Статья "Приобщение дошкольников к миру художественной литературы"
статья по художественной литературе
Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр зарубежных мультфильмов, компьютерные игры. Из-за этого они не знают и не узнают героев русских сказок и детских рассказов, без которых у детей теряются нравственные ориентиры. Ведь сказки хорошо учат детей, что есть хорошо и что плохо. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, сопереживание героям сказки, даёт возможность размышления, фантазирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.С. Гребенщикова
старший воспитатель
МКДОУ «Д/с № 5» п. Первомайский
Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр зарубежных мультфильмов, компьютерные игры. Из-за этого они не знают и не узнают героев русских сказок и детских рассказов, без которых у детей теряются нравственные ориентиры. Ведь сказки хорошо учат детей, что есть хорошо и что плохо. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, сопереживание героям сказки, даёт возможность размышления, фантазирования. Задача воспитателей вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге. Иначе в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.
В наше компьютерное время и педагогами стало меньше уделяться внимание книге и детскому чтению. Поэтому в начале учебного года в нашем МКДОУ «Д/с № 5» был разработан план мероприятий по приобщению детей к художественной литературе. Каждая возрастная группа ДОУ подготовила список литературы в соответствии с календарной тематической неделей и рекомендуемой литературой, которая прописана в программе «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Веракса., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Педагоги детского сада подобрали интересные формы и методы приобщения детей к книге.
Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова. Наши воспитатели приучают малышей слушать коротенькие потешки, песенки, которые они используют в режимных моментах.
Карточки с потешками и прибаутками педагоги размещают в специальных кармашках, которые расположены в разных уголках группы на стене. Таким образом, воспитатель в любое время может проговаривать с детьми песенки, потешки, прибаутки.
В младшем возрасте у детей преобладает зрительно – эмоциональная память, они очень любознательны, любят все яркое и красивое. Поэтому наши театральные и книжные уголки оформлены в группе так, чтобы малышам было интересно. Здесь дети вместе с воспитателем познают и изучают русский народный фольклор
В театральных уголках располагаются различные виды театра. Как известно, театр не отделим от художественной литературы. Воспитатели младшей группы приобщают детей к рассматриванию иллюстраций в книгах. Дети с интересом перелистывают странички, слушают чтение взрослого. Обязательно чтение сопровождается показом игрушек, персонажами настольного театра. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка). В книжных уголках у детей раннего возраста, находится больше книжек-игрушек.
Дети второй младшей группы под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. Заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.
Согласно ФГОС, предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной. Книжный уголок, несомненно, играет важную роль в познавательном, речевом развитии детей, а также в развитии детского словотворчества. В каждом возрастном периоде имеются свои особенности подборки книжного, иллюстративного материала. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Книги меняются согласно текущей тематике и теме недели.
В старший группах работа с книгой имеет множество форм занятий, например: наши педагоги могут традиционно прочитать рассказ по книге и снова прочитать, показав сюжетные картинки через проектор. После того как познакомились со сказкой дети рисуют по сюжету, лепят из пластилина этих героев. Далее организуется выставка поделок. Важно детям показывать книги одного автора разных издательств, где иллюстрации представлены разными художниками. Тогда ребенок начинает понимать, что созданные художниками образы могут быть разными из одного и того же текста. А значит и ребенок может нарисовать и вылепить свой собственный персонаж не похожий на других. Детям объясняется что, например их медведь может быть большим и веселым, или высоким и серьезным, такой подход, если детям правильно объяснить, развивает воображение.
Когда детей заинтересовали книгой мы должны показать куда за ней можно прийти, мы ходим в библиотеку. Где ребенок может рассказать какая сказка ему понравилась, чтобы библиотекарь смог посоветовать книгу по его интересам. Потом дети рассказывают, как они ходили с родителями в библиотеку чтобы взять понравившуюся книгу. Также, детям нравится играть в сюжетно-ролевую игру «Библиотека» в группе, где они могут принять на себя роль библиотекаря и тоже учатся советовать друг другу понравившиеся книги. Детей с раннего возраста нужно учить правильно обращаться с книгой. Ведь им самим не приятно было бы брать в руки испорченную книгу. Педагоги учат детей ремонтировать, подклеивать страницы.
Как итог всестороннего изучения книги становится представление, показанное самими детьми. Детям наглядно показывается как с виду обычный текст можно превратить в яркое событие. Если в средней группе воспитатель учит их разыгрывать сказку, то в старшей группе дети уже сами показывают сказку в театральном уголке, либо инсценируют ее в группе. И вот когда дети научились показывать сказки у себя в группе, мы организуем фестиваль сказок. Где дети делятся своими достижениями с другими группами.
В подготовительной группе мы переходим на следующий уровень познания книги, знакомство с детскими писателями. Иногда воспитатели отходят от темы недели, чтобы поближе познакомить с интересным автором, и рассказать о других его произведениях. Или, наоборот, познакомить с разными книгами разных авторов, но по одной тематике. В подготовительной группе ведется долгосрочный проект «Писатели детям».
Воспитателями составлен перспективный план. Проектом предусмотрено знакомство детей с детскими писателями и их произведениями разных жанров.
Например, проходя тематическую неделю «Природа Южного Урала» дети знакомились с писателями, которые писали о природе это (В.В. Бианки, М.М. Пришвин, Н.И. Сладков). Каждое знакомство с писателем у них начинается с его биографии, это может быть презентация, беседа, показ иллюстраций. Оформляется выставка книг, которая является сменной для каждого писателя. Знакомятся с произведениями писателей не только через чтение книги, но и просмотр мультфильмов. После чего с детьми обязательно проводится беседа, задаются вопросы, на которые дети отвечают. Для того чтобы закрепить результат, оформляются тематические выставки с рисунками, аппликациями, поделками детей. Также, имеет место быть инсценирование сказок, детям очень нравится театральная деятельность. Заканчивая знакомство с каждым писателем, обязательно проводится мероприятие, подводится итог. Например, познакомив детей с В.В. Бианки воспитатели с детьми создали книгу о животных нашего леса.
Большое внимание изучению книг позволяет расширить у детей словарный запас, дети учатся правильно строить речь, правильно выражать свои мысли. Книга открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для форме. Мы пробуем разные варианты мероприятий и формы проведения занятий для того, чтобы заинтересовать детей. Чем ярче проходит мероприятие, тем лучше дети запоминают материал.
Список литературы:
1. Н.Е. Веракса., Т.С. Комарова, М.А. Васильева Программа «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования– 3-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.– М.: Мозаика – Синтез, 2005.
3. Гасанова Р.Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Ребенок в мире художественной литературы изобразительного искусства и музыки".
Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, жи...
Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы
Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы"...
Ребенок в мире художественной литературы
Программное содержание:1. Развивать связную речь через устное народное творчество;2. Закреплять знание знакомых потешек, сказок;3. Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;4. Упражнят...
интегрированное занятие по окружающему миру, художественной литературе и труду по теме: "Как звери готовятся к зиме"
Интегрированное занятие проводится с детьми 3-4 лет на конец ноября учебного года....
Ребенок в мире художественной литературы
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок», обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест, песенок. Учить внимательн...
«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру, художественной литературе и конструированию в средней группе.
Цель: развитие представлений о транспорте.Задачи: - расширить представление о видах транспорта;- Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте;-...