Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"
консультация на тему

Нечаева Ольга Ивановна

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

«Речь воспитателя, как средство развития речи детей»

Культурная речь - является обязательным элементом общей культуры человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

НЕЧАЕВА О. И.

Консультация для педагогов:

«Речь воспитателя, как средство развития         речи детей»

Культурная речь - является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так  же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

грамматически правильно построенной, связной;

с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

должна быть интонационно выразительной;

доступной для понимания;

с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Расставьте, пожалуйста правильно ударение в словах:

порт - порты, торт - торты, крем - крема, инженер - инженеры, договор, ножницы - ножницами, кресло.

Так к недочетам речи педагога относиться:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико - грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов - паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье(щастье) и т. д.;

Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае - воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексико - грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления

Речь педагога оценивается с трёх сторон:

  • содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;
  • безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;
  • может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики - родителям и коллегам.

Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:

  1. Гласные звуки - находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о», в таких словах: «молодость - произноситься, как «молодость» - слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» - произносится, как «догавор», «сороконожка» - произносится, как «сараканожка».

  1. Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы», например: «вода» - вада,«окно» - акно, «молоко» - малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются, например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию

интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер»:

«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя...», или «За окном сегодня непогода...»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

  1. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

  1. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

  1. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

  1. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

  1. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

  1. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность, игра: «Волшебный

стул!»

Цель: формировать у детей умения, активизировать в своей речи ласковые, нежные

слова.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в

ней стремится к их устранению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Культурная речь - является обязательным элементом общей культуры человека. Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.В умственном развитии детей огромное значение имеет ...

Консультация «Речь воспитателя, как средство развития речи детей»

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.  Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети по...

Консультация на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей для воспитателей»

Консультация на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей для воспитателей»Подготовила Н.Е. Березовская МБДОУ «Детский сад № 269»...

Консультация для воспитателей: "РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ"

Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка. Существуют правила, которых должен придерживаться педагог, разговаривая с детьми....

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей"

МАДОУ Детский сад №27 «Маяк»  Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»Подготовила: воспитатель Романова Я.Н. Одной из сам...