Занятие по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста "Осенние путешествии"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Караваева Наталья Анатольевна

Цель занятия: упражнять дошкольников в умении формулировать оценочное высказывание и аргументировать своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_putishestvie..docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Осенние путешествие»

ЦЕЛЬ: упражнять дошкольников в умении формулировать оценочное высказывание и аргументировать своё мнение

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать формировать умение детей в построении оценочного высказывания.
  2. Объяснить детям, что простейшие рассуждения состоят из двух основных частей.
  3. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением.
  4. Развивать умение анализировать услышанный текст.
  5. Закреплять умение связно и последовательно составлять высказывание с опорой на схему.
  6. Развивать память, мышление, воображение.
  7. Воспитывать культуру межличностных отношений.

Оборудование:

Мультимедиа-проектор

Ноутбук

Демонстрационный материал: 

  • Презентация
  • Дерево с осенними листьями
  • Открытка

Раздаточный материал:

  • Схемы

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети входят в зал и рассаживаются полукругом на стулья, звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая»

- Ребята, послушайте, какая хорошая звучит песня. О ком и о чем эта песня? (ответы детей).
- А у вас есть друзья? Давайте сегодня поговорим о дружбе.

У нас в гостях два друга Почему и Потому (СЛАЙД)

Они обратились к нам за помощью. Дело в том, что Почему и Потому живут в сказочном городе, жители которого очень любят говорить. И вот друзья решили провести городской конкурс на звание Лучшего Говоруна. Они уже все подготовили  для конкурса и задания написали на осенних листьях, и призы подготовили, но неожиданно озорной ветерок сорвал листья и разметал их в разные стороны. Как же быть?

- Собрать литья.

Прекрасная идея! Но для того, что бы вернуть лист на дерево конкурса нужно соблюсти два условия. Во-первых, листья можно брать, только соблюдая нумерацию с первого до пятого, а во-вторых, лист можно вернуть на дерево только выполнив указанное задание. Вы готовы к выполнению этих условий? Ну тогда чего ж мы ждем? В путь!

ПЕРВЫЙ ЛИСТ – цифра 1

Разминка

- Я вам прочитаю стихотворения, а вы скажите, в каком стихотворении говорится о настоящем друге, а в каком стоит подумать друг ли это (каждое прочитанное стихотворение обсуждается). 

Саша драться любит очень,
Обижает всех подряд.
В детском садике ребята
С ним играть и не хотят. (СЛАЙД)

Как вы думаете, ребята, почему никто не играет с Сашей? (Я думаю, что с Сашей никто не играет, поскольку он обижает всех подряд. ) Он умеет дружить? (Мне кажется, что Саша не умеет дружить, ведь он со всеми дерется, а  настоящие друзья помогают друг другу.)

Своего щенка Андрюша покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился, он щеночка пожалел.
Накормил его сметаной, и щенок повеселел.(СЛАЙД)

Можно ли считать Андрюшу другом щенка? (По-моему, в начале стихотворения Андрюша вел себя ни как настоящий друг. Во-первых, он не кормил щенка, во-вторых, щенок у него даже заболел. Но, поскольку, потом Андрюша исправился и стал ухаживать за щенком, то, можно назвать его другом.) 

- Мы с вами выяснили, кто же является настоящим другом и по каким поступкам это можно определить. И, я думаю, первый лист мы уже можем вернуть на дерево конкурса. А сейчас, будте внимательны, какой лист нам нужно найти? (Второй)

ВТОРОЙ ЛИСТ – цифра 2.

Игровой конкурс, я вам буду называть предметы, а вы отвечайте, какой предмет, по вашему мнению, с каким дружит и почему, возможны различные ответы. Давайте вспомним, какие слова помогают нам высказать собственное мнение. (Я думаю..; мне кажется…; по-моему…)

- Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой? (По-моему стол дружит с тетрадкой, поскольку тетрадку можно положить на стол.)
- Стол «дружит» с креслом или тестом? (
Мне кажется, что стол дружит с тестом, потому что тесто месят на столе)
- Шкаф «дружит» с полкой или иголкой? (
Я думаю, шкаф дружит и с полкой и с иголкой, ведь полка находиться в шкафу, а иголка на полке.)
- Кастрюля «дружит» с мышкой или крышкой? (
Я уверен, кастрюля дружит с крышкой, поскольку крышкой накрывают кастрюлю.)
- Король «дружит» с троном или поклоном? (
Я знаю, король дружит с троном, поскольку он на нем сидит.)
- Рыбак «дружит» с рыбкой или улыбкой? (
Могу предположить, что рыбак ловит рыбку с улыбкой, следовательно, он дружит и с рыбкой, и с улыбкой.)

По-моему с этим заданием справились на отлично, поскольку ни один вопрос не остался без ответа. И следовательно, мы можем второй лист отправить на дерево конкурса. Какой лист теперь мы будем искать?

ТРЕТИЙ ЛИСТ – цифра 3.

На этом листочке задание важное

Всем упражнения выполнить слаженно. (Физминутка)

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.            (Обычная ходьба).

 

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем.        (Ходьба "змейкой”).

 

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.       (Наклон вперед)

На носочки дети встали,

по дорожкам побежали.   (Бег на носках).

 

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.     (Ходьба на пятках).

 

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

 

Вот так удача! ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИСТОК – цифра 4.

Однажды Почему и Потому нашли они в лесу почтовую открытку (показываю открытку детям):

На открытке есть картинка:    

Хвост морковки и дубинка.

А написано в открытке:

Собирай свои пожитки

 И убирайся вон из нашего леса!                                           (В Берестов)

        

        

- А подпись на открытке какая-то неразборчивая: «С приветом. . .» А кто, непонятно. Потому и говорит: «Это заяц прислал лисе открытку». А Почему возражает: «Нет, это сорока, ее почерк». И стали они спорить. Так кто же прислал открытку? Вы как думаете? (Я думаю, что это заяц. Потому что зайцы не любят лис, поэтому на открытке нарисована дубинка. И я думаю, что это заяц, потому что открытка с морковкой, а зайцы морковку любят.)

—        Я согласна с вами. Наше Почему учит нас не только объяснять, но и доказывать, кто прав, что верно. Перед вами на столах элементы схемы высказывания, которые неосторожный ветерок перемешал. Нам просто необходимо правильно сложить схему и составить по ней высказывание

И так, у нас получается:

  • Первый элемент схемы «Я думаю…» (СЛАЙД)
  • Второй элемент – тезис , высказывание «Что…» (СЛАЙД)
  • Третий элемент – почему «Поскольку…»(СЛАЙД)
  • Четвертый элемент – обоснования своего мнения «Следовательно…» (СЛАЙД)

И у вас получилось хорошее рассуждение: «Я думаю, что это заяц написал открытку, потому что, во-первых, на открытке нарисована морковка, а зайцы любят морковку. Во-вторых, нарисована дубинка, потому что зайцы не любят лис. Следовательно, это заяц нарисовал открытку». Теперь мы можем нарисовать такую схему рассуждения (показываем на доске или мольберте):

   

Я думаю, …

Мне кажется,…

По-моему,…

То, что доказывается

Потому что

Ведь

Поскольку

Доказательство.

Значит,…

Во-первых,…

Во-вторых,…

Следовательно, …

- Какое слово-мостик, кроме потому что, может быть в рассуждении?

Постройте рассуждение с новым «мостиком». («Я думаю, это заяц написал открытку. Ведь на открытке нарисована морковка, а зайцы любят морковку».)

Молодцы, ребята задание было не из легких, но и с ним вы справились. Вот уже четвертый листок мы возвращаем на дерево конкурса. Теперь нам нужно найти следующий – пятый лист.

ПЯТЫЙ ЛИСТ – цифра 5.

Выполнить задание на это раз, нам поможет с вами мяч. В игре «Скажи наоборот» вы, ребята, должны построить свое высказывания в соответствии с моим предложением, но с противоположным по смыслу значением. Например:  

Я думаю, у бабушки тихий голос.

А тот, кому я брошу мяч, отвечает:

Я думаю, у бабушки громкий голос.

Мне кажется, клоун грустный. - Мне кажется, клоун веселый.

По-моему, заяц в сказке трусливый. – По-моему, заяц в сказке храбрый.

Я считаю, листья на дереве грязные. - Я считаю, листья на дереве чистые.

По-моему волшебник в сказке злой. – По-моему волшебник в сказке добрый.

Мне кажется, карусели в парке медленные. – Мне кажется, карусели в парке быстрые.

Я думаю, Карлсон жадный. – я думаю, Карлсон щедрый.

 Молодцы, ребята, вы успешно выполнили последнее задание конкурса. Сегодня вы очень много говорили, учились правильно строить свои высказывания. Вы были дружны и старались помогать друг другу. Это очень хорошо.

Какие игры и задания вам понравились?

Какие задания показались вам трудными?

 Сейчас по поручению наших гостей Почему и Потому я хочу вручить вам значки победителей конкурса Лучшего Говоруна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»

Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «Детство» под редакцией Т.И. Баба...

Конспект НОД по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Красивой речи»

Программное содержание:1. обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь;2. продолжать развивать фонематический слух (выделять слова с зад...

Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»

Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «Де...

Конспект занятия по развитию речи. В группе старшего дошкольного возраста «Зима. Признаки зимы».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение« Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок»с приорететным осуществлением физического развития воспитанников»г...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Занятие по развитию речи (театральная деятельность) Старший дошкольный возраст «Путешествие в Сказкоград»

Цель: Закрепить понятие «сказка» и «рассказ», и их отличия. Продолжать учить рассказывать сказку с помощью моделирования и драматизации. Совершенствовать умения детей в создани...