Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
рабочая программа по развитию речи (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Замечательная книга Галкиной Г.Г.
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фактуре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, воспитателям массовых групп детских садон и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи сиоих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palcy_pomogayut_govorit._kniga_galkinoy_g.g._i_dubininoy_t.i..doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая группа
Средняя группа 1П
Пальцы помогают говорить
I
Средняя группа КЗ
Пальцы помогают говорить
I
Средняя группа 1П
Старшая группа
Подготопитс льная группа
ББК 74.1 Г15
Галкина, Г.Г.
Г15 Пальцы помогают говорить. Коррекциониые занятна по развитию мелкой моторики у детей / Г.]". Галкина, Т. И. Дуошш- на. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2011. 10 с.
ISBN 978-5-296-00517-5
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фак туре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, вос питателям массовых групп детских садон и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи сиоих детей.
ББК 74.1
© Галкина Г.Г., Дубинина Т.Н., 2005 ISBN 978-5-296-00517-5 © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2011
Из опыта работы практического педагога
ГГ. Галкина, Т.И. Дубинина
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Москва 2011
ВВЕДЕНИЕ
Представленная в данном пособии система коррекционной рабо ты но развитию мелкой моторики разработана учителем-логопедом детского сада № 25 «МАЛЫШ» муниципального дошкольного об разовательного учреждения компенсирующего вида Щелковского района Московской области Галкиной Галиной Григорьевной и воспитателем этого же детского сада Дубининой Татьяной Ива новной и уже несколько лет успешно применяется в практической работе с детьми, имеющими различную речевую патологию.
Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержа нии интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются раз личные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бу мага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)
Пособие предназначено, в первую очередь, воспитателям лого педических групп. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Данное пособие с успехом мо гут также использовать в своей работе и воспитатели массовых детских садов, и родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей, расширить их кругозор. Оно под скажет, как разнообразить такую работу.
СЕНТЯБРЬ
Начинаются занятия с 3-й недели. 1-ая и 2-ая недели — диа гностика.
- я неделя
- Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
- «Найди и положи рядом такой же» — разложить геометри ческие фигуры по цвету и форме.
- «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги .
- я неделя
- Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
- Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
- Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
ОКТЯБРЬ
1-2-я недели. Тема: Овощи, фрукты
- «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина. — «Что это?» (называние похожих на шарики но цвету овощей и фруктов).
- «Сложи картинку» из 4-х частей.
- «Строим забор» из счетных палочек — закрепление знаний о цвете и размере.
- «Найди вторую половинку» — разрезные картинки.
- «Чудесный мешочек» — овощи и фрукты определить на ощупь.
- «Сушка овощей» — двойные трафареты развесить па веревке.
3-4-я недели. Тема: Птицы осенью
3
с
Младшая группа
1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
- «Сухой бассейн» — найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
- «Разрезные картинки» — собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).
- «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками.
- «Птицы собираются в стаи» — «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафа реты.
- «Заготовка корма для зимующих птиц» — рассортировать фасоль и горох.
НОЯБРЬ
1-2-я недели. Тема: Труд людей в природе
- «Собери инструменты» — из двух частей-деталей, вырезан ных из картона (лопата, молоток).
- «Нарисуй на песке молоток, лопату».
- «Определи на ощупь» — трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
- «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого каран дашей между ладошками.
- «Разложи по своим местам» — в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, то пор, молоток.
- «Почини инструменты» — найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.
3-4-я недели. Тема: Одежда и обувь
- «Что это?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.
- «Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнии.
- «Помоги развесить одежду» —двойные и одинарные трафа реты одежды, (одинарные прикрепляют — прищепками).
- «Подбери пуговицы по цвету».
- «Шнуровки» — учить вкладывать шнурок в дырочку.
- «Найди пару» — в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город
- Строим дом из кубиков.
- «Выложи дом из цветных геометрических фигур».
- «Кто в домике живет?» — Найти фигурки в «сухом» бассейне.
2-я неделя. Тема: Транспорт
- «Что у кого?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
- «Грузим камушки на грузовик» — камушки рассыпаны но ковру.
- «Проохала машина» — рисуем па песке, рассыпанном топким слоем на подносе, следы от машины.
3-я неделя. Тема: Зима. Зимний лес
- Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)
- «Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
- «Снежная баба» — ленка из пластилина.
4-я неделя. Тема: Дикие животные зимой
- «Чудесный мешочек» — определить на ощупь резиновые игрушки.
- «Выложи медведя из геометрических фигур».
- «Новогодний подарок для белочки» — собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
ЯНВАРЬ
2-3-я недели. Тема: Дикие животные и их детеныши
- «Кто это?» — Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
- «Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Подарок для мышек и мышат» — сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
- «Собери семью» — наложить на контур соответствующий трафарет животного.
- «Кто пришел?» — Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по неличине (большим пальцем, указатель ным, мизинцем).
- «Чтобы Мишке было теплее» — мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- «Ворона или воробей?» — Определить на ощупь по плоскост ному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
- «Угощение для птиц» —сортировка семян.
- «Кто спрятался иод листочком?» — Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого пред мета находится иод бумагой в форме листика.
ФЕВРАЛЬ
1-2-я недели. Тема: Семья
- «Кто это?» — Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
- «Что купила мама?» — Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».
- «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
- «Поможем сыну застегнуть пуговицы иа рубашке».
- «Научим дочку шнуровать ботинки».
- «Для кого подарок?» — Чудесный мешочек.
3-4-я недели. Тема: Профессии
- Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»
- Продавец. «Оторви чек» — отрываем клочки бумаги от по лоски.
- «Витаминный завод» — лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки.
- Повар. «Рассортируй фасоль но цвету».
- Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».
- Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х час тей».
МАРТ
- я неделя. Тема: Праздник мам
1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).
- я неделя. Тема: Начало весны
«Следы от капели» — на майке пальчиками ставим точки. «Солнце светит ярко-ярко» — выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
«Кто скоро проснется после зимней спячки?» — Разглажива ние бумажных комочков с контурными изображениями.
3-4-я недели. Тема: Игрушки
- «Собери пирамидку».
- «Мячи для котят» — лепка из пластилина.
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
- Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, тар, кирпич, кубик).
- «Определи на ощупь» — «чудесный мешочек»; «сухой бас сейн». Какая игрушка спряталась?
- «Матрешки разбежались» — собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Тема: Одежда
- «Недошитое» платье. «Пришить» к платыо рукава, ворот ник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
- Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
- «Сушка белья» — пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Собери картинку» — разрезанные картинки из 4-х частей.
1. 2.
3.
- «Нарви молодой травки для кроликов» — мелко порвать зеленую бумагу.
3. «Кто где живет?» — называние и выкладывание из пластмас совых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
3-я неделя. Тема: Птицы весной
- «Червячки для грачей» — лепка из пластилина.
- «Поможем птицам» —устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
- «Напоим птиц» — работа с водой и пинеткой.
4-я неделя. Тема: Растительный мир
- «Каждому листочку — свое место» — закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
- «Красивый одуванчик» — втыкание спичек в пластилино вый комочек.
- Коллективная работа «Весенний луг» — небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
МАЙ
2-3-я недели. Тема: Труд весной на даче
- «Посадка фасоли» — дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
- «Закрути бутылочки» — закручивание пробок на пластмас совых бутылках.
- «Кто больше соберет фасоли?» — Собрать фасоль с ковра.
- «Едем па дачу» — собрать грузовик из геометрических фи- 'ТР-
- «Строим дачный дом» — пластмассовый строительный на бор.
- «Дорожка» — выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.
4-я неделя. Тема: Мы подросли и повзрослели
1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, мол ний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.СРЕДНЯЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — об следование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Разгладь и наклей» — разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением человека и наклеи вание в альбом.
- «Мой дом» — выкладывание из геометрических форм макета дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.
- «Развлечение для котенка» — рисование клубочков.
- «Я — человек» — обводка трафарета фигуры человека (про стейшая форма).
4-я неделя
- «Готовим угощение» — лепка из пластилина колобков, кол басок, баранок.
- «Поможем бабушке» — сортировка фасоли и гороха.
- «Листопад» — лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
- «Застегиваем сами» — упражнение в застегивании пуговиц.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Овощи и фрукты
- «Осенний лист» — обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
- «Собери листочек» — складывание картинки, разрезанной на четыре части.
- «Дары осени» — лепка из пластилина помидоров и огурцов.
- «Большая и маленькая тарелочки» — выгибание из прово локи тарелок круглой и овальной формы.
2-я неделя
3
с
1. «Что здесь спряталось?» —Разглаживание смятых комочков из бумаги.
- «Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
- «Чудесный мешочек» — в мешочке муляжи овощей и фрук тов.
- «Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цвет ной мозаики овощей и фруктов.
3-я неделя. Тема: Птицы осенью
- «Сделай, как я» — выкладывание контура птицы из палочек но образцу.
- «Птички клюют» — имитация процесса клевания зерен каждым пальцем и всеми одновременно на песке.
- «Разрезные картинки» — собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище, крылья, ланки).
- «Это ггтичка» — обводка трафарета из толстого картона.
4-я неделя
- «Вылепим птичку» — лепка птицы из пластилина.
- «Заготовка корма для птиц» — отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.
- «Собери птичку из геометрических фигур» — заполнение объема трафарета птицы геометрическими фиг урами: круг, овал, треугольник.
- «Покорми синицу и голубя» — рассортировать семечеки и горошины.
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда. Труд в природе
- «Чудесный мешочек» — определение на ощупь орудий труда но трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания).
- «Удобный инструмент» — обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой.
- «Маленькие художники» — обводка трафаретов инструмен тов и закрашивание.
- «Собери инструменты» — выкладывание из больших палочек орудий труда но образцу.
2-я неделя
- «Почини инструменты» — собирание разрезанной на 3-4 части картинки из толстого картона.
- «Полное ведерко» — работа с пипеткой.
- «Ловкие ручки» — упражнение в шнуровке.
- «Орешек-художник. Что получилось?» — Катание грецкого ореха но влажному песку.
- я неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
- «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с последу ющим раскрашиванием цветными карандашами.
- «Что у кого?» — Разглаживание бумажных комочков с кон турными изображениями предметов.
- «Платье в горох» — подбор кружочков одного размера и на клеивание их на трафарет.
- «Бабушкины помощники» — сматывание толстых ниток в клубок.
- «Ловкие ручки» — шнуровка, застегивание пуговиц.
- «Клубочки для носков» — рисование клубочков фломасте рами, закрепление понятия цвета.
- «Украшаем платье» — продевание цветной проволоки в ды рочки па трафарете.
- «Разрезные картинки» —одежда, обувь.
- я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Это мебель» — выкладывание из палочек стола и стула.
- «Волшебные жгутики» — выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
- «Собери, как было» — сложить полотно ткани из лоскутков (по принципу разрезных картинок).
- «Догадайся, что спрятано в комочке?» — Разглаживание смятых комочков бумаги.
- «Красивая чашка в горох» — обводка трафарета чашки и на клеивание на него приготовленных цветных кружочков.
- «Ловкие ручки» — закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
- «Склеим чашку» — собрать картинку чашки из 4-х частей.
- «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» — рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.
I
I
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Построим наш детский сад» — построить после объяснения 2-этажный дом из мелкого деревянного строительного набора.
- «Посчитай окошки на ощупь» — посчитать на трафарете количество окон.
- «Это дом» — выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
- «Дома на песке» — нарисовать на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
2-я неделя
- «Автомобиль» — обводка трафарета машины и раскраска.
- «Сборка автомобиля» — разрезная картинка из 4-х частей.
- «Сборка грузовика» — собрать грузовик из готовых геомет рических фигур.
- «В городе идет дождь» — работа с водой и пипеткой.
3-я неделя. Тема: Зимний лес
- «Такие разные деревья» — обводка трафаретов деревьев разного размера.
- Коллективная работа «Зимний пейзаж» — предваритель но намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: «Поставь высокое дерево слева, низкое — справа».
- «Нарисуй дерево ниткой» — выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.
- «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» — из готовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Чудесный мешочек» — определить на ощупь мелкие игруш ки (медведь, заяц, лиса).
- «Обведи и раскрась» — обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить ее.
- «Маленький конструктор» — выкладывание по образцу фи гуры медведя из готовых геометрических фигур различных
размеров и цветов (мишка и медвежонок, бурый (коричне вый) и белый).
4. «Угощение для зайцев» — лепка мелкой, крупной моркови.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные и их детеныши
- «Маленький конструктор» — выкладывание из геометричес ких фигур животного с детенышем (медведь и медвежонок, заяц и зайчонок).
- «Семья ежей» — туловище лепим из пластилина, игол ки — из семечек.
- «Животные хотят пить» — «мамам» наливаем воду из стака на в тарелку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
- «Клубочки для котят» — рисование клубочков карандаша ми, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
3-я неделя
- «Собери картинку» — собрать картинку домашнего живот ного из 4—6 частей.
- «Найди пару» — разглаживание бумажных комочков и вы полнение задания: «Где собака? А у кого щенок?» и т.д.
- «Кто это?» — Определение на ощупь («чудесный мешочек», трафареты из наждачной бумаги).
- «Собака Жучка с сыном — щенком Пушком» — лепка из пластилина.
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- «Сухой бассейн» — найди корм для голубя (фасоль).
- «Угощение для птиц» —отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.
- «Птицы хотят пить» — работа с водой и пипеткой. «Синице и воробью поровну капелек, вороне — столько же и еще 3».
- «Что это?» — Определить на ощупь и объяснить, где геомет рическая фигура, где силуэт птицы.
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Тема: Семья. Профессии
- «Это человек» — обводка трафарета человека.
- «Маленький конструктор» — выкладывание фигуры чело века из готовых геометрических фигур.
- «Догадайся, кто потерял одежду?» — Разгладить смятые в комочки бумажные трафареты одежды (брюки, свитер, платье).
- «Мамины помощники» — навешивание прищепок на ве ревку.
2-я неделя
- «Маленький доктор» — работа с пипеткой и водой.
- «Сортировка таблеток» — кружочки из картона разложить но цветам и размерам.
- «Сарафан для мамы и дочки» — трафареты сарафанов рас красить: для мамы — в полоску, для дочки — в горох.
- «Угощение к чаю» — лепка угощений из теста: бабушке — бублик, дедушке — пряник, детям — блины и оладушки.
3-я неделя. Тема: Профессии
- «Построим дом для зайки» — постройка дома из кубиков.
- «Бот так дом!» — Выкладывание на столе дома для зайки из цветных палочек.
- «Бланки для рецептов» -— заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько час тей).
- «Лечим дочку» — работа с водой и пипеткой (накапать по 2 капельки в стаканчики).
4-я неделя
- «Чудесный мешочек» — определить на ощупь продукты питания.
- «Продуктовый магазин» — лепка продуктов питания для магазина.
- «Перебери крупу» — рассортировать горох и рис.
- «Заготовка овощей для борща» — выгибание контура «ово щей» из проволоки.
f
Cp од i in я группа 15
МАРТ
1-я неделя. Тема: Мамин день (подарки для мамы)
- «Рисуем диеты» — рисование цветов на песке.
- «Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» — леп ка из пластилина.
3-4. «Поздравительная открытка» — изготовление открытки (вырезывание по контуру цветов и наклеивание).
2-я неделя. Тема: Начало весны.
- «Потекли ручейки» — рисование пальцами ручейков на песке.
- Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» — Работа с бумагой. «Лейка снежных комков» путем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями.
- «Заплакали сосульки» — работа с водой и пинеткой.
- «Солнце светит и греет» — выкладывание солнца с лучами из спичек.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собрать картинки игрушек из 4-6 частей.
- «Что ото?» —Оиредслитьплоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.
- «Что спряталось в комочке» — разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
- «Соберем пирамиду» — собрать пирамиду из цветных бу мажных овалов разных размеров.
4-я неделя
- «Это машина» — выкладывание машины из готовых гео метрических фигур.
- «Неваляшка» —лепка из пластилина.
- «Кукольный уголок» — вырезать детали для стула и кровати и выложить по образцу.
- «Рисуем мячи» — безотрывное рисование от точки путем наращивания по окружности.
АПРЕЛЬ
Вспоминаем, повторяем
1-я неделя. Тема: Одежда и обувь
- «Одежда» — выбрать трафареты одежды и обвести.
- «Умелые ручки» — упражнение в шнуровке.
- «Сарафан в полоску» — обвести трафарет и заштриховать слева направо.
- «Почини платье» — для 4-х платьев найти нужную по цвету и форме заплатку.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Чудесный мешочек» — определение на ощупь фигурок жи вотных (с последующим обыгрыванием: «Кто где живет?»).
- «Угощение для животных» — лепка из пластилина.
- «Расшалившиеся котята» — наматывание клубков из ни ток.
- «Рассыпались запасы» — нанизывание трафаретов грибов из картона с дырочкой на веточки.
- я неделя. Тема: Птицы встречают весну
- «Посчитай птиц на кормушке» — определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и ласточка).
- «Подкормим птиц» — сортировка гороха и семечек подсол нуха.
- «Такие разные птицы» — выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
- «Птицы откладывают яйца» — лепка из пластилина «пти чьих яиц» различной величины.
- я неделя. Тема: Весна. Цветы. Деревья
- Коллективная работа «Весенний луг» — разглаживание раз ноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.
- «Лунки для цветов» — в песке сделать пальцем лунки и «полить» (накапать из пипетки).
- «Деревья» — выкладывание дерева из палочек двух размеров (1 палочка длинная — ствол, несколько тонких, коротких — ветки).
- Коллективная работа «Весенняя роща» — приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на рисунок голого дерева, прикрепление всех деревьев на общее панно.
МАЙ
2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной
- «Моя грядка» — на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и «посадить» горох.
- «Изготовление граблей» — выкладывание зубчиков из кар тонных заготовок.
- «Лопата» — лепка лопаты из пластилина.
- «Сортировка семян» — рассортировать семечки и горох.
3-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Строим дом» — выкладывание дома из различных матери алов (мозаики, палочек, строительного материала).
- «Волшебные окна» — вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).
- «Что там?» -— Разглаживание трафаретов транспорта из бу маги, смятой в комочки.
- «Автобус» — выложить автобус из геометрических фигур.
4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год
Работа с различными материалами, предложенными воспи тателем: бумагой, проволокой, бусинками, палочками, пласти лином, трафаретами. Детям предлагают выбрать тему:
- «Овощи и фрукты».
- «Птицы, животные и их детеныши».
- «Транспорт».
f
- «Семья, одежда».
Старшая группа
СЕНТЯБРЬ
Занятия начинаются с 3-й недоли, 1-я и 2-я недели — об следование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Кто это?» — Обрывание лишней бумаги но контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
- «Кто в домике живет?» — Выкладывание из палочек дома и силуэта человека или животного с соблюдением пропорций.
- «Я рисую» — рисование человека на песке пальцем.
- «Художпик-модельер» — обводка трафарета манекена и рас крашивание (трафарет из ватмана, не картонный).
4-я неделя
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание пластилино выми жгутиками фигуры человека по контуру.
- «Поможем бабушке» — сортировка гороха и перловки.
- «Ловкие ручки» — завязывание бантиков из шнурков, тесь мы, лент.
- «Мост через ручеек и через речку» — обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Осень. Овощи. Фрукты
- «Красивые листочки» —обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).
- «Сложи лист» — складывание листа (кленового, дубового), разрезанного па 6 частей.
с
- «Собираем урожай» — лепка овощей.
- «Сушкафруктов» — нанизывание па проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.
2-я неделя
1. Натюрморт «Дары осени» — обрывание но контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
- «Узнай, что это?» — Определение овощей и фруктов на ощупь но плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
- «Что выросло на грядке?» — Выкладывание овощей и фрук тов пластилиновыми жгутиками по контуру.
- «Волшебные рисунки» — рисование овощей и фруктов паль цем па песке.
3-я неделя. Тема: Птицы
- «Кто это?» — обводка трафарета птицы из ватмана, штри ховка в разных направлениях (по показу).
- «Это птицы» — выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
- «Волшебные рисунки» — рисование на песке большой и маленькой птицы.
- «Красивая птица» — обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
4-я неделя
У. «Кто спрятался в комочке?» — разглаживание смятых тра фаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
- «Птицы из проволоки» — выгибание из проволоки геометри ческих форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
- «Мама кормит птенчика» — перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
- «Сорока-воровка» — нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда
- «Орудия труда» — обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток).
- «Конструктор» — выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).
- «Удобный инструмент» — обматывание палочки («ручки инструмента») ниткой.
4. «Красивые инструменты» — обводка трафаретов инстру ментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).
2-я неделя
- «Маленькие ткачи» — плетение коврика на станке.
- «Волшебные рисунки» — рисуем орудия труда на песке.
- «Картинки из мозаики» — выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики но схематическому рисунку.
- «Найди отверстие» — найти подходящее по размеру отверс тие в дощечке и вставить в него палочку или гвоздь.
- я неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
- «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штри хов, завитков на полученном контуре.
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание платья плас тилиновыми жгутиками по контуру.
- «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
- «Разрезные картинки» — собирание катинок с предметами одежды из 6—8 частей.
- «Маленький модельер» — конструирование предметов одеж ды из геометрических форм.
- «Сушка белья» — развешивание кукольной одежды на бель евой веревке и пристегивание тугими прищепками.
- «Бабушкины помощники» — наматывание клубков из тол стых ниток.
- «Красивая одежда» — заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.
- я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Это мебель» — обрывание лишней бумаги по контуру на рисованных предметов (шкаф, стол).
- «Мебель для гостиной» — выкладывание из палочек шкафа, дивана.
- «Покрывало» — сложить полотно из 6-8 лоскутков.
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
- «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим выре занием и раскрашиванием их цветными точками.
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды но контуру пластилиновыми жгутиками.
- «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.
- «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город , транспорт
- «Строим высотный дом» — работа со строительным мате риалом.
- «Сосчитай, сколько этажей» — определение количества эта жей в доме-трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич».
- «Строители» — выложить дом из палочек с заданным коли чеством этажей (3, 4, 5).
- «Маленький архитектор* — выкладывание дома из геомет рических фигур, заготоалшиых методом обрывания бу маг я по контуру.
2-я неделя
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание ь комочек трафаретов автобуса из альбомной бума га, о5 > j и „а, штриховка.
- «Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из 6-8 частей.
- «Сборка грузовика» — заготовка геометрических фигур ме тодом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
- «Пластилиновые жгутики» — выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
3-я неделя. Тема: Зимний лес
1. «В лесу родилась елочка» — обводка трафарета елки, штри ховка слева направо, справа налево.
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание елки по кон туру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
- «Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной ве личины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
- «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Кто это?» —Определение на ощупь, с предварительным рас сматриванием, какие дикие животные изображены на плоскос тных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
- «Кто где живет?» — Обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
- «Маленький конструктор» — выгибание из проволоки гео метрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал — туловище, 4 маленьких овала — лапы, круг — голова, 2 полукруга — уши).
- «Угощение для белочки» — лепка орешков и грибов.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши
- «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежон ка по методу цветной мозаики.
- «Разрезанные картинки» — сложить картинку дикого жи вотного из 6-8 частей.
- «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
- Коллективная работа «У зайчонка день рождения» — дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги за полняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
3-я неделя. Тема: Домашние животные
1. «Маленький конструктор» — выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
- «11ластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру плас тилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
- «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек до машних животных и их детенышей (по памяти).
- «Узнай, кто это?» — После предварительного рассматрива ния определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображеных на плоскостных трафаретах.
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщи пывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый «ставит» свою птицу на общую кормушку.
- «Кто чем питается?» — сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
- «Картинки из мозаики» — собирание птицы из цветной мозаики по образцу.
- «Разрезанные картинки» — складывание картинки птицы из 6-8 частей.
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Тема: Семья
- «Маленькие художники» — обводка трафарета девочки и мальчика из альбомной бумаги и раскрашивание
- «Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геомет рических фигур.
- «Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цвет ной мозаики.
- «Узнай, кто это?» — После предварительной беседы определе ние на ощупь фигурок «взрослых» и «детей» по плоскостным трафаретам.
2-я неделя
- «Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры человека.
- «Иллюстрация к сказке «Три медведя» — выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Наста сьи Петровны и Мишутки.
- «Кто спрятался в комочках?» — Разглаживание смятых тра фаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей об водкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего — синего.
- Коллективная работа «Большая семья на отдыхе» — обры вание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т. п.).
3 неделя. Тема: Профессии
- «Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.
- «Фармацевт» — заготовка и расфасовка таблеток (отщип нуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
- «Врач окулист» — выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.
- «Скульптор* — лепка медведя из пластилина.
4-я неделя
- «Слесарь-сборщик» — выгибание из проволоки разной дли ны основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).
- «Ножницы потерялись» —заготовка «продуктов» для овощ ного магазина: обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических форм.
- «Ткач» — плетение коврика из полосок цветной бумаги.
- «Воспитатель» — научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Подарок для мамы
1-4. Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимо зы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т. п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем ма ленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
2-я неделя. Тема: Весна
- «Грачи прилетели» — на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки — следы грачей.
- «Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек под солнуха.
- «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
- «Весеннее солнышко» — обрывание из готовых геометри ческих фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей.
- «Что это?» — После предварительного рассматривания опре делить на ощупь, из какого материала (наждачная бумага, крупа) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешка, пирамида.
- «Маленький конструктор» — выложить но контуру любимую игрушку из цветных палочек.
- «Мастерская» — изготовление игрушек из природного ма териала.
4-я неделя
1—2. «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.
- «Мастерская» — изготовление плоскостных игрушек мето дом аппликации из ткани.
- «Чудесный мешочек» — после предварительного просмотра определить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Тема: Одежда и обувь
1. «Пластилиновые жгутики» — обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгу тиками.
- «Ловкие пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать бантик.
- «Красивый сарафан в белый горох» — приклеить белые кру жочки по всему цветному трафарету сарафана.
- «Модельер» — собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя названия деталей (воротник, рукава, кар ман). Используется картон, либо ткань.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек любого дикого животного, а из пластмассовых палочек — домашнего.
- «Угощение для зайки и котенка» — выгибание предметов из проволоки.
- «Кто чем питается?» — в «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
- Коллективная работа «Кто где живет?» — Обвести трафарет дикого или домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или на подворье, изображенные на большом листе бумаги.
3-я неделя. Тема: Птицы встречают весну
- «Не ошибись» — после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено па плоскос тном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, воробей, ворона).
- «Птица с птенчиком» — обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
- «Домик для скворца» — выкладывание из спичек по при нципу «колодца».
- «Домик для птиц» —- вылепить из пластилина гнездо и вы стелить его изнутри мелкими клочками ваты.
4-я неделя. Тема: Весна
1. «Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и иримазывание их к вет кам дерева, нарисованного на альбомном листе.
- «Готовим саженцы» — выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.
- «Весенний луг» — работа па «ткацких» станках зелеными нитками.
- «Ловкие ручки» — выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка.
МАЙ
2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной
- «Ножницы потерялись» -— изготовление трафаретов ору дий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру.
- «Разрезные картинки» — сложить картинку с изображением трактора, разрезанную па 8 частей.
- «Вспаханный огород» — изготовление объемной иллюстра ции: на голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
- «Посадка фасоли» — от белого или коричневого куска плас тилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить (используются уже сделанные «грядки»).
3-я неделя
- «Наша дача» — выкладывание из спичек дома, забора, де ревьев.
- «Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания по контуру.
- «Ловкие пальчики» — изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора.
- «Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из цветных бумажных полосок.
4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год
1-4. «Изготовление поделок» —дети самостоятельно выби рают различные материалы для поделок, рассказывают о том,
что собираются делать и комментируют свои действия.
Подготовительная группа
СЕНТЯБРЬ
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — об следование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги геометри ческих форм (без опоры на контур): круга, большого и 4-х маленьких овалов, используя заготовки (квадрат, большой и 4 маленьких прямоугольника).
- «Взрослые и дети» — выгибание из проволоки геометричес ких форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. Усложнение — изготовление фигуры взрослого и ребенка, для чего выгибаются геомет рические фигуры — большие и маленькие.
- «Маленький художник» — рисование фигуры человека на песке разными пальцами.
- «Это человек» — обводка трафарета фигуры человека из папиросной бумаги.
4-я неделя
- Коллективная работа «Большая семья» — ленка фигуры человека с соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции.
- «Печенье из манки» — посыпание манкой различных гео метрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем.
- «Красивые наряды» — обрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры человека методом цветной мозаики.
- «Угадай, сколько нас в семье?» — Ощупывание вслепую трех (затем четырех, пяти) трафаретов людей, выполненных из наждачной бумаги.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи
- «Дары осени» — обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.).
- «Собери листочек» — складывание целого листа (кленового, дубового и т.д.) из 8-10 частей.
- «Красивая ваза для овощей» — заполнение картонной за готовки круглой или овальной формы клочками бумаги но методу цветной мозаики.
- «Ждем гостей» — лепка из пластилина «овощей», раскла дывание их на блюде.
2-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи,
фрукты
- «Ножницы потерялись» — обрывание «овощей» из бумаж ных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» — из зеленого прямоугольника, «морковь» — из оранжевого треугольника и т.д.).
- «Вижу пальцами» — после предварительного рассматрива ния определить на ощупь по плоскостным трафаретам овощи и фрукты, назвать их и материал, которым заполнен объем (какой конкретно крупой, песком и т.п.).
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание «овощей» и «фруктов» пластилиновыми жгутиками (без контура).
- «Зрительный диктант» — выкладывание узора из мелких листьев и цветов (живых, засушенных или бумажных), ко пируя индивидуальный или общий для всех образец.
3-я неделя. Тема: Птицы осенью
- «Маленький художник» — обводка трафаретов птиц из па пиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; осталь ное заштриховать линиями сверху вниз).
- «Чудесное дерево» — заполнение объема трафарета птицы пластилином по методу цветной мозаики. Создание кол лективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.
- «Уютное гнездышко» — изготовление «коврика» путем пе реплетения полосок бумаги; склеивание из этого «коврика» гнездышка.
- «Птицам понравится» —украсить «кормушку» цветной про волокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).
4-я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Комната для кукол» — выкладывание из палочек «жилой комнаты» (свободное творчество).
- «Волшебные жгутики» —- выкладывание «жилой комнаты» пластилиновыми жгутиками.
- «Вижу руками» - определение на ощупь материала, из ко торого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья).
- «Маленький художник» — рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.
- «Маленький гончар» —обрывание бумаги но контуру чашки и раскрашивание ее.
С. «Разноцветная мозаика» — выкладывание любых предметов, относящихся к посуде, из мозаики.
- «Вижу пальцами» — определение на ощупь предметов ку кольного сервиза, их зарисовка.
- «Краски потерялись» — заполнение трафарета вазы плас тилином по методу цветной мозаики (прижимание и легкое размазывание пластилиновых комочков).
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда. Инструменты
- «Ножницы потерялись» — обрывание бумаги но контуру предметов (орудия труда: молоток, топор, лопата).
- «Маленький мастер» — изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина), соединение незаконченной заготовки из картона со своей заготовкой.
- «Чудесный мешочек» — определение па ощупь частей инс трументов, находящихся в мешочке.
А. Зрительный диктант «Кто внимательный?» — Выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или с тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.).
2-я неделя
- «Чей колодец глубже?» — Выкладывание «колодца» из спичек.
- «Ела-ела дуб, поломала зуб!» — Работа с ножницами. Па карто!шой полоске вырезать ровные зубч ики — изготовлс11 ие трафарета полотна пилы.
- «Зеленая грядка» — плетение на станке зелеными нитками плотного полотна.
- «Маленькие умельцы» —трафареты инструментов из толс того картона намазать клеем и засыпать поверхность песком или мелкой крупой (впоследствии использовать для опреде ления на ощупь).
3-я неделя. Тема: Одежда и обувь
- «Маленькие ткачи» — работа па станке: плетем ткань для одежды.
- «Красивая одежда» —обводка трафаретов одежды и заполне ние об'ьема клочками бумаги по методу цветной мозаики.
- «Маленькие модельеры» — моделирование одежды из раз личных готовых деталей (произвольно каждым ребенком: по данному образцу, по словесной инструкции).
- «Вижу руками» — определение на ощупь вида ткани: шерс тяная, шелковая, фланель, хлопчатобумажная.
4-я неделя
- «Маленький художник» — обводка трафаретов одежды и обуви из папиросной бумаги и штриховка: сверху вниз, слева направо, косыми линиями.
- «Краски потерялись» — заполнение объема трафарета любых предметов, относящихся к одежде и обуви, пластилином по методу цветной мозаики (отщипнуть маленький кусочек пластилина, прижать к трафарету и легко размазать).
- «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги без опоры на контур: бумажные прямоугольники превратить в трафареты (майка и трусики).
- Иллюстрация к сказке «Мальчик-с-пальчик» — выгибание из проволоки контура сапог: один сапог (большой) — для великана, другой (маленький) — для мальчика.
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Мой дом» — работа со строительным материалом на иолу или на столе. Строительство домов различной этажности.
- «Вижу руками» — определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количество этажей в доме-трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным).
- «Подарки для малышей» — поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать крупой или песком для определения на ощупь (большой дом или маленький).
- «Зрительный диктант» — выкладывание дома из геометри ческих фигур по образцу. (Как усложнение: убрать образец после показа; по словесной инструкции.)
2-я неделя
- «Что спряталось в комочке?» — Разгладить пальцами смя тый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение но выбору ребенка.
- «Сложи картинку» — разрезная картинка транспорта из 10-12 частей.
- «Вижу руками» — определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, само леты, автобусы, лодки и т.д.).
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание на листе бума ги контура грузовика пластилиновыми жгутиками но сло весной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка).
3-я неделя. Тема: Зима
- «Сказочный иней» — обрывание из бумаги но контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкла дывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги.
- «Снег идет» — наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.
- «Угостим птиц рябиной» — бумажный прямоугольник («кор мушку») намазать клеем и заполнить его поверхность крас ными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в «кормушку».
- Коллективная работа «Зимняя сказка» — обводка трафарета елки из папиросной бумаги, вырезание полученного изобра жения по контуру и наклеивание на большой лист бумаги каждым ребенком.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Вижу руками» — определить на ощупь, какие дикие жи вотные изображены па картонной карточке (например: заяц и медведь), каким материалом заполнен объем трафарета (песком, манной крупой, гречкой или вырезан из наждачной бумаги и т.д.).
- «Рисуем пальцами» — рисование на песке разными паль цами диких животных с опорой на образец (по словесной инструкции, самостоятельно).
- «Мой медведь» — выкладывание «медведя» из геометри ческих фигур, полученных путем обрывания из бумаги но контуру или выгибания из проволоки (по выбору ребенка).
- «Скоро Новый год» — изготовление елочных украшений из яичной скорлупы.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши
1. Коллективная работа «Дружная семейка» — обрывание из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание каждым ребенком фигуры медведя или медвежонка (в за висимости от размера геометрических фигур) на большой лист ватмана.
- «У кого шуба теплее?» — Заполнение объема трафарета ди кого животного или его детеныша клочками цветной бумаги но методу мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты.
- «Вкусное угощение» — выкладывание пластилиновыми жгу тиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угощения» Для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
- «В дупле у белочки» — посчитать, сколько и каких предметов (грибов орехов, шишек) находится в «чудесном мешочке» и нарисовать их в альбоме.
3-я неделя. Тема: Домашние животные
- «Разрезные картинки» — собрать картинки с изображением домашних животных из 10-12 частей.
- «Папою всех» — строительство «колодца» из палочек или спичек.
- «Я ягненок, ты — козленок» — занятие по типу 2-го упражнения второй недели января (по методу цветной мо заики).
- «Любимая игра» - делаем клубочки для кошки из шерс тяных ниток; уточняем понятия: «намотай», «размотай», «перемотай», «домотай».
4-я неделя. Тема: Птицы (4 занятия на выбор)
- «Волшебная птица» — выкладывание из мозаики птицы по представлению.
- «Маленький конструктор» — складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму (например, из большого круга и маленького и трех треугольников).
- «Разрезные картинки» — складывание целой картинки с изображением различных птиц из (10-12 частей).
- «Накормим птиц» — изготовление пластилиновых зерны шек путем отщииывания от кусочка крохотного комочка и скатывания его двумя пальцами в шарик.
- «Чудеса из бумаги» — изготовление птицы методом оригами.
- «Пластилиновые перышки» — заполнение объема трафарета птицы пластилиновыми «перышками»: комочек прижи мается и слегка размазывается (можно предложить разно цветный пластилин и работать по методу цветной мозаики). Коллективная работа «Птицы на дереве».
- «Вижу пальцами» — определение на ощупь размера птицы и материала, который использован для изготовления трафа рета (наждачная бумага, песок, вид крупы).
- «Заготавливаем корм к зиме» —сортировка перемешанного риса, гречки и перловки в три коробки.
ФЕВРАЛЬ
- я неделя. Тема: Семья
*
- «Маленькие художники» — обводка трафаретов фигур де вочки и мальчика из папиросной бумаги. Раскрашивание полученных изображений.
- «Моя семья» — выкладывание «семьи» из спичек, палочек, геометрических фигур с соблюдением пропорций.
- «Поясницы потерялись» —собрать фигуру человека из дета лей, полученных путем обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить на альбомный лист.
- Изготовление пособия «Где мама, где дочка?» — готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать песком, крупой.
- я неделя. Тема: Семья
- «Ловкие пальчики» — выгибание из проволоки деталей, выкладывание из них двух фигур человека — большой и маленькой. Закрепление понятий: «мама» — «дочка», «ба бушка» — «внучка», «дядя» — «племянник».
- «Маленький конструктор» — выкладывание из палочек фи гуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку, бежит и т.д.).
- «Бабушкины помощники» — перемотать нитки на катушку с • клубочка. Закрепление понятий: «шелковые», «шерстяные»,
«хлопчатобумажные нитки».
4. «Маленький художник» — рисование на песке разными пальцами членов семьи.
- я неделя. Тема: Профессии
- «Я — строитель» — выкладывание из палочек, спичек кон тура 2-3-этажного дома.
- «Витаминный завод» — вырезание кружочков из квадратных бумажных заготовок.
- «Это нужно врачу» — изготовление термометра: заполнение объема трафарета термометра размазанными комочками пластилина и нанесение делений стекой.
- Коллективная работа «Зимний пейзаж» — на большом листе бумаги простым карандашом нарисованы контуры неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко нарезан ными голубыми нитками, облака — комочками ваты, снег — манной крупой, горку — растертой яичной скорлупой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеленой гу- ашыо; пеньки посыпаем песком (поверхность бумаги пред варительно намазывается клеем).
- я неделя. Тема: Профессии
- «Продавец — покупатель» — чудеса из бумаги. Делаем ко шельки для игры в магазин методом оригами.
- «Слесарь-сборщик» — делаем из проволоки «детали маши ны»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину» из деталей.
- «Ткачи» — работа на «ткацких станках».
- «Учитель» — вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Подарок маме, бабушке
- «Красивая ваза» — заполнение объема трафарета вазы бу мажными клочками по методу цветной мозаики.
- «Тюльпаны» — чудеса из бумаги. Изготовление цветов ме тодом оригами.
3-4. «Поздравительная открытка» — на контур ветки сирени нанести клей и приклеить близко друг к другу сиреневые
«чашечки» (маленькие кружочки бумаги, лучше жатой, обмятые вокруг тупого конца карандаша).
2-я неделя. Тема: Начало весны
- «Первые проталины» — на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него — соль («снег»); узкие полосы — «проталины».
- «Сосулька плачет» — «сосульку» получаем путем обрыва ния из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой» из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга.
- «Пополним запасы белки» — выгибание из проволоки объ емных контуров «орехов», «грибов».
- «Удобный дом» — после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собирать картинки игрушек из 10-12 деталей.
- «Узнай, что это?» — После рассматривания определить на ощупь на плоскостном трафарете, какая это игрушка, чем заполнен объем (вид крупы, песок или наждачная бумага).
- «Маленький конструктор» — выложить любимую игрушку из палочек, геометрических фигур.
- «Мастерская» — изготовление игрушек из природного ма териала.
4-я неделя
- «Кукла-самоделка» — изготовление куклы из мотка мулине и ниток.
- «Чудесный мешочек» — на ощупь узнать и назвать игрушку и материал, из которого она сделана (машинка железная, пластмассовая; куколка резиновая, пластмассовая и т.н.).
3—4. «Игрушки из бумаги» — изготовление бумажных игрушек способом оригами (собачка, кораблик и т.д.).
АПРЕЛЬ
Вспоминаем, закрепляем
1-я неделя. Тема: Одежда, обувь
- «Маленький художник» — обводка двух трафаретов из па пиросной бумаги: предмет одежды и предмет обуви; штри ховка полученных изображений по словесной инструкции: одежду заштриховать линиями сверху вниз, обувь — слева направо.
- «Русский народный сарафан» —красный трафарет сарафана украшается аппликацией в русском народном стиле.
- «Ловкие пальчики» — шнуровка обуви, завязывание бан тика: кто быстрее?
- «Ателье для кукол» — сборка платьев по словесной инструк ции для каждого ребенка (все детали — в общей коробке): у тебя — зеленое с одним карманом, белым воротником; у тебя — красное с планкой, 4-мя пуговицами и т.д.
2-я неделя. Тема: Животные
- «Рисуем без красок» — у каждого ребенка по два трафарета животных. Обвести их по контуру. Дикое животное выло жить по контуру пластилиновыми жгутиками, а домашнее — шерстяной ниткой.
- «Видим руками» — определить на ощупь и назвать, живот ное, описать его: дикое или домашнее. Рассказать, из какого материала сделана игрушка, чем заполнен объем плоскос тного трафарета.
- Коллективная работа «Где кто живет?» — каждый ребенок заполняет объем трафарета животного клочками цветной бумаги по методу мозаики и приклеивает на общий лист: заяц под кустом, лиса у пенька...
- «Зоопарк» — на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами, — зебра; на желтый тра фарет леопарда — коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания).
- я неделя. Тема: Птицы
- «Игрушечное тесто» — лепка фигурок птиц из соленого теста.
- «Волшебные птицы» — выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.
- «Красивый голубок» — трафарет птицы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно.
- «Поможем птицам» — сортировка рисовой и гречневой крупы.
- я неделя. Тема: Цветы
1. «Волшебные цветы» — работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок.
2-4. Коллективная работа «Весенний пейзаж».
Вырезать листочки и наклеить па деревья, нарисованные па
большом листе бумаги.
«Трава» — зеленые полоски бумаги, полученные путем об рывания, наклеить вокруг деревьев.
«Цветы» — смятые в шарик мелкие цветные кусочки цвет ной бумаги наклеить на «траву».
МАЙ
2-я неделя. Тема: Скоро на дачу
- «Орудия труда» — собрать «орудия труда» из заготовок, выполненных путем обрывания из бумаги, и наклеить в альбом.
- «Разрезные картинки» — собрать целую картинку из 10-12 деталей (машину, автобус, трактор).
- «Готовим грядки» — методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на «грядке» ровные полоски — бороздки.
- «Научу маму» — рациональная посадка семян: на полоску мягкой бумаги нанести клей, сваренный из крахмала или муки, на равном расстоянии друг от друга разложить семена,
затем эту полоску с семенами положить в бороздку, присы пать землей — все посадили.
3-я неделя. Тема: Наша дача
- «Противные мухи» — изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
- «Строим дачу» — «заготовка досок для строительства» путем обрывания ровных полосок бумаги.
- Коллективная работа «Абажур для лампы» — сделать не сколько спиралей из проволоки, наматывая ее па каран даш; соединить верхушки спиралей ниткой и закрепить на каркас.
- «Маленький художник» — рисование пальцем на песке пла на дачи, дачного участка (деревьев, кустов, грядок).
4-я неделя. Тема: Чему мы научились
1-4. «Делаю все, что умею и хочу» — дети самостоятельно вы бирают вид деятельности, предварительно рассказав, что будут делать.
ББК 74.1 Г 15
Г 15 Галкина Г.Г, Дубинина Т.Н. Пальцы помогают говорить. Коррекционныс занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2007. — 40 с.
ISBN 978-5-296-00517-5
В пособии представлена система коррекционных занятий по разви тию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. Па занятиях используются различные по фактуре материалы и разно образные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, воспи тателям массовых групп детских садов и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи своих детей.
© Галкина Г.Г., Дубинина Т.И., 2005, 2007 ISBN 978-5-296-00517-5 © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Младшая группа 3
Средняя группа 9
Старшая группа……………………….18
Подготовительная группа………….. 28
Галкина Галина Григорьевна, Дубинина Татьяна Ивановна
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОНОРИТЬ
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
Издатель— АЛ. Казаков Редакторы — I!.П. Ильина, U.K. Ипъякова Обложка — II.М. Зчлипаева Оригинал-макет — Л.П. Комолое
ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел./факс: (495) 264-27-73. K-inail: t;Mom_logope(l@newmail.ru
Подписан» в печать 12.01.2007. Печать офсетная. Объем 2,5 и.л. Формат 60x90/16. Тираж 4 000 экз. Заказ №
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов но закалу ООО Агентство «Социальный просит» в ОАО «Домодедовская типография». 142001, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики
Тема: Игра с разрезными картинками из 2 – 4 частей. Обведение контура Цели: коррекционно-образовательные: учить складывать картинку из 2-4 частей (горизонтальный, вертикальный разрезы), формирова...
Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....
Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».
Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...
Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».
Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи Тема: «В гостях у бабушки».
развитие мелкой моторики рук через занимательные игры и упражнения....
Комментарии
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
Спасибо.Практически материал можно использовать в работе.