Конспект НОД "В шахматной стране"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Тема: «В шахматной стране»
Цель: Расширить представление об игре в шахматы. Закреплять названия шахматных фигур, линий на шахматной доске.
Задачи:
Познавательные : повторить направление на шахматной доске (горизонталь, вертикаль, диагональ), познакомить с шахматными фигурами.
Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.
Развивающие: развивать логическое мышление ; ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.
Речевое развитие: обогащение словаря ( король, ферзь, ладья, пешка).
Социально – коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
Личностные : прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.
Обоснование выбора темы
Шахматы , как интеллектуальная игра никогда не теряла свою актуальность. Раннее обучение детей дошкольного возраста только положительно влияет на их общее развитие. Дети «открывают мир» через игру. Шахматы влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Предварительная работа:
Обновление предметно-развивающей среды по теме недели.
Структура группового сбора.
- Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика….. ( ритмичные хлопки,песенка и т.д.)
- Организация круга.
- Приветствие.
«Утуе кунунэн, ……..». Приветствуют друг друга по кругу, называя имя ребенка.
- Новости.
- Обмен информацией.
- Динамическая пауза.
Игра «Шахматная фигура замри»
- Проблемные ситуации.
- Выбор центра активности.
Доска выбора.
Продукт темы недели:
- Поделки на тему «В мире шахмат»
- Викторина «Я люблю шахматы».
Ход утреннего сбора:
Воспитатель: (Раздается звон колокольчика, дети садятся на пол в круг).
Ребята, садитесь , как вам удобно. Все удобно устроились?
Приветствие
Воспитатель: Доброе утро! Я очень рада видеть вас,а вы рады видеть друг друга?
Ответы детей….
Воспитатель: Покажите, как вы рады встрече, начиная с меня, давайте поприветствуем, друг друга и скажем ему доброе слово и подарим нашу улыбку!
(Начиная с воспитателя дети приветствуют друг друга и говорят добрые слова- ты красивая,весёлый,умный и т.д)
Психогимнастика
Воспитатель: Давайте сейчас передадим, друг другу «Волшебный цветок хорошего настроения» (цветок – оригами Лилия из цветной бумаги) При этом улыбаемся и старайтесь не мять и очень осторожно класть на ладошку друга, тогда она подарит нам хорошее настроение.
Новости
Воспитатель: Ребята, а у кого какие новости, может, кто-то хочет рассказать нам?
О том, что ему было интересно, от чего ему было весело.
Дети: стремятся поделиться - домашними событиями, удачами.
Динамическая пауза
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем, и для этого наденем на голову маски. Посмотрели, что нарисовано на масках?
Дети: Да, это шахматные фигуры
Воспитатель: Игра называется «Шахматная фигура замри» (Игра по правилам игры «Морская фигура замри»
Выбор центра активности
Воспитатель: Молодцы! Пришло время выбрать значки, кто где, в каком центре хочет заниматься. По желанию можете поменяться значками. И давайте повторим наши правила хорошего поведения.
Дети: Играем дружно, честно, не обижаемся по пустякам, друг другу помогаем!
Мотивация выбора темы
Воспитатель: Показываю шахматную доску без фигур. А где наши фигуры? Они наверное все обиделись и спрятались из за того, что мы не запомнили их. Хотите навсегда запомнить, как их зовут? А что мы будем делать для того чтобы запомнить названия шахматных фигур? И если мы будем знать, как их зовут, то они навсегда останутся с нами.
Дети: (высказывают свое мнение)
Воспитатель: Молодцы! Давайте разделимся по центрам и будем заниматься. А я буду помогать вам и радоваться за вас, хорошо. Шахматная страна ждёт нас!
Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время
Что означало слово «Шах Мат»? А в какой стране впервые появилась игра? Какого цвета поля на шахматной доске? А сколько всего клеток на шахматной доске? Какие линии есть? Чем отличается диагональная линия от вертикальной ? Форма центра на доске?
Модель трёх вопросов
Что мы знаем о шахматах? | Что хотим узнать? | Где мы можем это узнать? |
- На шахматной доске есть белые и черные клетки. - Есть горизонтальные, вертикальные и диагональные линии. - В шахматах есть белые и черные фигуры. | - Название фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король. - Первоначальную расстановку фигур. - Что означает слово «Шахмат»? | - Спросить у воспитателя. - Из книг, картинок и из мультфильмов. -Попросить рассказать маму и папу |
Планирование «Паутинка»
Центр Шахмат Дети на шахматной доске расставляют фигуры, рассматривают картины о ходах фигур, фишками отмечают линии на шахматной доске,на доске мелом рисуют линии (горизонтальную,вертикальную и диагональную).Размышляют,обсуждают,приходят к единому мнеию. | Центр математики Сосчит.количество шахматных фигур(сколько белых фигур,чёрных?) Линии на шахматной доске(вертикальная,горизонтальная,диагональная) Считают количество клеток в линиях.Повторение плоскостных фигур.Обьмная фигура-Шахматный куб | Центр литературы Дети рассматривают книги,иллюстрации. Слушают сказку «Чатуранга»,разгадывают загадки о шахматных фигурах,размышляют,обсуждают,делятся мнением. |
Центр физкультуры Играем подвижную игру «Море волнуется»,игра «Угадай какая это фигура».Нахождение на напольной шахматной доске место шахматной фигуры в начале игры ,предварительно надев на голову маску шахматных фигур. | Тема «Шахматная страна» | Центр познания мира Рассказываем детям о стране – Индия. Нахождение на карте мира где впервые появилась игра шахматы. Дети рассматривают книги с иллюстрацией |
Центр художественного творчества Аппликация. По шаблону вырезают выбранную шахматную фигуру и приклеивают на заранее заготовленную шахматную доску. | Центр конструирования В этом центре дети конструируют из мягких кубиков замок и трон для шахматного короля Конструируют, украшают по своему желанию. | Центр игры В этом центре могут поиграть в дидактические игры, которые помогут больше узнать о шахматных фигурах Выбирают игры, играют, общаются в процессе игры Получают новую информацию |
Материалы к теме в центрах активности
Центр шахмат
Демонстрационная шахматная доска с фигурами, настольная шахматная доска с фигурами, магнитные фишки, картинки, дидактические материалы, доска для мела.
Центр литературы
Книги о шахматах разных авторов. Портреты чемпионов мира по шахматам. Картины шахматных фигур.
Центр художественного творчества
Краски, кисточки, ножницы, клей, карандаши, цветная бумага, фломастеры, пластилин, картинки по теме «Шахматные фигуры»,
Центр конструирования
Мягкие кубики , кукольный шахматный король
Центр игры
Дидактические игры «Собери шахматную доску», «Чудесный мешочек», игра «Шахматный кубик »
Центр математики
Наглядные пособия (цифры, плоскостные географические фигуры),числовой веер макет-куб ,доска, мел.
Центр познания мира
Настенная географическая карта мира, глобус, иллюстрированные книги.
Центр физкультуры
Мячики, напольная шахматная доска, маски шахматных фигур
Использованная литература:
1.Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы»
2.М.Чандлер, Х. Миллиган «Шахматы для детей», Москва, 2011.
3.Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник – тетрадь, первый год обучения.
4.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
5.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
6.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
7.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
8.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»
Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...
Конспект занятия «В стране шахматных чудес» в старшей группе
На данном занятии педагог даст представление детям о шахматной доске, о вертикальных и горизонтальных линиях, о пешке, на каких полях они стоят, называть их и о правилах игры в шахматы....
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....