Конспект занятия по развитию речи "Весенняя карусель"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Необходимо уделять большое внимание умению детей работать в группах, парами, общаться между собой; т.к. это наиболее актуально в работе с детьми-логопатами. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать детям определенные знания по развитию речи и ознакомлению с окружающим. И только благодаря предварительной работе, тесному взаимодействию с логопедом можно достичь определенных результатов.
Итогом этого является занятие по выявлению уровня сформированности знаний у детей по определенной лексической теме. Методы и приемы (игры, игровые упражнения и т.д.), которые используются на занятии помогают выявить уровень сформированности знаний и умений детей. Такие занятия показывают умения детей общаться в детском коллективе, работать в парах, помогать друг другу и радоваться за общий успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_karusel.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной коррекционной группе
ТЕМА: «ВЕСЕННЯЯ КАРУСЕЛЬ»
( ГМО воспитателей логопедических групп ДОУ г. Волжска)
Провела: Смирнова
Елена Владимировна,
воспитатель коррекционной
группы, 1категории.
г. Волжск
27.04.2011г.
Цель: Выявление уровня сформированности знаний у детей по теме «Весна» на основе систематизации и обобщения ранее полученных знаний.
Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:
- Уточнить и активизировать словарь по теме: «Весна».
- Совершенствовать грамматический строй речи.
2. Коррекционно – развивающие:
2.1. развивать зрительное внимание, восприятие, речевой слух, координацию речи с движением.
3. Воспитательные:
3.1. Формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, самостоятельности, инициативности.
Материал: картинки с изображением признаков весенней природы; карточки-лепестки с набором слов; кроссворды; мяч; карандаши; зонт-карусель; музыкальное сопровождение;маленькие карусели.
Предварительная работа: Знакомство с признаками весны; рассматривание альбома «Весна»; заучивание стихотворений: З.Александровой «Салют весне», Н. Найденовой «О весне», скороговорок; разучивание игры «Замечательный сосед»; игровые упражнения «Подбери словечко», «Назови одним словом»; загадывание загадок.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, держась ладошками друг с другом. Здороваются, затем перестраиваются из шеренги в круг.
Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Замечательный сосед». Согласны? Но вы помните, отвечает тот, кто стоит справа и полным предложением.
ВОПРОСЫ:
- назови сегодняшний день недели, число и месяц (ответ ребенка);
- к какому времени года относится месяц апрель? ( к весне);
- сколько у весны братьев-месяцев? (три). Назови их (март, апрель, май).
- с чего начинается весна? (солнышко пригревает сильнее, тает снег, появляются проталины, первоцветы, подснежники, начинается капель);
- изменились ли деревья? (деревья стоят голые, но можно заметить набухающие почки; начинается сокодвижение);
- что можно сказать о птицах? (на родину возвращаются перелетные птицы:…, они громко поют, стоят гнезда);
- что происходит на реке? (весенние ручьи стекают к реке, вода подо льдом прибавляется, лёд трескается, ломается. Начинается ледоход).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно ответили на все вопросы. Даже назвали такие сложные слова, которые можно разделить на два слова. Давайте еще раз скажем их: первоцветы, подснежники, сокодвижение, ледоход. (дети называют слова и объясняют, из каких двух слов они состоят).
Воспитатель: Умницы. Ребята, посмотрите, отвечая на вопросы, у нас получилась красивая весенняя картина. А мы с вами знаем стихотворение о весне. Паша, расскажи, пожалуйста, нам это стихотворение.
Мальчик читает стихотворение З. Александровой «Салют весне».
Воспитатель: Спасибо, Пашенька. Ребята, а как можно назвать весну? Какая она?
Дети называют слова-признаки к слову «Весна»: буйная, цветущая, радостная, смелая, звонкая, теплая, долгожданная, дружная, ранняя, поздняя, красивая, веселая, робкая, несмелая.
Надя: Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы добавьте в конце слово-отгадку:
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце –
Ну, конечно – это … (солнце).
Воспитатель: А теперь подберите слова-признаки к слову «Солнце». Какое оно?
Дети выполняют анологичное задание.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам послушать другую загадку:
Серебристый чей-то хвостик,
Целый день в лесу петлял.
А попал он к речке в гости
Растворился и пропал. (ручей).
Воспитатель: Конечно, ручей. Ребята, если ручей бежит, то он какой значит? (бегущий). Правильно, а если – журчит? (журчащий), а если – звенит? (звенящий), а искрится на солнце? (искрящийся). Молодцы, продолжайте, какой он еще бывает?
Дети: быстрый, смелый, весенний, веселый, лесной, звонкий, полевой, городской, озорной.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много слов подобрали. Слова-то все весенние, но не только мы можем говорить о весне.
Дети: читают стихотворение Н.Найденовой «О весне»:
О весне сказали нам
Песни из скворечника
И сережки желтые
На ветвях орешника.
О весне сказали нам
Воробьи драчливые,
Вербочки мохнатые,
Ручейки шумливые.
Бабочка-крапивница
На лесной проталинке.
Синие подснежники
Нежные и маленькие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, и в нашей группе появилась волшебная поляна с подснежниками. Какие они маленькие, нежные. Но, посмотрите, один подснежник какой-то особенный, я возьму его. И листочки у него не простые, а со словами. Можно я один листочек оторву? (отрываю листок, читаю слова, составляю предложение).
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам объединиться парами, взять по одному листочку и составить предложения из запутавшихся слов. А чтобы вы не мешали друг другу составлять предложения, разойдитесь по группе.
Дети самостоятельно выполняют задание. Затем вслух читают предложение.
Воспитатель: Вы просто молодцы, ребята, умницы! Какие правильные и красивые предложения составили.
Ну что ж, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и покататься на карусели. Только карусель у нас необычная, прежде чем сесть на карусель, мы должны назвать слово-родственник в семейку слова «ВЕСНА».
Дети называют однокоренные слова: весна – веснянка, веснушки, веснушчатый, весенний, весною, веснушчатость, вешние воды, весенняя.
Подвижная игра «ВЕСЕННЯЯ КАРУСЕЛЬ».
Воспитатель: Как весело мы покатались, правда, ребята! С приходом весны у нас и настроение поднимается, и игр больше становится. А праздников-то сколько весной бывает. Ребят, а какие весенние праздники вы знаете?
(8 марта, день смеха, день космонавтики, день победы, Пасха).
Воспитатель: а еще, ребята, весной в апреле бывает праздник – Всемирный день земли. Как вы думаете, почему даже у земли есть свой праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, нужно беречь нашу землю, ведь все мы с вами живем на земле, а она нас кормит. С древних времен люди оберегают землю и называют её ласково «земля-матушка», «земля-кормилица».
Я хочу предложить вам, ребята, подобрать родственные слова в семейку слова «ЗЕМЛЯ».
Дети: земелюшка, землица, земледелец, землянка, земляника, земляк, земной, земельный, наземный, подземный, землекоп, землетрясение, приземляться.
Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе есть несколько веточек с разных деревьев. Эта веточка с березы – значит она какая? (березовая); с тополя – тополиная, с клена – кленовая, с сирени – сиреневая.
Ребята, а что весной на деревьях появляются? (почки). А почки появляются на каких деревьях: на лиственных или хвойных? (ответы детей).
Саша: А я знаю скороговорку про деревья и почки: (читает спокойно, а затем темп увеличивается).
НА ДЕРЕВЕ – ПОЧКИ, ПОД ДЕРЕВОМ – БОЧКИ.
Воспитатель: Молодец, Саша! Я тоже хочу попробовать проговорить скороговорку (проговаривает). Дети, а теперь вы попробуйте.
(дети проговаривают по очереди скороговорку).
Ребята, раз мы с вами заговорили о почках, давайте их сосчитаем.
Дети считают и называют: на моей берёзовой ветке – четыре почки; на моей тополиной ветке – семь почек и т.д.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы, со всем справляетесь быстро и умело. Ну а сейчас я предлагаю вам разделиться на тройки, потому что хочу вам предложить более сложное задание – КРОССВОРД.
Он состоит из нескольких слов, но в нем есть главное слово, которое вы должны найти. А подсказкой вам будут зашифрованные слова, читайте их и вписывайте в пустые клеточки. Когда вы разгадаете кроссворд, то увидите ключевое слово. Приступайте.
Дети выполняют работу с кроссвордами за столами.
Воспитатель: Какое слово у вас получилось? ВЕСНА. Молодцы, ребята, умницы! О чем мы сегодня с вами разговаривали? О ВЕСНЕ. Как вы считаете, хорошо мы с вами сегодня потрудились и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Я очень рада за вас, ребята, потому что вы такие молодцы, так хорошо справлялись со всеми заданиями, что я хочу вам подарить на память о нашей весенней карусели маленькие сувенирчики – карусельки. Спасибо!
Оценка речевых умений у детей по лексическим темам.
Для оценки результатов используется методика обследования развития дошкольников О. С. Ушаковой.
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении по баллам. При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности оценки помогают выявить уровни речевого развития по отдельным разделам программы:
І- высокий уровень; ІІ- средний; ІІІ- ниже среднего.
3 балла ставятся за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, дающий правильные ответы по большинству диагностических заданий, допустивший незначительную неточность, принявший помощь педагога.
1 балл ставится ребенку, если он с большинством заданий не справился, демонстрирует непонимание задания.
Подсчет баллов позволяет выявить уровень усвоения материала, как по- отдельному, так и по несколько вместе взятых разделов программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Итоги обследования детей подготовительной группы.
Тема: «Весна»
№ | Ф.И. ребенка | словарь | Грамматические категории | Художествен- ное слово | баллы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
| ||||||||
Содержание исследования речевых умений детей по теме «Весна».
Активный словарь | Методические приемы | |
1. Признаки весны (капель, проталины, солнышко, почки, деревья, перелетные птицы, ручьи). | Игра «Замечательный сосед» | |
2. Сложные слова (первоцветы, подснежники, сокодвижение, ледоход, землеройка, землекоп, землетрясение). | Игровое упражнение «Назови одним словом» | |
Грамматические категории | Методические приемы | |
3. Однокоренные слова (весна- веснянка, вешние воды, весенний, веснушки, земля- землица, землянка, земляника, земной, земельный…). | Игра «Веселая карусель» | |
4. Относительные прилагательные, согласование существительного с числительными (дубовая, кленовая, сиреневая, березовая, тополиная) | Игровое упражнение | |
5. Причастие(звенящий, журчащий, бегущий, цветущий…). | Игра с предметной игрушкой - самолетом | |
Художественное слово | Методические приемы | |
6. Чтение стихотворения, проговаривание скороговорки, загадывание загадки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...