Педагогический проект. Тема: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.»
проект по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект.
Тема: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.»
Выполнила:
Бикбулатова Татьяна Владимировна
воспитатель МБДОУ детский сад
№ 3 "Ласточка" с. Мишкино
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий
последующего успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Участники проекта: дети с ОВЗ, воспитатели группы ДОУ, родители.
Длительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ.
Цель проекта: Сформировать коммуникативные навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и подготовки руки к письму.
Задачи:
1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
* ориентация на листе;
*ориентация в пространстве на примере собственного тела.
3. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
* произвольного внимания;
* логического мышления;
* памяти и речи детей
4. Формировать навыки учебной деятельности:
* умение действовать по словесным инструкциям;
* контроль за собственными действиями.
5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников.
Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;
у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;
родители стали единомышленниками с педагогами в ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ)
ЗАДАЧИ:
Изучение научно-методической литературы по теме исследования;
Изучение понятий касающихся темы проекта;
Подбор диагностического материала;
Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
Создание предметно – развивающей среды;
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;
Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;
Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.
Диагностическое обследование тонкой моторики пальцев рук
у детей старшего дошкольного возраста (сентябрь 2013г.)
(начало года)
Графический рисунок
Действия без предметов
№
п\п
Ф. и. ребенка
возраст
Действия с предметами
Дифференцированность предметов
Высокий
уровень
Выше
среднего
уровня
Средний
уровень
Ниже среднего
уровня
Низкий
уровень
1
Олег А.
5 – 6 лет
низкий
2
Полина Б.
5 – 6 лет
Ниже среднего
3
Полина Г.
5 – 6 лет
низкий
4
Вячеслав Е.
5 – 6 лет
Ниже
среднего
5
Анастасия К.
5 – 6 лет
средний
6
Данил К.
5 – 6 лет
низкий
7
Данил Н.
5 – 6 лет
Ниже среднего
8
Артём С.
5 – 6 лет
Выше среднего
9
Ильназ Ш.
5 – 6 лет
низкий
10
Эвелина М.
5 – 6 лет
низкий
Высокий уровень - 0% Ниже среднего - 30%
Выше среднего -10% Низкий уровень – 50%
Средний - 10%
Во время проведения диагностического обследования у детей уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук опиралась на следующие источники:
« Коррекционно – педагогическая работа» Е. М. Мастюкова, «Развитие и воспитание дошкольника». Москва 2004.
«Справочник логопеда» М. А. Поваляева «Феникс» Ростов-на-Дону 2002.
«Дифференциальная диагностика» Л. С. Рычкова, Г. Н. Лаврова.
Проведённое диагностическое (диагностика прилагается) обследование в начале учебного года показало, что 50% детей старшей группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук, 10% детей – среднего уровня, 30% детей – ниже среднего уровня, и всего 10% - выше среднего уровня развития.
Решая задачи развития мелкой моторики, созданы необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:
· пазлы «Азбука», «Игрушки», «Формы», «Звери»;
· «Геометрические бусы»;
· «Кубики в картинках»;
· «Цветные столбики»;
· Пирамидки разных размеров;
· Вкладыши – чашечки;
· Мозаика разных размеров;
· Счётные палочки;
· Пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Репка»;
· мелкая мозаика;
· мелкий конструктор;
· разрезные картинки;
· рабочие тетради «Прописи – готовим руку к письму»;
· модули с прищепками;
· клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
· шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
· информационные стенды для родителей, консультации:
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста», «Почему проводить с детьми речевые пальчиковые игры и упражнения», «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком речевые и пальчиковые игры».
В группе все игровые компоненты должны находиться в свободно – доступном для детей месте и вызывать у детей желание и интерес играть с ними.
Были разработаны и изготовлены следующие пособия, игры на развитие мелкой моторики:
· коробки с сортировкой цветных камушков;
· «волшебные мешочки» с мелкими предметами и буквами;
· шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
· мешочки с крупами (фасоль, рис, горох) – для ощупывания;
· зона для развития мелкой моторики и упражнений с сыпучим материалом
· коробки с прорезями для крышек разного размера;
· вкладыши для цилиндров с подходящими по размеру отверстиями;
· коробочки для перекладывания и сортировки природного материала;
· разрезные картинки по лексическим темам
· созданы условия для ручного труда, оригами, изготовление поделок из природного материала.
· шнуровка (огород, жучок, гриб, ёж, паровоз, пальма, корабль).
II этап - ОСНОВНОЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (ОКТЯБРЬ – МАЙ)
ЗАДАЧИ:
Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений, массажа с детьми;
Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
Разучивание стихов, потешек;
Оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок для родителей;
Изготовление дидактических игр, пособий для развития крупной и мелкой моторики;
Разучивание с детьми игр и упражнений и применение пальчиковой гимнастики во время досуга, в процессе непрерывной образовательной деятельности;
Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
Консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики».
Основной этап реализации проекта
(практический)
Приступая к реализации задач второго этапа проекта, был составлен перспективный план проведения мероприятий по развитию мелкой моторики.
Перспективное планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы в разных видах деятельности.
сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
П.Г. « Кулачок- ладошка»
П.И. « Большой - маленький»
М.М. модули с прищепками.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Яичко»
П. И. «Петушок»
М.М. коробка для крышек разного размера.
Массаж «Орешек»-
Покатаем с горки.
П.Г. «Гнездышко»
П.И. «Гей, чем дом»
М.М. сыпучий материал.
Сортировка природного материала.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Коготки»
П.И. «Кошечка»
М.М. коробка с шариками разного размера.
Массаж «Орешек»-
Карусель».
октябрь
П.Г. «Пчела»
П.И. « Ай, ду- ду»,
«Овощи».
М.М. мелкий конструктор
«Лего», шнуровка «Жучок»
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Рыбка»
П.И. « Осень»
М.М. вкладыши- чашечки.
Шнуровка «Огород»
Массаж «Орешек»- погреем ручки.
П.И. « Очки», « Бинокль»
П.И. « Напёрсток»
М.М. сыпучий материал перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие.
П.Г. «Гора»
П.И. «Дождик»
М.М. вкладыши- пирамидки, «Мозаика»
Массаж «Гнёздышко».
ноябрь
П. Г. «Пальчики здороваются»
П.Г. «Гусь»
П.И. «Пальчики»
М.М. шнуровка «Дерево»
Игры со счётными палочками..
П.Г. «Домик»
П.Г. «Мишка»
П.И. «Дом»
М.М. выкладывание «Разрезные картинки»
Игры бусинки – горошки..
П.Г. «Человечек»
П.Г. «Ножницы»
П.И. «Наша группа»
М.М. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Коза и козлёнок»
П.Г. «Зайчик»
П.И. «Башня»
М.М. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.
Массаж с цилиндром.
декабрь
П.Г. «Пальчики бегут».
П.Г. «Пальцы вместе - пальцы врозь».
П.И. «Дружные пальчики».
М.М. блоки с цилиндрами – вкладышами.
Массаж – кольцо, карандаш..
П.Г. «Оленьи рога».
П.Г. «Волк».
П.И. «Наша группа».
М.М. мешочки для ощупывания с различными крупами.
Пальчиковой бассейн.
П.Г. «Орёл».
П.Г. «Улитка».
П.И. «Каша»
М.М. сыпучий материал – пересыпание ложкой земли, песка, переливание жидкости из кувшина в кувшин.
Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.
П.Г. «Братья».
П.Г. «Деревья».
П.И. «Пирог».
М.М. перекладывание, сортировка; ракушки, камушки.
Пальчиковый бассейн.
январь
П.Г. «Семья».
П.Г. «Ёлочка».
П.И. «На ёлке».
М.М. игрушки – юла, волчок.
Шнуровка «Мы обедаем».
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Кусаем пальчиками».
П.Г. «Весёлые маляры».
П.И. «Новые кроссовки».
М.М. сортировка, перекладывание природного материала.
П.Г. «Мебель».
П.И. «Домик».
М.М. ящик для рисования на манке.
Рамки с застёжками.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Лодочка».
П.Г. «Солнце».
П.И. «Лебёдушка».
М.М. шнуровка, «Паровоз», «Корабль».
Фигуры – вкладыши.
Массаж с цилиндрами.
февраль
П.Г. «Петух».
П.Г. «Курочка».
П.И. «Бурёнушка».
М.М. складывание салфеток, платочков – сворачивание и разворачивание.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Лиса»
П.Г. «Зайки»
П.И. «Кролик»
М.М. коробочки с сортировкой цветных предметов.
Массаж с мячиками.
П.Г. «Белка».
П.Г. «Волк»
П.И. «Есть у каждого свой дом»
М.М. сыпучий материал – ёмкость с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками.
Игры с бумагой.
П.Г. «Щенок лает».
П.Г. «Коготки».
П.И. «Собачка».
М.М. по – разному открывающиеся коробочки, футляры, кошельки.
Игры со счётными палочками.
март
П.Г. «Цветки».
П.Г. «Стираем платочки».
П.И. «Весна».
М.М. пуговицы, проволока, леска, бусины – украшение.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Филин».
П.Г. «Весёлые ладошки».
П.И. «Дрозд – дроздок».
М.М. шнуровка «Пальма», «Грибок».
Массаж с кольцами.
П.Г. «Осьминог».
П.Г. «Рыбка».
П.И. «Акула».
М.М. раскладывание бусин пинцетом в чашечки.
Рисование палочкой на подносе с песком.
П.Г. «Ёж».
П.Г. «Крючочки».
П.И. «Замок».
М.М. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.
Пальчиковый бассейн.
апрель
П.Г. «Семья».
П.Г. «Повар».
П.И. «Машина каша».
М.М. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями.
Рамки с застёжками.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Качели».
П.Г. «Корзиночка».
П.И. «Котята».
М.М. рамки с застёжками.
Массаж с мячиком.
П.Г. «Паук».
П.Г. «Улитка с усиками».
П.И. «Где обедал воробей».
М.М. составление целого из частей. Мозаика.
Пальчиковый бассейн.
П.Г. «Веник».
П.Г. «Зоопарк».
П.И. «Прогулка».
М.М. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом, сортировка камушек по цвету, размеру.
май
П.Г. «Пальчики разбежались».
П.И. «Рыбка».
М.М. модули с прищепками.
Шнуровка: «Сыр», «Незнайка».
Пальчиковый бассейн.
Игры со счётными палочками.
П.Г. «Деревья».
П.Г. «Цветы».
П.И. «Мартышки и книжки».
М.М. шумящие коробочки.
Мелкая мозаика.
П.Г. «Зоопарк».
П.И. «Травка – муравка».
П.И. «Тили – Бом».
М.М. мешочки для ощупывания с крупами.
Сыпучий материал: пересыпание ложкой.
П.Г. «Братья».
П.Г. «Весёлые ладошки».
М.М. складывание, сворачивание, разворачивание салфеток.
Пальчиковый бассейн.
Для обогащения предметно – развивающей среды были изготовлены дидактические игры и пособия для развития мелкой и крупной моторики рук.
· рамки с застёжками (пуговицы, молния, ленты, шнуровка, кнопки)
· футляры с предметами – секретиками (по-разному открывающиеся коробочки, кошельки)
· сортировка пуговиц по цвету и размеру
· мячи (колючие, рифлёные, плюшевые, вязаные)
· пробки от пластиковых бутылок, разного цвета – для запоминания цветов, просверленные посередине для нанизывания бус
· аппликаторы «Кузнецова», коврики типа «травка» для массажа ладоней
· пальчиковый « сухой бассейн» с игрушками «киндер – сюрпризов»
· грецкие орехи, цилиндры, кольца – для самомассажа кистей рук
· пополнена картотека пальчиковой гимнастики, игр, упражнений.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная деятельность педагогов и родителей.
Поэтому задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Пальчиками играем - речь развиваем », были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры»
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
· перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
· выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;
· при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
· выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребёнка;
· не ставьте перед ребёнком сразу несколько сложных задач
· ( к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
· вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения пассивно и постепенно, с помощью взрослых;
· никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание ) или поменяйте игру;
· стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи;
· сгибая – разгибая ребёнку пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры;
· развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что карандаш (ручку), конечно, держат всего три пальца (большой, указательный, средний), но в упражнениях мы задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь;
· в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;
· независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрёстная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;
· речь – неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое);
· распределяем энергию равномерно (уставшее возбуждённое полушарие затормозит, незадействованное – проснётся, активизируется).
На семинаре – практикуме «Чем больше умеет рука, тем умнее её обладатель» предложены родителям виды работ по коррекции мелкой и общей моторики:
1. работа с пуговицами (застёгивание и расстегивание пуговиц разного размера), выкладывание пуговиц – выбрать самую маленькую и положить слева, выбрать самую большую и положить справа, среднюю по центру, впереди от себя и т. д., разложить от большой к маленькой пуговицы по порядку. Эта работа корригирует ещё и пространственную ориентацию, на нитку наденьте 3, 2, пуговицы, сколько осталось?;
2. работа с природным материалом – выложить из палочек ствол дерева, из крылаток ветки дерева; соберём 2 пальчиками крылатки и уберём в коробочку, посчитаем, разложим на кучки, по тарелочкам семена ясеня, клёна, ольхи, рябины, дуба и т. д. (можно придумывать разные задания);
3. работа со скрепками, (посчитать, составить геометрические фигуры);
4. работа с крупами, шнуровками, счётными палочками, бусинками;
5. рисование водой на доске, скатывание шарика из бумаги, выполнить рисунок на доске из шариков, предварительно обмакнув шарики в воду;
6. узоры из спичек или счётных палочек:
«Квадрат» (четыре палочки сложил и квадратик получил)
«Треугольник» (у треугольника три стороны и они могут быть разной длины)
«Кубик» (у кубика много сторон, можно построить из кубиков дом)
«Трапеция» (трапеция больше на крышу похожа, юбку рисуют трапецией тоже; взять треугольник и верх удалить – трапецию можно и так получить)
«Прямоугольник» (прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще, рисуем смелее)
«Звёздочка» (звёзды нам с небес сияют, ночью путь нам освещают)
«Мост» (мост построим через реку для машин и человека).
На основе рекомендаций А. А. Бирюкова были разработаны три комплекса упражнения самомассажа: предложены родителям для изучения.
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
Рекомендации по проведению упражнений каждого из трёх комплексов:
u Дети действуют подушечками четырёх пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперёд – назад, смещая кожу примерно на 1 см., постепенно передвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
«Утюг»
Утюгом разгладим складки, будет всё у нас в порядке,
Перегладим все штанишки зайцу, ёжику и мишке.
u Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, ребёнок сидит.
«Пила»
Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!
u Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
«Тесто»
Тесто месим, тесто мнём, пирогов мы напечём
И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?
u Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, ребёнок сидит. Поглаживание.
«Мама»
По головке мама гладит сына – малолеточку
Так нежна её ладонь, словно вербы веточка.
Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы и меня не позабудь!
u Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
u «Тёрка»
Дружно маме помогаем, тёркой свёклу натираем,
Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
u Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
«Дрель»
Папа в руки дрель берёт, а она жужжит, поёт,
Будто мышка – непоседа в стенке дырочку грызёт.
u Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, ребёнок сидит. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
«Клещи»
Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.
Может, что – нибудь и выйдет, если постараются!
u Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
«Барашки»
На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.
Целый день всё: «Бе да бе», носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди.
Утром сняли бигуди, попробуй гладкую найти,
Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода, у бараньего народа.
u Движения, как при растирании замёрзших рук.
«Морозко»
Заморозил нас Морозко, влез под тёплый воротник,
Как воришка, осторожно в наши валенки проник.
Во второй половине учебного года родители были ознакомлены с игровыми упражнениями с использованием массажёров и мячей маленького размера. Массажёры представляют собой полусферы из пластмассы или резины с бугристой поверхностью.
«Урок»
Нажимаем на звонок, начинается урок: дзинь, - дзинь
1.Ребёнок поочерёдно нажимает подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажёра.
Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.
Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажёра, делая движения «вперёд – назад».
И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.
Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажёра круговым движением.
А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,
Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.
Ребёнок поочерёдно подушечкой каждого пальца «пробегает по дорожке» массажёра по направлению к себе.
Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.
Упражнения повторяются.
И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.
Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзинь, дзинь.
2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей, грецких орехов:
Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,
Что – бы пальцы никогда не боялись бы труда!
3.Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
«Футбол»
Поиграем мы в футбол и забьём в ворота гол!
Палец большой за ворота – горой!
Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!
Средний – точно уж герой, забивает головой!
Безымянный, вдруг споткнулся и с досады промахнулся!
Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!
Понимание родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей в школе.
Предлагаемая литература в помощь родителям:
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». – СПб., 2003г
«Пальчиковые игры». – СПб., 2005г
Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.
Альбомы – развитие мелкой моторики:
«Привет, ладошка!», «Мой мизинчик, где ты был?», «Вышли пальчики гулять» «Здравствуй, как живёшь?» ид. «Карапуз»
Занимайтесь, играя по 10-15 минут, возвращайтесь к уже знакомому и освоенному. Ободряйте ребёнка и хвалите за любое правильное и неправильное движение.
III. этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май)
диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;
анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;
разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки;
презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Результаты диагностики:
Диагностическое обследование
тонкой моторики пальцев рук
у детей старшего дошкольного возраста
(май - 2014 года
Высокий уровень - 20%
Выше среднего уровня - 20%
Средний уровень - 50%
Ниже среднего уровня - 10%
Низкий уровень - 0%
Проведённое диагностическое обследование в конце учебного года показало рост уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук у детей старшего дошкольного возраста. Средний уровень развития повысился на 30%, 20% детей вышли на высокий уровень. Низкий уровень – отсутсвует.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительной динамики. Усовершенствовалось умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Улучшилась память и речь. Многие дети научились застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, чего не было в начале года. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики и игр, дети проявляли желание и интерес в выполнении упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность данного проекта.
Выводы:
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:
Совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов.
Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей, при подготовке к школе.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры». СПб.,2003.
А.Е. Белая В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва: «Профиздат», 2006.
А. Хвастовцев «Умные ручки». Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.
Т. Ю. Бардышева «Развитие мелкой моторики».Издательский дом «Карапуз» 2012.
Пальчиковая гимнастика и игры по методике Е. Железновой.
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» Москва «Классик»,2008.
Дефектология N – 3 – 1994г.
Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду: Методическое пособие. –М.: Мозаика- Синтез, 2011.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
О. Жукова «Развитие ручной умелости – основа будущего развития ребёнка» Научно-практический журнал предшкольной подготовки детей» № 2, 2009.
Н. Г. Медведева «Как подготовить руку ребёнка к письму», журнал Современный детский сад № 5, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики
Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"...
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.
Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....
Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.
С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ РУК С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Перспективное планирование содержит упражнения по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой моторики и коорд...