«Литературная гостиная. Саша Черный и Даниил Хармс»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Мероприятие - «Литературная гостиная. Творчество Саши Черного и Даниила Хармса» - направлено на воспитание интереса к поэзии, ознакомлению с новым понятием «литературная гостиная».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.docx | 48.84 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 26)
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы
«Литературная гостиная. Саша Черный и Даниил Хармс»
Составитель Подгорных Н.Г., воспитатель
1 квалификационная категория
Санкт – Петербург
2018
Цель: развитие умения детей сравнивать и анализировать произведения поэтов Саши Черного и Даниила Хармса.
Задачи:
Образовательные –
- закреплять представления детей о творчестве поэта Саши Черного;
- познакомить детей с творчеством поэта Даниила Хармса;
- познакомить детей с литературной гостиной;
- формировать способность детей выразительно читать стихотворения, передавая настроение героев;
Развивающие –
- способствовать развитию двигательных навыков и выразительности речи в передаче образов героев;
- развивать доказательную речь детей;
- развивать способность к целостному восприятию произведения;
- развивать коммуникативные навыки: умение взаимодействовать друг с другом, эмоционально откликаться на литературные произведения;
- развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности.
Воспитательные -
- воспитывать интерес детей к поэзии, желание выразительно читать стихи;
- воспитывать культуру восприятия поэзии;
- создать эмоционально-радостное настроение, как результат совместной деятельности.
Коррекционные –
- развивать целостное восприятие детей при составлении целого изображения из частей;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать творческое восприятие и мышление детей.
Тип НОД: комплексный
Интеграция образовательных областей: познавательное , художественно-эстетическое и физическое развитие.
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная.
Материалы и оборудование:
- пазлы с персонажами стихов Саши Черного: слона, куклы, девочки-плаксы, гнома;
- фотография поэта Саши Черного; фотографии А.Барто, Б.Заходера, С.Михалкова, Д.Хармса.
- кукла;
- схемы эмоций;
- мяч;
- шапочка - маска слова и кепка;
- костюм гнома
Музыкальный материал:
- П.И.Чайковский «Осенняя песня»
- Л.В.Бетховен «Весело-грустно»
Оформление зала и оборудование:
В части зала расставлены диваны и кресла, торшер с мягким светом, в стиле литературной гостиной; по одной из сторон зала расставлены 4 мольберта, рядом с которыми расположены небольшие столы.
Организация детей на НОД: фронтальная и подгрупповая
Предварительная работа:
- знакомство детей с творчеством поэта Саши Черного;
- чтение и разучивание наизусть стихотворений Саши Черного;
- организация выставки книг Саши Черного;
-организация выставки рисунков детей, совместно с родителями, по любимым произведениям Саши Черного.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Часть ОД | Время | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть | 3-4 минуты | Звучит спокойная музыка П.И.Чайковский «Осенняя песня» - Как вы думаете, куда мы попали? - Мы с вами оказались в литературной гостиной. Еще со времен Александра Сергеевича Пушкина в таких гостиных собирались известные и интересные люди, знакомили посетителей со своим творчеством, обсуждали возникающие вопросы, спорили, высказывали свое мнение о том или ином произведении искусства. | Дети входят в зал, здороваются с гостями и рассаживаются по местам - Предполагаемые ответы детей: в каф, в гости, к друзьям… - Восприятие рассказа воспитателя |
- Как вы думаете, кто мог посещать такую гостиную в нашем городе? | Предполагаемые ответы детей: писатели и композиторы, о которых дети знают | ||
- Сегодня я хочу поговорить с вами о двух поэтах. Кто из них первый – догадайтесь сами. | |||
Включается свет в зале, педагог проверяет все ли дети хорошо видят) | Зрительная гимнастика: дети закрывают глаза, моргают | ||
Основная часть Закрепление представлений детей о творчестве Саши Черного | 10-11 минут | - Для того, чтобы узнать о ком пойдет речь, вам надо собрать части пазлов с изображением героев произведений этого поэта. | Дети делятся на 4 группы по 3 человека и выполняют коллективную работу по сбору пазлов с изображением героев стихотворений С.Черного : слона, куклы, девочки-плаксы, гнома. |
- Какой поэт написал стихи про этих героев? | - Это герои произведений Саши Черного | ||
- Посмотрите на его фотографию и расскажите, что вы можете вспомнить об этом поэте? | - Поэт и прозаик Саша Чёрный родился в Одессе, в довольно большой семье с пятью детьми. Его настоящее имя - Александра Михайловича Гликберг. На удивление, в семье было двое мальчиков, которых звали одинаково — Саша, однако один был светловолосым и потому его называли «белым», а другой тёмноволосый - его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима поэта. Жил он в Санкт-Петербурге, Германии, Литве. | ||
- Как много вы знаете и вспомнили о поэте. Когда Саша был маленький, мама часто пела ему колыбельные песни, он их очень любил. Одно из стихотворений поэта называется «Колыбельная для куклы». Давайте попросим Диану его исполнить. | - Девочка, с куклой в руках исполняет стихотворение | ||
- Дети, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Почему? | Предполагаемые ответы детей: умиротворенное, спокойное, потому , что подобраны такие слова и выражения | ||
- Отметьте те эмоции, которые у вас вызвало это стихотворение | Дети ставят значки схем-эмоций к собранному пазлу «Кукла» | ||
- Когда Саше исполнилось 9 лет, он поступил в гимназию. Уже тогда он писал стихи. Больше всего ему нравилось писать о животных. Кто хочет из вас прочитать по ролям стихотворение «Слон». | Двое детей читают стихотворение по ролям. | ||
- Как вы думаете, почему же слону так грустно? - А какое настроение будет у Слона после общения с мальчиком? - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? | Предполагаемые ответы детей: слон оказался в клетке, а не на воле. Предполагаемые ответы детей: надежда на свободу, уверенность. Предполагаемые ответы детей: жалость к животному, желание ему помочь | ||
Поставьте символ к иллюстрации. | Дети ставят значки схем-эмоций к собранному пазлу «слон» | ||
- Вы помните, что в семье Саши было пятеро детей. Одной своей сестре он посвятил стихотворение «Плакса». Вы его помните? Хочет ли кто-нибудь его прочитать? | |||
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Поставьте символ к иллюстрации. | Дети ставят значки схем-эмоций к собранному пазлу «Плакса» | ||
- О каком герое мы еще не поговорили сегодня? - Мы с Лизой подготовили для вас сюрприз. | - Мы не говорили о гноме Скруте | ||
Физминутка «Скрут» | 2-3 минуты | Дети выполняют физкультминутку -то живет под потолком? (приседаю и выпрямляются) - Гном -У него есть борода? (показывают бороду) - Да! И манишка, и жилет? - Нет! (отрицательные движения головой и руками) -Как встает он по утрам? - Сам! (потягиваются) - Кто с ним утром кофе пьет? - Кот! (показ движений кота) - И давно он там живет? - Год! (показывают указательный палец) - Кто с ним бегает вдоль крыш? - Мышь! (имитация движения мыши) - Ну,, а как его зовут? - Скрут! (показывают на ребенка в костюме) - Он капризничает, да? - Ни-ког-да! (хлопают в ладоши) | |
- Мы с вами читали много стихотворений Саши Черного. Какие же они? Что вы можете о них сказать? Какие чувства эти произведения вызывают у вас? | Предполагаемые ответы детей: это добрые, умные, спокойные, размеренные стихи. | ||
Знакомство с поэтом Дниилом Хармсом | 10-11 минут | Сегодня в нашу литературную гостиную придут герои еще одного поэта. «Жил человек рассеянный Сел он утром на кровать, Надевать он стал пальто Вместо шапки на ходу Когда Самуил Маршак писал это стихотворение, он имел в виду одного своего друга, тоже поэта. Сегодня мы попробуем составить портрет этого необычного человека, слушая его стихи. Этот поэт жил в Ленинграде (так раньше назывался наш город), в детстве очень любил пошалить. Звали его Даня Ювачев. Когда он стал взрослым, в любую погоду он ходил в шляпе, с зонтиком и в гетрах. Свои стихи он подписывал псевдонимом Даниил Хармс. | Восприятие стихотворения и рассказа воспитателя |
- Хочу вам предложить игру по одному из стихотворений Хармса «Я захотел устроить бал…» Я буду произносить текст стихотворения и перекидывать кому то из вас мяч, чтобы вы договорили последнее слово в строчке. Я захотел устроить бал И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости....
Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли, То даже крошек... | - Игра с мячом [позвал] [пирог] [не идут] [откусил] [съел] [не нашли] | ||
- Какое по настроению это стихотворение? Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Поставьте символ на свободный фланелеграф. (педагог выставляет иллюстрацию к стихотворению) | Предполагаемые ответы детей: стихотворение веселое, озорное, смешное, хочется смеяться. Дети ставят значки схем-эмоций на свободный фланелеграф | ||
А теперь послушайте, какое стихотворение Хармс сочинил однажды. Я буду его читать, а вы отбивайте ритм ногами – сначала мальчики, потом – девочки, а затем – все вместе. «Шел по улице отряд - сорок мальчиков подряд: раз, два, три, четыре и четырежды четыре, и четыре на четыре, и еще потом четыре. В переулке шел отряд - сорок девочек подряд: раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, и четыре на четыре, и еще потом четыре. Да как встретилися вдруг - стало восемьдесят вдруг! Раз, два, три, четыре, и четыре на четыре, на четырнадцать четыре, и еще потом четыре. А на площадь повернули, а на площади стоит не компания, не рота, не толпа, не батальон, и не сорок, и не сотня, а почти что МИЛЛИОН! Раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, сто четыре на четыре, полтораста на четыре, двести тысяч на четыре! И еще потом четыре! Всё» | Маршируют мальчики Маршируют девочки Маршируют все | ||
- Скажите, можно слушать такое стихотворение спокойно, сидя на стуле? Почему? | Предполагаемый ответ детей: это стихотворение спокойно слушать нельзя, под него хочется выполнять движения | ||
Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение? Поставьте символ на свободный фланелеграф. (педагог выставляет иллюстрацию к стихотворению) | Предполагаемые ответы детей: вызвало радость, желание поиграть, пошалить Дети ставят значки схем-эмоций на свободный фланелеграф | ||
Звучит грустная музыка, плавно переходящая в веселую Л.В.Бетховена «Весело – грустно» | Ответы детей | ||
Послушайте еще одно стихотворение Даниила Хармса и подумайте – подходит ли это музыкальное произвведеииие к стихотворению? «Несчастная кошка порезала лапу - Сидит, и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу Воздушные шарики надо купить! И сразу столпился народ на дороге - Шумит, и кричит, и на кошку глядит. А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит!» - Что вы представили, слушая эту музыку? | |||
- А вы можете показать больную кошку? | Показ детьми | ||
- А какая кошка стала после появления воздушных шариков? | Предполагаемые ответы детей: веселая, радостная | ||
- Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение? Поставьте символ на свободный фланелеграф. (педагог выставляет иллюстрацию к стихотворению) | Предполагаемые ответы детей: оно вызвало смех, радость, удивление и немного грусть Дети ставят значки схем-эмоций на свободный фланелеграф | ||
- Как вы думаете: каким должен быть человек, написавший такие замечательные стихи? | Ответы детей | ||
-Попробуйте найти портрет Даниила Хармса среди этих людей. Докажите, что это он. | Дети рассматривают портреты А.Барто, С.Михалкова, Б.Заходера, Д.Хармса. Делают вывод о портрете Д.Хармса: мы думаем, что это портрет поэта, потому, что он загадочный, улыбчивый, ходит в шляпе | ||
Заключительная часть | 2-3 минуты | Педагог предлагает детям занять места на диванах, свет приглушается, ведется заключительная беседа - Мы сегодня говорили с вами о двух поэтах- Саше Черном и Данииле Хармсе? | |
- Что общего у этих людей? | - Они оба были поэтами, оба творили под псевдонимом, писали хорошие стихи. | ||
- Какое настроение передавали поэты в своих стихах? | - Ответы детей | ||
- Чьи стихи вам понравились больше? Почему? | - Ответы детей | ||
- Наше посещение литературной гостиной на сегодня закончено. Но мы не прощаемся с поэзией – я приглашаю вас в прекрасную страну стихов Даниила Хармса, где нас ждет еще много открытий. | |||
Дети прощаются с гостями и уходят из зала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный досуг Саша Черный
Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного....
Работа с родителями.Сценка на Рождество Христово Саши Черного
В документе представленно стихотворение Саши Черного " Рождественнское" с фотоотчетом. И комплекс гинастика на каждый день....
Конкурс чтецов по произведениям Даниила Хармса
Конспект может быть использован воспитателями младшего и среднего дошкольного возраста для итогового занятия по творчеству Даниила Хармса....
Презентация к стихотворению Саши Черного "Рождественское"
Использование инновационных технологий в логопедии. Автоматизация звука Р и Рь в стихотворении. Иллюстрированный материал - наглядное пособие (Презентация). С таким пособием заучивание наизусть ...
Презентация для дошкольников о творчестве Даниила Хармса
Краткая биография и обзор творчества писателя Даниила Хармса...
Даниил Хармс "Очень - очень вкусный пирог"
Конспект заняти по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»...
- Мне нравится (1)