Педагогический проект. Тема: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.»
проект по коррекционной педагогике на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovz.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  проект.

 

Тема: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.»

 

                                    Выполнила:

                                                 Бикбулатова Татьяна Владимировна

                                             воспитатель МБДОУ детский сад

                                       № 3 "Ласточка" с. Мишкино

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что  многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий

 последующего успешного овладения письмом.

Во-вторых, группу компенсирующей направленности  посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Участники проекта: дети с ОВЗ, воспитатели группы ДОУ, родители.

Длительность проекта:  долгосрочный.                                                                                    

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ.

Цель проекта:  Сформировать коммуникативные навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и подготовки руки к письму.

Задачи:  

1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

* ориентация на листе;

*ориентация в пространстве на примере собственного тела.

3. В процессе работы  над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

* произвольного внимания;

* логического мышления;

* памяти и речи детей

4. Формировать навыки учебной деятельности:

* умение действовать по словесным инструкциям;

* контроль за собственными действиями.

5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных  на развитие мелкой моторики у дошкольников.

Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.

  Ожидаемые результаты:

увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной  и выразительной;

возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;

у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

родители стали единомышленниками с педагогами в ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

родители  получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

 ЭТАПЫ ПРОЕКТА :

I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ   (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ)

ЗАДАЧИ:

Изучение  научно-методической литературы по теме исследования;

Изучение понятий касающихся темы проекта;  

Подбор диагностического материала;

Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

Создание предметно – развивающей среды;

 Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации  движения рук;

Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;

Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.

Диагностическое обследование тонкой моторики пальцев рук

у детей старшего дошкольного возраста (сентябрь 2013г.)

(начало года)

Графический  рисунок

Действия без предметов

п\п

Ф. и.  ребенка

возраст

Действия с предметами

Дифференцированность предметов

Высокий

уровень

Выше

среднего

уровня

Средний

уровень

Ниже среднего

уровня

Низкий

уровень

1

Олег А.

5 – 6 лет

низкий

2

Полина Б.

5 – 6 лет

Ниже среднего

3

Полина Г.

5 – 6 лет

низкий

4

Вячеслав Е.

5 – 6 лет

Ниже

среднего

5

Анастасия К.

5 – 6 лет

средний

6

Данил К.

5 – 6 лет

низкий

7

Данил Н.

5 – 6 лет

Ниже среднего

8

Артём С.

5 – 6 лет

Выше среднего

9

Ильназ Ш.

5 – 6 лет

низкий

10

Эвелина М.

5 – 6 лет

низкий

Высокий уровень - 0%                  Ниже среднего -   30%

Выше среднего -10%                      Низкий уровень – 50%            

Средний - 10%                                            

Во время проведения диагностического обследования у детей  уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук опиралась на следующие источники:

« Коррекционно – педагогическая работа» Е. М. Мастюкова, «Развитие и воспитание дошкольника». Москва 2004.

«Справочник логопеда» М. А. Поваляева «Феникс» Ростов-на-Дону 2002.

«Дифференциальная диагностика» Л. С. Рычкова, Г. Н. Лаврова.

Проведённое диагностическое  (диагностика прилагается) обследование в начале учебного года показало, что 50% детей  старшей группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики  и координации движения рук, 10% детей –  среднего уровня,  30% детей – ниже среднего уровня, и всего 10% - выше среднего уровня развития.

Решая задачи развития мелкой моторики,  созданы необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:

·         пазлы «Азбука», «Игрушки», «Формы», «Звери»;

·         «Геометрические бусы»;

·         «Кубики в картинках»;

·         «Цветные столбики»;

·         Пирамидки разных размеров;

·         Вкладыши – чашечки;

·         Мозаика разных размеров;

·         Счётные палочки;

·         Пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Репка»;

·         мелкая мозаика;

·         мелкий конструктор;

·         разрезные картинки;

·         рабочие тетради «Прописи – готовим руку к письму»;

·         модули с прищепками;

·         клавиатура  старого  компьютера, кнопочный  телефон – для  развития  дифференцированных  движений  пальцев  рук;

·         шаблоны (лекала)  по  лексическим  темам – для  обведения, раскрашивания, штрихования;

·         информационные стенды для родителей, консультации:

     «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного     возраста», «Почему проводить с детьми речевые пальчиковые игры и упражнения», «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком речевые и пальчиковые игры».

            В группе все игровые компоненты должны находиться в свободно – доступном для детей месте и вызывать у детей желание и интерес играть с ними.

            Были разработаны и изготовлены следующие пособия, игры на развитие мелкой моторики:

·         коробки с сортировкой цветных камушков;

·         «волшебные мешочки» с мелкими предметами и буквами;

·         шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

·         мешочки с крупами (фасоль, рис, горох) – для ощупывания;

·         зона для развития мелкой моторики и упражнений с сыпучим материалом

·         коробки с прорезями для крышек разного размера;

·         вкладыши для цилиндров с подходящими по размеру отверстиями;

·         коробочки для перекладывания и сортировки природного материала;

·         разрезные картинки по лексическим темам

·         созданы условия для ручного труда, оригами, изготовление поделок из природного материала.

·         шнуровка (огород, жучок, гриб, ёж, паровоз, пальма, корабль).

II этап - ОСНОВНОЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА (ОКТЯБРЬ – МАЙ)

ЗАДАЧИ:

Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений, массажа с детьми;

Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

Разучивание стихов, потешек;

Оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок для родителей;

Изготовление дидактических игр, пособий для развития крупной и мелкой моторики;

Разучивание с детьми игр и упражнений и применение  пальчиковой гимнастики во время досуга, в процессе непрерывной  образовательной деятельности;

Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики».

Основной этап реализации проекта

(практический)

      Приступая к реализации задач второго этапа проекта, был составлен перспективный план проведения мероприятий по развитию мелкой моторики.

Перспективное планирование  игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы в разных видах деятельности.

сентябрь

1  неделя

2      неделя

3    неделя

4      неделя

П.Г. « Кулачок- ладошка»

П.И. « Большой - маленький»

М.М. модули с прищепками.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Яичко»

П. И. «Петушок»

М.М. коробка для крышек разного размера.

Массаж «Орешек»-

Покатаем с горки.

П.Г. «Гнездышко»

П.И. «Гей, чем дом»

М.М. сыпучий материал.

Сортировка природного материала.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Коготки»

П.И. «Кошечка»

М.М. коробка с шариками разного размера.

Массаж «Орешек»-

Карусель».

октябрь

П.Г. «Пчела»

П.И. « Ай, ду- ду»,

 «Овощи».  

М.М. мелкий конструктор

«Лего»,  шнуровка  «Жучок»

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Рыбка»

П.И. « Осень»

М.М. вкладыши- чашечки.

Шнуровка «Огород»

Массаж «Орешек»- погреем ручки.

П.И. « Очки»,  « Бинокль»

П.И. « Напёрсток»

М.М. сыпучий материал  перекладывание бобов из одной ёмкости в  две маленькие.

П.Г. «Гора»

П.И. «Дождик»

М.М. вкладыши- пирамидки,  «Мозаика»

Массаж «Гнёздышко».

 ноябрь

П. Г. «Пальчики здороваются»

П.Г. «Гусь»

П.И. «Пальчики»

М.М. шнуровка «Дерево»

Игры со счётными палочками..

П.Г. «Домик»

П.Г. «Мишка»

П.И. «Дом»

М.М. выкладывание «Разрезные картинки»

Игры бусинки – горошки..

П.Г. «Человечек»

П.Г. «Ножницы»

П.И. «Наша группа»

М.М. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Коза и козлёнок»

П.Г. «Зайчик»

П.И. «Башня»

М.М. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.

Массаж с цилиндром.

декабрь

П.Г. «Пальчики бегут».

П.Г. «Пальцы вместе - пальцы  врозь».

П.И. «Дружные пальчики».

М.М. блоки с цилиндрами – вкладышами.

Массаж – кольцо, карандаш..

П.Г. «Оленьи рога».

П.Г. «Волк».

П.И. «Наша группа».

М.М. мешочки для ощупывания с различными крупами.

Пальчиковой бассейн.

П.Г. «Орёл».

П.Г. «Улитка».

П.И. «Каша»

М.М. сыпучий материал – пересыпание ложкой земли, песка, переливание жидкости из кувшина в кувшин.

Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.

П.Г. «Братья».

П.Г. «Деревья».

П.И. «Пирог».

М.М. перекладывание, сортировка; ракушки, камушки.

Пальчиковый бассейн.

январь

П.Г. «Семья».

П.Г. «Ёлочка».

П.И. «На ёлке».

М.М. игрушки – юла, волчок.

Шнуровка «Мы обедаем».

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Кусаем пальчиками».

П.Г. «Весёлые маляры».

П.И. «Новые кроссовки».

М.М. сортировка, перекладывание природного материала.

П.Г. «Мебель».

П.И. «Домик».

М.М. ящик для рисования на манке.

Рамки с застёжками.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Лодочка».

П.Г. «Солнце».

П.И. «Лебёдушка».

М.М. шнуровка, «Паровоз», «Корабль».

Фигуры – вкладыши.

Массаж с цилиндрами.

февраль

П.Г. «Петух».

П.Г. «Курочка».

П.И. «Бурёнушка».

М.М. складывание салфеток, платочков – сворачивание и разворачивание.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Лиса»

П.Г. «Зайки»

П.И. «Кролик»

М.М. коробочки с сортировкой цветных предметов.

Массаж с мячиками.

П.Г. «Белка».

П.Г. «Волк»

П.И. «Есть у каждого свой дом»

М.М. сыпучий материал – ёмкость с пшеном и спрятанными в ней  мелкими игрушками.

Игры с бумагой.

П.Г. «Щенок лает».

П.Г. «Коготки».

П.И. «Собачка».

М.М. по – разному открывающиеся коробочки, футляры, кошельки.

Игры со счётными палочками.

 март

П.Г. «Цветки».

П.Г. «Стираем платочки».

П.И. «Весна».

М.М. пуговицы,  проволока, леска, бусины – украшение.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Филин».

П.Г. «Весёлые ладошки».

П.И. «Дрозд – дроздок».

М.М. шнуровка  «Пальма», «Грибок».

Массаж с кольцами.

П.Г. «Осьминог».

П.Г. «Рыбка».

П.И. «Акула».

М.М. раскладывание бусин пинцетом в чашечки.

Рисование палочкой на подносе с песком.

П.Г. «Ёж».

П.Г. «Крючочки».

П.И. «Замок».

М.М. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.

Пальчиковый бассейн.

апрель

П.Г. «Семья».

П.Г. «Повар».

П.И. «Машина каша».

М.М. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями.

Рамки с застёжками.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Качели».

П.Г. «Корзиночка».

П.И. «Котята».

М.М. рамки с застёжками.

Массаж с мячиком.

П.Г. «Паук».

П.Г. «Улитка с усиками».

П.И. «Где обедал воробей».

М.М. составление целого из частей. Мозаика.

Пальчиковый бассейн.

П.Г. «Веник».

П.Г. «Зоопарк».

П.И. «Прогулка».

М.М. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом, сортировка камушек по цвету, размеру.

май

П.Г. «Пальчики разбежались».

П.И. «Рыбка».

М.М. модули с прищепками.

Шнуровка: «Сыр», «Незнайка».

Пальчиковый бассейн.

Игры со счётными палочками.

П.Г. «Деревья».

П.Г. «Цветы».

П.И. «Мартышки и книжки».

М.М. шумящие коробочки.

Мелкая мозаика.

П.Г. «Зоопарк».

П.И. «Травка – муравка».

П.И. «Тили – Бом».

М.М. мешочки для ощупывания с крупами.

Сыпучий материал: пересыпание ложкой.

П.Г. «Братья».

П.Г. «Весёлые ладошки».

М.М. складывание, сворачивание, разворачивание салфеток.

Пальчиковый бассейн.

Для обогащения предметно – развивающей среды были изготовлены  дидактические игры и пособия для развития мелкой и крупной моторики рук.

·         рамки с застёжками (пуговицы, молния, ленты, шнуровка, кнопки)

·         футляры с предметами – секретиками (по-разному открывающиеся коробочки, кошельки)

·         сортировка пуговиц по цвету и размеру

·         мячи (колючие, рифлёные, плюшевые, вязаные)

·         пробки от пластиковых бутылок, разного цвета – для запоминания цветов,  просверленные посередине для нанизывания бус

·         аппликаторы «Кузнецова», коврики  типа «травка» для массажа ладоней

·         пальчиковый « сухой бассейн» с игрушками «киндер – сюрпризов»

·         грецкие орехи, цилиндры, кольца – для самомассажа кистей рук

·          пополнена картотека пальчиковой гимнастики, игр, упражнений.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная деятельность педагогов и родителей.

Поэтому задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Пальчиками играем - речь   развиваем », были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры»

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

·         перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнений, но и  создаст необходимый эмоциональный настрой;

·         выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

·         при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

·         выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребёнка;

·         не ставьте перед ребёнком сразу несколько сложных задач

·         ( к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен,  и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

·         вначале дети испытывают  затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения пассивно и постепенно, с помощью взрослых;

·         никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание ) или поменяйте игру;

·         стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи;

·         сгибая – разгибая ребёнку пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете  импульсы в его речевые центры;

·         развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что карандаш (ручку), конечно, держат всего три пальца (большой, указательный, средний), но в упражнениях мы  задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь;

·         в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;

·         независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрёстная:  правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;

·         речь – неизолированная  единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга:  стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое);

·         распределяем энергию равномерно (уставшее возбуждённое полушарие затормозит, незадействованное – проснётся, активизируется).

На семинаре – практикуме   «Чем больше умеет рука, тем умнее её обладатель» предложены родителям виды работ по коррекции мелкой и общей моторики:

1. работа с пуговицами (застёгивание и расстегивание пуговиц разного размера), выкладывание пуговиц – выбрать самую маленькую и положить слева, выбрать самую большую и положить справа, среднюю по центру, впереди от себя и т. д., разложить от большой к маленькой пуговицы по порядку. Эта работа корригирует ещё и пространственную ориентацию, на нитку наденьте 3, 2, пуговицы, сколько осталось?;

2. работа с природным материалом – выложить из палочек ствол дерева, из крылаток  ветки дерева; соберём 2 пальчиками крылатки и уберём в коробочку, посчитаем, разложим на кучки, по тарелочкам семена ясеня, клёна, ольхи, рябины, дуба и т. д. (можно придумывать разные задания);

3. работа со скрепками, (посчитать, составить геометрические фигуры);

4. работа с крупами, шнуровками, счётными палочками, бусинками;

5. рисование водой на доске, скатывание шарика из бумаги, выполнить рисунок на доске из шариков, предварительно обмакнув шарики в воду;

6. узоры из спичек или счётных палочек:

«Квадрат» (четыре палочки сложил и квадратик получил)

«Треугольник» (у треугольника три стороны и они могут быть разной длины)

«Кубик» (у кубика много сторон, можно построить из кубиков дом)

«Трапеция» (трапеция больше на крышу похожа, юбку рисуют трапецией тоже; взять треугольник и верх удалить – трапецию можно и так получить)

«Прямоугольник» (прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще, рисуем смелее)

«Звёздочка» (звёзды нам с небес сияют, ночью путь нам освещают)

«Мост» (мост построим через реку для машин и человека).

            На основе рекомендаций А. А. Бирюкова были разработаны три комплекса упражнения самомассажа: предложены родителям для изучения.

- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

-  Самомассаж ладоней.

-  Самомассаж пальцев рук.

Рекомендации по проведению упражнений каждого из трёх комплексов:

u  Дети действуют подушечками четырёх пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперёд – назад, смещая кожу примерно на 1 см., постепенно передвигают их к  лучезапястному суставу (пунктирное движение).

«Утюг»

Утюгом разгладим складки, будет всё у нас в порядке,

Перегладим все штанишки зайцу, ёжику и мишке.

u  Ребром ладони дети имитируют  «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, ребёнок сидит.

«Пила»

Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!

u  Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

«Тесто»

Тесто месим, тесто мнём, пирогов мы напечём

И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?

u  Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, ребёнок сидит. Поглаживание.

«Мама»

По головке мама гладит сына – малолеточку

Так нежна её ладонь, словно вербы веточка.

Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы и меня не позабудь!

u  Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

u  «Тёрка»

Дружно маме помогаем, тёркой свёклу натираем,

Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!

u  Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

«Дрель»

Папа в руки дрель берёт, а она жужжит, поёт,

Будто мышка – непоседа в стенке дырочку грызёт.

u  Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, ребёнок сидит. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

«Клещи»

Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.

Может, что – нибудь и выйдет, если постараются!

u  Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

«Барашки»

На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.

Целый день всё: «Бе да бе», носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди.

Утром сняли бигуди, попробуй гладкую найти,

Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.

Уж такая у них мода, у бараньего народа.

u  Движения, как при растирании замёрзших рук.

«Морозко»

Заморозил нас Морозко, влез под тёплый воротник,

Как воришка, осторожно в наши валенки проник.

Во второй половине учебного года родители были ознакомлены с игровыми упражнениями с использованием массажёров и мячей маленького размера. Массажёры представляют собой полусферы из пластмассы или резины с бугристой поверхностью.

                                             

      «Урок»

Нажимаем на звонок, начинается урок: дзинь, - дзинь

1.Ребёнок поочерёдно нажимает подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажёра.

Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.

Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажёра, делая движения «вперёд – назад».

И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.

Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажёра круговым движением.

А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,

Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.

Ребёнок поочерёдно подушечкой каждого пальца «пробегает по дорожке» массажёра по направлению к себе.

Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.

Упражнения повторяются.

И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.

Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзинь, дзинь.

2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей, грецких орехов:

Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,

Что – бы пальцы никогда не боялись бы труда!

3.Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

                                               «Футбол»

Поиграем мы в футбол и забьём в ворота гол!

Палец большой за ворота – горой!

Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!

Средний – точно уж герой, забивает головой!

Безымянный, вдруг споткнулся и с досады промахнулся!

Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!

  Понимание  родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей в школе.

Предлагаемая литература в помощь родителям:

Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». – СПб., 2003г

«Пальчиковые игры». – СПб., 2005г

Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.

Альбомы – развитие мелкой моторики:

«Привет, ладошка!», «Мой мизинчик, где ты был?», «Вышли пальчики гулять» «Здравствуй, как живёшь?»  ид. «Карапуз»

Занимайтесь, играя по 10-15 минут, возвращайтесь к уже знакомому и освоенному.  Ободряйте ребёнка и хвалите за любое правильное и неправильное  движение.

 III.   этап -  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май)

диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;

анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;

разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки;

презентация проекта на итоговом педагогическом совете;

размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Результаты диагностики:

Диагностическое обследование

тонкой моторики пальцев рук

у детей старшего дошкольного возраста

(май   -    2014 года

 

 

Высокий уровень  -  20%  

Выше  среднего уровня -     20%                                

Средний уровень  -  50%

 Ниже среднего уровня -   10%

  Низкий уровень  -  0%

Проведённое диагностическое обследование в конце учебного года показало рост уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук у детей старшего дошкольного возраста. Средний уровень развития повысился на 30%,  20% детей вышли на высокий уровень. Низкий уровень – отсутсвует.

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительной динамики. Усовершенствовалось умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Улучшилась память и речь. Многие дети научились застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, чего не было в начале года. Отмечалась положительная реакция  и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики и игр, дети проявляли желание и интерес в выполнении упражнений на развитие мелкой моторики рук.

Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность данного проекта.

Выводы:

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:

            Совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов.

Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей, при подготовке к школе.

            Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

            Таким образом, в результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры».  СПб.,2003.

А.Е. Белая В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва: «Профиздат», 2006.

А. Хвастовцев «Умные ручки». Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.

Т. Ю. Бардышева «Развитие мелкой моторики».Издательский дом «Карапуз» 2012.

Пальчиковая гимнастика и игры по методике Е. Железновой.

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» Москва «Классик»,2008.

Дефектология   N – 3 – 1994г.

Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду: Методическое пособие. –М.: Мозаика- Синтез, 2011.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

О. Жукова «Развитие ручной умелости – основа будущего развития ребёнка» Научно-практический журнал предшкольной подготовки детей» № 2, 2009.

Н. Г. Медведева «Как подготовить руку ребёнка к письму», журнал Современный детский сад № 5, 2009.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики

Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ РУК С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Перспективное планирование содержит упражнения по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой моторики и коорд...