Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Мария Александровна Прокопова

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"Чьи детки?"

ЦЕЛЬ: закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах; воспитывать умение соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь.

СЛОВАРЬ: корова, теленок, собака, щенок, кошка, котенок, коза, козленок.

ХОД:
Ставить карточку с изображением детеныша после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того, как правильно назовешь животного и его детеныша.

 

"Высокие башни"

ЦЕЛЬ: тренировать память детей; активизировать словарь.

СЛОВАРЬ: красный, зеленый, синий, желтый.

ХОД:
Попеременно два ребенка выкладывают башню из кубиков, называя их цвета. кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.

 

"На птичьем дворе"

ЦЕЛЬ: закреплять знание детей о том, как кричат домашние птицы; развивать правильное звукопроизношение.

СЛОВАРЬ: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок.

ХОД:
Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных, задавая вопрос детям: - "Кто это?". Дети называют животное и как оно кричит.

 

"Петушок"

ЦЕЛЬ: развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знание о петушке.

СЛОВАРЬ: золотой, масляна, шелкова, петушок.

ХОД:
Выбрать петушка короткой считалкой, петушок кричит только после слов "детям спать не даешь".

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь?
Петушок: КУКАРЕКУ.

"Что за предмет?"

ЦЕЛЬ: учить называть предмет и его описывать.

СЛОВАРЬ: собака, кошка, хвост, уши, мяч, круглый, синий.

ХОД:
Ребенок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: "Мяч какой: круглый, синий, с желтой полосой". После игрушку описывает ребенок.

 

"Угадай игрушку"

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

СЛОВАРЬ: мяч, круглый, кубик, квадратный.

ХОД:
На обозрение ребенка выставляют 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель обрисовывает игрушку (сначала указываются 1-2 признака), а задача ребенка прослушать и назвать этот предмет.

 

"Кто больше увидит и назовёт"

ЦЕЛЬ: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

СЛОВАРЬ: платье, синее, носочки, туфельки, красные, длинное.

ХОД:
Воспитатель обращает внимание на одежду куклы, которая пришла в гости к ребятам, и вместе с детьми описывает её платье, туфельки, носочки и т.д.

 

"Сорока"

ЦЕЛЬ: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

МАТЕРИАЛ: иголки (пластиковые), очки, мыло, звонок, щётка, утюг, кисть, веник, игрушка - птица Сорока.

СЛОВАРЬ: мыло, очки, утюг, веник, иголки, щётка.

ХОД:
Воспитатель предлагает посмотреть, что собрала Сорока к себе в сумочку, пока не было ребяток в группе. и раскладывает предметы на столе.
Далее происходит диалог между детьми и Сорокой:

Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце.

Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам очки.

Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам звоночек.

Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку - звони мой, сыночек.

Воспитатель:
Ты сорока, не спеши,
Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут,
Всё что надо подадут.

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить ...)

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

 

"Назови как можно больше предметов"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в чётком произношении слов.

СЛОВАРЬ: круглое, квадратное, треугольное.

ХОД:
Воспитатель предлагает посмотреть детям вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: "Что висит на стене?" и т.д.

 

"Олины помощники"

ЦЕЛЬ: учить образовывать форму множественного числа глаголов.

СЛОВАРЬ: ходить, прыгать, брать, рисовать, кусать, жевать и т.д.

ХОД:
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу, воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют..., зубы жуют, кусают, грызут..., глаза смотрят, моргают...)

 

"Садовник и цветы"

ЦЕЛЬ: закрепить знание детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

СЛОВАРЬ: земляника, черника, малина, смородина, клубника, лимон, яблоко, груша, банан, апельсин.

ХОД:
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку цветка, но ведущему показывать нельзя). Ведущий - садовник говорит: "Я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку". Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: "Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня". Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: "Садовник и фруктовые деревья", "Дрессировщик и его звери" и т.д.

 

"Кто больше действий назовёт"

ЦЕЛЬ: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

СЛОВАРЬ: летит. гудит, стирать, гладить, идёт, льёт, капает и пр.

МАТЕРИАЛ: предметные картинки одежды, транспорта, явлений природы, животных.

ХОД:
Приходит Незнайка и приносит картинки, просит детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенных на них.
Например: - Что можно сказать о самолёте? (
летит, гудит, поднимается); - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); - Что можно сказать про дождь? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше). И т.д.

 

"Разбуди кота"

ЦЕЛЬ: активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

МАТЕРИАЛ: элементы костюма животных (шапочки).

ХОД:
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующего персонажа).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

 

"Буратино - путешественник"

ЦЕЛЬ: ориентироваться в значении глаголов.

СЛОВАРЬ: спальня, музыкальный зал, утро, вечер, день, зима.

МАТЕРИАЛ: кукла Буратино.

ХОД:
Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашел в комнату , где дети засучивают рукава. намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят ....

- Пляшут, поют, кружатся ...

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- Приходят и здороваются ...

- обедают, благодарят ...

- одеваются, прощаются ...

- лепят снежную бабу, катаются на санках (ледянках) ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование на тему " Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством иллюстраций"

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений по развитию активного словаря дошкольников. Раскрываются методы и приемы, позволяющие эффективно осуществлять совмест...

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, способствующие развитию активного  словаря детей младшего дошкольного возраста.  «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...

"Использование дидактических игр в развитии активного словаря детей среднего дошкольного возраста"

Цель: повысить речевой уровень детей,  развивать активный словарь....

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....

Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

ull;Картотека дидактических игр, способствующие развитию  активного  словаря  детей младшего дошкольного возраста....