Дидактические игры способствующие развитию активного словаря ребенка
картотека по развитию речи
Дидактические игры способствующие развитию активного словаря ребенка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
«Чьи детки?»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; воспитывать умение соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь.
Словарь: корова, теленок, собака, щенок, кошка, котенок, коза, козленок.
Ход:
Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того как правильно назовешь животного и его детеныша.
«Высокие башни»
Цель: Тренируем память ребенка, активизация словаря.
Словарь: красный, зеленый, синий, желтый.
Ход:
Попеременно два ребенка выкладывают башню из кубиков, называя его цвет. Кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.
«На птичьем дворе»
Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Словарь: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок.
Ход:
Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.
В: кто это?
Д: курица
В: Как она кричит?
Д: ко-ко-ко.
«Петушок»
Цель: Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.
Словарь: Золотой, масляна, шелкова, петушок.
Ход:
Выбрать петушка короткой считалкой, петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Максляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь?
Петушок: КУКАРЕКУ.
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Словарная работа: Собака, кошка, хвост, уши, мяч, круглый, синий.
Ход:
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Словарная работа: Мяч, круглый, кубик, квадратный.
Ход:
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Словарная работа: Платье, синее, носочки, туфельки, красные, длинное.
Ход:
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
«Сорока»
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Словарная работа: Мыло, очки, утюг, веник, иголки, щетка.
Ход:
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)
Воспитатель:
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Словарная работа: Круглое, квадратное, треугольное.
Ход:
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
«Олины помощники»
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Словарная работа: ходить, прыгать, брать, рисовать, кусать, жевать и т.д.
Ход:
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Словарная работа: земляника, черника, малина, смородина, клубника, лимон, яблоко, груша, банан,апельсин.
Ход:
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход:
Приходит Незнайка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход:
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал: Кукла Буратино.
Словарь: Спальня, музыкальный зал, утро, вечер, день, зима.
Ход:
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках
«Раньше-позже»
Правила игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход:
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Д: Мы одевались на прогулку.
В: А до этого?
Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
В: Какая часть суток сейчас?
Д: День.
В: А что было раньше?
Д: Утро.
В: А раньше?
Д: Ночь.
В: А еще раньше?
Живая и неживая системы.
В: Посмотрите, какое это растение?
Д: Тыква большая.
В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?
Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.
В: Правильно, а еще раньше?
Д: Маленький росточек.
В: А еще раньше?
Д: Семечко.
В: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!
В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?
Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить.
В: А дальше?
«Где живет»
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход:
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например раздел "Живая и неживая система", то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
Живая и неживая системы.
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
В: Где живет собака?
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице-бродячие.
В: Где живет красная краска?
Д: В зеленой, в фиолетовой, в огне, в осеннем листочке, в моих бантиках, в цветке…
В: Где живет кисточка? (краски, лист бумаги).
«Хорошо-плохо»
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход:
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речи во 2 младшей группе
Игры на расширение и активизацию словарного запаса
«Кто это? Что это?»
Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.
Ход: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».
2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.
3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».
«Кто что делает?»
Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.
Оборудование: картинки с изображением различных действий.
Ход: Педагог показывает детям с разными сюжетами. Дети ставят к ним вопросы или называют действие.
1. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).
2. На столе разложены несколько картинок. Предлагается ребенку найти заданное действие. Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?
«Назови ласково»
Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.
Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».
Хоровод водили, ласковыми были,
В кружок вызывали, имя называли.
Выйди, Леночка, в кружок!
Возьми, Леночка, флажок.
Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.
Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик.
«Части суток»
Цель: создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности.
Игру обычно проводим утром, на ковре. Как дополнительный, стимульный материал сделаны картинки с изображением деятельности детей в различное время суток (ночь – малыш спит, утро – малыш умывается, потягивается или делает зарядку, день – малыш играет или гуляет, вечер – играет дома или идет с мамой домой) .
Начинаем игру с вопроса: Когда мы спим? (после ответов детей, первый ребенок получает картинку «Ночь», одевает ее на себя) .
Продолжаем: Когда заканчивается НОЧЬ, наступает УТРО. Мы просыпаемся, потягиваемся, умываемся (сопровождаем соответствующими движениями) и идем в детский сад. (Второй ребенок получает картинку «Утро», одевает ее на себя). ДНЕМ все ребята играют (хлопают в ладоши) и гуляют (топают ногами). (Третий ребенок получает картинку «День», одевает ее на себя) Ну, а ВЕЧЕРОМ, все ребята бегут к маме! (дети раскрывают руки к объятьям). Потом снова наступает НОЧЬ (дети складывают ладошки под щечку, и закрывают ненадолго глаза). Когда дети научились по картинкам определять части суток и правильно выполняют соответствующие движения.
«Части суток»
Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.
Игровое действие: поиск нужной картинки.
На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.
Педагог. Вечер.
Дети поднимают соответствующие карточки.
Почему ты показал эту карточку?
Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.
Педагог. Ночь.
Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.
«Скажи какой?»
Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.
Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) .
Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание».
Ход: Детям раздаются карточки с изображением разного настроения людей, состояния предметов.
Ребенок должен назвать определения в сравнении (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная).
Усложнение: ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра на развитие активного словаря «Логический поезд»
Проектирование игр для детей дошкольного возраста...
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста. «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....
Дидактические игры для развития активного словаря детей 4-5 лет.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упр...
Дидактические игры для развития активного словаря детей 4-5 лет.
Развитие словаря является важной задачей в обучение детей дошкольного возраста. В своей работе я использую различные традиционные и авторские игры.Предлагаю несколько игр, которые использую на занятия...
Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
ull;Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста....