Пальчиковая гимнастика.
статья по развитию речи по теме

Представленный материал адресован родителям, может быть использован   в практике педагогов, пихологов, логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx110.93 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА


 В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи? 
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. 
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития. 

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно. 
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. 

Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми. 

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. 
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. 

Пассивная гимнастика для пальцев рук. 

 — Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц. 
 — При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. 
 — При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким. 
 — При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка. 
 — Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения. 
 — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик. 
 — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка. 
 — Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка. 


Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова. 
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер. 
Успехов вам, взрослые и дети!

 

КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ


Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук. 
Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью. 
Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут. 
Когда малышу исполнится девять месяцев, начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу… 
Полуторагодовалому ребенку задавайте более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички. 
Сначала разминка… 
 1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 
 2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 
 3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони. 
 4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
 5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 
 6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 
 7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
 8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 
 9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 
 10. Имитируйте игру на пианино. 
 11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев. 
 12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
…потом массаж 
 13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 
 14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 
 15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 
 16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 
 17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

 

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счёт. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.

Поэтому так важны для детей дошкольного возраста игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук.
Пальчиковые игры – универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре. Такая гимнастика стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Прежде чем заняться пальчиковой гимнастикой с ребенком, сначала прочтите стихи сами и изучите жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом почитайте с ребёнком стихотворение, покажите ему, как «рассказывать» стихи руками. А затем пусть он делает это самостоятельно. Хорошо, если ребенок  попробует придумать новые игры, новые образы и движения. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.

СКАЧЕТ ЗАЙЧИК

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперед.

МОЯ СЕМЬЯ

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(ф. 
фребель)

Поочередно пригибать пальцы одной руки к ладошке, начиная с большого, а на слова «А вот и вся семья» другой рукой охватывать весь кулачок.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говор
Я соседской курице.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец!
Как живешь?

1. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться   кончиков  указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
2. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средах, безымянных пальцев и мизинцев.

СОН

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спит.
Тише, мыши, не шумите,
Пальчики не разбудите.

Задание выполняется одной рукой.

УТЯТА

Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
—  Пи-пи-пи!
— Не пищи!
Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

ЗАМОК

На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Перебирать пальцами.

КРАБ

Тихо, тихо краб ползет
И добычу стережет.

Передвигать пальцами правой (левой) руки вбок.

СОРОКОНОЖКА

Две сороконожки
Бежали по дорожке.

Передвигать пальцами обеих рук вбок.

КАЧЕЛИ

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись
(Т. 
Сикачева)

Разъединить нижние пальцы.
Выполнить движения вперед-назад несколько раз.

ВВЕРХ ПО ЛЕСЕНКЕ (ВНИЗ ПО ЛЕСЕНКЕ)

Вверх по лесенке шагаем,
И ступенечки считаем.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре.

Выполнить движения пальцами вверх несколько раз.
Затем заменить в стихотворении первую строку на «Вниз по лесенке шагаем...» и выполнить движения пальцами вниз несколько раз.

ЦВЕТОК

Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок, пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладони немного округлить. Получается бутон. Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый цветок.

БРАТЬЯ

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Задание выполняется одной рукой, затем двумя руками по очереди.

ЦЕПОЧКА

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы  левой руки соединить в кольцо. Через него попеременно пропускать колечки из пальцев правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. Упражнение можно варьировать, меняя положение  пальцев. В этом упражнении участвуют все пальцы.

ГРИБЫ

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну а этот лишь смотрел.

Задание выполняется правой (левой) рукой. В течение 4-й недели задание выполняется двумя руками одновременно:
-на каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого;
пошевелить всеми пальцами;
-на каждую следующую строку загибать по одному пальцу, начиная с мизинца;
-на последнюю строку большой палец не загибать.

ДОМИК

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.

Задание выполняется одной (двумя) рукой: на каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого; пошевелить всеми пальцами; сжимать по очереди пальцы в кулак, начиная с мизинца; сжать и разжать все пальцы.

СЕМЬЯ

Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — мамочка.
А вот этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Поочередно пальцами правой руки дотрагиваться до пальцев левой руки. Сделать семь хлопков всеми пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...