DVD, диски и кассеты для музыкального оформления театрально – игровой деятельности.
В приложениях к программе представлены: цикл занятий и методических рекомендаций по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного (см. Приложение 2) и рекомендации к организации практической деятельности детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 3).
Список использованной литературы
- Артемьева, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателей детского сада / Л.В. Артемьева. - М., 2009. - 127 с.
- Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду/Е.А.Антипина. Метод. рекомендации.- М., 2009.-221с.
- Зацепина М. Б. Организация культурно – досуговой деятельности дошеольников./М. Б. Зацепина. - М., 2006.- 200с.
- Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей/Н. С. Карпинская.- М., 2002. – 148 с.
- Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина – М.: Педагогика, 2004. – 179 с.
- Маханёва, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду/М. Д. Маханёва.-М.,2007.-136 c.
- Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду: Метод. Рекомендации/Е. В. Мигунова. - М., 2009.-145с.
- Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: 2006. – 318 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильева. – М.: 2007. – 192 с.
- Реуцкая, Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Н. А. Реуцкая. - М.: 2009. - С.166 – 170с.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр./Н. Ф Сорокина. – М.,2007. 115с.
- Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду/Ф. А. Сохин. – М.: 2010. – 238 с.
- Струнина, Е.М., Ушакова, О.С. Влияние словарной работы на связность речи// Дошкольное воспитание. – 2007. - №2.- 45 – 51с.
- Усова, Л.П. Роль игры в воспитании детей / Л.П. Усова. – М.: 2006. – 202 с.
- Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/О. С. Ушакова. – М., 2007.- 320 с.
- Фурмина, Л.С. Детские театрализованные игры / Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Л.С. Фурмина, - М.: Педагогика, 2010. – 373с.
- Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / А. В. Щеткин. М., 2008. – 125с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Улыбка"
Программа работы обьеденения дополнительного образования "Улыбка" направлена на создание условий для активизации театральной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных...
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 5-7 лет
Знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 4-5 лет
Обучение приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Формирование художественного мышления через различные способы рисования....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последо...
Дополнительная образовательная программа "Улыбка малыша"
Авторская программа направлена на создание условий для успешной адаптации к дошкольной образовательной организации детей раннего возраста. Программа предназначена для детей раннего возраста и их родит...
«Веселая палитра» Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет на 2021-2022 год
laquo;Веселая палитра»Дополнительная дошкольная образовательная программапо изобразительному искусствус использованием нетрадиционных техникдля детей 2-3 лет на 2021-2022 год...