Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
рабочая программа по развитию речи (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Ворошнина Марина Викторовна

 

Замечательная книга Галкиной Г.Г.

В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фак­туре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, вос­питателям массовых групп детских садон и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи сиоих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старшая группа        

Средняя группа        1П

        Пальцы помогают говорить

I

Средняя группа                                КЗ

        Пальцы помогают говорить

I

Средняя группа        1П

Старшая группа        

Подготопитс льная группа        

ББК 74.1 Г15

Галкина, Г.Г.

Г15 Пальцы помогают говорить. Коррекциониые занятна по развитию мелкой моторики у детей / Г.]". Галкина, Т. И. Дуошш- на. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2011. 10 с.

ISBN 978-5-296-00517-5

В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фак туре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, вос питателям массовых групп детских садон и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи сиоих детей.

ББК 74.1

© Галкина Г.Г., Дубинина Т.Н., 2005 ISBN 978-5-296-00517-5        © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2011


Из опыта работы практического педагога

ГГ. Галкина, Т.И. Дубинина

ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Москва 2011


ВВЕДЕНИЕ

Представленная в данном пособии система коррекционной рабо ты но развитию мелкой моторики разработана учителем-логопедом детского сада № 25 «МАЛЫШ» муниципального дошкольного об разовательного учреждения компенсирующего вида Щелковского района Московской области Галкиной Галиной Григорьевной и воспитателем этого же детского сада Дубининой Татьяной Ива новной и уже несколько лет успешно применяется в практической работе с детьми, имеющими различную речевую патологию.

Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержа нии интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются раз личные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бу мага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)

Пособие предназначено, в первую очередь, воспитателям лого педических групп. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Данное пособие с успехом мо гут также использовать в своей работе и воспитатели массовых детских садов, и родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей, расширить их кругозор. Оно под скажет, как разнообразить такую работу.

СЕНТЯБРЬ

Начинаются занятия с 3-й недели. 1-ая и 2-ая недели — диа гностика.

  1. я        неделя
  1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
  2. «Найди и положи рядом такой же» — разложить геометри ческие фигуры по цвету и форме.
  3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги .
  1. я        неделя
  1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
  2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
  3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

ОКТЯБРЬ

1-2-я недели. Тема: Овощи, фрукты

  1. «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина. — «Что это?» (называние похожих на шарики но цвету овощей и фруктов).
  2. «Сложи картинку» из 4-х частей.
  3. «Строим забор» из счетных палочек — закрепление знаний о цвете и размере.
  4. «Найди вторую половинку» — разрезные картинки.
  5. «Чудесный мешочек» — овощи и фрукты определить на ощупь.
  6. «Сушка овощей» — двойные трафареты развесить па веревке.

3-4-я недели. Тема: Птицы осенью

3

с

Младшая группа

1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.


  1. «Сухой бассейн» — найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
  2. «Разрезные картинки» — собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).
  3. «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками.
  4. «Птицы собираются в стаи» — «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафа реты.
  5. «Заготовка корма для зимующих птиц» — рассортировать фасоль и горох.

НОЯБРЬ

1-2-я недели. Тема: Труд людей в природе

  1. «Собери инструменты» — из двух частей-деталей, вырезан ных из картона (лопата, молоток).
  2. «Нарисуй на песке молоток, лопату».
  3. «Определи на ощупь» — трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
  4. «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого каран дашей между ладошками.
  5. «Разложи по своим местам» — в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, то пор, молоток.
  6. «Почини инструменты» — найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.

3-4-я недели. Тема: Одежда и обувь

  1. «Что это?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.
  2. «Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнии.
  3. «Помоги развесить одежду» —двойные и одинарные трафа реты одежды, (одинарные прикрепляют — прищепками).
  4. «Подбери пуговицы по цвету».
  5. «Шнуровки» — учить вкладывать шнурок в дырочку.
  6. «Найди пару» — в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя. Тема: Город

  1. Строим дом из кубиков.
  2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».
  3. «Кто в домике живет?» — Найти фигурки в «сухом» бассейне.

2-я неделя. Тема: Транспорт

  1. «Что у кого?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
  2. «Грузим камушки на грузовик» — камушки рассыпаны но ковру.
  3. «Проохала машина» — рисуем па песке, рассыпанном топким слоем на подносе, следы от машины.

3-я неделя. Тема: Зима. Зимний лес

  1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)
  2. «Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
  3. «Снежная баба» — ленка из пластилина.

4-я неделя. Тема: Дикие животные зимой

  1. «Чудесный мешочек» — определить на ощупь резиновые игрушки.
  2. «Выложи медведя из геометрических фигур».
  3. «Новогодний подарок для белочки» — собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.

ЯНВАРЬ

2-3-я недели. Тема: Дикие животные и их детеныши

  1. «Кто это?» — Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
  2. «Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
  3. «Подарок для мышек и мышат» — сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
  4. «Собери семью» — наложить на контур соответствующий трафарет животного.
  5. «Кто пришел?» — Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по неличине (большим пальцем, указатель ным, мизинцем).
  6. «Чтобы Мишке было теплее» — мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».

4-я неделя. Тема: Птицы зимой

  1. «Ворона или воробей?» — Определить на ощупь по плоскост ному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
  2. «Угощение для птиц» —сортировка семян.
  3. «Кто спрятался иод листочком?» — Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого пред мета находится иод бумагой в форме листика.

ФЕВРАЛЬ

1-2-я недели. Тема: Семья

  1. «Кто это?» — Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
  2. «Что купила мама?» — Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».
  3. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
  4. «Поможем сыну застегнуть пуговицы иа рубашке».
  5. «Научим дочку шнуровать ботинки».
  6. «Для кого подарок?» — Чудесный мешочек.

3-4-я недели. Тема: Профессии

  1. Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»
  2. Продавец. «Оторви чек» — отрываем клочки бумаги от по лоски.
  3. «Витаминный завод» — лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки.
  4. Повар. «Рассортируй фасоль но цвету».
  5. Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».
  6. Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х час тей».

МАРТ

  1. я        неделя. Тема: Праздник мам

1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

  1. я        неделя. Тема: Начало весны

«Следы от капели» — на майке пальчиками ставим точки. «Солнце светит ярко-ярко» — выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

«Кто скоро проснется после зимней спячки?» — Разглажива ние бумажных комочков с контурными изображениями.

3-4-я недели. Тема: Игрушки

  1. «Собери пирамидку».
  2. «Мячи для котят» — лепка из пластилина.
  3. «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
  4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, тар, кирпич, кубик).
  5. «Определи на ощупь» — «чудесный мешочек»; «сухой бас сейн». Какая игрушка спряталась?
  6. «Матрешки разбежались» — собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

АПРЕЛЬ

1-я неделя. Тема: Одежда

  1. «Недошитое» платье. «Пришить» к платыо рукава, ворот ник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
  2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
  3. «Сушка белья» — пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные

  1. «Собери картинку» — разрезанные картинки из 4-х частей.

1. 2.

3.

  1. «Нарви молодой травки для кроликов» — мелко порвать зеленую бумагу.

3. «Кто где живет?» — называние и выкладывание из пластмас совых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

3-я неделя. Тема: Птицы весной

  1. «Червячки для грачей» — лепка из пластилина.
  2. «Поможем птицам» —устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
  3. «Напоим птиц» — работа с водой и пинеткой.

4-я неделя. Тема: Растительный мир

  1. «Каждому листочку — свое место» — закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
  2. «Красивый одуванчик» — втыкание спичек в пластилино вый комочек.
  3. Коллективная работа «Весенний луг» — небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

МАЙ

2-3-я недели. Тема: Труд весной на даче

  1. «Посадка фасоли» — дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
  2. «Закрути бутылочки» — закручивание пробок на пластмас совых бутылках.
  3. «Кто больше соберет фасоли?» — Собрать фасоль с ковра.
  4. «Едем па дачу» — собрать грузовик из геометрических фи- 'ТР-
  5. «Строим дачный дом» — пластмассовый строительный на бор.
  6. «Дорожка» — выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.

4-я неделя. Тема: Мы подросли и повзрослели

1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, мол ний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.СРЕДНЯЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — об следование.

3-я неделя. Тема: Я — человек

  1. «Разгладь и наклей» — разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением человека и наклеи вание в альбом.
  2. «Мой дом» — выкладывание из геометрических форм макета дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.
  3. «Развлечение для котенка» — рисование клубочков.
  4. «Я — человек» — обводка трафарета фигуры человека (про стейшая форма).

4-я неделя

  1. «Готовим угощение» — лепка из пластилина колобков, кол басок, баранок.
  2. «Поможем бабушке» — сортировка фасоли и гороха.
  3. «Листопад» — лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
  4. «Застегиваем сами» — упражнение в застегивании пуговиц.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя. Тема: Овощи и фрукты

  1. «Осенний лист» — обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
  2. «Собери листочек» — складывание картинки, разрезанной на четыре части.
  3. «Дары осени» — лепка из пластилина помидоров и огурцов.
  4. «Большая и маленькая тарелочки» — выгибание из прово локи тарелок круглой и овальной формы.

2-я неделя

3

с

1. «Что здесь спряталось?» —Разглаживание смятых комочков из бумаги.

  1. «Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
  2. «Чудесный мешочек» — в мешочке муляжи овощей и фрук тов.
  3. «Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цвет ной мозаики овощей и фруктов.

3-я неделя. Тема: Птицы осенью

  1. «Сделай, как я» — выкладывание контура птицы из палочек но образцу.
  2. «Птички клюют» — имитация процесса клевания зерен каждым пальцем и всеми одновременно на песке.
  3. «Разрезные картинки» — собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище, крылья, ланки).
  4. «Это ггтичка» — обводка трафарета из толстого картона.

4-я неделя

  1. «Вылепим птичку» — лепка птицы из пластилина.
  2. «Заготовка корма для птиц» — отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.
  3. «Собери птичку из геометрических фигур» — заполнение объема трафарета птицы геометрическими фиг урами: круг, овал, треугольник.
  4. «Покорми синицу и голубя» — рассортировать семечеки и горошины.

НОЯБРЬ

1-я неделя. Тема: Орудия труда. Труд в природе

  1. «Чудесный мешочек» — определение на ощупь орудий труда но трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания).
  2. «Удобный инструмент» — обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой.
  3. «Маленькие художники» — обводка трафаретов инструмен тов и закрашивание.
  4. «Собери инструменты» — выкладывание из больших палочек орудий труда но образцу.

2-я неделя

  1. «Почини инструменты» — собирание разрезанной на 3-4 части картинки из толстого картона.
  2. «Полное ведерко» — работа с пипеткой.
  3. «Ловкие ручки» — упражнение в шнуровке.
  4. «Орешек-художник. Что получилось?» — Катание грецкого ореха но влажному песку.
  1. я        неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
  1. «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с последу ющим раскрашиванием цветными карандашами.
  2. «Что у кого?» — Разглаживание бумажных комочков с кон турными изображениями предметов.
  3. «Платье в горох» — подбор кружочков одного размера и на клеивание их на трафарет.
  4. «Бабушкины помощники» — сматывание толстых ниток в клубок.
  5. «Ловкие ручки» — шнуровка, застегивание пуговиц.
  6. «Клубочки для носков» — рисование клубочков фломасте рами, закрепление понятия цвета.
  7. «Украшаем платье» — продевание цветной проволоки в ды рочки па трафарете.
  8. «Разрезные картинки» —одежда, обувь.
  1. я        неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
  1. «Это мебель» — выкладывание из палочек стола и стула.
  2. «Волшебные жгутики» — выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
  3. «Собери, как было» — сложить полотно ткани из лоскутков (по принципу разрезных картинок).
  4. «Догадайся, что спрятано в комочке?» — Разглаживание смятых комочков бумаги.
  5. «Красивая чашка в горох» — обводка трафарета чашки и на клеивание на него приготовленных цветных кружочков.
  6. «Ловкие ручки» — закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
  7. «Склеим чашку» — собрать картинку чашки из 4-х частей.
  8. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» — рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.

I

I


ДЕКАБРЬ

1-я неделя. Тема: Город, транспорт

  1. «Построим наш детский сад» — построить после объяснения 2-этажный дом из мелкого деревянного строительного набора.
  2. «Посчитай окошки на ощупь» — посчитать на трафарете количество окон.
  3. «Это дом» — выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
  4. «Дома на песке» — нарисовать на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.

2-я неделя

  1. «Автомобиль» — обводка трафарета машины и раскраска.
  2. «Сборка автомобиля» — разрезная картинка из 4-х частей.
  3. «Сборка грузовика» — собрать грузовик из готовых геомет рических фигур.
  4. «В городе идет дождь» — работа с водой и пипеткой.

3-я неделя. Тема: Зимний лес

  1. «Такие разные деревья» — обводка трафаретов деревьев разного размера.
  2. Коллективная работа «Зимний пейзаж» — предваритель но намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: «Поставь высокое дерево слева, низкое — справа».
  3. «Нарисуй дерево ниткой» — выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.
  4. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» — из готовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4-я неделя. Тема: Дикие животные

  1. «Чудесный мешочек» — определить на ощупь мелкие игруш ки (медведь, заяц, лиса).
  2. «Обведи и раскрась» — обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить ее.
  3. «Маленький конструктор» — выкладывание по образцу фи гуры медведя из готовых геометрических фигур различных

размеров и цветов (мишка и медвежонок, бурый (коричне вый) и белый).

4. «Угощение для зайцев» — лепка мелкой, крупной моркови.

ЯНВАРЬ

2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные и их детеныши

  1. «Маленький конструктор» — выкладывание из геометричес ких фигур животного с детенышем (медведь и медвежонок, заяц и зайчонок).
  2. «Семья ежей» — туловище лепим из пластилина, игол ки — из семечек.
  3. «Животные хотят пить» — «мамам» наливаем воду из стака на в тарелку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
  4. «Клубочки для котят» — рисование клубочков карандаша ми, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.

3-я неделя

  1. «Собери картинку» — собрать картинку домашнего живот ного из 4—6 частей.
  2. «Найди пару» — разглаживание бумажных комочков и вы полнение задания: «Где собака? А у кого щенок?» и т.д.
  3. «Кто это?» — Определение на ощупь («чудесный мешочек», трафареты из наждачной бумаги).
  4. «Собака Жучка с сыном — щенком Пушком» — лепка из пластилина.

4-я неделя. Тема: Птицы зимой

  1. «Сухой бассейн» — найди корм для голубя (фасоль).
  2. «Угощение для птиц» —отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.
  3. «Птицы хотят пить» — работа с водой и пипеткой. «Синице и воробью поровну капелек, вороне — столько же и еще 3».
  4. «Что это?» — Определить на ощупь и объяснить, где геомет рическая фигура, где силуэт птицы.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя. Тема: Семья. Профессии

  1. «Это человек» — обводка трафарета человека.
  2. «Маленький конструктор» — выкладывание фигуры чело века из готовых геометрических фигур.
  3. «Догадайся, кто потерял одежду?» — Разгладить смятые в комочки бумажные трафареты одежды (брюки, свитер, платье).
  4. «Мамины помощники» — навешивание прищепок на ве ревку.

2-я неделя

  1. «Маленький доктор» — работа с пипеткой и водой.
  2. «Сортировка таблеток» — кружочки из картона разложить но цветам и размерам.
  3. «Сарафан для мамы и дочки» — трафареты сарафанов рас красить: для мамы — в полоску, для дочки — в горох.
  4. «Угощение к чаю» — лепка угощений из теста: бабушке — бублик, дедушке — пряник, детям — блины и оладушки.

3-я неделя. Тема: Профессии

  1. «Построим дом для зайки» — постройка дома из кубиков.
  2. «Бот так дом!» — Выкладывание на столе дома для зайки из цветных палочек.
  3. «Бланки для рецептов» -— заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько час тей).
  4. «Лечим дочку» — работа с водой и пипеткой (накапать по 2 капельки в стаканчики).

4-я неделя

  1. «Чудесный мешочек» — определить на ощупь продукты питания.
  2. «Продуктовый магазин» — лепка продуктов питания для магазина.
  3. «Перебери крупу» — рассортировать горох и рис.
  4. «Заготовка овощей для борща» — выгибание контура «ово щей» из проволоки.

f

Cp од i in я группа                        15

МАРТ

1-я неделя. Тема: Мамин день (подарки для мамы)

  1. «Рисуем диеты» — рисование цветов на песке.
  2. «Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» — леп ка из пластилина.

3-4. «Поздравительная открытка» — изготовление открытки (вырезывание по контуру цветов и наклеивание).

2-я неделя. Тема: Начало весны.

  1. «Потекли ручейки» — рисование пальцами ручейков на песке.
  2. Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» — Работа с бумагой. «Лейка снежных комков» путем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями.
  3. «Заплакали сосульки» — работа с водой и пинеткой.
  4. «Солнце светит и греет» — выкладывание солнца с лучами из спичек.

3-я неделя. Тема: Игрушки

  1. «Разрезные картинки» — собрать картинки игрушек из 4-6 частей.
  2. «Что ото?» —Оиредслитьплоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.
  3. «Что спряталось в комочке» — разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
  4. «Соберем пирамиду» — собрать пирамиду из цветных бу мажных овалов разных размеров.

4-я неделя

  1. «Это машина» — выкладывание машины из готовых гео метрических фигур.
  2. «Неваляшка» —лепка из пластилина.
  3. «Кукольный уголок» — вырезать детали для стула и кровати и выложить по образцу.
  4. «Рисуем мячи» — безотрывное рисование от точки путем наращивания по окружности.

АПРЕЛЬ

Вспоминаем, повторяем

1-я неделя. Тема: Одежда и обувь

  1. «Одежда» — выбрать трафареты одежды и обвести.
  2. «Умелые ручки» — упражнение в шнуровке.
  3. «Сарафан в полоску» — обвести трафарет и заштриховать слева направо.
  4. «Почини платье» — для 4-х платьев найти нужную по цвету и форме заплатку.

2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные

  1. «Чудесный мешочек» — определение на ощупь фигурок жи вотных (с последующим обыгрыванием: «Кто где живет?»).
  2. «Угощение для животных» — лепка из пластилина.
  3. «Расшалившиеся котята» — наматывание клубков из ни ток.
  4. «Рассыпались запасы» — нанизывание трафаретов грибов из картона с дырочкой на веточки.
  1. я        неделя. Тема: Птицы встречают весну
  1. «Посчитай птиц на кормушке» — определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и ласточка).
  2. «Подкормим птиц» — сортировка гороха и семечек подсол нуха.
  3. «Такие разные птицы» — выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
  4. «Птицы откладывают яйца» — лепка из пластилина «пти чьих яиц» различной величины.
  1. я        неделя. Тема: Весна. Цветы. Деревья
  1. Коллективная работа «Весенний луг» — разглаживание раз ноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.
  2. «Лунки для цветов» — в песке сделать пальцем лунки и «полить» (накапать из пипетки).
  3. «Деревья» — выкладывание дерева из палочек двух размеров (1 палочка длинная — ствол, несколько тонких, коротких — ветки).
  4. Коллективная работа «Весенняя роща» — приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на рисунок голого дерева, прикрепление всех деревьев на общее панно.

МАЙ

2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной

  1. «Моя грядка» — на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и «посадить» горох.
  2. «Изготовление граблей» — выкладывание зубчиков из кар тонных заготовок.
  3. «Лопата» — лепка лопаты из пластилина.
  4. «Сортировка семян» — рассортировать семечки и горох.

3-я неделя. Тема: Город, транспорт

  1. «Строим дом» — выкладывание дома из различных матери алов (мозаики, палочек, строительного материала).
  2. «Волшебные окна» — вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).
  3. «Что там?» -— Разглаживание трафаретов транспорта из бу маги, смятой в комочки.
  4. «Автобус» — выложить автобус из геометрических фигур.

4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год

Работа с различными материалами, предложенными воспи тателем: бумагой, проволокой, бусинками, палочками, пласти лином, трафаретами. Детям предлагают выбрать тему:

  1. «Овощи и фрукты».
  2. «Птицы, животные и их детеныши».
  3. «Транспорт».

f

  1. «Семья, одежда».

Старшая группа

СЕНТЯБРЬ

Занятия начинаются с 3-й недоли, 1-я и 2-я недели — об следование.

3-я неделя. Тема: Я — человек

  1. «Кто это?» — Обрывание лишней бумаги но контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
  2. «Кто в домике живет?» — Выкладывание из палочек дома и силуэта человека или животного с соблюдением пропорций.
  3. «Я рисую» — рисование человека на песке пальцем.
  4. «Художпик-модельер» — обводка трафарета манекена и рас крашивание (трафарет из ватмана, не картонный).

4-я неделя

  1. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание пластилино выми жгутиками фигуры человека по контуру.
  2. «Поможем бабушке» — сортировка гороха и перловки.
  3. «Ловкие ручки» — завязывание бантиков из шнурков, тесь мы, лент.
  4. «Мост через ручеек и через речку» — обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя. Тема: Осень. Овощи. Фрукты

  1. «Красивые листочки» —обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).
  2. «Сложи лист» — складывание листа (кленового, дубового), разрезанного па 6 частей.

с

  1. «Собираем урожай» — лепка овощей.
  2. «Сушкафруктов» — нанизывание па проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.

2-я неделя

1. Натюрморт «Дары осени» — обрывание но контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.

  1. «Узнай, что это?» — Определение овощей и фруктов на ощупь но плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  2. «Что выросло на грядке?» — Выкладывание овощей и фрук тов пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Волшебные рисунки» — рисование овощей и фруктов паль цем па песке.

3-я неделя. Тема: Птицы

  1. «Кто это?» — обводка трафарета птицы из ватмана, штри ховка в разных направлениях (по показу).
  2. «Это птицы» — выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Волшебные рисунки» — рисование на песке большой и маленькой птицы.
  4. «Красивая птица» — обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.

4-я неделя

У. «Кто спрятался в комочке?» — разглаживание смятых тра фаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.

  1. «Птицы из проволоки» — выгибание из проволоки геометри ческих форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
  2. «Мама кормит птенчика» — перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
  3. «Сорока-воровка» — нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.

НОЯБРЬ

1-я неделя. Тема: Орудия труда

  1. «Орудия труда» — обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток).
  2. «Конструктор» — выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).
  3. «Удобный инструмент» — обматывание палочки («ручки инструмента») ниткой.

4. «Красивые инструменты» — обводка трафаретов инстру ментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).

2-я неделя

  1. «Маленькие ткачи» — плетение коврика на станке.
  2. «Волшебные рисунки» — рисуем орудия труда на песке.
  3. «Картинки из мозаики» — выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики но схематическому рисунку.
  4. «Найди отверстие» — найти подходящее по размеру отверс тие в дощечке и вставить в него палочку или гвоздь.
  1. я        неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
  1. «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штри хов, завитков на полученном контуре.
  2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание платья плас тилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  4. «Разрезные картинки» — собирание катинок с предметами одежды из 6—8 частей.
  5. «Маленький модельер» — конструирование предметов одеж ды из геометрических форм.
  6. «Сушка белья» — развешивание кукольной одежды на бель евой веревке и пристегивание тугими прищепками.
  7. «Бабушкины помощники» — наматывание клубков из тол стых ниток.
  8. «Красивая одежда» — заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.
  1. я        неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
  1. «Это мебель» — обрывание лишней бумаги по контуру на рисованных предметов (шкаф, стол).
  2. «Мебель для гостиной» — выкладывание из палочек шкафа, дивана.
  3. «Покрывало» — сложить полотно из 6-8 лоскутков.
  4. «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
  5. «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим выре занием и раскрашиванием их цветными точками.
  6. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды но контуру пластилиновыми жгутиками.
  7. «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.
  8. «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).

ДЕКАБРЬ

1-я неделя. Тема: Город , транспорт

  1. «Строим высотный дом» — работа со строительным мате риалом.
  2. «Сосчитай, сколько этажей» — определение количества эта жей в доме-трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич».
  3. «Строители» — выложить дом из палочек с заданным коли чеством этажей (3, 4, 5).
  4. «Маленький архитектор* — выкладывание дома из геомет рических фигур, заготоалшиых методом обрывания бу маг я по контуру.

2-я неделя

  1. «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание        ь комочек трафаретов автобуса из альбомной бума га, о5 > j и „а, штриховка.
  2. «Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из 6-8 частей.
  3. «Сборка грузовика» — заготовка геометрических фигур ме тодом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
  4. «Пластилиновые жгутики» — выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.

3-я неделя. Тема: Зимний лес

1. «В лесу родилась елочка» — обводка трафарета елки, штри ховка слева направо, справа налево.

  1. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание елки по кон туру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  2. «Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной ве личины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
  3. «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.

4-я неделя. Тема: Дикие животные

  1. «Кто это?» —Определение на ощупь, с предварительным рас сматриванием, какие дикие животные изображены на плоскос тных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
  2. «Кто где живет?» — Обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  3. «Маленький конструктор» — выгибание из проволоки гео метрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал — туловище, 4 маленьких овала — лапы, круг — голова, 2 полукруга — уши).
  4. «Угощение для белочки» — лепка орешков и грибов.

ЯНВАРЬ

2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши

  1. «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежон ка по методу цветной мозаики.
  2. «Разрезанные картинки» — сложить картинку дикого жи вотного из 6-8 частей.
  3. «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
  4. Коллективная работа «У зайчонка день рождения» — дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги за полняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.

3-я неделя. Тема: Домашние животные

1. «Маленький конструктор» — выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).

  1. «11ластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру плас тилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
  2. «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек до машних животных и их детенышей (по памяти).
  3. «Узнай, кто это?» — После предварительного рассматрива ния определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображеных на плоскостных трафаретах.

4-я неделя. Тема: Птицы зимой

  1. Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщи пывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый «ставит» свою птицу на общую кормушку.
  2. «Кто чем питается?» — сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
  3. «Картинки из мозаики» — собирание птицы из цветной мозаики по образцу.
  4. «Разрезанные картинки» — складывание картинки птицы из 6-8 частей.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя. Тема: Семья

  1. «Маленькие художники» — обводка трафарета девочки и мальчика из альбомной бумаги и раскрашивание
  2. «Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геомет рических фигур.
  3. «Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цвет ной мозаики.
  4. «Узнай, кто это?» — После предварительной беседы определе ние на ощупь фигурок «взрослых» и «детей» по плоскостным трафаретам.

2-я неделя

  1. «Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры человека.
  2. «Иллюстрация к сказке «Три медведя» — выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Наста сьи Петровны и Мишутки.
  3. «Кто спрятался в комочках?» — Разглаживание смятых тра фаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей об водкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего — синего.
  4. Коллективная работа «Большая семья на отдыхе» — обры вание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т. п.).

3 неделя. Тема: Профессии

  1. «Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.
  2. «Фармацевт» — заготовка и расфасовка таблеток (отщип нуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
  3. «Врач окулист» — выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.
  4. «Скульптор* — лепка медведя из пластилина.

4-я неделя

  1. «Слесарь-сборщик» — выгибание из проволоки разной дли ны основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).
  2. «Ножницы потерялись» —заготовка «продуктов» для овощ ного магазина: обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических форм.
  3. «Ткач» — плетение коврика из полосок цветной бумаги.
  4. «Воспитатель» — научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.

МАРТ

1-я неделя. Тема: Подарок для мамы

1-4. Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимо зы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т. п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем ма ленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.

2-я неделя. Тема: Весна

  1. «Грачи прилетели» — на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки — следы грачей.
  2. «Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек под солнуха.
  3. «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
  4. «Весеннее солнышко» — обрывание из готовых геометри ческих фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

3-я неделя. Тема: Игрушки

  1. «Разрезные картинки» — собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей.
  2. «Что это?» — После предварительного рассматривания опре делить на ощупь, из какого материала (наждачная бумага, крупа) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешка, пирамида.
  3. «Маленький конструктор» — выложить но контуру любимую игрушку из цветных палочек.
  4. «Мастерская» — изготовление игрушек из природного ма териала.

4-я неделя

1—2. «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.

  1. «Мастерская» — изготовление плоскостных игрушек мето дом аппликации из ткани.
  2. «Чудесный мешочек» — после предварительного просмотра определить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

АПРЕЛЬ

1-я неделя. Тема: Одежда и обувь

1. «Пластилиновые жгутики» — обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгу тиками.

  1. «Ловкие пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать бантик.
  2. «Красивый сарафан в белый горох» — приклеить белые кру жочки по всему цветному трафарету сарафана.
  3. «Модельер» — собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя названия деталей (воротник, рукава, кар ман). Используется картон, либо ткань.

2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные

  1. «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек любого дикого животного, а из пластмассовых палочек — домашнего.
  2. «Угощение для зайки и котенка» — выгибание предметов из проволоки.
  3. «Кто чем питается?» — в «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
  4. Коллективная работа «Кто где живет?» — Обвести трафарет дикого или домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или на подворье, изображенные на большом листе бумаги.

3-я неделя. Тема: Птицы встречают весну

  1. «Не ошибись» — после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено па плоскос тном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, воробей, ворона).
  2. «Птица с птенчиком» — обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
  3. «Домик для скворца» — выкладывание из спичек по при нципу «колодца».
  4. «Домик для птиц» —- вылепить из пластилина гнездо и вы стелить его изнутри мелкими клочками ваты.

4-я неделя. Тема: Весна

1. «Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и иримазывание их к вет кам дерева, нарисованного на альбомном листе.

  1. «Готовим саженцы» — выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.
  2. «Весенний луг» — работа па «ткацких» станках зелеными нитками.
  3. «Ловкие ручки» — выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка.

МАЙ

2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной

  1. «Ножницы потерялись» -— изготовление трафаретов ору дий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру.
  2. «Разрезные картинки» — сложить картинку с изображением трактора, разрезанную па 8 частей.
  3. «Вспаханный огород» — изготовление объемной иллюстра ции: на голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
  4. «Посадка фасоли» — от белого или коричневого куска плас тилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить (используются уже сделанные «грядки»).

3-я неделя

  1. «Наша дача» — выкладывание из спичек дома, забора, де ревьев.
  2. «Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания по контуру.
  3. «Ловкие пальчики» — изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора.
  4. «Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из цветных бумажных полосок.

4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год

1-4. «Изготовление поделок» —дети самостоятельно выби рают различные материалы для поделок, рассказывают о том,

что собираются делать и комментируют свои действия.


Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — об следование.

3-я неделя. Тема: Я — человек

  1. «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги геометри ческих форм (без опоры на контур): круга, большого и 4-х маленьких овалов, используя заготовки (квадрат, большой и 4 маленьких прямоугольника).
  2. «Взрослые и дети» — выгибание из проволоки геометричес ких форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. Усложнение — изготовление фигуры взрослого и ребенка, для чего выгибаются геомет рические фигуры — большие и маленькие.
  3. «Маленький художник» — рисование фигуры человека на песке разными пальцами.
  4. «Это человек» — обводка трафарета фигуры человека из папиросной бумаги.

4-я неделя

  1. Коллективная работа «Большая семья» — ленка фигуры человека с соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции.
  2. «Печенье из манки» — посыпание манкой различных гео метрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем.
  3. «Красивые наряды» — обрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры человека методом цветной мозаики.
  4. «Угадай, сколько нас в семье?» — Ощупывание вслепую трех (затем четырех, пяти) трафаретов людей, выполненных из наждачной бумаги.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи

  1. «Дары осени» — обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.).
  2. «Собери листочек» — складывание целого листа (кленового, дубового и т.д.) из 8-10 частей.
  3. «Красивая ваза для овощей» — заполнение картонной за готовки круглой или овальной формы клочками бумаги но методу цветной мозаики.
  4. «Ждем гостей» — лепка из пластилина «овощей», раскла дывание их на блюде.

2-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи,

фрукты

  1. «Ножницы потерялись» — обрывание «овощей» из бумаж ных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» — из зеленого прямоугольника, «морковь» — из оранжевого треугольника и т.д.).
  2. «Вижу пальцами» — после предварительного рассматрива ния определить на ощупь по плоскостным трафаретам овощи и фрукты, назвать их и материал, которым заполнен объем (какой конкретно крупой, песком и т.п.).
  3. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание «овощей» и «фруктов» пластилиновыми жгутиками (без контура).
  4. «Зрительный диктант» — выкладывание узора из мелких листьев и цветов (живых, засушенных или бумажных), ко пируя индивидуальный или общий для всех образец.

3-я неделя. Тема: Птицы осенью

  1. «Маленький художник» — обводка трафаретов птиц из па пиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; осталь ное заштриховать линиями сверху вниз).
  2. «Чудесное дерево» — заполнение объема трафарета птицы пластилином по методу цветной мозаики. Создание кол лективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.
  3. «Уютное гнездышко» — изготовление «коврика» путем пе реплетения полосок бумаги; склеивание из этого «коврика» гнездышка.
  4. «Птицам понравится» —украсить «кормушку» цветной про волокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).

4-я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)

  1. «Комната для кукол» — выкладывание из палочек «жилой комнаты» (свободное творчество).
  2. «Волшебные жгутики» —- выкладывание «жилой комнаты» пластилиновыми жгутиками.
  3. «Вижу руками» - определение на ощупь материала, из ко торого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья).
  4. «Маленький художник» — рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.
  5. «Маленький гончар» —обрывание бумаги но контуру чашки и раскрашивание ее.

С. «Разноцветная мозаика» — выкладывание любых предметов, относящихся к посуде, из мозаики.

  1. «Вижу пальцами» — определение на ощупь предметов ку кольного сервиза, их зарисовка.
  2. «Краски потерялись» — заполнение трафарета вазы плас тилином по методу цветной мозаики (прижимание и легкое размазывание пластилиновых комочков).

НОЯБРЬ

1-я неделя. Тема: Орудия труда. Инструменты

  1. «Ножницы потерялись» — обрывание бумаги но контуру предметов (орудия труда: молоток, топор, лопата).
  2. «Маленький мастер» — изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина), соединение незаконченной заготовки из картона со своей заготовкой.
  3. «Чудесный мешочек» — определение па ощупь частей инс трументов, находящихся в мешочке.

А. Зрительный диктант «Кто внимательный?» — Выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или с тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.).

2-я неделя

  1. «Чей колодец глубже?» — Выкладывание «колодца» из спичек.
  2. «Ела-ела дуб, поломала зуб!» — Работа с ножницами. Па карто!шой полоске вырезать ровные зубч ики — изготовлс11 ие трафарета полотна пилы.
  3. «Зеленая грядка» — плетение на станке зелеными нитками плотного полотна.
  4. «Маленькие умельцы» —трафареты инструментов из толс того картона намазать клеем и засыпать поверхность песком или мелкой крупой (впоследствии использовать для опреде ления на ощупь).

3-я неделя. Тема: Одежда и обувь

  1. «Маленькие ткачи» — работа па станке: плетем ткань для одежды.
  2. «Красивая одежда» —обводка трафаретов одежды и заполне ние об'ьема клочками бумаги по методу цветной мозаики.
  3. «Маленькие модельеры» — моделирование одежды из раз личных готовых деталей (произвольно каждым ребенком: по данному образцу, по словесной инструкции).
  4. «Вижу руками» — определение на ощупь вида ткани: шерс тяная, шелковая, фланель, хлопчатобумажная.

4-я неделя

  1. «Маленький художник» — обводка трафаретов одежды и обуви из папиросной бумаги и штриховка: сверху вниз, слева направо, косыми линиями.
  2. «Краски потерялись» — заполнение объема трафарета любых предметов, относящихся к одежде и обуви, пластилином по методу цветной мозаики (отщипнуть маленький кусочек пластилина, прижать к трафарету и легко размазать).
  3. «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги без опоры на контур: бумажные прямоугольники превратить в трафареты (майка и трусики).
  4. Иллюстрация к сказке «Мальчик-с-пальчик» — выгибание из проволоки контура сапог: один сапог (большой) — для великана, другой (маленький) — для мальчика.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя. Тема: Город, транспорт

  1. «Мой дом» — работа со строительным материалом на иолу или на столе. Строительство домов различной этажности.
  2. «Вижу руками» — определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количество этажей в доме-трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным).
  3. «Подарки для малышей» — поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать крупой или песком для определения на ощупь (большой дом или маленький).
  4. «Зрительный диктант» — выкладывание дома из геометри ческих фигур по образцу. (Как усложнение: убрать образец после показа; по словесной инструкции.)

2-я неделя

  1. «Что спряталось в комочке?» — Разгладить пальцами смя тый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение но выбору ребенка.
  2. «Сложи картинку» — разрезная картинка транспорта из 10-12 частей.
  3. «Вижу руками» — определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, само леты, автобусы, лодки и т.д.).
  4. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание на листе бума ги контура грузовика пластилиновыми жгутиками но сло весной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка).

3-я неделя. Тема: Зима

  1. «Сказочный иней» — обрывание из бумаги но контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкла дывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги.
  2. «Снег идет» — наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.
  3. «Угостим птиц рябиной» — бумажный прямоугольник («кор мушку») намазать клеем и заполнить его поверхность крас ными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в «кормушку».
  4. Коллективная работа «Зимняя сказка» — обводка трафарета елки из папиросной бумаги, вырезание полученного изобра жения по контуру и наклеивание на большой лист бумаги каждым ребенком.

4-я неделя. Тема: Дикие животные

  1. «Вижу руками» — определить на ощупь, какие дикие жи вотные изображены па картонной карточке (например: заяц и медведь), каким материалом заполнен объем трафарета (песком, манной крупой, гречкой или вырезан из наждачной бумаги и т.д.).
  2. «Рисуем пальцами» — рисование на песке разными паль цами диких животных с опорой на образец (по словесной инструкции, самостоятельно).
  3. «Мой медведь» — выкладывание «медведя» из геометри ческих фигур, полученных путем обрывания из бумаги но контуру или выгибания из проволоки (по выбору ребенка).
  4. «Скоро Новый год» — изготовление елочных украшений из яичной скорлупы.

ЯНВАРЬ

2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши

1. Коллективная работа «Дружная семейка» — обрывание из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание каждым ребенком фигуры медведя или медвежонка (в за висимости от размера геометрических фигур) на большой лист ватмана.

  1. «У кого шуба теплее?» — Заполнение объема трафарета ди кого животного или его детеныша клочками цветной бумаги но методу мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты.
  2. «Вкусное угощение» — выкладывание пластилиновыми жгу тиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угощения» Для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
  3. «В дупле у белочки» — посчитать, сколько и каких предметов (грибов орехов, шишек) находится в «чудесном мешочке» и нарисовать их в альбоме.

3-я неделя. Тема: Домашние животные

  1. «Разрезные картинки» — собрать картинки с изображением домашних животных из 10-12 частей.
  2. «Папою всех» — строительство «колодца» из палочек или спичек.
  3. «Я ягненок, ты — козленок» — занятие по типу 2-го упражнения второй недели января (по методу цветной мо заики).
  4. «Любимая игра» - делаем клубочки для кошки из шерс тяных ниток; уточняем понятия: «намотай», «размотай», «перемотай», «домотай».

4-я неделя. Тема: Птицы (4 занятия на выбор)

  1. «Волшебная птица» — выкладывание из мозаики птицы по представлению.
  2. «Маленький конструктор» — складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму (например, из большого круга и маленького и трех треугольников).
  3. «Разрезные картинки» — складывание целой картинки с изображением различных птиц из (10-12 частей).
  4. «Накормим птиц» — изготовление пластилиновых зерны шек путем отщииывания от кусочка крохотного комочка и скатывания его двумя пальцами в шарик.
  5. «Чудеса из бумаги» — изготовление птицы методом оригами.
  6. «Пластилиновые перышки» — заполнение объема трафарета птицы пластилиновыми «перышками»: комочек прижи мается и слегка размазывается (можно предложить разно цветный пластилин и работать по методу цветной мозаики). Коллективная работа «Птицы на дереве».
  7. «Вижу пальцами» — определение на ощупь размера птицы и материала, который использован для изготовления трафа рета (наждачная бумага, песок, вид крупы).
  8. «Заготавливаем корм к зиме» —сортировка перемешанного риса, гречки и перловки в три коробки.

ФЕВРАЛЬ

  1. я        неделя. Тема: Семья

*

  1. «Маленькие художники» — обводка трафаретов фигур де вочки и мальчика из папиросной бумаги. Раскрашивание полученных изображений.
  2. «Моя семья» — выкладывание «семьи» из спичек, палочек, геометрических фигур с соблюдением пропорций.
  3. «Поясницы потерялись» —собрать фигуру человека из дета лей, полученных путем обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить на альбомный лист.
  4. Изготовление пособия «Где мама, где дочка?» — готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать песком, крупой.
  1. я        неделя. Тема: Семья
  1. «Ловкие пальчики» — выгибание из проволоки деталей, выкладывание из них двух фигур человека — большой и маленькой. Закрепление понятий: «мама» — «дочка», «ба бушка» — «внучка», «дядя» — «племянник».
  2. «Маленький конструктор» — выкладывание из палочек фи гуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку, бежит и т.д.).
  3. «Бабушкины помощники» — перемотать нитки на катушку с • клубочка. Закрепление понятий: «шелковые», «шерстяные»,

«хлопчатобумажные нитки».

4. «Маленький художник» — рисование на песке разными пальцами членов семьи.

  1. я        неделя. Тема: Профессии
  1. «Я — строитель» — выкладывание из палочек, спичек кон тура 2-3-этажного дома.
  2. «Витаминный завод» — вырезание кружочков из квадратных бумажных заготовок.
  3. «Это нужно врачу» — изготовление термометра: заполнение объема трафарета термометра размазанными комочками пластилина и нанесение делений стекой.
  4. Коллективная работа «Зимний пейзаж» — на большом листе бумаги простым карандашом нарисованы контуры неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко нарезан ными голубыми нитками, облака — комочками ваты, снег — манной крупой, горку — растертой яичной скорлупой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеленой гу- ашыо; пеньки посыпаем песком (поверхность бумаги пред варительно намазывается клеем).
  1. я        неделя. Тема: Профессии
  1. «Продавец — покупатель» — чудеса из бумаги. Делаем ко шельки для игры в магазин методом оригами.
  2. «Слесарь-сборщик» — делаем из проволоки «детали маши ны»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину» из деталей.
  3. «Ткачи» — работа на «ткацких станках».
  4. «Учитель» — вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания.

МАРТ

1-я неделя. Тема: Подарок маме, бабушке

  1. «Красивая ваза» — заполнение объема трафарета вазы бу мажными клочками по методу цветной мозаики.
  2. «Тюльпаны» — чудеса из бумаги. Изготовление цветов ме тодом оригами.

3-4. «Поздравительная открытка» — на контур ветки сирени нанести клей и приклеить близко друг к другу сиреневые

«чашечки» (маленькие кружочки бумаги, лучше жатой, обмятые вокруг тупого конца карандаша).

2-я неделя. Тема: Начало весны

  1. «Первые проталины» — на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него — соль («снег»); узкие полосы — «проталины».
  2. «Сосулька плачет» — «сосульку» получаем путем обрыва ния из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой» из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга.
  3. «Пополним запасы белки» — выгибание из проволоки объ емных контуров «орехов», «грибов».
  4. «Удобный дом» — после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.

3-я неделя. Тема: Игрушки

  1. «Разрезные картинки» — собирать картинки игрушек из 10-12 деталей.
  2. «Узнай, что это?» — После рассматривания определить на ощупь на плоскостном трафарете, какая это игрушка, чем заполнен объем (вид крупы, песок или наждачная бумага).
  3. «Маленький конструктор» — выложить любимую игрушку из палочек, геометрических фигур.
  4. «Мастерская» — изготовление игрушек из природного ма териала.

4-я неделя

  1. «Кукла-самоделка» — изготовление куклы из мотка мулине и ниток.
  2. «Чудесный мешочек» — на ощупь узнать и назвать игрушку и материал, из которого она сделана (машинка железная, пластмассовая; куколка резиновая, пластмассовая и т.н.).

3—4. «Игрушки из бумаги» — изготовление бумажных игрушек способом оригами (собачка, кораблик и т.д.).

АПРЕЛЬ

Вспоминаем, закрепляем

1-я неделя. Тема: Одежда, обувь

  1. «Маленький художник» — обводка двух трафаретов из па пиросной бумаги: предмет одежды и предмет обуви; штри ховка полученных изображений по словесной инструкции: одежду заштриховать линиями сверху вниз, обувь — слева направо.
  2. «Русский народный сарафан» —красный трафарет сарафана украшается аппликацией в русском народном стиле.
  3. «Ловкие пальчики» — шнуровка обуви, завязывание бан тика: кто быстрее?
  4. «Ателье для кукол» — сборка платьев по словесной инструк ции для каждого ребенка (все детали — в общей коробке): у тебя — зеленое с одним карманом, белым воротником; у тебя — красное с планкой, 4-мя пуговицами и т.д.

2-я неделя. Тема: Животные

  1. «Рисуем без красок» — у каждого ребенка по два трафарета животных. Обвести их по контуру. Дикое животное выло жить по контуру пластилиновыми жгутиками, а домашнее — шерстяной ниткой.
  2. «Видим руками» — определить на ощупь и назвать, живот ное, описать его: дикое или домашнее. Рассказать, из какого материала сделана игрушка, чем заполнен объем плоскос тного трафарета.
  3. Коллективная работа «Где кто живет?» — каждый ребенок заполняет объем трафарета животного клочками цветной бумаги по методу мозаики и приклеивает на общий лист: заяц под кустом, лиса у пенька...
  4. «Зоопарк» — на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами, — зебра; на желтый тра фарет леопарда — коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания).
  1. я        неделя. Тема: Птицы
  1. «Игрушечное тесто» — лепка фигурок птиц из соленого теста.
  2. «Волшебные птицы» — выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.
  3. «Красивый голубок» — трафарет птицы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно.
  4. «Поможем птицам» — сортировка рисовой и гречневой крупы.
  1. я        неделя. Тема: Цветы

1. «Волшебные цветы» — работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок.

2-4. Коллективная работа «Весенний пейзаж».

Вырезать листочки и наклеить па деревья, нарисованные па

большом листе бумаги.

«Трава» — зеленые полоски бумаги, полученные путем об рывания, наклеить вокруг деревьев.

«Цветы» — смятые в шарик мелкие цветные кусочки цвет ной бумаги наклеить на «траву».

МАЙ

2-я неделя. Тема: Скоро на дачу

  1. «Орудия труда» — собрать «орудия труда» из заготовок, выполненных путем обрывания из бумаги, и наклеить в альбом.
  2. «Разрезные картинки» — собрать целую картинку из 10-12 деталей (машину, автобус, трактор).
  3. «Готовим грядки» — методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на «грядке» ровные полоски — бороздки.
  4. «Научу маму» — рациональная посадка семян: на полоску мягкой бумаги нанести клей, сваренный из крахмала или муки, на равном расстоянии друг от друга разложить семена,

затем эту полоску с семенами положить в бороздку, присы пать землей — все посадили.

3-я неделя. Тема: Наша дача

  1. «Противные мухи» — изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
  2. «Строим дачу» — «заготовка досок для строительства» путем обрывания ровных полосок бумаги.
  3. Коллективная работа «Абажур для лампы» — сделать не сколько спиралей из проволоки, наматывая ее па каран даш; соединить верхушки спиралей ниткой и закрепить на каркас.
  4. «Маленький художник» — рисование пальцем на песке пла на дачи, дачного участка (деревьев, кустов, грядок).

4-я неделя. Тема: Чему мы научились

1-4. «Делаю все, что умею и хочу» — дети самостоятельно вы бирают вид деятельности, предварительно рассказав, что будут делать.

ББК 74.1 Г 15

Г 15 Галкина Г.Г, Дубинина Т.Н. Пальцы помогают говорить. Коррекционныс занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2007. — 40 с.

ISBN 978-5-296-00517-5

В пособии представлена система коррекционных занятий по разви тию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. Па занятиях используются различные по фактуре материалы и разно образные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, воспи тателям массовых групп детских садов и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи своих детей.

© Галкина Г.Г., Дубинина Т.И., 2005, 2007 ISBN 978-5-296-00517-5 © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                2

Младшая группа        3

Средняя группа        9

Старшая группа……………………….18

Подготовительная группа………….. 28

Галкина Галина Григорьевна, Дубинина Татьяна Ивановна

ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОНОРИТЬ

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей

Издатель— АЛ. Казаков Редакторы — I!.П. Ильина, U.K. Ипъякова Обложка — II.М. Зчлипаева Оригинал-макет — Л.П. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел./факс: (495) 264-27-73. K-inail: t;Mom_logope(l@newmail.ru

Подписан» в печать 12.01.2007. Печать офсетная. Объем 2,5 и.л. Формат 60x90/16. Тираж 4 000 экз. Заказ №

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов но закалу ООО Агентство «Социальный просит» в ОАО «Домодедовская типография». 142001, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики

Тема: Игра с разрезными картинками из 2 – 4 частей. Обведение контура Цели: коррекционно-образовательные: учить складывать картинку из 2-4 частей (горизонтальный, вертикальный разрезы), формирова...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в  старшей  группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в  старшей  группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...

Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...


 

Комментарии

Спасибо.Практически материал можно использовать в работе.