"Моя семья".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Предлагаемый  конспект  занятия  ориентирован  на  детей  5-6  летнего  возраста.  Единая  сюжетная  линия,  игровая  форма  занятия,  сказочные  персонажи,  постоянная  смена  видов  деятельности  позволяют  поддерживать  познавательную  активность,  решать  такие  задачи  как:  воспитание  любящего  и  заботливого  отношения  к  членам  своей  семьи,  чувства  гордости  за  свою  семью;  учат  детей  строить  элементарные  родственные  отношения.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №1  «ЛАСТОЧКА»

 

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО 

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ 

ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ

 

Тема:  «Моя  семья».

Тип:  сюжетное  занятие.

Технология:  игровое  и  развивающее  обучение.

 

 

 

 

                                                           Подготовила  и  провела:

             воспитатель  высшей 

квалификационной  категории

                                     Куприянова  Т.  В.

 

 

Методы:

  • словесный;
  • игровой;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный.

Задачи:

  1. Формировать  представление о  семье,  как  о  людях,  которые  живут  вместе;  учить  строить  элементарные  родственные  связи;  активизировать  словарь  детей  на  основе  углубления  знаний  о  своей  семье.
  2. Развитие  умения  рассуждать  и  доказывать,  развитие  мышления.
  3. Воспитывать  любящее  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи,  чувство  гордости  за  свою  семью.

Словарная  работа:  семья,  дедушка,  бабушка,  тётя,  дядя.

Материал:  рисунки  на  тему  «Моя  семья»,  дидактическая  игра  «Кто  какую  работу  в  доме  выполняет»,  персонажи  сказки  «Репка»,  сюжетные  картины.

Музыкальный  ряд:  песня  «Неразлучные  друзья».

Предварительная  работа:  чтение  рассказов – Л.  Квитко  «Бабушкины  руки»,  А.  Яковлев    «Мама»,  Дора  Габе  «Моя  семья»,  Л.  Воронкова  «Как  Вовка  бабушек  выручал»,  Л.  Толстой  «Старый  дед  и  внучек»;  совместные  рисунки  родителей  и  детей  «Герб  семьи»;  рисунки  детей  на  тему  «Моя  семья»;  совместное  обсуждение  смысла  пословиц  о  маме,  о  семье.

Ход  занятия.

  1.  Орг.  момент.

Дети  стоят  в  кругу.

- Собрались  все  дети  в  круг.

  Я - твой  друг  и  ты – мой  друг.

  Крепко  за  руки  возьмёмся 

  И  друг  другу  улыбнёмся.

- Здравствуйте,  милые  дети,  вы  всех  прекрасней  на  свете.  Сегодня  у  нас  гости,  давайте  поздороваемся  с  ними.

Дети  садятся  на  места.   

  1.  Сообщение  темы  занятия.

-  Ребята,  сегодня  на  занятии  мы  с  вами  совершим  путешествие  в  сказку.  Хотите?

- Её  название  вы  узнаете,  ответив  на  вопрос:  «Как  называется  сказка,  в  которой  благодаря  дружной  работе  всей  семьи  удалось  собрать  большой  урожай  этого  овоща?»  (показывается  репка).

- Это  сказка  про  дружную  семью.  Назовите  её  членов.  Дед,  бабка,  внучка,  Жучка,  кошка,  мышка.)

  1.  Беседа.  Рассказы  детей.

- Как  вы  понимаете,  что  такое  семья?

- Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья – это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека.

-  Репка  хочет  познакомить  вас  с  семьёй,  которая  её  растила,  рассказать  про  них  сказку.

 - «Посадил  дед  репку.  Выросла  репка  большая-пребольшая.  Стал  дед  репку  из  земли  тащить:  тянет-потянет -  вытянуть  не  может.  Позвал  дед  на  помощь  бабку.  А  бабка  говорит:  «Я  тебе  обязательно  помогу,  но  уж  очень  мне  интересно,  что  это  за  рисунки  у  ребят?»

-  Дети,  расскажем  бабке?

- Сегодня  у  нас  на  занятии  открыта  выставка  рисунков  «Моя  семья».  Кто  хочет  рассказать  о  своей  семье?  (Дети  по  желанию  выходят  к  своим  рисункам,  рассказывают,  кто  изображён.)

Наводящие  вопросы:

- С  кем  ты  живёшь?

- Кто  самый  старший  в  вашей  семье?

- Кто  самый  младший?

- Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?

- Ты  любишь  своих  близких?  Почему?

  1.  Психогимнастика.

- Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки,  когда  они радуются,  когда  у  них  хорошее  настроение?

- А  если  они  хмурятся?

-  Слушаем  сказку  Репки  дальше.

-   «Бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,   тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  бабка  внучку,  а  внучка  говорит:  «С  удовольствием,  а  потом  с  ребятами  поиграю».

5.  Игра  «Кто  какую  работу  выполняет».

Дети  выходят  к  доске.  Каждому  участнику  раздаётся  карточка  с  названием  того  или  иного  задания,  которое  выполняет  кто-то  из  членов  семьи.  Дети  ставят  эту  карточку  рядом  с  иллюстрацией  члена  семьи,  произнося  при  этом  фразу,  например:  «брат  катается  на  коньках».  И  т.  д. 

Внучка  с  детьми  участвует  в  игре.

  1.  Физ.  минутка  «Семейная  зарядка».

Осенью,  весною,

Летом  и  зимой.

Мы  во  двор  выходим

Дружною  семьёй.

Встанем  в  круг  и  по  порядку

Каждый  делает  зарядку.

Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).

Папа  бодро  приседает  (приседания).

Повороты  вправо-влево

Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).

А  я  сам  бегу  трусцой

И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).

-  Сказка  продолжается:  «Внучка  за  бабку,  бабка  за дедку,  дедка  за  репку.  Тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Крикнула  внучка  Жучку.  Та  охотно  прибежала  на  помощь».  Потом  она  увидела  иллюстрации  на  доске,  и  ей  захотелось  у  нас  остаться.  Разрешим  Жучке?

7.  Работа  над  иллюстрациями.

Воспитатель  предлагает  детям  иллюстрации,  где  изображены  семьи  животных.

-  Рассмотрите  иллюстрации.  Как  можно  назвать  каждую  из  них?  (Семья  кошки  с  котятами;  семья  коровы  и  быка  с  телятами). 

-  Можно  сказать,  что  на  каждой  картине  изображена  семья?

-  Почему?

-  Что  чувствует  кошка  рядом  со  своими  котятами?  Корова  и  бык  с  телятами?

-  Правильно  и  животные  испытывают  чувство  радости,  когда  находятся  в  окружении  семьи,  потому  что  дети  радуют  своих  родителей  тем,  что  они  подрастают,  крепнут,  учатся  новому  в  жизни.  А  детёныши  радуются  тому,  что  родители  их  согревают,  защищают.

 -  Понравилось  жучке  вместе  с  вами  иллюстрации  рассматривать,  но  репку  надо  дальше  тянуть.

-  Кого  позвала  Жучка?

-  Кошка  прибежала,  хочет  с  вами  поиграть.

8.  Пальчиковая  гимнастика  «Дружная  семья».

            Этот  пальчик – дедушка,

            Этот  пальчик – бабушка,

Этот  пальчик – папочка,

Этот  пальчик – мамочка,

А  вот  этот  пальчик – я,

Вместе – дружная  семья!

-  Сказка  продолжается.  «Кошка  за  Жучку,  Жучка  за  внучку,  внучка  за  бабку,  бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,  тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  кошка  мышку».

-  Мышка  прибежала  не  с  пустыми  руками,  принесла  для   вас  загадки.

1.  Мне  она  тётя,  а  моей  маме…(сестра).

2.  Моему  папе  он  папа,  а  мне…(дедушка).

3.  Моему  папе  она  жена,  а  мне…(мама).

4.  папе  он  родной  брат,  а  мне…(дядя).

-  Вот  какие  интересные  задания  приготовила  для  вас  мышка.  Взялись  они  все  вместе  за  репку  и  вытянули  её  из  земли.

-  Как  вы  думаете,  почему  они  вытащили  репку?  (Тянули  все  вместе,  дружно).

9.  Итог.

-  Как  хорошо,  что  у  всех  у  вас  есть  семьи.  Главное,  чтобы  в  семье  всегда  был  мир,  дружба,  уважение,  любовь  друг  к  другу.

-  Что  вы  хотите  пожелать  своей  семье?

10.  Исполнение  песни  «Неразлучные  друзья».

-  Закончить  наше  игровое  занятие  я  предлагаю  песней,  которая  называется  «Неразлучные  друзья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №1  «ЛАСТОЧКА»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ  

ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ

Тема:  «Моя  семья».

Тип:  сюжетное  занятие.

Технология:  игровое  и  развивающее  обучение.

                                                           Подготовила  и  провела:

             воспитатель  высшей  

квалификационной  категории

                                     Куприянова  Т.  В.

Методы:

  • словесный;
  • игровой;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный.

Задачи:

  1. Формировать  представление о  семье,  как  о  людях,  которые  живут  вместе;  учить  строить  элементарные  родственные  связи;  активизировать  словарь  детей  на  основе  углубления  знаний  о  своей  семье.
  2. Развитие  умения  рассуждать  и  доказывать,  развитие  мышления.
  3. Воспитывать  любящее  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи,  чувство  гордости  за  свою  семью.

Словарная  работа:  семья,  дедушка,  бабушка,  тётя,  дядя.

Материал:  рисунки  на  тему  «Моя  семья»,  дидактическая  игра  «Кто  какую  работу  в  доме  выполняет»,  персонажи  сказки  «Репка»,  сюжетные  картины.

Музыкальный  ряд:  песня  «Неразлучные  друзья».

Предварительная  работа:  чтение  рассказов – Л.  Квитко  «Бабушкины  руки»,  А.  Яковлев    «Мама»,  Дора  Габе  «Моя  семья»,  Л.  Воронкова  «Как  Вовка  бабушек  выручал»,  Л.  Толстой  «Старый  дед  и  внучек»;  совместные  рисунки  родителей  и  детей  «Герб  семьи»;  рисунки  детей  на  тему  «Моя  семья»;  совместное  обсуждение  смысла  пословиц  о  маме,  о  семье.

Ход  занятия.

  1.  Орг.  момент.

Дети  стоят  в  кругу.

- Собрались  все  дети  в  круг.

  Я - твой  друг  и  ты – мой  друг.

  Крепко  за  руки  возьмёмся  

  И  друг  другу  улыбнёмся.

- Здравствуйте,  милые  дети,  вы  всех  прекрасней  на  свете.  Сегодня  у  нас  гости,  давайте  поздороваемся  с  ними.

Дети  садятся  на  места.    

  1.  Сообщение  темы  занятия.

-  Ребята,  сегодня  на  занятии  мы  с  вами  совершим  путешествие  в  сказку.  Хотите?

- Её  название  вы  узнаете,  ответив  на  вопрос:  «Как  называется  сказка,  в  которой  благодаря  дружной  работе  всей  семьи  удалось  собрать  большой  урожай  этого  овоща?»  (показывается  репка).

- Это  сказка  про  дружную  семью.  Назовите  её  членов.  Дед,  бабка,  внучка,  Жучка,  кошка,  мышка.)

  1.  Беседа.  Рассказы  детей.

- Как  вы  понимаете,  что  такое  семья?

- Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья – это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека.

-  Репка  хочет  познакомить  вас  с  семьёй,  которая  её  растила,  рассказать  про  них  сказку.

 - «Посадил  дед  репку.  Выросла  репка  большая-пребольшая.  Стал  дед  репку  из  земли  тащить:  тянет-потянет -  вытянуть  не  может.  Позвал  дед  на  помощь  бабку.  А  бабка  говорит:  «Я  тебе  обязательно  помогу,  но  уж  очень  мне  интересно,  что  это  за  рисунки  у  ребят?»

-  Дети,  расскажем  бабке?

- Сегодня  у  нас  на  занятии  открыта  выставка  рисунков  «Моя  семья».  Кто  хочет  рассказать  о  своей  семье?  (Дети  по  желанию  выходят  к  своим  рисункам,  рассказывают,  кто  изображён.)

Наводящие  вопросы:

- С  кем  ты  живёшь?

- Кто  самый  старший  в  вашей  семье?

- Кто  самый  младший?

- Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?

- Ты  любишь  своих  близких?  Почему?

  1.  Психогимнастика.

- Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки,  когда  они радуются,  когда  у  них  хорошее  настроение?

- А  если  они  хмурятся?

-  Слушаем  сказку  Репки  дальше.

-   «Бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,   тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  бабка  внучку,  а  внучка  говорит:  «С  удовольствием,  а  потом  с  ребятами  поиграю».

5.  Игра  «Кто  какую  работу  выполняет».

Дети  выходят  к  доске.  Каждому  участнику  раздаётся  карточка  с  названием  того  или  иного  задания,  которое  выполняет  кто-то  из  членов  семьи.  Дети  ставят  эту  карточку  рядом  с  иллюстрацией  члена  семьи,  произнося  при  этом  фразу,  например:  «брат  катается  на  коньках».  И  т.  д.  

Внучка  с  детьми  участвует  в  игре.

  1.  Физ.  минутка  «Семейная  зарядка».

Осенью,  весною,

Летом  и  зимой.

Мы  во  двор  выходим

Дружною  семьёй.

Встанем  в  круг  и  по  порядку

Каждый  делает  зарядку.

Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).

Папа  бодро  приседает  (приседания).

Повороты  вправо-влево

Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).

А  я  сам  бегу  трусцой

И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).

-  Сказка  продолжается:  «Внучка  за  бабку,  бабка  за дедку,  дедка  за  репку.  Тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Крикнула  внучка  Жучку.  Та  охотно  прибежала  на  помощь».  Потом  она  увидела  иллюстрации  на  доске,  и  ей  захотелось  у  нас  остаться.  Разрешим  Жучке?

7.  Работа  над  иллюстрациями.

Воспитатель  предлагает  детям  иллюстрации,  где  изображены  семьи  животных.

-  Рассмотрите  иллюстрации.  Как  можно  назвать  каждую  из  них?  (Семья  кошки  с  котятами;  семья  коровы  и  быка  с  телятами).  

-  Можно  сказать,  что  на  каждой  картине  изображена  семья?

-  Почему?

-  Что  чувствует  кошка  рядом  со  своими  котятами?  Корова  и  бык  с  телятами?

-  Правильно  и  животные  испытывают  чувство  радости,  когда  находятся  в  окружении  семьи,  потому  что  дети  радуют  своих  родителей  тем,  что  они  подрастают,  крепнут,  учатся  новому  в  жизни.  А  детёныши  радуются  тому,  что  родители  их  согревают,  защищают.

 -  Понравилось  жучке  вместе  с  вами  иллюстрации  рассматривать,  но  репку  надо  дальше  тянуть.

-  Кого  позвала  Жучка?

-  Кошка  прибежала,  хочет  с  вами  поиграть.

8.  Пальчиковая  гимнастика  «Дружная  семья».

        Этот  пальчик – дедушка,

        Этот  пальчик – бабушка,

Этот  пальчик – папочка,

Этот  пальчик – мамочка,

А  вот  этот  пальчик – я,

Вместе – дружная  семья!

-  Сказка  продолжается.  «Кошка  за  Жучку,  Жучка  за  внучку,  внучка  за  бабку,  бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,  тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  кошка  мышку».

-  Мышка  прибежала  не  с  пустыми  руками,  принесла  для   вас  загадки.

1.  Мне  она  тётя,  а  моей  маме…(сестра).

2.  Моему  папе  он  папа,  а  мне…(дедушка).

3.  Моему  папе  она  жена,  а  мне…(мама).

4.  папе  он  родной  брат,  а  мне…(дядя).

-  Вот  какие  интересные  задания  приготовила  для  вас  мышка.  Взялись  они  все  вместе  за  репку  и  вытянули  её  из  земли.

-  Как  вы  думаете,  почему  они  вытащили  репку?  (Тянули  все  вместе,  дружно).

9.  Итог.

-  Как  хорошо,  что  у  всех  у  вас  есть  семьи.  Главное,  чтобы  в  семье  всегда  был  мир,  дружба,  уважение,  любовь  друг  к  другу.

-  Что  вы  хотите  пожелать  своей  семье?

10.  Исполнение  песни  «Неразлучные  друзья».

-  Закончить  наше  игровое  занятие  я  предлагаю  песней,  которая  называется  «Неразлучные  друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....