Развитие речи детей посредством иллюстрирования знакомых сказок
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Жалина Мария Александровна

 

 

Развитие речи детей через иллюстрирование знакомых сказок

 

Ребенок к 5 годам  должен овладеть всей системой родного языка. У него должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас.

Существует категория детей, имеющих отклонения от возрастных норм, вследствие тяжелых речевых расстройств.

Профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей  или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.  Такое системное нарушение получило название « общее недоразвитие речи» (ОНР).

По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей. Так, по данным Е.М. Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы:

- так называемый неосложненый вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной системы недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.;

- осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного черепного давления, цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств и пр. У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость и т.д.

- грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е. Левиной определить три уровня развития речевого развития этих детей:

1-й уровень речевого развитияхарактеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).

Дети с 1-м уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5 – 3 летнего возраста в специализированных ясельных группах или яслях-садах для детей с ОНР.

2-й уровень речевого развития. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырех-словной фразы.

Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4 летнего возраста в специализированных группах со сроком обучения 3 года.

3-й уровень речевого развитияхарактеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летненго возраста на 2 года.

В современной логопедии выделен четвертый уровень речевого развития у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).

Движение пальцев  и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 11 веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М.И. Звонаревой, было установлено, что  речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

     Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения  у них заикания.

       У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей. Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации  по формированию двигательных навыков и дифференцированных  движений пальцев рук у детей.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при  этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Существуют самые разнообразные виды работы по развитию движений пальцев.

1.а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира

фигуры из пальчиков;

   б) Движения сопротивления.

2. Движения пальцев, передающие динамические образы.

3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в   

    стихотворной форме.

4. Движения пальцев с предметами: карандашом, маленькими резиновыми               

    мячами, орехами, палочками, шнурами, резиновыми  кольцами, прищепками,

     бусинками.

5. Игры с мозаикой.

6. Пальчиковые игры с пластилином.

7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги,  скатывание бумаги

     в шарик.

8. Действие с ножницами.

9. Действие с толстыми нитками.

10. Действие с камешками: пересыпание  из одной емкости в другую, разбор по 

      величине, выкладываниеизображений на пластилиновой поверхности.

11. Действие с водой: переливание воды из одной емкости в  другую, игры с

      пипеткой.

12. Действие с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

13. Действие с мелкими предметами, игрушками.

14. Действие с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание

       пуговицами недостающих деталей  в изображения на  бумаге.

15. Рисование на бумаге пальчиками.

16. Рисование карандашами, красками.

17. Показ сказок пальчиками.

              При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно!

В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.

В процессе развития речевой деятельности ребенка большое внимание уделяется индивидуальным занятиям, которые обычно направлены на формирование грамматически связной речи и коррекции звукопроизношения. Перед специалистами стоит задача помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, т.е. научить его слышать, слушать, понимать, запоминать, воспроизводить, общаться, подготовиться к обучению в школе.

С этой целью, широко используются сказки. Сказки формируют представление о прекрасном, учат чувствовать слово, наслаждаться им.  Сказки занимают в жизни ребенка важное место. Приобщение к ним одна из основных задач эстетического воспитания дошкольников. Сказки совершенствуют мышление ребенка, помогают овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира вещей и человеческих отношений. 

Иллюстрирование сказок позволяет ребенку быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, «как это сделано».  А для этого глаза и руки ребенка должны совершить не один десяток движений. Например, чтобы овладеть линейным контуром круга, малышу придется многократно проделать это движение рукой и глазами. Восприятие образов в искусстве органично сплетается с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражение лица и жесты, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

Изобразительное творчество позволяет развивать у  детей с ОНР психическую и физическую сферы. В результате систематических занятий у них улучшается моторика, развиваются сенсорная и познавательная функции. Все это в процессе социализации ребенка помогает ему успешно осваивать различные виды деятельности и, главным образом, речевую.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon glupyy_myshonok11_1.pdf2.92 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...

Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»

Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством изучения русских народных сказок»

laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества....

2021г. Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. Театр сказок.

В моей группе «Теремок» используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр марионеток, театр на столе…        ...

Конспект НОД по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности. "Театр сказок"

Конспект НОДпо развитию речи детей посредством театрализованной деятельности."Театр сказок"...

Конспект ООД по развитию речи «Работа с иллюстрированными изданиями сказок»

Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей....


 

Комментарии

Баталова Ольга Владимировна

Большое спасибо за Ваш материал. Он очень помог мне в моей работе.
Шкурина Елена Валерьевна

Интересный подход к развитию мелкой моторики. Большое спасибо, буду испльзовать этот опыт в своей работе!
Нефедова Екатерина Александровна

спасибо, очень полезный материал!