Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь детей (используя диалог), умственную активность, творческие способности. Воспитывать у детей сочувствие, желание помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Белгород, МДОУ д/с №36 «Росинка» Собакина Татьяна Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Росинка»
Конспект занятия по развитию речи
«Сказка ложь, да в ней намек…»
(Старший возраст)
Подготовила воспитатель
МДОУ д/с №36 «Росинка»
г. Белгорода Т.Н.Собакина
2011год
Сказка ложь, да в ней намек…
Программное содержание:
Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения, осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширять знания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами; развивать речь детей (используя диалог), умственную активность, творческие способности. Воспитывать у детей сочувствие, жела ние помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.
Материал: Лиса (игрушка пальчикового театра), магнитофон, маски: лиса, заяц, еж, медведь, листы бумаги – экранчики (ТРИЗ), карандаши, проблемные ситуации.
Предварительная работа: слушание сказок, разучивание р.н. песенки «Тень, тень, потетень», решение проблемных ситуаций.
Использование активных методов: элементы проблемности, исследовательский поиск, творческое решение, систематизация полученных знаний, описание событийных явлений, самостоятельная работа дошкольников.
Ход занятия
Организационный момент. Воспитатель с пальчиковой игрушкой лисы: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг). Воспитатель сообщает, что лисичка приглашает совершить путешествие по сказкам, но на чем мы отправимся? (предложения детей, выбираем автобус). Прошу спокойно занять места, без шума и суеты.
Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…», путешествие начинается.
Первая остановка «Подумаем вместе». Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие русские народные сказки с участием лисы они знают. («Колобок», «Тере мок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».) Какой в сказках бывает лиса — чест ной или нечестной (обманщицей), доброй или злой, умной или глупой, хитрой или простодушной. Вместе с детьми делают вывод, что лиса в сказках чаще всего бывает хитрой и всех обманывает.
Воспитатель. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. На пример: лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса. Лисичка предлагает поиграть: я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное»: Миш ка (косолапый), Петушок (золотой гребешок), Кощей (бессмертный), зай чишка (трусишка), волчок (серый бочок), избушка (на курьих ножках), тра вушка (муравушка)…
Воспитатель. Вы хорошо справились с первым заданием, поехали дальше (звучит р.н. мелодия «Калинка»)
А вот и следующая остановка. Какую музыку вы только что слышали? (От веты детей.) Правильно, песню «Ка линка». Вот о русских народных пес нях мы и поговорим, а остановка на зывается «Песенная». Всегда русский народ любил песни, веселые и груст ные, они помогают работать и отды хать.
Песню можно не только спеть, но и сыграть. Вам знакома народная песня «Тень, тень, потетень»? Давайте ее вспомним. Эту песенку дети разыгрывают, как маленький спектакль (воспитатель одевает детям маски: лисы, зайца, ежа-2, медведя), затем включает за пись песни «Тень, тень, потетень». Все дети поют параллельно с записью, а «дети-герои» отвечают диалогом и имитируют движения зверей. (Приложение 1)
- Молодцы! (воспитатель благодарит их за хорошее исполнение ролей.)
А теперь давайте попрощаемся с остановкой «Песенная» и отправимся дальше.
Звучит тихая музыка, дети хором произносят текст с движениями «Автобус». (Приложение 2)
Остановка «Реши проблему» (Приложение 3)
Следующее задание: я читаю отрывок, а вы должны решить что делать? (решение проблемных ситуаций)
Воспитатель. Вы очень хорошо справились и с этим заданием, нам пора дальше (звучит му зыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»). Впереди у нас остановка «Прояви смекалку». Мы с вами во время путешествия вспомнили очень много сказок. А сейчас вы сами будете сочинять сказку. Садитесь за столы. Вы должны придумать сказку и ее нарисовать. Сказка начинается: «Испекла старуха колобок»… (раскадровка)
Дети рисуют в экранчиках сказку. (Приложение 4)
После этого предлагаю детям провести коллективный пере сказ сказки «Колобок». (При пересказе каждый ребенок говорит по 1-2 предложения, жестом показываю детям, чья очередь).
Воспитатель. Вы замечательно справились со всеми заданиями, которые для вас подготовила лисичка, но ей пора возвращаться назад в сказку, а нам в детский сад. Лисичка опрашивает детей, что им больше всего понравилось и запомнилось. (Дети прощаются с лисичкой и садятся в автобус. Под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем…» путешествие завершается).
Приложение 1
Русская народная песня «Тень, тень, потетень»
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса».
Похвалялся зайка:
«Поди, догоняй-ка».
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши».
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь».
Приложение 2
«Автобус»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим (покачиваемся)
И из окошечка глядим
Всё глядим! (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны)
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот («скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони)
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт? (пожимаем плечами)
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!( выполняем круговые движения руками впереди от себя)
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик! (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»)
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип! («крутим руль» и бибикаем)
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот! (подпрыгиваем)
Приложение 3
Решение проблемных ситуаций
«Помоги Золушке»
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатывать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапочка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапочек. Но что ей с ними делать?
Приложение 4
«Раскадровка» ТРИЗ
Фрагмент сказки «Колобок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок"
На данном занятии развиваются нравственные чувства, активизируется культура речи, умение излагать свои мысли...
Конспект НОД "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"
Конспект НОД по театрализованной деятельности с детьми средней группы...
Конспект НОД "Сказка ложь, да в ней намек"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников...
Занятие «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» старший дошкольный возраст
На занятии представлена интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое разв...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК"
ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВЛЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ....
конспект НОД "Сказка ложь, да в ней намек, как вести себя - урок"
конспект в обр. обл. "Социально-коммуникативного развития". Цель: усвоение норм и ценностей, правил поведения на примере героев русских народных сказок о животных. Задачи: &l...
Открытое занятие "Сказка ложь, да в ней намек"
Конспект занятия для детей средней группы....