Занятие по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста "Осенние путешествии"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Цель занятия: упражнять дошкольников в умении формулировать оценочное высказывание и аргументировать своё мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_putishestvie..docx | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Осенние путешествие»
ЦЕЛЬ: упражнять дошкольников в умении формулировать оценочное высказывание и аргументировать своё мнение
ЗАДАЧИ:
- Продолжать формировать умение детей в построении оценочного высказывания.
- Объяснить детям, что простейшие рассуждения состоят из двух основных частей.
- Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением.
- Развивать умение анализировать услышанный текст.
- Закреплять умение связно и последовательно составлять высказывание с опорой на схему.
- Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитывать культуру межличностных отношений.
Оборудование:
Мультимедиа-проектор
Ноутбук
Демонстрационный материал:
- Презентация
- Дерево с осенними листьями
- Открытка
Раздаточный материал:
- Схемы
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в зал и рассаживаются полукругом на стулья, звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая»
- Ребята, послушайте, какая хорошая звучит песня. О ком и о чем эта песня? (ответы детей).
- А у вас есть друзья? Давайте сегодня поговорим о дружбе.
У нас в гостях два друга Почему и Потому (СЛАЙД)
Они обратились к нам за помощью. Дело в том, что Почему и Потому живут в сказочном городе, жители которого очень любят говорить. И вот друзья решили провести городской конкурс на звание Лучшего Говоруна. Они уже все подготовили для конкурса и задания написали на осенних листьях, и призы подготовили, но неожиданно озорной ветерок сорвал листья и разметал их в разные стороны. Как же быть?
- Собрать литья.
Прекрасная идея! Но для того, что бы вернуть лист на дерево конкурса нужно соблюсти два условия. Во-первых, листья можно брать, только соблюдая нумерацию с первого до пятого, а во-вторых, лист можно вернуть на дерево только выполнив указанное задание. Вы готовы к выполнению этих условий? Ну тогда чего ж мы ждем? В путь!
ПЕРВЫЙ ЛИСТ – цифра 1
Разминка
- Я вам прочитаю стихотворения, а вы скажите, в каком стихотворении говорится о настоящем друге, а в каком стоит подумать друг ли это (каждое прочитанное стихотворение обсуждается).
Саша драться любит очень,
Обижает всех подряд.
В детском садике ребята
С ним играть и не хотят. (СЛАЙД)
Как вы думаете, ребята, почему никто не играет с Сашей? (Я думаю, что с Сашей никто не играет, поскольку он обижает всех подряд. ) Он умеет дружить? (Мне кажется, что Саша не умеет дружить, ведь он со всеми дерется, а настоящие друзья помогают друг другу.)
Своего щенка Андрюша покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился, он щеночка пожалел.
Накормил его сметаной, и щенок повеселел.(СЛАЙД)
Можно ли считать Андрюшу другом щенка? (По-моему, в начале стихотворения Андрюша вел себя ни как настоящий друг. Во-первых, он не кормил щенка, во-вторых, щенок у него даже заболел. Но, поскольку, потом Андрюша исправился и стал ухаживать за щенком, то, можно назвать его другом.)
- Мы с вами выяснили, кто же является настоящим другом и по каким поступкам это можно определить. И, я думаю, первый лист мы уже можем вернуть на дерево конкурса. А сейчас, будте внимательны, какой лист нам нужно найти? (Второй)
ВТОРОЙ ЛИСТ – цифра 2.
Игровой конкурс, я вам буду называть предметы, а вы отвечайте, какой предмет, по вашему мнению, с каким дружит и почему, возможны различные ответы. Давайте вспомним, какие слова помогают нам высказать собственное мнение. (Я думаю..; мне кажется…; по-моему…)
- Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой? (По-моему стол дружит с тетрадкой, поскольку тетрадку можно положить на стол.)
- Стол «дружит» с креслом или тестом? (Мне кажется, что стол дружит с тестом, потому что тесто месят на столе)
- Шкаф «дружит» с полкой или иголкой? (Я думаю, шкаф дружит и с полкой и с иголкой, ведь полка находиться в шкафу, а иголка на полке.)
- Кастрюля «дружит» с мышкой или крышкой? (Я уверен, кастрюля дружит с крышкой, поскольку крышкой накрывают кастрюлю.)
- Король «дружит» с троном или поклоном? (Я знаю, король дружит с троном, поскольку он на нем сидит.)
- Рыбак «дружит» с рыбкой или улыбкой? (Могу предположить, что рыбак ловит рыбку с улыбкой, следовательно, он дружит и с рыбкой, и с улыбкой.)
По-моему с этим заданием справились на отлично, поскольку ни один вопрос не остался без ответа. И следовательно, мы можем второй лист отправить на дерево конкурса. Какой лист теперь мы будем искать?
ТРЕТИЙ ЛИСТ – цифра 3.
На этом листочке задание важное
Всем упражнения выполнить слаженно. (Физминутка)
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем. (Наклон вперед)
На носочки дети встали,
по дорожкам побежали. (Бег на носках).
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Вот так удача! ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИСТОК – цифра 4.
Однажды Почему и Потому нашли они в лесу почтовую открытку (показываю открытку детям):
На открытке есть картинка:
Хвост морковки и дубинка.
А написано в открытке:
Собирай свои пожитки
И убирайся вон из нашего леса! (В Берестов)
- А подпись на открытке какая-то неразборчивая: «С приветом. . .» А кто, непонятно. Потому и говорит: «Это заяц прислал лисе открытку». А Почему возражает: «Нет, это сорока, ее почерк». И стали они спорить. Так кто же прислал открытку? Вы как думаете? (Я думаю, что это заяц. Потому что зайцы не любят лис, поэтому на открытке нарисована дубинка. И я думаю, что это заяц, потому что открытка с морковкой, а зайцы морковку любят.)
— Я согласна с вами. Наше Почему учит нас не только объяснять, но и доказывать, кто прав, что верно. Перед вами на столах элементы схемы высказывания, которые неосторожный ветерок перемешал. Нам просто необходимо правильно сложить схему и составить по ней высказывание
И так, у нас получается:
- Первый элемент схемы «Я думаю…» (СЛАЙД)
- Второй элемент – тезис , высказывание «Что…» (СЛАЙД)
- Третий элемент – почему «Поскольку…»(СЛАЙД)
- Четвертый элемент – обоснования своего мнения «Следовательно…» (СЛАЙД)
И у вас получилось хорошее рассуждение: «Я думаю, что это заяц написал открытку, потому что, во-первых, на открытке нарисована морковка, а зайцы любят морковку. Во-вторых, нарисована дубинка, потому что зайцы не любят лис. Следовательно, это заяц нарисовал открытку». Теперь мы можем нарисовать такую схему рассуждения (показываем на доске или мольберте):
| |||
Я думаю, … Мне кажется,… По-моему,… | То, что доказывается | Потому что Ведь Поскольку | Доказательство. Значит,… Во-первых,… Во-вторых,… Следовательно, … |
- Какое слово-мостик, кроме потому что, может быть в рассуждении?
Постройте рассуждение с новым «мостиком». («Я думаю, это заяц написал открытку. Ведь на открытке нарисована морковка, а зайцы любят морковку».)
Молодцы, ребята задание было не из легких, но и с ним вы справились. Вот уже четвертый листок мы возвращаем на дерево конкурса. Теперь нам нужно найти следующий – пятый лист.
ПЯТЫЙ ЛИСТ – цифра 5.
Выполнить задание на это раз, нам поможет с вами мяч. В игре «Скажи наоборот» вы, ребята, должны построить свое высказывания в соответствии с моим предложением, но с противоположным по смыслу значением. Например:
Я думаю, у бабушки тихий голос.
А тот, кому я брошу мяч, отвечает:
Я думаю, у бабушки громкий голос.
Мне кажется, клоун грустный. - Мне кажется, клоун веселый.
По-моему, заяц в сказке трусливый. – По-моему, заяц в сказке храбрый.
Я считаю, листья на дереве грязные. - Я считаю, листья на дереве чистые.
По-моему волшебник в сказке злой. – По-моему волшебник в сказке добрый.
Мне кажется, карусели в парке медленные. – Мне кажется, карусели в парке быстрые.
Я думаю, Карлсон жадный. – я думаю, Карлсон щедрый.
Молодцы, ребята, вы успешно выполнили последнее задание конкурса. Сегодня вы очень много говорили, учились правильно строить свои высказывания. Вы были дружны и старались помогать друг другу. Это очень хорошо.
Какие игры и задания вам понравились?
Какие задания показались вам трудными?
Сейчас по поручению наших гостей Почему и Потому я хочу вручить вам значки победителей конкурса Лучшего Говоруна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой «Детство» под редакцией Т.И. Баба...
Конспект НОД по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Красивой речи»
Программное содержание:1. обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь;2. продолжать развивать фонематический слух (выделять слова с зад...
Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой «Де...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»
Дети закрепляют знания о жизни диких животных леса и жарких стран...
Конспект занятия по развитию речи. В группе старшего дошкольного возраста «Зима. Признаки зимы».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение« Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок»с приорететным осуществлением физического развития воспитанников»г...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Занятие по развитию речи (театральная деятельность) Старший дошкольный возраст «Путешествие в Сказкоград»
Цель: Закрепить понятие «сказка» и «рассказ», и их отличия. Продолжать учить рассказывать сказку с помощью моделирования и драматизации. Совершенствовать умения детей в создани...