Консультация для воспитателей "Речь воспитателей, как средство развития речи у детей"
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Речь воспитателей, как средство развития речи у детей»
Культурная речь – является обязательным элементом общей
культуры человека.
Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.
Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.
При воспитании речи ребёнка:
- первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка
полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка»,
которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически; - второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
- третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.
Речь педагога должна быть:
- грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
- должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
- должна быть интонационно выразительной;
- доступной;
- с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Так к недочетам речи педагога относится:
- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
- Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения лексики – в грамматическом оформлении; Употребление в речи слов – паразитов;
- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- Произнесение слов с неправильным ударением;
- Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель. Как отмечает
И.О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.
Требования к связной речи педагога и ее лексики – грамматическому оформлению.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;
При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;
Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Образец используется:
- при работе с картинкой;
- при пересказе;
- при рассказывании из личного опыта;
- для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей.
Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Недостатки словаря педагога
- Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку
со столика и т.п.); - Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
- В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;
- Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.
В целом рассказ педагога должен быть:
- Полным;
- Красочным;
- С точно подобранными словами;
- Грамматически правильно оформлен;
- Выразителен;
- Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
- При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
- Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
- Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
- Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
- Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.
Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.
Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем,
если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет готов к школе.
Список использованной литературы
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004
- Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008
- Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005
- Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991
- Тихеева. Е.И "Развитие речи детей". Москва, "Просвещение" , 1985.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Потешка как средство развития речи для детей 1 младшей группы
потешка...
"Речь воспитателя как средство развития речи у детей"
quot;Речь воспитателя как средство развития речи у детей"...
Консультация для родителей. «Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность....
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи у детей»
Консультация для воспитателей«Речь воспитателя как средство развития речи у детей»Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является дл...
Буклет Консультация-практикум «Речь воспитателя, как средство развития речи у детей»
Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм лит...
Консультация " Речь воспитателя, как средство развития речи у детей"
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей: «Оригами как средство развития речи у детей»
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и ...